Об антологиях Земляки и Тени Европы
В 2009 году вышло две поэтических антологии, в которых я участвовал: "Земляки" (М., Ладомир, 2009) и "Тени Европы" (СПб, Алетейя, 2009).
Вот что пишет о первой антологии ее составитель:
В Москве, в издательстве "Ладомир", тиражом 1000 экз., вышла в свет давно обещанная и многими ожидаемая супер-антология современной поэзии "ЗЕМЛЯКИ" - 1100 страниц в твёрдой чёрно-золотой обложке. 170 поэтов из 24 стран надеются на внимание к их творчеству. Стихи этого сборника соответствуют основным традициям русской поэзии: лиричности, эстетичности, гуманизму. Здесь и всемирно известные авторы, и немало новых ярких имён. Несмотря на внушительный объём, книга читается легко и приятно. Сборник несомненно станет прекрасным подспорьем преподавателей гуманитарных учебных заведений и студентов, изучающих русскую литературу.
Владимир Тугов. 2009.03.10. Сайт Шоу Биржа
http://www.showbirja.ru
О презентации антологии:
КОГДА КНИГА ОТДУВАЕТСЯ ЗА ПИИТОВ
Кого только не принимал Малый зал Центрального дома литераторов за последние годы. Действительно, приобщиться к «большим» литературным символам хотят многие. Оттого и проводятся там порой заскорузлые псевдолитературные посиделки, где с умными лицами восседают пожилые и представительные бездельники, причисляющие себя к лику культурных элементов. Впрочем, нередко и противоположное. Или всё же редко? К какому типу мероприятий отнести прошедшую на днях в Малом зале ЦДЛ презентацию антологии поэзии «Земляки», я затрудняюсь. Вроде бы под стильной чёрной обложкой (1100 страниц, это вам не пирожки с котятами) собрались и достаточно любопытные произведения, и выглядит оно внушительно, но впечатление от этого сдулось как воздушный шарик, начавший взлетать, которому в темечко зарядила гайка из лукьяненского «дозора», и… Вышло то, что вышло.
А кормить начинали маслом. Вернее, книгой.
Упруго, многозначно приходит к читателю лирика Сергея Бреля. Слова отталкиваются от бумаги (кажется, порой ты действительно видишь это) и резонируют в тебе – «Полустанок. Июньская дрёма. / Шмель-послушник тоски путевой. / Новобрачные дебри черёмух, // запах сосен и воздух живой…». У Бреля вообще слово – чеканно, видимо, сказывается принадлежность к кинематографической культуре – всё должно быть видимо, но не обязательно – ожидаемо. Скажите, разве вы могли предугадать следующего фрагмента: «Я Вас люблю… безбожно и бесправно, // бессовестно, безумно и легко – / в немую ночь распахнутые ставни // и ревности сухое молоко». И притом, что Брель нарушает современные неписаные законы стихосложения, – нельзя так уж банализировать первую строку, нарисованный образ в тривиальных словах превращается в стереометрическую картинку.
Борис Ильин, недавно появившийся, но уже галопом пробежавшийся по многочисленным литературным брендам, таким как «Новый мир», «Юность», «Москва», «Литературная гостиная» и многим другим, присовокупив к этому несколько критических статей и побед на различнейших форумах от витаковского «Осиянного слова» до тверского «конкурса Петрова», интеллектуально-старомоден. Но как выгодно это смотрится на фоне пустых и нелепых молодых волчат, которые узость ума прячут за непонятным набором слов. Ильин проще для восприятия и сложнее для ума. Его стихи сегодня – милая рефлексия на несколько отдалённую от суровой и горькой реальности, но нынешнюю действительность: «Наслаждаюсь, счастливый, горами скалистыми. // Вся поэзия – цепь высочайших гор. // Здесь великими становятся органистами, // Сотрясающими музыкой скалистый собор. // Впечатленья поспешно схватив, я быстро // Перекладываю на музыку душу мою. // Но беспомощно путаюсь в органных регистрах // И – растерянный, молча в горах стою». Согласитесь, есть что-то милое в этой видимо небрежной, но очень музыкальной поэзии.
Владимир КОРКУНОВ. "Литературная Россия" №24 19.06.2009.
«Земляки». Составитель Владимир Тугов.
М.: Ладомир, 2009
Книга эта о 1100 страницах, да и 1 место в «топе» «Литературной газеты» — неслучайный показатель — труд как-никак колоссальный, и немалое количество талантливых поэтов (равно как и недотягивающих до такого именования) уместились под обложкой. Составитель и редактор — скромный житель Зеленограда Владимир Тугов, задумавший издать серию международных антологий поэзии «Мир говорит на русском». И не только задумавший, но и приступивший к реализации. «Земляки» уже растеклись по свету. А конкретнее — в 24 страны, в коих проживают 170 авторов антологии. Прочитать такой талмудище, да еще и написать о каждом из авторов, в него вошедшем, задача практически невыполнимая. Да и ненужная. В любом подобном издании уживаются и слабые, и средние, и сильные строки.
Расскажем о стихотворениях некоторых его авторов.
Ольга Бешенковская, закончившая земной путь, трогательно делится: «А на поле — господи боже ты мой — / васильки, и ромашки, и маки! / Что ни вечер: иду к ним из дома — домой…». Строки эти вспомнились за день до презентации «Земляков», прошедшей в Малом зале ЦДЛ, когда я оказался в подмосковном Белоозерске. Небольшой поселок, он почти вклинился в развороченную и изувеченную цивилизацию ареала Москвы — меньше часа от Казанского вокзала на электричке. Но какая эклектическая тишина на окраинах! Тишина… А вслушаешься, и вдруг — закукарекал петух, вдруг — залаяли собаки, вдруг — прошуршали покрышки велосипеда, проехавшего по сельской дороге. И как мог притулиться этот поселочек возле всесжирающего мегаполиса, уткнувшись, как в подушку, в инопланетно-футбольное Раменское? Мы гуляли по Белоозерску, любовались озерами… «А то, что у станции — его Срамным называют, — улыбнулась она.— Был такой случай…». Удивительным образом стихи петербуженки-немки Бешенковой о возвращении домой… всплыли в памяти; словно и сам домой возвращаешься, а точнее — куда-то в исконность русскую, забываемую и затираемую повседневьем.
Борис Ильин (известный по публикациям в «Новом мире», «Юности», «Москве» и др.) интеллектуально-старомоден. Его стихи — рефлексия на несколько отдаленную от суровой и горькой реальности действительность: «Наслаждаюсь, счастливый, горами скалистыми. / Вся поэзия — цепь высочайших гор. / Здесь великими становятся органистами, / Сотрясающими музыкой скалистый собор. / Впечатленья поспешно схватив, я быстро / Перекладываю на музыку душу мою. / Но беспомощно путаюсь в органных регистрах / И — растерянный, молча в горах стою». Как вершины гор — неровны и разнолики, как музыка чарует звуками разной длины, так и поэзия, погружаясь в них, аккумулируясь с природой и величием скалистого собора, и неровна, и разнолика.
В книге немало имен, известных ценителям поэзии: Вадим Ковда, Сергей Брель, Амирам Григоров, Игорь Козлов, Феликс Чечик, Михаил Окунь, Евгений Минин и др. И самое главное здесь не то, что они собраны под одной обложкой, что внушительного вида книга является еще и историческим документом, — а то, что находятся люди, подвижники, которые готовы созидать в наше несозидательное время. Отдавать себя, свое время, свои силы да и деньги — на поэзию. Без всякой уверенности в том, что будут услышаны (тираж-то у «Земляков» всего 1000 экземпляров). И все-таки они делают свое дело. И Владимир Тугов — из их числа.
Владимир КОРКУНОВ. "Зинзивер" №7(39)- 2012.
Антологию "Тени Европы" составил Борис Марковский. 27 авторов, из которых 26 проживает в Германии. 304 с., тир. 500 экз. Рецензий и отзывов на книгу не обнаружено.
Другие статьи в литературном дневнике: