О сб. Петербургская поэтическая формация

Михаил Окунь: литературный дневник

Из всего, написанного о сборнике "Петербургская поэтическая формация" (СПб, Лимбусс Пресс, 2008) - напр., Е.Степанов, "Знамя" №9-2008; К.Комаров, "Урал" №10-2009; Д.Трунченков, krupaspb.ru - приведу отзыв Григория Дашевского на сайте imhonet и отчет о презентации из "Коммерсанта".


Недавно в Петербурге вышел сборник "Формация", куда вошли стихи 122 петербургских поэтов — от знаменитых до совсем молодых и неизвестных. Критик Виктор Топоров написал об этом сборнике так: ""Братская могила", она же поэтический сборник "Формация", — это лирический Гайд-парк пополам с зоопарком. Свобода самовыражения (и самообнажения) предоставлена всем... Вот ревет носорогом настоящий поэт (один из очень немногих), вот сучит ножками карликовая лошадка, вот вспоминает вкус былого меда облезлый медведь, вот ухают, не разбирая времени суток, совы, вот передразнивают предшественников и предшественниц обеего* пола макаки". Читатель скажет: "Критик Топоров давно превратился в машину для равномерного извержения ядовитой грязи; попасть под ее брызги — происшествие не литературное, а бытовое; что тут интересного?" Интересного тут вот что: цитата взята не из рецензии в каком-нибудь издании, где функционирует эта машина, а из предисловия к самому сборнику "Формация". Новое слово в книгоиздательской этике сказал не критик Топоров, а издательство "Лимбус Пресс" и составители К. Коротков и А. Мирзаев, без ведома авторов заказавшие ему предисловие к сборнику. Автор, читатель, критик — эти персонажи литературной сцены могут превращаться во врагов. Такое превращение заложено в исходной драматургии литературы, его мы и называем литературным скандалом. Но автор предисловия — это всегда друг писателя (со всеми вариациями этой роли — наперсник, наследник, учитель, ученик, исследователь и т.п.), поэтому его нападение на писателя — не акт литературной вражды, не скандал, а мелкое свинство, свидетельствующее о полном непонимании того, как устроена литература. Правда, по советской литературе мы знаем и традицию оскорбительных предисловий. Над умершим классиком, реакционным иностранцем или бесправным, как мертвец, живым советским писателем идейно подкованный автор предисловия мог издеваться как угодно. В 1933 году Каменев в предисловии к "Началу века" Андрея Белого писал о его "культурной безграмотности", "интеллигентском блудословии", "идейном фокусничестве" — и друзья Андрея Белого считали, что это предисловие стало причиной его смерти. В советских предисловиях унизительная ругань не была самоцелью — она демонстрировала читателю сокрушительную силу верной идеологии. Составители и издатели "Формации" тоже служат идеологии, но современной, которая выражается не словами предисловия, а самим его наличием, самой ситуацией унижения авторов. Ключевая формула текущей идеологии, как известно, звучит так: "ради карьеры, известности, успеха любой человек готов унижаться сам и унижать других". И чем искреннее мы сами подчиняемся этой формуле, тем охотнее смотрим на любое ее подтверждение — смотрим на то, как участники реалити-шоу едят живых тараканов, а сотрудницы банков раздеваются догола для корпоративных календарей. Теперь "Лимбус Пресс" хочет нам внушить, будто поэтов и их читателей тоже можно вовлечь в эту массовую игру. "Все едят тараканов — и они будут есть, не баре". Удивительно гнилая затея; хорошо бы она провалилась.


Григорий Дашевский. Сайт imhonet


http://books.imhonet.ru/element/365561/


* в предисловии г. Топорова макаки именно "обеего" пола. (М.О.)


Антология патологий
Петербургские поэты поссорились с критиками


В Петербурге состоялась "Ночь П." — вторая презентация сборника "Петербургская поэтическая формация", вышедшего в издательстве "Лимбус Пресс". Во время чтений в клубе Achtung Baby поэты, недовольные предисловиями Виктора Топорова и Дмитрия Быкова, потребовали от критиков публичных объяснений. "Ночь П" пережила КСЕНИЯ ДРУГОВЕЙКО.
Поначалу мероприятие было заявлено под названием совершенно недвусмысленным — "Ночь пожирателей поэзии". Однако за пару дней до пира ненасытных читателей компания Tveen Media напомнила "Лимбус Пресс" о своих правах на брэнд "Ночь пожирателей" — всего, чего бы то ни было. Издательские деятели название срочно подкорректировали, и "Ночь П." стала часом Ч для оскорбленных петербургских поэтов, которые долго этого часа ждали.
"Петербургская поэтическая формация", составленная Кириллом Коротковым и Арсеном Мирзаевым, включила в себя стихи 122 авторов, среди которых наберется десятка полтора значительных (или признанных таковыми) имен, несколько десятков имен "тусовочных", широко известных в узких кругах, столько же имен почти никому не известных. Вопрос о справедливости отбора здесь неизбежно остается без ответа. Отдельное внимание обращают на себя (хотя нисколько его не заслуживают) те, с чьим творчеством совершенно противопоказано знакомиться любому пишущему хоть стихи, хоть прозу, хоть регулярные жалобы в ЖЭК человеку. Господа, о которых идет речь, — большие специалисты по части разнообразных организменных реакций и физиологических тонкостей, причем центр организма для этих авторов неизменно находится ниже пояса.
Вот эту-то пеструю антологию и открыли два весьма скептических предисловия — Дмитрия Быкова и Виктора Топорова. Поэты, разумеется, потребовали сатисфакции. В начале лета на презентации сборника, прошедшей в Центре современной литературы и книги, так и не появились ни представители издательства, ни авторы вступительных "полемических заметок". В итоге, разгоряченные пииты, мечтавшие "пустить критикам кровь", даже собственный пар толком выпустить не смогли. Этот пар они заботливо берегли до того момента, как Виктор Топоров, на которого поэты обиделись особенно, согласился публично проговорить в клубе то, о чем прежде исключительно доходчиво написал в сборнике.
Рассуждая о положении поэзии в сегодняшнем Петербурге, сегодняшней России да и мире в целом, господин Топоров нашел единственное, по его мнению, подходящее сравнение, а именно — с театральной самодеятельностью, которую непременно организовал бы жаждущий зрелищ народ, если бы однажды исчезли все виды театров, а заодно с ними — театральные и музыкальные институты и училища. Поэтическая самодеятельность, по мысли критика, может принимать самые разные формы и сколь угодно часто менять формации, но самодеятельностью останется навсегда. Петербургская "Формация" в этом смысле от прочих не слишком отличается: Виктор Топоров назвал ее "лирическим Гайд-парком пополам с зоопарком".
Дискуссия между Виктором Топоровым и непризнанными гениями, которая была главной "приманкой" "Ночи П.", феноменальным образом провалилась: вопросов к критику хватило минуты на три. Начались чтения.
Принять участие в них, на беду, согласились исключительно физиологи-матерщинники, сторонники нетрадиционных методов расширения сознания и просто откровенные графоманы — во время слушания последних бороться с желанием топать ногами и визжать было почти невозможно. Из тех, кого действительно хотелось услышать, в зале оказались только Алексей Ахматов и Сергей Носов, но они свои стихи читать не стали. Господин Ахматов после прослушивания словоохотливых "собратьев по перу" заявил, что готов теперь полностью согласиться со всем, что написали Дмитрий Быков и Виктор Топоров. Господин Носов сослался на плохую память, хотя зрителям было прекрасно видно, как неловко чувствует себя подлинный писатель в случайной для него компании. Справедливости ради нельзя не напомнить, что среди поэтов, чьи стихи представлены в "Формации", есть те, кто изменил бы представления об этом сборнике уже одним фактом своего появления в Achtung Baby — книга, как ни крути, все-таки выполнила одну из целей, заявленных составителями, явив собой честный срез нынешней литературной действительности. Но таковые в клубе замечены не были. Большинству остальных хотелось задать лишь один вопрос: "Поэтом можешь ты не быть?".


Газета "Коммерсантъ С-Петербург", №154 (3971), 29.08.2008



Другие статьи в литературном дневнике: