Что стоит за эпатажем?

Лира Югорская: литературный дневник

О боже, какой мужчина!) Подумала я, глядя на фото из Питерского метро.


И вспомнила свою юность, когда было важно " быть не как все". Тогда это было не сложно- даже шорты вызывали бурю эмоций. Когда я, летом, и будучи 42 размера, выходила из парадной в шортах, местная скамейка бабушек, делала равнение на право, как по команде)). На улице, особо рьяные, могли наброситься со словами:" Не на пляже!", на что мои друзья парировали :" Так и не в купальнике!"


Так что каждый выход в шортах был своего рода эпатаж. А сейчас что? В своем 48 размере, и возрасте далеко за 20 , хожу в шортах и никто внимания не обращает, потому как и сами в них же).


Но сейчас у меня нет особого желания эпатировать и собирать внимание .


Что же движет людьми, у которых оно есть?


Больше это присуще подросткам, которые должны во чтобы то ни стало заявить о себе миру.


И часто, так проявляется фиксация на фазе развития, которую Фрейд называет: " страх показать свое лицо и желание показать свое лицо " и соответствует она примерно 5- 6 годам. Если эта фаза прожита травматично, ребёнка не принимали с его проявлениями, его творчество высмеивалось, подвергались нападкам, то происходит фиксация, и травма отвержения будет воспроизводить себя, чтобы исцелиться.


Если вспомнить панков, времён моей юности, то за ярким образцом стоит не выраженный крик: " Обратите на нас внимание! Мы есть!". Его трудно услышать за децибелами музыки, и трудно разглядеть за ярким гримом, но если умыть, посадить перед собой, и быть готовым услышать, то скорее всего там обнаружится мальчик или девочка, которой отчаянно не хватает любви и внимания своих родителей.


Глядя на вполне взрослого мужчину я стала думать, что стоит за его ярким образом?


Может быть он артист оригинального жанра? Но я хорошо знаю артистов, которые в обычной жизни, как правило довольно незаметные люди, со смытым лицом. Им вполне хватает грима, костюмов и внимания на сцене.


Возможно, у мужчины с фото, его внешний вид выполняет несколько сложных функций- привлекая внимание внешне, он становится ширмой для внутреннего мира. Демонстрация одной яркой грани, призвана отвлечь от чего-то личного и ранимого. Человек являет миру не себя, а тщательно подобранный образ себя.


И здесь реализация желания показать свое лицо и страх показать его без прикрас.



Татьяна Ермошина, психолог



Другие статьи в литературном дневнике: