Лабиринты воспитания. Сравнение.
День выдался теплый и свежий, середина лета. На игровой площадке для детей, как обычно в это время, веселая возня и радостный смех. Немного замедляю шаг, улыбаясь беззаботной атмосфере. Вдыхаю безмятежность, искренность и какой-то особый уют этого места, внутренне расслабляюсь, засматриваюсь на командную игру соседской детворы.
И тут, в ребячий гомон вторгается резкий голос одной из мам: «Ваня, ну посмотри же, твой друг Кирилл заработал уже пять очков, а ты – ни одного. Сынок, надо постараться!». Мама явно напряжена и раздосадована. Ее сын, мальчик лет пяти, как-то сразу сник, утратив живость и задор, и с грустью взглянул на мать…
Продолжая свой путь, я задумалась, как же много сравнения окружает наших детей. В школах и спортивных секциях, на детских площадках и улицах города, на конкурсах и выставках - своих подопечных сравнивают их тренеры и педагоги, родители и бабушки, последовательно вгоняя детей в комплекс неполноценности.
Сравнение может касаться совершенно любой сферы жизни ребенка: речи, школьных оценок, чистоплотности, различных навыков и умений. Даже внешности! Детей сравнивают с их братьями и сестрами, одноклассниками и друзьями, с собой в их возрасте – в конце концов.
Некоторые родители так пристально следят за успехами чужих детей, что не успевают заняться собственными. Едва ли не каждый школьник слышит нечто вроде: «Все дети написали диктант, один ты – двоечник!». Как вам кажется, что чувствуют сын, или дочь, услышав от родителей что-то подобное? Мне думается, что этот ребенок ощущает боль одиночества, непринятие, несоответствие.
Тот же рисунок взаимоотношений с детьми может выстраиваться и в дошкольном периоде. "Смотри, Егор какой сильный и ловкий, а ты...." – увещевает незадачливого спортсмена его отец. Ребенок еще мал, но его внутренний компас сбит, он уже усвоил, что ориентироваться надо на Егора, а не на себя. Этот ребенок ощущает, что сам он недостаточно хорош. Ведь если не принимают самые родные и близкие, то самопринятие, увы, невозможно.
Сравнивая ребенка, мы включаем его в оценочную систему хороший-плохой, лучше-хуже, правильно-не правильно, совершенно исключая из системы координат как индивидуальность самого ребенка, так и многообразие жизненных феноменов, далеко выходящих за плоскость хорошо-плохо.
Поведение ребенка, живущего в системе оценок, перестает быть естественным, живым и активным. Вместо этого, оно становится реактивным - то есть, реакцией на среду в стремлении избежать негативной оценки.
«Посмотри, какая стройная девочка, как красиво она танцует», - говорит мама Юли, с жалостью поглядывая на слегка полноватую дочь. Юля уже подросток и ей хорошо знакомо это чувство униженности и никчемности, а еще зависти и злости к той незнакомой девочке, которая так прекрасно танцует. В школе и в кругу друзей Юля замкнута и в любом своем начинании видит перспективу провала.
Вероятно, намерения у родителей, использующих сравнение как мотивацию к достижениям и успехам детей, были добрыми. Возможно, таким образом мама и папа хотят показать своему сыну или дочери, какими хотят их видеть. А вот результат получается обратный.
При достаточном количестве повторений, ребенок научается сам критиковать, сравнивать и обесценивать себя.
Ведь когда-то, в детстве, он усвоил, что не способен соответствовать родительским требованиям. В глубине души он уверен, что заслуживает только презрения.
Мучимый страхом провала, подвергающийся сравнениям ребенок решает, что безынициативность - наиболее безопасный для него вариант. Он выбирает «не вылезать», «не выделяться», не привлекать внимания любыми способами. Это именно те дети, которые, зная правильный ответ на вопрос учителя, ни за что не поднимут руку. К чему рисковать? Риск в их опыте – наказуем.
Ситуация усугубляется, когда, в случае успеха ребенка, родители поднимают планку и начинают ждать еще большего.
Ведь чем выше планка родительских ожиданий, тем выше вероятность провала. Как следствие, у ребенка возникает страх успеха, он приходит к выводу, что проще и безопаснее подавить свои способности, чем проявить их.
В итоге: круг замкнулся, негативные сравнения и избыточные ожидания, призванные стимулировать успехи и достижения ребенка, привели к противоположному результату с пролонгированными последствиями.
Самоощущение ребенка, как не успешного и не верящего в свои силы, сказывается и на взрослой жизни.
Взрослый, которого регулярно сравнивали в детстве, не воспринимает всерьез позитивные отклики других людей и, напротив, избыточно остро воспринимает замечания или иронию, а критика для него и вовсе невыносима. Вследствие негативного детского опыта, такой человек старается жить "тише воды", чтобы минимизировать возможность критики, конфликта и любого провала, что ведет и перманентной неудовлетворенности собой и своей жизнью, т.к. уровень требований к себе (по образу родительских требований) непомерно высок.
Что же побуждает родителей сравнивать своих детей? Вероятно, таким образом мамы и папы хотят задать ребенку конкретную цель, образец для подражания. Так же за сравнением может скрываться попытка компенсировать собственный неуспех достижениями ребенка. И, может быть, сравнение это та модель взаимодействия с детьми, которую они усвоили от собственных родителей.
В любом случае, стоит вспомнить, что каждый человек, и ребенок не исключение, - неповторим и индивидуален, у каждого свои способности, свои возможности, свой темп развития.
Для успешной реализации своего потенциала ребенку необходима питательная среда из родительской любви и принятия, эмоциональная стабильность и отсутствие стресса.
Что касается гармоничного развития детей, я напомню о самом, на мой взгляд, эффективном инструменте воспитания: личном примере. Если вы хотите заинтересовать ребенка чтением – читайте! Хотите увлечь его спортом – выберите вид спорта, доставляющий вам удовольствие – и займитесь им!
Пойте со своим ребенком, делайте с ним поделки, танцуйте, изучайте новое. Делайте это, наслаждаясь красотой вашего взаимодействия.
Говорите вашему ребенку, что любите его, что он прекрасен.
Поверьте, результат не заставит себя долго ждать!
Автор статьи – Мария Мухина
Другие статьи в литературном дневнике: