Интересные факты о киношных мушкетёрах

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

«Д’Артаньян и три мушкетёра» – советский трёхсерийный музыкальный приключенческий телефильм по роману Александра Дюма-отца «Три мушкетёра», снятый в 1978 году на Одесской киностудии известным режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию.


Из-за судебной тяжбы Юнгвальд-Хилькевича с Марком Розовским (автором сценария) и Юрием Ряшенцевым (автором текстов песен, звучащих в фильме) картина год пролежала на полке. Телепремьера на Центральном телевидении состоялась только 25 декабря 1979 года, хотя могла состояться на год раньше.


Позднее на экраны вышли три продолжения фильма:
1992 – «Мушкетёры двадцать лет спустя».
1993 – «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя».
2007 – «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини».


Съёмки фильма проходили с 1 апреля по 9 августа 1978 года во Львове, Одессе, Свиржском замке и Хотинской крепости. Далее в течение трёх месяцев шёл монтаж трёх серий.


Премьера фильма предполагалась уже в конце 1978 года, но из-за конфликта режиссёра Георгия Юнгвальд-Хилькевича с автором сценария Марком Розовским и автором текстов песен Юрием Ряшенцевым картина год пролежала на полке. Юнгвальд-Хилькевич без ведома Розовского внёс значительные изменения в сценарий, а также уговорил Вениамина Смехова написать другой текст к «Песне Миледи», что не было обозначено в титрах фильма, а следовательно этот текст приписывался Ряшенцеву. Авторы подали иск в суд на режиссёра. В одном из интервью Ряшенцев рассказывает об этом: «Там было 30 с лишним песен моих. Снимали во Львове это дело и в какой-то момент им понадобилась ещё одна песня. И они меня не нашли, хотя до сих пор всегда находили. И сами написали эту 31-ю песню – «Песня Миледи». Там были жуткие слова: «Я провинилась чистотой, я провинилась красотой». Я сказал: «Воля ваша, вы режиссёр и можете включить её в фильм, но, будьте любезны, в титрах написать, что эта песня принадлежит перу не Ряшенцева, а того, кто написал». Они этого не сделали, потому что если бы была упомянута фамилия автора этой песни, пришлось бы и ему платить. Я подал в суд и выиграл». Ряшенцев и Розовский выиграли суд, хотя желаемых ими изменений в фильм всё же не внесли. В результате картина вышла на экраны только в конце 1979 года, а председатель Гостелерадио Сергей Лапин в течение пяти или шести лет не допускал Розовского и Ряшенцева к работе на телевидении.


Поскольку фильм снимался по сценарию, написанному Марком Розовским для театральной постановки в московском ТЮЗе (этот спектакль был поставлен Александром Товстоноговым в 1974 году), режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич переделал этот сценарий на 50 процентов, поэтому для фильма понадобилось несколько больше музыкальных номеров. Таким образом из спектакля в картину вошли такие номера, как «Баллада о дружбе» («Когда твой друг в крови…»), «Баллада об опасной дороге», а непосредственно для фильма были написаны «Песня мушкетёров» («Пора-пора-порадуемся…»), «Баллада Атоса», «Бургундия, Нормандия…». Однако же у Юнгвальд-Хилькевича на всю жизнь остались большие претензии к поэту Юрию Ряшенцеву по поводу некоторых текстов песен. Об этом Георгий Эмильевич подробно написал в своей книге воспоминаний «За кадром» и высказался в публичном интервью: «Там были песни, которые для меня и мелодически, и по текстам отвратительны. Я вообще не люблю такие вещи, как «Лилон-лила, лилон-лила…», мне это очень не нравится. Так же как все эти французские вкрапления, они мне тоже не нравятся. Мне по сей день не нравится это «Пуркуа па». Вся страна, не знающая французский язык, на тысячах встреч, где я был, спрашивала меня, мол, что такое «Полклопа»? Я отвечал, что это не «Полклопа», а по-французски – «Пуркуа па». Здесь все претензии к авторам песен».


Изначально Михаил Боярский должен был исполнять роль графа Рошфора. Но однажды он опаздывал на репетицию. Когда он, запыхавшийся в суматохе и спешке, ворвался на съёмки, перед режиссёром предстала такая эффектная картина, что он сразу же определил кандидатуру на главную роль. Ввиду того, что на роль д’Артаньяна был уже утверждён Александр Абдулов, сначала Юнгвальд-Хилькевич предложил Боярскому на выбор – сыграть Атоса или Арамиса, а уже потом, благодаря ходатайству композитора Максима Дунаевского, доверил роль д’Артаньяна, так как Абдулов не справился с музыкальным материалом. Кроме того, против кандидатуры Абдулова выступила также Алиса Фрейндлих. Игорь Старыгин же попал в картину на роль Арамиса уже по рекомендации самого Боярского, который увидел его в фильме «Доживём до понедельника».


На роль Атоса пробовался Юрий Соломин. Затем в роли Атоса должен был сниматься Василий Ливанов, но, превосходно сыграв на пробах, в назначенный срок не явился на съёмки. Группа была в простое. Когда разгневанный режиссёр в Театре на Таганке увидел Вениамина Смехова в роли Воланда, он, не раздумывая, предложил ему стать Атосом. Смехов согласился. Смехов был сильно занят работой в театре, поэтому на съёмки в Одессу летал по выходным, и в ряде эпизодов его подменял дублёр. Поэтому в некоторых сценах Портос и Арамис показаны вместе и лицом, а Атос – спиной (например, после первой дуэли в монастыре, сцены в кабачке, сцена «штурма» стены Бетюнского монастыря). В проходе после смерти Констанции дублёра видно и спереди, хотя он старательно прячет лицо, низко склонив голову.


На роль Констанции была утверждена Евгения Симонова, но режиссёру пришлось взять Ирину Алфёрову – только с её участием дозволялось участие Боярского. Сам Юнгвальд-Хилькевич был очень разочарован игрой Ирины. Из солидарности с Евгенией Симоновой Игорь Костолевский отказался от роли герцога Бекингэма, на которую был утверждён.


Роль Миледи должна была исполнять Елена Соловей, но она не смогла сниматься из-за беременности. Тогда режиссёру Георгию Юнгвальд-Хилькевичу пришлось обратиться к Маргарите Тереховой, которая тоже оказалась на тот момент беременной, но ради участия в съёмках сделала аборт. В одном из интервью Маргарита Борисовна поведала, что все съёмки «Мушкетёров» провела в седле. Это не так – за неё скакала профессиональная всадница – каскадёр Лариса Джаркас (Ханько). Верхом Терехова снималась единственный раз на крупном плане в сцене осады Ла-Рошели. Маргарита Борисовна и её дублёрша конфликтовали на съёмках. Им сшили один костюм на двоих, но Лариса была выше Тереховой, крупнее, и в первом же дубле камзол треснул по швам. Да ещё и весь пропитался конским запахом. Разгневанная Терехова заявила: «Я не надену это! Лошадью воняет, задохнуться можно!» Срочно сшили другой.


Госкино выделило на съёмки фильма довольно маленький бюджет, поэтому часть реквизита изготавливалась из подручных материалов. Перед съёмкой сцены Мерлезонского балета в Одесском оперном театре режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич был вынужден пойти на рынок, накупить бижутерии и всю ночь мастерил «алмазные подвески для королевы» у себя в гостиничном номере. Точно так же Юнгвальд-Хилькевичем был изготовлен «эфес для шпаги д’Артаньяна», который он паял из деталей антикварной настольной лампы. А украшения на мушкетёрских одеждах были сделаны из фольги по пять копеек за метр.


На съёмках Михаил Боярский получил серьёзную травму, когда снимали сцену Мерлезонского балета в Одесском оперном театре. Граф Рошфор, которого играл Борис Клюев, был задуман как человек, который никогда не вынимает шпаги из ножен, поэтому его обучением практически не занимались. Но в одной сцене Клюев не выдержал и выхватил клинок. В результате его шпага проткнула нёбо Боярскому и буквально сантиметр не дошла до мозга. Для Боярского всё обошлось без тяжёлых последствий. Основной постановщик трюков на картине Николай Ващилин в своём интервью выдвинул несколько иную версию, заявив, что травму Боярскому нанёс не Борис Клюев, а сам Владимир Балон, который разрабатывал эту сцену во время отсутствия Ващилина. Сам же Борис Клюев опроверг эту версию, и прокомментировал ситуацию следующим образом: «Снимали сцену тройного поединка на шпагах д’Артаньяна, Рошфора и де Жюссака, которого играл Владимир Балон. Мы должны были скрестить шпаги на лестнице, снимали в Одесском оперном театре. Когда репетировали, всё шло замечательно, но на съёмках ускорили темп фехтования. И вот Миша Боярский, сильно замахнувшись клинком, направил мою шпагу прямиком себе в лицо. Она выбила ему зуб и оцарапала горло. Однако он, как истинный профессионал, продолжил сниматься. Потом я узнал, что эта травма весьма распространена у фехтовальщиков».


На роль Портоса пробовался Георгий Мартиросян (в итоге он сыграл одного из гвардейцев кардинала). В одном из интервью Мартиросян рассказал об этом следующее: «Когда Георгий Юнгвальд-Хилькевич задумал снимать «д’Артаньяна и трёх мушкетёров», то роль Портоса предложил мне. Сделали пробы и обычные, и расширенные, он остался доволен. И вдруг звонит: «Слушай, Жора, а что плохого ты сделал Ждановой?» — «А кто это?» — спрашиваю. Оказалось, что первый зампред Гостелерадио СССР, которая окончательно утверждала актёров, категорически высказалась против моей кандидатуры. Понятия не имею почему. Юнгвальд-Хилькевич ещё дважды вызывал меня на пробы, пытался бороться, но чиновница была непреклонна. В «Мушкетёрах» я всё же снялся – сыграл гвардейца кардинала. Юнгвальд-Хилькевич таким образом дал мне заработать. Причём платил не как массовке, а по личной ставке – 15 рублей за съёмочный день. Выходила приличная сумма!». Однако, по утверждению режиссёра, он заранее знал, что Портоса будет играть Смирнитский. На первых порах ему делали накладной живот, пока Смирнитский сам не набрал нужный для съёмок вес.


* * *


«Мушкетёры двадцать лет спустя» – четырёхсерийный художественный телефильм, снятый объединением «Союзтелефильм» (совместное советско-французское предприятие «Москва», фирма-студия «Катран») при участии Одесской киностудии по мотивам романа А. Дюма-отца «Двадцать лет спустя», продолжение фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра». Съёмки фильма начались летом 1990 года и проходили в течение десяти месяцев в Таллине, Ленинграде и Одессе. В августе 1991 года на студии «Рекорд-класс» были записаны песни для фильма в исполнении Игоря Наджиева. В 1992 году работа над фильмом (озвучание и монтаж) была окончена, премьера состоялась на Центральном телевидении в канун Нового года.


Запись песен и музыки к фильму была произведена на студии «Рекорд-Класс» в 1991 году.


В отличие от первого фильма про мушкетёров (где за музыку отвечал ВИА «Фестиваль»), здесь полностью отсутствует «живая» музыка, всё создано на синтезаторах Korg и Ensoniq и уже в стерео звучании, которое тем не менее не было применено при производстве и издании самого фильма. Даже при выходе DVD от «Крупного плана» – звук остался монофоническим, а картинка – не восстановленной.


Во время съёмок фильма «Мушкетёры двадцать лет спустя» Георгий Юнгвальд-Хилькевич был вынужден срочно уехать лечиться в Америку и Михаил Боярский некоторое время замещал его и снимал эту картину как режиссёр.


Съёмочную группу дважды обворовывали, украв весь реквизит. Директору картины Олегу Ботагову пришлось договориться с начальством местной колонии, и заключённые в короткие сроки восстановили весь реквизит по фотографиям.


В самом начале съёмок Михаил Боярский неудачно упал с лошади и сломал руку. Поэтому все съёмки он провёл в гипсе, в перчатке на левой руке.


Первоначально музыку к фильму должен был писать Александр Градский. Георгий Юнгвальд-Хилькевич рассказывает об этом в своей книге «За кадром»: «В качестве гонорара Градский получил восемьдесят тысяч. По тем временам сумму огромную. За всю музыку к обоим фильмам – «Мушкетёры двадцать лет спустя» и «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя». Но он не дал ни одной ноты. И администрация картины потребовала от него вернуть деньги. Но не тут-то было. Ни музыки, ни денег. А весь сыр-бор разгорелся из-за того, что я хотел, чтобы рефреном «Пора-пора-порадуемся…» звучало. Градскому не понравилось, что помимо его собственных песен, в картине будет звучать песня другого композитора. И тогда я в последний момент снова обратился к Максиму Дунаевскому. Хотя понимал, что Макс такую же музыку, как к «Трём мушкетёрам», сделать уже не сможет. Макс написал хорошие песни и почти бесплатно: в качестве гонорара дирекция фильма вручила ему «Москвич-2141». Очень жаль, но музыка к «Двадцать лет спустя» всё же событием не стала».


* * *


«Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» – двухсерийный художественный телефильм, снятый фирмой-студией «Катран» («Финист-банк») при участии «Одесской киностудии» по мотивам романа А. Дюма «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя».


Съёмки фильма проходили в Таллине, Ленинграде, Одессе и пустыне Каракумы (финальная сцена фильма, в которой главные герои уезжают на верблюдах в Африку) и велись параллельно со съёмками фильма «Мушкетёры двадцать лет спустя». Съёмки были закончены осенью 1991 года (последняя сцена снималась в пустыне Каракумы). Озвучание и монтаж были полностью завершены в 1993 году (через год после выхода картины «Мушкетёры двадцать лет спустя»).


Сюжет фильма отличается от книги Александра Дюма («Десять лет спустя»): в конце герои не погибают, а отправляются на войну в Африку. Вопреки не только книге, но и истории, Мазарини, показанный в начале фильма тяжело больным, не умирает. Кроме того, по книге Портос не участвовал в экспедиции в Англию, зато участвовал в заговоре против Людовика, в то время как Рауль в Африку поехал (где и погиб), но в заговоре против короля не участвовал.


Телевидение не финансировало съёмки фильма, и режиссёр открыл ночной валютный бар (один из первых в Москве) со стриптизом, финансируя съёмки на заработанные деньги.


В 2008 году полностью отреставрированная версия фильма была выпущена на DVD. Специально для этого выпуска Михаил Боярский и Дмитрий Харатьян перепели песни, изначально исполняемые Игорем Наджиевым.


Пы. Сы.


Ну, а про последний фильм даже говорить не хочется.
Большинство телезрителей оценили фильм негативно. На сайтах Кинопоиск и Кино-Театр. ру в большинстве своём были оставлены отрицательные рецензии.
Одна из них:


«Ну как сюжетец? Как гениальные ходы? Я ничего не наврал – весь этот кислотный бред там действительно происходит. Фильм настолько убог и ужасен, что даже заслуживает просмотра – такой взрыв мозгов нечасто увидишь. Самое страшное в запоздалых продолжениях – это когда они выглядят как пародии, но снимаются с убийственной серьёзностью. У Юнгвальд-Хилькевича именно это и получилось: тонна тошнотворного пафоса на фоне абсолютно крышесносящего сюжета».


Одно только название песни «Рэп короля» вводит в ступор. Как можно «рэп» и то время объединить вместе? А от якобы хита «Мы – команда!», заявленного главным в фильме и повторяющегося с маниакальной периодичностью, меня лично вообще выворачивает.
Понятное дело, что г-н Дунаевский со временем мог исписа'ться. Но не до такой же степени!


Съёмки в данной картине стали последними для Игоря Старыгина, который скончался 8 ноября 2009 года от последствий перенесённого инсульта.


(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ)



Другие статьи в литературном дневнике: