ММ-271На Стихире Музыкальный Меридиан давно заброшен: Это уже номер 271-й. ______________
Отец – Шаврин Феоктист Евстигнеевич, водитель. Родители являлись староверами. Есть брат и пять сестёр. Е. Шаврина: «Детство у меня было тяжёлым физически, но никак не духовно. А вот духовно я процветала. Я рано пошла работать. Я ведь до 4 лет не умела говорить, и родителей это сильно напрягало. Они не могли понять, что происходит с их ребёнком, водили меня к предсказательницам и знахарям, бесполезно. Думали, меня заговорили. Недоброжелатели внушали родителям, что это не что иное, как проклятие на нашу семью, и что останусь я глухонемой до конца жизни своей. Родители были в панике от мрачных прогнозов и не знали к кому обратиться за помощью. Кто-то в деревне сказал, что в городе Екатеринбурге есть знаменитый профессор, который лечит этот недуг. Но вот, казалось бы, спасение пришло. Но беда, у нас не было денег. Так мама с папкой продали нашу единственную кормилицу-корову и на вырученные деньги отправились в город к этому профессору. Но он осмотрел меня и отказался лечить, сославшись на то, что не может нам гарантировать успешный исход операции. И вообще, сказал он, похоже, что мне и операция не поможет. Тут родители и вовсе сникли. Тогда отец мой решил пойти ва-банк и предложил этому профессору деньги. Тот обиделся, наорал на папу, сказал, что никогда в жизни не брал взяток, и хотел прогнать отца. Но, видимо, сжалился над ним и сказал, что попробует вылечить его дочь. Попробовал – и получилось. Так ко мне пришёл слух, и я заговорила. А потом и запела, пою вот до сих пор. Но для меня до сих пор загадка, что это было со мной». Работала уборщицей в Доме культуры им. Свердлова и контролёром в цехе «Динамика» на Пермском телефонном заводе. Е. Шаврина: «Да, кем только я не была! И подъезды богачам в Москве мыла, и домработницей была. Знаете, многие артисты и известные люди стесняются говорить о своём не очень популярном прошлом, а я вот горжусь и нисколько не стыжусь, что мыла полы и подъезды. Меня всегда учили не стесняться работы, и для меня не было престижной или не престижной профессии. Я ведь чистюля, и моим хозяевам нравились моё усердие и чистоплотность. Я хоть и пела, даже гастролировала, но денег катастрофически не хватало. Когда мне было 14 лет, я, чтобы меня взяли на работу уборщицей в ДК Свердлова в Перми, где мы жили, прибавила себе несколько лет. Я настолько ответственно относилась к своей работе и так драла шваброй полы, что мою фотографию вывесили на доске почёта, подписав ее так: «Лучшая уборщица Катя Шаврина». Но я так стеснялась этого «звания», что всё время норовила сорвать эту фотку. Потом, какое-то время я работала на заводе, собирала рации для военных. Проверяла потом, правильно ли поступает в них сигнал. И это я, которая в детстве была полностью лишена слуха и голоса!». На сцене дебютировала в 14 лет, на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности в Москве. Солировала в Осинском русском народном хоре Пермской области. Поступила в Государственный Волжский народный хор в Куйбышеве. Окончила в Москве Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства, Училище им. Ипполитова-Иванова (поступить туда ей помогла Людмила Зыкина) и ГИТИС им. А. В. Луначарского. В 16 лет Екатерина поступила по конкурсу в Государственный Волжский народный хор в Куйбышеве (ныне Самара) – он тогда гремел, стал первым хором, выехавшим за границу, во Францию. Медицинские впечатления детства, видимо, сказались на выборе Екатерины. Она поступила в медицинский институт, однако не сдала сессию за первый курс, когда пошла латынь, ей было некогда, поскольку одновременно с учёбой она занималась сразу в трёх самодеятельных кружках. Популярность Шавриной принесли песни «Нарьян-мар», «Колокольчики» и «Тополя», написанные композитором Григорием Пономаренко. В 1964 году стала солисткой Москонцерта. В разное время участниками ансамбля, аккомпанировавшего Екатерине Шавриной, были известные ныне музыканты – например, Михаил Шуфутинский. Несколько лет Екатерина Шаврина выступала в дуэте с Михаилом Котляром. В 1967 году снялась в фильме «На два часа раньше». В 1969-м появилась в картине «Москва в нотах», исполнив в нем песню «Что было, то было». В 1972 году песня исполнительницы «Гляжу в озёра синие» прозвучала в сериале «Тени исчезают в полдень». В 1981 году окончила ГИТИС имени Луначарского, факультет режиссуры, мастерская И. Шароева. В ГИТИСе однокурсниками Екатерины Шавриной были Алла Пугачёва, Павел Слободкин, Алексей Козлов. Была гражданской женой композитора Григория Пономаренко. Е. Шаврина: «Мы познакомились с ним, когда я приехала работать в Государственный волжский народный хор в Самаре. Он был старше меня на 25 лет и не воспринимал меня, 16-летнюю девочку, как объект страсти. Он даже поначалу уступил мне свои апартаменты, а сам ночевал у друга. В то время мне негде было ночевать. Потом, со временем, пригляделся ко мне повнимательней и видимо понял, что влюблён. Сделал мне предложение, но пожениться мы не могли по существующему тогда закону. Браки с большой разницей в возрасте тогда не регистрировали. Пожили мы с ним несколько лет и расстались. От этого романа родился сын Гриша». (род. в 1963 г.). В 1983 году вышла замуж за музыканта Григория Лаздина (умер в 2005 году). Е. Шаврина: «Всё время с их стороны сквозила ревность. Я всегда подделывалась под их настроение и поведение. Ведь муж – это друг. Но все это начинает надоедать. Мне не нравится, когда женщина ни в чём не уступает мужу. Я это не приемлю. Это старообрядческое». В конце 80-х уехала в Германию, в город Фрайбург. Е. Шаврина: «Эта поездка была вынужденной, мне надо было кормить семью. В нашей стране тогда всё заглохло. Театры закрылись, «Москонцерт» развалился, не было работы. Я уехала со своими баянистами, с которыми работала в ресторанах. Кроме этого, я гоняла в Москву машины на продажу. Нас отпускали на несколько дней в отпуск, пока шли профилактические работы в ресторане. Вот мы с моими баянистами и гнали машины. У меня уже были свои клиенты кавказцы, которые уже ждали меня тут. Так что с реализацией проблем не было. На эти деньги жила моя семья. Мало того, я ещё там убирала в доме у одной миллионерши. Она попала в автокатастрофу и вела малоподвижный образ жизни. Ей нельзя было перегружать себя физически. У неё был маленький ребёнок. Они жили в огромном доме, который нужно было убирать и содержать. Она мне щедро платила…». В 90-е годы Шаврина меняет свой имидж, в чём ей помогли композитор Виталий Окороков, который впоследствии стал её музыкальным продюсером, и поэт Борис Шифрин. В репертуаре певицы появляются новые серьёзные романсы и весёлые городские песенки. Е. Шаврина: «Когда я приехала из Германии, я столкнулась с тем, что мне придётся всё начинать с нуля и заявлять о себе по-новой. И тут мне на помощь пришла Пугачёва, которая дважды пригласила меня на свои «Рождественские встречи». Я спела хит «Молодушки-молодки», которая сразу вынес меня на вершины. Я взлетела сразу. А второе моё выступление закрепило мой успех… Это был период, когда Алла вернулась из-за границы и тяжёло заболела. Её госпитализировали. Тогда было тяжело с икрой. Я в то время работала в ресторане «Совинцентра» на Краснопресненской набережной. За мной ухаживал директор этого Центра. К нему-то с просьбой достать икру я и обратилась. Он принёс мне 3-х литровую банку чёрной икры. С ней я и отправилась навещать Пугачёву. Она выглядела не ахти, с трудом говорила, но была вся в своих «Рождественских встречах». Говорила, что ей, во что бы то ни стало, нужно их провести. И вдруг спросила у меня, есть ли в моем репертуаре песня-хит. Я прямо там, в больнице напела ей «Молодушки-молодки». Ей, видимо, она понравилась очень, и она сказала мне, чтобы я готовила номер. Так я и попала в её «встречи». В 2000-е снялась в роли самой себя в сериале «Счастливы вместе». В 2008 году приняла участие в проекте «Ты суперстар». О Екатерине Шавриной сняты телевизионные фильмы: «Песни России» (1978), «Мгновения...» (1986), «Судьба-судьбинушка» (1994). Певица, биография которой регулярно фигурировала в советских и российских СМИ, объездила с гастролями весь СССР, а также некоторые зарубежные страны. Помимо народных песен её репертуар включает эстрадные композиции и частушки под баян. На данный момент артистка имеет три современные программы и две фольклорные. Непобедимая и русская красота, светлый и гордый голос – вот качества, завораживающие поклонников её творчества. Она способна петь даже без музыкального сопровождения. Е. Шаврина: «В первый раз поездку нам организовал бывший импресарио Майкла Джексона, представляете? Я уже стала собираться, и вдруг звонят мои музыканты и говорят, что их отлучили от поездки. Я давай звонить и возмущаться. А мне сказали, что аккомпанировать мне будет другой баянист. Короче говоря, сработал блат, тогда ведь у нас все делалось по блату, вот чиновники из Госконцерта и отправили своих. При этом предупредили, что как инструменталист он вроде неплохой, но как аккомпаниатор, увольте. Я была готова ко всему, но только не к тому, что случилось. А случился конфуз, от которого я чуть не провалилась в землю от стыда. Собралась представительная публика, состоящая из дипломатов и сотрудников внешнеполитических ведомств. Я выхожу на сцену, кланяюсь и начинаю петь песню «Выйду на улицу». Чувствую фальшь в музыке. Думаю, ладно, показалось. Но на второй песне началось что-то ужасное. Вижу, что проигрыш не тот, да и сама музыка не та, всё мимо нот. Кое-как допела и, повернувшись к нему, сквозь зубы, сказала: «Уходи сейчас же!». Он молча встал и покинул сцену. Никто ничего не понял. А концерт должен был идти 50 минут, и я должна была всё это время петь одна, без сопровождения. Представляете? Но, слава богу, что ещё учась в училище, я разучила с преподавателем девять русских народных песен аккапела. И, когда я без аккомпанемента пела где-то сорок пять минут, у меня от волнения по спине бежал поток пота. Пела, а у самой в голове тяжкие мысли о провале и о предстоящем разговоре с руководством Госконцерта и моём самоуправстве. Думаю, выскажу им всё за «подаренного» мне неуча-баяниста. А песня лилась ручейком: Ванюшка мой, миленький мой, Купили мне, срядили мне.… А дальше скороговоркой: «Сапожнички, плотнички, шиновалы, коновалы, овинники, пустовалы, поповичи – все монахи, чернецы»… Вот идёт эта скороговорка в конце каждого куплета, и каждый раз верхнюю ноту я брала в разном слове, таким образом, каждый раз выделяла разные слова. При каждом новом верхе, публика вскакивала и отчаянно аплодировала мне. В их глазах, я была героиней, которая, несмотря на то, что меня покинул баянист, смогла допеть концерт одна. Я поклонилась и убежала в гримёрку, где разрыдалась. Входит этот самый импресарио Джексона, весь сияет и говорит: «Катя, вы не представляете, какой вы произвели фурор. На следующий день, он в качестве утешительного приза привёз мне новую лакированную сумку и тёплую австралийскую кофту. Я приняла подарки, а сама опять в слёзы. Думала, всё, Америка для меня закрыта навсегда. Оказалось, зря. Через четыре месяца в Госконцерт на меня снова пришла разнарядка. И снова в концертный зал ООН, представляете? Но тут я уже вооружилась своим ансамблем в 11 человек и мы дали такой концерт, что до сих пор в ушах стоит эхо тех аплодисментов». У певицы легко получается ладить с коллегами и многие ей завидуют, что за всё время она ни разу не вляпалась ни в какую скандальную историю. Е. Шаврина: «Не верьте, когда говорят, что шоу-бизнес – это змеевник и предательства можно ждать на каждом шагу. Соперничество возможно только среди ремесленников. В нашем кругу его нет, земли хватает всем, и у каждого своя ниша. Только мелочь пузатая может ходить и кричать на всех углах, что его зажимают и не дают вырваться его таланту наружу. Соперничество творческое лишь подстёгивает на новые победы, мобилизует силы. Оно иной раз даже необходимо. Я всегда обхожу стороной сплетни и склоки, наверное, по этой причине они и не льнут ко мне. Да мне и некогда этим заниматься. Я ведь не эстрадная певица, а народная. Нас не так уж и много, и места хватает всем». Однако… В марте 2014 года попала в ДТП на 36-м километре федеральной дороги А-101 Москва – Рославль. Не справилась с управлением и вылетела на встречную полосу на своём Honda CR-V, где автомобиль лоб в лоб столкнулся с Audi A4. Сестра певицы, 62-летняя Татьяна Мудрецова, погибла на месте. Шаврина, ещё одна пассажирка (вторая сестра Радиада Турнаева) «Хонды» и пассажир «Ауди» получили серьёзные травмы. У певицы были диагностированы закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга и перелом лицевого скелета. Было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека». В январе 2015 года уголовное дело в отношении Шавриной было закрыто в связи с примирением сторон. Живёт в центре Москвы – у Никитских ворот. Имеет недвижимость на Кипре (в Айя-Напе) и в Черногории (около города Бар). Дружит с Леной Лениной, они часто совместно проводят отдых за границей. Е. Шаврина: «Я очень самодостаточный человек. Мне не нужно мужского внимания. Придя домой уставшая после концерта, я не хочу натужно улыбаться мужчине, изображая любовь и преданность, а я хочу элементарно расслабиться. Поваляться на диване, принять душ и выспаться. Не подумайте, что я фригидная. Я заставляю себя отрекаться от возможных соблазнов. Даже бывает так, что в компаниях, где я бываю, специально приводят холостого мужика, понятно для чего. Я посмотрю на него и стараюсь держаться подальше от него… Я вся естественная, сейчас таких баб уже нет. Вроде бы надо покрасоваться перед мужиком, а я не могу себя заставить делать то, что неестественно для моей сути. А может, мужики сами чувствуют, что если они мне понравятся, значит, будут в полном порядке… Если мужчина интересен и достоин внимания, то я соглашаюсь поехать с ним куда-нибудь. А влюбляться мне нельзя, я сразу теряю голову… Имеет первый юношеский разряд по лыжам, конькам, акробатике. Не пьёт, не курит. Любит классическую музыку, исторические книги, театр и кино. Любимый вид искусства – балет. Любит животных. (По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ и KM.RU) * * * «МОЛОДУШКИ-МОЛОДКИ». Избранное 1. Гляжу в озёра синие (Л. Афанасьев – И. Шаферан) Записи 1987-2000-е гг. ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/0KEtFAoBrDSPug Размер архива: 146,5 МБ © Copyright: Вячеслав Дорошин, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|