Не брат ты мне...Автор: Maxim Olenev То, что в Советской армии кон. 80-х годов буйным цветом процветало т.н. «землячество», я узнал, естественно, только в части. Эту тему стоит особенно осветить. Итак. Землячество – это объединения солдат по национальным признакам. В нашей огромной стране проживали люди около 100 национальностей. В небольшом количестве кавказцы относительно безобидны. Они не нарушали единства коллектива, не разрушали сложившуюся иерархию дедовщины. Но деды их побаивались и держали на некотором отдалении. Попав в число избранных, или просто оказавшись предоставленными самим себе, кавказцы отличались чрезмерной и зачастую бессмысленной жестокостью по отношении к окружающим. У них есть только две психологические модели поведения: они либо признают других выше себя по статусу, либо ниже; представителей иных национальностей они в принципе не считают за равных. Кавказцы понимали только язык силы! Когда кавказцев в части становится слишком много, ситуация совершенно выходит из-под контроля. Они полностью подминают под себя дедовщину, переставая держать с дедами относительный нейтралитет, вводя в отношения в подразделении свою чрезмерную жестокость. Стоит ли говорить, что они полностью подменяют собой дедов в самом худшем смысле этого слова и превращают молодых в личных рабов. Все это имело под собой историческую основу. Горские народы, которые были покорены Россией лишь в 60-х годах XIX века, всю свою историю только и занимались, что набегами на соседние земли. Воинственность была в их крови! Причем, методы ведения войны у кавказцев оказывались весьма своеобразны. На Кавказе шли в основном карательные экспедиции. Горцы уклонялись от прямых боевых действий, совершая набеги, отражать которые русские так и не научились. Нанести ответный удар было некуда: захватив добычу, горцы как ни в чем не бывало разбредались по домам. И сколько не выставляли блокпостов, наступление сумерек грозило новой вылазкой. **** Украинцы (или хохлы, как мы их величали) были весьма разнообразны. Столичные ребята из Киева считали себя «голубой кровью», были весьма заносчивы. Выходцы из Донецка всегда были очень сплоченными, но быдловатыми, что являлось следствием их пролетарского бытия (их предки, да и сами они – шахтеры, всю жизнь проводившие под землей). Быстроговорящие одесситы стремились любую проблему «заболтать» по принципу: ты мне слово, я тебе – два. Именно украинцы могли добиваться максимальной выгоды из минимума возможностей благодаря своей природной хитроумности (во многом примитивной). Стремление к успеху, желание сделать быт и жизнь комфортнее, умение работать и отдыхать. В армии бытовало ироничное выражение: «Хохол без лычки, что справка без печати» (варианты – ванна без затычки, или более нецензурное), которым высмеивалось стремление парней с Украины получить какое-нибудь звание выше рядового для повышения на родине своего авторитета. **** Из среднеазиатов (по армейской терминологии – чурок) можно выделить узбеков, как самых умных и хитрых. Среди всех представителей советского Туркестана они были, можно сказать, «градообразующей нацией». Остальные все стояли на ступень ниже. Как правило, узбеков всегда было больше. Если их количество превышало разумные пределы, они пытались навязывать свое верховенство. Самыми недалекими считались киргизы и туркмены. Но и они тоже группировались. **** Закавказские народности были представлены единицами, но и о них можно сказать несколько слов. Грузины были позаносчивее, считая себя нацией №1 в Закавказье. Первоначально (до событий в Сумгаите и Нагорном Карабахе) довольно дружно вели себя армяне и азербайджанцы. **** Прибалтов было единицы. Молчаливы и тугоумны (как в анекдотах). В основном их посылали служить далеко от родины – в Сибирь, на Дальний Восток, на Украину. *** Россияне же все были разобщены. Ребята с регионов держались особняком. Рязанцы, смоляне, туляки, нижегородцы – все держались особняком. Особенно не любили москвичей и питерцев. Часто нацмены могли прессовать вятских или ростовских парней, а воркутинцам или челябинцам было на это абсолютно наплевать. Я был воспитан в духе всеобщего земного братства и справедливости, честности и пролетарского интернационализма, и искренне верил, что все люди – братья. Да и вообще, я был компанейского свойства и со всеми всегда находил общий язык. В кругу моих друзей и знакомых всегда было много представителей разных национальностей нашей великой и могучей страны. Но, попав в армию, я очень быстро осознал, что чурка мне совсем не брат, и хохол с молдаванином – тоже. Да и белорусы держатся особняком. Мало того, русские ребята с карельского города Сортавалы – тоже мне не братья и как-то подозрительно косятся… При этом было крайне любопытно, что должности в армейской среде также могли передаваться «по наследству». Хлеборезами и каптерщиками, как правило, становились либо среднеазиаты, либо кавказцы (иногда хохлы). К себе на смену они старались, естественно, взять земляка из молодых. Общий итог. Титульная в стране нация подчиняла себе всех остальных во всем и везде. Формально существовала демократия, но на деле (особенно в армии) это всегда ощущалось. ____________
belousowa-larisa5757 УК № 1236 Peter Petrov Ditmar Westhoth Местный Джон Сильвер Сергей Углов Владимир Павлов Слав Славыч Владимир Павлов Слав Славыч Владимир Павлов Слав Славыч Владимир Павлов Слав Славыч марат халиков Вова Вова Zurab Tedeev And.Prochorov Zurab Tedeev Валерий Т Юрий Корот сергей шестопалов алик 1 tumanevich Женя ЖеняЖеня Виктор Иванов © Copyright: Вячеслав Дорошин, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|