Приведет ли равноправие к исчезновению секса

Лира Югорская: литературный дневник

Удивительная дилемма: если жена приходит домой, обнаружив там свинарник и грязь, то ей вряд ли вскружит голову романтически настроенный партнер на диване, даже если он пышет маскулинностью. Но и хозяюшка с бородой и пылесосом тоже не является символом сексуальной привлекательности. Вот если бы мужчина мог все пропылесосить и убрать, уложить детей, а потом быстренько соорудить из себя знойный секс-символ и встретить меня в чистой квартире с бокалом игристого… Не много ли я хочу? Собственно, а разве не именно этого требуют от женщины?
Традиционное общество к списку женских обязанностей — дом, быт, дети — всегда добавляло еще одну — «быть привлекательной, доброжелательной и удовлетворять сексуальные потребности мужа». Что ж, прошло сто лет, случайно выяснилось, что сексуальные потребности есть и у женщин, и удовлетворять их — это тоже своего рода труд, который вообще до недавних пор не считался необходимым. Когда в эгалитарном союзе мы поровну делим обязанности, выкладывая на стол переговоров списки: дети, покупки, кружки, домашка, школа, отпуска, чистота, продукты, кухня, быт, — забота о сексуальной удовлетворенности в паре становится также общим делом. Оргазмы зависят не от того, у кого пылесос, а от того, кто умеет эти оргазмы дарить. И это приводит к важной третьей мысли.
Количество не значит качество
Вообще идея того, что женщина может заниматься сексом по собственному желанию, а не из чувства долга, и что этот секс еще и должен ее радовать, к сожалению, достаточно нова. Принцип согласия, а также взаимности в удовлетворении сексуальных потребностей друг друга вполне может означать, что женщина просто не хочет секса столько, или не хочет секса такого, или не хочет столько такого секса с этим конкретным мужчиной. Возможно, минус 17,5% секса в эгалитарных браках — это минус 17,5% такого секса. И говорить нам стоит не о разнице в формате брака, где жена делает всю работу и не смеет отказать, а о новой норме секса в браке, включающей в себя, впервые в истории, поправку на желание женщины. Мы живем в эпоху, когда нормы того, как выстраиваются отношения в сексе, меняются. От активного «истребователя» и пассивной «дающей» мы переходим к встрече двух взрослых, равноценных личностей, каждая из которых имеет право на свои желания (часто не совпадающие с желаниями другого), на свой отказ (часто обижающий другого) и на свои потребности (часто невозможные к удовлетворению другим). И качество секса начинает зависеть от того, насколько двое умеют говорить, обозначать свои желания и делать все то, что большинство делать, к сожалению, не умеет. 


Хрупкое эго 
Согласно статистике США, общество пока не очень хорошо переносит ситуацию «добытчица — домохозяин». Данные последней переписи населения показали, что если в семье женщина зарабатывает больше, то, отвечая на вопросы о заработках, мужчины в таких семьях склонны завышать свой доход, а женщины — занижать. Меж тем таких семей все больше: 38% жен зарабатывают больше мужчин. Бизнес и рынок развиваются быстрее, чем культура, пока не готовая принять идею успешной женщины-лидера с той же скоростью, с которой мир наполняется успешными женщинами-лидерами. Риск развода в таких семьях выше на целых 33%.
От чего же страдает хрупкое мужское эго домохозяина, не от пылесоса ли? Нет, оно страдает от обесценивания домашнего труда — того самого, которое уже сотни лет знакомо женщинам. Хочется отметить, что проблема пока имеет узкий характер: даже в Америке, несмотря на то что количество «мужчин-домохозяек» удвоилось за последние десять лет, их общее количество по-прежнему смехотворно, и большинство домашнего труда все еще выполняют женщины. 
Большое исследование 2021 года, которое было проведено среди молодых людей в 23 странах о связи эгалитарных — равноправных — ценностей и сексуального поведения, показало, что на уровне стран эгалитарные ценности имеют прямую корреляцию с безопасностью секса. Это работает и в обратную сторону — ученые обнаруживают у тех, кто следует патриархальной системе ценностей, более низкий уровень так называемой «сексуальной эффективности», а именно способности получать безопасный и удовлетворяющий сексуальный опыт. Они чаще соглашаются не пользоваться презервативами, реже отказываются от неприятного секса, реже способны заявить о своих сексуальных предпочтениях.
Самое крупное в мире исследование компании Durex о сексуальных привычках разных стран, в котором приняло участие 317 тысяч человек на всех континентах, обнаружило, что чем в стране выше уровень равноправия мужчин и женщин, тем больше в среднем сексуальных партнеров у человека за всю жизнь, но это, пожалуй, единственная прямая корреляция. Никакой корреляции между равноправием и количеством секса, количеством оргазмов, длиной полового акта не обнаружено. Однако страны с более эгалитарными ценностями лидируют по падению интереса к браку и более позднему вступлению в брак. Так, в Канаде более половины мужчин и 40% женщин возраста 25–34 лет сказали, что не верят в брак как идею, а 29% — что им прекрасно живется и так.


Получается, сама постановка вопроса, приведет ли равноправие к исчезновению секса, ошибочна. Равноправие влияет не столько на количество секса в браке, сколько на осознание, что моногамный брак длиною в жизнь уже не работает как основная модель. Как говорит психотерапевт Эстер Перель: «Впервые в истории мы экспериментируем с сексуальностью, которая основана на принципе равенства и должна длиться многие десятки лет. Ожидать, что один человек будет нашим бизнес-партнером в корпорации под названием “семья”, лучшим другом и жарким любовником, — нереальное требование для любого. Всегда будет какая-то часть, которую партнер не сможет нам дать. И мы должны принять это. Это парадокс, в котором можно жить, а не проблема, которую нужно решить». Наблюдая за тем, как разрушаются знаки равенства между «супруги» и «родители», между «секс» и «брак», я думаю, что равноправие не приведет к исчезновению секса. Но к исчезновению брака — вполне.


Ольга Нечаева, колумнист журнала "Сноб"



Другие статьи в литературном дневнике: