Московские бублики

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

В 1970-х годах в Москве был построен очень необычный дом, дизайн которого кардинально отличался от других панельных домов той эпохи. За долгие годы его называли разными названиями: дом-колизей, дом-кольцо, дом-бублик и даже «закрытый город». Но многие до сих пор не знают историю создания такого сооружения круглой формы, которое даже сейчас вызывает восхищение.


Такая форма здания, стала оригинальным архитектурным украшением города.


Благодаря свидетельствам многих очевидцев и воспоминаниям самих проектантов, мы попытаемся разобраться, что же это за чудо было создано и каковы реальные причины такого творчества.


Эта интересная история началась еще в 70-е годы XX столетия в период, когда активно застраивались города и села типовыми проектными зданиями. Архитекторы Евгений Стамо и Александр Маркелов, решили создать оригинальный дом, чтобы как-то разнообразить однотипное строительство. И как ни странно, Главное архитектурное управление (ГлавАпу) разрешило новаторам отойти от стандартного проекта и создать панельный девятиэтажный дом круглой формы.


В 1972 году было завершено грандиозное строительство дома необычной формы.


Сделав все необходимые расчёты и использовав по максимуму возможности размещения самих панелей, уже в 1972 году дом на улице Нежинской в Очаково-Матвеевском районе был сдан в эксплуатацию. И действительно, такое строительство произвело неизгладимое впечатление на жителей не только самой Москвы, но и всей необъятной страны.


Его грандиозный размер, оригинальная форма, фантастически удобный двор, с прекрасной инфраструктурой, естественно, выбивается из общего вида жилых кварталов.


Очень интересная форма была достигнута благодаря установке панелей с максимально допустимой погрешностью в шесть градусов, что дало возможность закольцевать дом в круг диаметром 155 метров.


В оригинальном доме было создано 26 подъездов, 913 квартир и шесть больших арок, которые помогали попасть во двор этого огромного комплекса. На первом этаже здания организованы магазины, аптеки, салон красоты и парикмахерская, прачечная и ателье, детский развивающий клуб и даже библиотека.


Изолированный двор круглого дома позволяет организовать спортивные и детские площадки, удобную зону отдыха и иметь свой сквер.


А двор – вообще, явление уникальное. Огромных размеров круг, позволяет организовать как летние, так и зимние детские площадки, а также обособленные уютные зоны отдыха. Неимоверное количество зеленых насаждений создает особый уют и уединенность от шумного присутствия города.


Комнаты в этом доме имеют трапециевидную форму, что усложняет расстановку мебели и добавляет проблем во время ремонта.


Единственное неудобство такой планировки двора – неимоверная акустика. Любой мало-мальский шум эхом разносится по всему дому, создавая дополнительные звуковые нагрузки, особенно в раннюю или ночную пору.


Поскольку это событие произошло в преддверии Олимпиады 80, которая должна была проходить в Москве, многие оригиналы планировали создать пять таких «домов-колец», как бы, олицетворяя основной символ спортивных соревнований.


К 1979 был построен аналогичный дом в районе Раменки по улице Довженко, в нём также спроектировано 26 подъездов, но квартир получилось 936. Поскольку этот дом располагался рядом с «Мосфильмом», естественно, самые лучшие квартиры были получены артистами кино и театра. .


Некоторое время в нём жили корифеи советского кинематографа: Савелий Крамаров, Галина Беляева, Эмиль Лотяну и другие.


В этих домах снимали фильмы: «Курьер», «Трагедия в стиле рок», «Артистка из Грибова» и множество выпусков «Фитилей», а так же круглый дом можно увидеть в финальных кадрах знаменитейшей советской кинокартины «Москва слезам не верит».


Один из жителей рассказал: «Осенью 78-го года, поздним вечером просили включить освещение в квартирах, окна которых выходят во двор. И эти круглые панорамные кадры светящихся окон вы все наблюдаете на финальных титрах фильма».


Стоит отметить способ, как архитекторам удалось достичь закругления панельных домов. Весь секрет в том, что при постройке панельных домом допускается погрешность в шесть градусов, что и позволило достичь кольца.


Но почему же «Бублики» не получили популярность, а планы о пяти кольцах были развалены?


Всё очень просто. Одной из важнейшей задачей советского домостроения – это практичность и дешевизна. Круглые дома – дорогие в обслуживании, громоздкие и совершенно неудобные.


Да и теория об Олимпийской деревне очень размытая, т.к. готовые дома находятся друг от другая слишком далеко, чтобы из них можно было составить олимпийский знак, а так же дом, находящийся на улице Довженко расположен среди двух озер, ручьем, железной дорогой и большой магистралью. Таким образом поставить дома рядом с домом на Довженко просто не возможно.


Кольца построены из типовых панельных домов, а кто живет в таких домах, а таких много, прекрасно знают какие недочёты в них: щели между панелями, тонкие стены между соседями, отвратительная звукоизоляция. Из-за того, что дом круглый, а подъездов аж 26, найти необходимую квартиру – крайне сложно, тем более если к вам пришёл гость, который ранее никогда у вас не был.


В дальнейшем, удобные большие двор стали напоминать футбольное поле, «пятачок», на котором не возможно ни припарковаться, ни погулять. Звук во дворе раздаётся по всем квартирам как из колодца, в особенности в вечернее время, если во дворе у кого-то сработает сигнализация, то 936 семей будут весьма недовольны.



Интересный факт: «круглые близнецы» не первые дома в Москве такой формы. В начале 20 века заслуженный архитектор Мельников построил жилое одноквартирное здание для своей семьи в форме круга. Это и был самый первый круглый дом. На фото хорошо видно совершенную непохожесть здания на другие, с его формой-восьмёркой и шестиугольными окнами.


http://uspehrussia.livejournal.com/146481.html



Другие статьи в литературном дневнике: