О. Лекманов
Конечно, Блок высмеивает свои вчерашние идеалы, но все равно продолжает их воспевать, потому что другого выхода у него просто нет. Поэзия, согласно убеждениям младосимволистов, не может лишь отрицать, она должна и утверждать.
Максимально точно и прямо свою авторскую позицию этого периода Блок изложил в
заключительных строках стихотворения «Балаган», которое было написано через семь месяцев
после «Незнакомки», в ноябре 1906 года:
В тайник души проникла плесень,
Но надо плакать, петь, идти,
Чтоб в рай моих заморских песен
Открылись торные пути.
Да, идеальный внутренний мир героя и автора безнадежно разомкнут. В него «проникла»
пошлость внешнего мира, но бросать когда-то начатое не следует ни в коем случае. «Надо плакать, петь и идти», и тогда читателю и автору откроются «торные пути» в утраченный «рай»,
в высокий мир Прекрасной Дамы. Иными словами, если внешнее (реальное) поглотило внутреннее (идеальное), нужно не отчаиваться, а попытаться во внешнем распознать внутреннее,
а затем отвоевывать это внутреннее у внешнего.
Другие статьи в литературном дневнике: