Поющие Сердца зовут... Часть 16

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Давненько мы не продолжали сей сказ.
Выбили меня из привычного графика публикаций...


ИТАК...


…На следующий день, выйдя из дому часа на два пораньше, Большаков направился не на концертную площадку, а в Московскую областную филармонию, где договорился встретиться с Валерием Гольденбергом, который когда-то был администратором легендарной группы «Аракс», настолько успешной, что министерству культуры во времена борьбы с роком пришлось использовать спецсредства, чтобы расформировать этот ансамбль.


Ныне Гольденберг работал с группами «Браво», «Зеркало мира», «Лотос» и «Рондо», которые в составе программы «Молодые – молодым» разъезжали по всей стране, собирая аншлаги на стадионах и во дворцах спорта.


Общаясь со своими друзьями – музыкантами из групп «Рондо» и «Лотос», Большаков не раз слышал от них, насколько удобно, приятно и комфортно было работать с Гольденбергом, который, в отличие от большинства советских продюсеров, исповедовал так называемый «западный» подход: он не скрывал, что зарабатывает на артистах деньги, но при этом гарантировал музыкантам приличную зарплату, самую лучшую аппаратуру, лучшие концертные площадки, «люксы» в гостиницах – то есть все, что было необходимо для успешного творчества.


Гольденберг был очень авторитетным человеком в филармоническом мире, он презирал существовавшие тогда законы и делал все, что хотел. Он был пионером в деле «обувания» советской власти, он первым придумал двойные билеты. Он делал такие деньги, что можно было осатанеть по тем временам. Когда они собирали на стадион 10 000 человек, а билеты стоили 3 рубля, это получалось 30 000 рублей. Это – три «Волги», а более престижного автомобиля во времена советской власти не было.


Но Гольденберг отчитывался за продажу якобы половины билетов, немного денег давал музыкантам (они у него получали не ставку, а деньги в конвертике), а остальные деньги спокойно брал себе. Несколько раз он отбывал срок за частнопредпринимательскую деятельность, то есть за организацию «левых» концертов, тем не менее никто так и не смог его завалить. Гольденберг был просто глыбой, мощнейшей фигурой зарождавшегося отечественного шоу-бизнеса. И вот к такому человеку направился Андрей Большаков…


На уютной улице Волхонке в Московской областной филармонии Андрей встретился с Гольденбергом. Разговор происходил на лестничной площадке.


- У нас есть группа... - начал Андрей.


- Группа... - с сомнением повторил Гольденберг.


- Называется «Ария», - продолжал Андрей.


- «Ария», - снова эхом отозвался продюсер. Подумав немного, добавил:


- Да, я что-то про вас слышал...


Большаков решил, что вступление затянулось, и ринулся в бой:


- Валера, у нас повсюду аншлаги!


Гольденберг долго и внимательно смотрел на него. Потом произнес:


- Что значит «аншлаги»?


- У нас аншлаги всегда и везде!


- Аншлаги? - голос Гольденберга наполнился иронией.


- Да!


- Всегда и везде?


- Да!


Продюсер вновь надолго замолчал. Затем изрек:


- Не может быть.


- Может! – воскликнул Андрей. – Поверь, так и есть!


- Один коллектив собирает аншлаги?


- Да! Валера, поверь!


На этот раз молчание затянулось, казалось, навсегда.


- Это интересно, - произнес наконец Гольденберг.


- Приезжай, Валера, к нам на концерт! – обрадованно сказал Андрей. – Сегодня, в «Дружбе»!


- В «Дружбе»? – то ли засомневался, то ли уточнил тот.


- Ну да, в «Дружбе», то есть в Лужниках, в «Черепахе»! – постарался как можно доходчивее объяснить Андрей.


На этом разговор закончился, и Большаков уехал. Он не был уверен в успехе беседы - слишком много сарказма звучало в голосе продюсера. Море иронии и никаких гарантий.


Но Андрей ошибался.


Он просто не знал Гольденберга.


А Гольденберг действительно пришел на концерт. Сначала он прогулялся по дворцу спорта, придирчиво разглядывая людские потоки, льющиеся в двери, прислушиваясь к фанатским песням, речевкам и разговорам, заполнившим в этот вечер все пространство «Дружбы». Затем Гольденберг прошел за кулисы и направился в гримерку к музыкантам.



...После разговора с Холопенко Векштейн пребывал в полной уверенности, что он перекрыл беглецам кислород и они никуда уже от него не денутся. Он размяк, много шутил и был необычайно доволен собой. И вдруг в разгар его полушутливой-полупоучительной тирады, отпущенной в адрес музыкантов, в гримерку вошел Гольденберг. Увидев его, Векштейн побелел и замолк на полуслове: воевать с Гольденбергом он не мог, ему просто не хватило бы на это сил - и он это знал. Виктор Яковлевич понимал, что Гольденберг отнюдь не случайно оказался во дворце спорта, он приехал сюда специально, чтобы продемонстрировать ему свое превосходство. Музыканты тоже замолчали и застыли, наблюдая за маневрами двух продюсеров. А Гольденберг, как бы ни к кому не обращаясь, бросил в тишину замершей гримерки:


- Ну так вы скоро заканчиваете? Это у вас последний концерт? Так я вас жду… - и тут же ушел.


Большаков, Молчанов, Грановский и Покровский, как по команде, вскочили со своих мест, побросали инструменты и кинулись вслед за Гольденбергом. Они нагнали его только уже у выхода в зал, окружили, заговорили все разом:


- Валера, как хорошо, что ты пришел!


- Валера, на концертик-то останешься?


- А зачем? - отозвался Гольденберг. - И так все видно…


Говоря это, он сделал вращательное движение шеей, как штабс-капитан Овечкин из фильма «Новые приключения Неуловимых». У него просто была простужена шея, но получилось так, словно он охватил этим движением наполнявшийся зал от края до края.


- Одно мне непонятно: а чего вы от Векштейна-то уходите?


- Мы уходим от Векштейна, - ответил Большаков, - потому что он постоянно вмешивается в творчество, а нас это не устраивает.


Гольденберг рассмеялся:


- Я люблю деньги, а творчество мне до лампочки! Если музыка продается, я буду ее продавать! - и бодрыми и уверенными шагами направился к выходу из дворца спорта…


Несколько дней спустя, когда смолкли и рев фузза, и рычание дисторшна, возвестившие победное пришествие «тяжелого металла» в столицу, Большаков с Молчановым подъехали домой к Векштейну, чтобы забрать подписанные им заявления об уходе. Когда все формальности были улажены, Виктор Яковлевич достал из серванта бутылку хорошего французского коньяка:


- Ребята, давайте выпьем!


Большаков и Молчанов удивленно переглянулись.


- Заявления об уходе я вам подписал. Если бы я вам предложил выпить до того, как я это сделал, то вы могли бы что-то заподозрить, а теперь вы уже не работаете у меня…


С этими словами он открыл бутылку и разлил коньяк по рюмкам. У Векштейна дома было много редчайших для того времени вин, коньяков и разных заморских настоек, которые он постоянно распивал с друзьями, за что Тоня на него чуть ли не каждодневно орала. Но с музыкантами он не пил никогда. Возможно, это был единственный случай, когда он нарушил традицию и вскрыл свою знаменитую коллекцию алкогольных напитков ради музыкантов.


- Ребята, поймите меня! Мне же очень трудно! – сказал Векштейн, когда Большаков и Молчанов пригубили напиток и вслух оценили его высокое качество. – Возможно, я что-то делал не так, где-то перегнул палку, но ведь помимо дел у меня есть семья, у меня есть жена, которую я люблю, которую я не могу бросить, и я должен был сделать так, чтобы вы ей аккомпанировали!


Андрей, слушая Векштейна, едва не прослезился. Векштейн, грозный руководитель, с которым последние полгода он вел борьбу не на жизнь, а на смерть, вдруг открылся ему с другой, человеческой стороны. И оказалось, что внутри он удивительно тонкий и мягкий человек. «Ну что же вы раньше-то, Виктор Яковлевич, не поговорили с нами так!» - думал Большаков. И тоска вдруг защемила сердце, и ему вдруг захотелось вернуться в ДК имени Свердлова, где все так хорошо начиналось.


Но все пути назад были уже отрезаны…


Когда музыканты приехали в Москонцерт, чтобы забрать свои трудовые книжки, им передали, что их хочет видеть один из руководителей филармонии.


- Жаль, что вы уходите от нас, - сказал начальник, когда ребята прошли в кабинет. – Может быть, вы все-таки передумаете и останетесь? Слушайте, есть такой вариант... Мы забираем вас у Векштейна, делаем вас отдельной группой, название как-никак принадлежит Москонцерту, а отнюдь не ему лично, а Виктору Яковлевичу выделяем ставки, чтобы он набрал для Тоньки... mille pardones... для Антонины Жмаковой... аккомпанирующий состав. Вам же возьмем нового музыкального руководителя. Я тут недавно разговаривал со Стасом Наминым, и он просто-таки горит желанием поработать с вами. Ну как, ребята? По рукам, а?


- Все это было бы отлично, - сказал Андрей Большаков, - но мы уже пообещали Гольденбергу, что идем работать к нему. И мы не хотели бы нарушать данное ему слово...


Автор Яндекс-дзена: В. Марочкин о музыке



Другие статьи в литературном дневнике: