Ян Сатуновский

Борис Рубежов Пятая Страница: литературный дневник

Ян Сатуновский
http://ruthenia.ru/60s/satunovskij/vy_osh.htm


***
Вы ошибаетесь,
они
не антисемиты:
все эти --
Кочетов,
Кречетов,
Марков А.,
Марков Г.,
бодряк Софронов
и тэдэ, --
все это
члены союза советских писателей,
члены гильдии,
инженеры человеческих душ.
А вот за Эйхмана не поручусь.
Эйхман
не из нашей организации.


15 декабря 1961


zzzzzzzzzzzzzzzzzzz
zzzzzzzzzzzzzzzzzzz



Поэзия. Ян Сатуновский


http://www.vavilon.ru/texts/satunovsky1.html


ПОЭТ ЯН САТУНОВСКИЙ


Ян Сатуновский является одним из лучших поэтов cовременности. Это становится ясно теперь, когда время завершает свой круг.
Он писал удивительные стихи, которые на первый взгляд и на стихи-то не были похожи. Меткое замечание, страстное переживание, парадокс, афоризм, иногда это напоминало дневник. В сущности, это и был дневник поэта, который вдруг высвечивал из хаоса повседневности, из скуки обыденности нечто - образ, волнение, сарказм - это запоминалось сразу. Как будто и не было кропотливой работы над каждым словом, интонацией, и еще - души, апросто так сказалось - иначе и сказаться не могло.
Здесь почти нет четверостиший, так называемых "кирпичей" с их обязательной рифмовкой. Рифмы капризны и не сразу обнаруживаются. Слова, в обыденной речи далекие друг от друга, благодаря напряженному ритму, интонации, движению стиха и, главное, смыслу, становятся рифмами, как например: "голуби... сволочи..." Не правда ли, забавно?
И многое,многое начинаешь замечать: "Х и В - Хармс и Введенский / Пасха / Воскресает лес / Ржавый пень - и тот воскрес / Но эти двое / не воскреснут" - инструментовка одушевленная. Или почти всюду присутствующая ирония, благодаря которой зачастую слова начинают менять свой смысл на обратный - и каламбур тоже скрытый: "товарищ Страхтенберг, товарищ Мандраже / садитесь; - не садится; - я уже..." Искусство, с которым сделано это ощущение жизни с обнаженными нервами, почти незаметно, мастерство неподражаемое. Теплота чувства, которое подчас смеется над собой, едкость и горечь мысли - стихи совершенно живые. Рожденные сейчас. Вот - еще не остыли. Может быть, хокку, только русские.
Тонкий лирик, пристрастный свидетель своей жизни и современным ей событиям, всему, что творилось с ним и с Россией, и всему, что творили с ним и с Россией, Ян Сатуновский совершенно необходим современной поэзии.
Я знал его как друга отзывчивого и трепетного и как человека с высоким чувством собственного достоинства, никогда не изменявшим главному в себе: чутью истины.


Генрих Сапгир



Русская поэзия, кажется, только начинает понимать, чем она обязана этому скромному инженеру-химику, который сам говорил о себе: "Я не поэт, Не печатаюсь с одна тысяча девятьсот тридцать восьмого года". Он действительно "не поэт", во всяком случае не такой, каким поэта обычно представляют. Речевое поведение Яна Сатуновского, его авторский облик резко контрастируют с "хорошими манерами" лирической поэзии...
Всеволод Некрасов так писал о художественном методе Сатуновского: "Ловится самый миг осознания, возникания речи, сама его природа; и живей, подлинней такого дикого клочка просто ничего не бывает - он сразу сам себе стих... Оказывается, тут дверь. Открылась - и вот оно, что я говорю на самом деле... Не знаю, кто еще так умеет ловить себя на поэзии..." Да, действительно, "ловить себя на поэзии" - к этому Сатуновский и стремился. Не случайно он оказался в лианозовской группе поэтов и художников. Там тоже учились не "писать стихи", не создавать литературу, а ловить, ухватывать поэзию прямо из воздуха эпохи, из окружающей "дикой", живой, нелитературной речи...
В поэзии Сатуновского можно найти многое: и концептуализм, и соц-арт, и лирику - гражданскую, любовную, пейзажную... Но главный пафос его поэзии - сама речь...
Лирический жанр Сатуновского точно определил поэт Геннадий Айги: "острые, как перец, стихотворения-реплики". Реплики негодующие, обличающие, протестующие, обращенные к неназываемому, но всегда узнаваемому оппоненту, или реплики - размышления, наблюдения, обращения к самому себе. Всегда ироничные, но и лиричные, развернутые, а чаще короткие, иногда состоящие из одной строки или даже из пары слов...
У Сатуновского практически не встретишь правильного метрического рифмованного стиха, но у него мало и "чистого" верлибра. Даже небольшое стихотворение может оказаться полиметричным, верлибр пронизывается рифмами и тут же переходит к четкому ритму. Внутренний ритм стиха определяется структурой "реплики", естественным движением речи, ее мелодикой...
Ян Сатуновский и вместе с ним Всеволод Некрасов создали поэзию живой речи, привили ее язык современному художественному сознанию... И это важно не только для конкретизма или концептуализма - для всей поэзии, для нового самоощущения поэтического языка.


Владислав Кулаков.
Из книги: "Лианозово. История одной поэтической группы"


http://agolovakha.narod.ru/p6Satunovsky.htm


*
...гиперболы, метафоры, литоты,
вторичные половые признаки
Поэзии...


*


Я маленький человек.
Пишу маленькие стихи.


Хочу написать одно,
выходит другое.
Стих — себя — сознает.
Стих — себя — диктует.


*


Как жаль! Так жаль!


*


Да, сны доказывают, что я жил среди людей.


*


Главное иметь нахальство знать, что это стихи.


*


Мне говорят:
какая бедность словаря!
Да, бедность, бедность;
низость, гнилость бараков;
серость,
сырость смертная;
и вечный страх: а ну, как...
да, бедность, так.


*


Поэзия — не пророчество, а предчувствие.
Осознанные предчувствия
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ.


*


Опять понедельник,
опять воскресенье,
как быстро уходит последнее время.


*


Знаю, что люди — звери,
только не знаю, все ли.
Может быть, эти — не звери?
Может быть, дети — не звери?
Знаю, не знаю,
верю, не верю.


*


А покамест работа мысли
доставляет эстетическое удовольствие,
давайте прикинем: что, если
обратиться к области совести?



==========
http://ruthenia.ru/60s/satunovskij/konchaetsa.htm


Ян Сатуновский


***


Кончается наша нация.
Доела дискриминация.
Все Хаимы
стали Ефимами,
а Срулики --
Серафимами.


Не слышно полулегального
галдения
синагогального.
Нет Маркиша.
Нет Михоэлса.
И мне что-то нездоровится.


8 марта 1962


Ян Сатуновский


***


Ни на русского,
ни на чернявого
не науськивай меня,
не натравливай,
и падучего бить,
лежачего
не научивай,
не подначивай.
Я люблю
Шевченко
и Гоголя.
Жаль,
что оба они
юдофобы были.


10 января 1962


Ян Сатуновский


***


Стукачи,
секофонты,
сексоты,
Рябов,
Кочетов,
Тимашук,
я когда-нибудь все напишу,
я сведу с вами счеты,
проститутки и стихоплеты.


Корнейчук,
где твой брат Полищук?
Не прощу.


28 декабря 1961



Ян Сатуновский


***


До чего мне нравятся озорные девки,
что прилюдно дарются в речке возле церкви,
та что поп
с молитвою
путает "едриттвою".


До чего мне нравится здешняя природа,
и сыны, и дочери здешнего народа --
Монино,
Железнодорожная,
Перово.


6 сентября 1961



Ян Сатуновский


***


Все реже пью, и все меньше;
курить почти перестал;
а что касается женщин,
то здесь я чист, как кристалл.
Поговорим о кристаллах.
Бывают кристаллы -- Изольды и Тристаны.
Лоллобриджиды,
Мерилин Монро.
Кристалл дерево
и кристалл вино.
У нас в университете кристаллографию
преподавал профессор Микей,
Александр Яковлевич.
Его посадили в 37-ом.
Когда его выпустили, он
нет не могу.
А вы говорите Лоллобриджида.


15 июля 1963



Ян Сатуновский


***


Я Мойша з Бердычева.
Я Мойзбер.
А, может быть, Райзман.
Гинцбург, быть может.
Я плюнул в лицо
оккупантским гадинам.
Меня закопали в глину заживо.
Я Вайнберг.
Я Вайнберг из Пятихатки.
Я Вайнберг.
За что меня расстреляли?
Я жид пархатый дерьмом напхатый.
Мне памятник стоит в Амстердаме.


20 сентября 1963



Ян Сатуновский


***


Живу по старинке, читаю Аксакова,
малюю картинки
конкретно-абстрактные,
хочу забыть,
что на свете делается,
учу себя
ни на что не надеяться.
А на свете зима,
и в домах зажгли
разноцветные окна,
и такие мохнатые
по углам фонари,
что смотреть щекотно.


27 ноября 1963



Ян Сатуновский


***


Все начальнички,
все инженеры, техники
об рабочем беспокоются,
помочь стараются,
чтобы лишний грош
не заработал за-зря,
чтоб не выкарабкался бы из нужды.


Все разумнички,
все научные работнички,
счетоводки, милая,
да секретаря
над народом разоряются,
медалями тешатся,


а и пуще всего -- жиды.



Ян Сатуновский


***


Слова-то какие: кортеж, эскорт,
такое не сразу и подберешь.


А Никита Сергеевич куражится,
а Микитка кочевряжится,
дескать, знай наших,
а ну держись,
расшибу весь мир,
пожгу Париж!




Ян Сатуновский


***


Половой вопрос, и половой ответ
играют немаловажную роль в жизни общества
и отдельного индивидуума;
видимо-невидимо
индивидуумов интересует половой вопрос
и половой ответ.
Мне уже за 50 лет.
Видимо,
мне уже не получить
на половой вопрос
половой ответ.


19 мая 1966



Ян Сатуновский


***


Мне нравится эта высоколобая холодноглазая дама.
Мне нравится задумчивый овал ее лица.
Ее потухшие волосы, как листья Левитана
(хотя, разумеется, возраст по ним установить
нельзя).
Оказывается, живет еще в душе нелепое чувство.
Мне стыдно сознаться: мне хочется позвать ее,
остановить,
упасть перед ней на коленку, и левой перчатки
коснуться,
и чтобы в ушах -- соловьи, соловьи, соловьи...



Ян Сатуновский


***


В апреле
земля преет,
баня парит,
баня и правит.


Так вяжи
гужи,
пока свежи!


Да не бей
Фому
за Еремину вину,
нынче кривда
только за морем кричит,
а у нас в Москве
в лапти звонят:
пожалел затылок,


хлобыстнул в висок.


11 декабря 1966
(Этот стих весь составлен из русских пословиц)


Ян Сатуновский


***


Какая мне разница --
пОхороны
или похорОны?


Отвезите меня в крематорий,


озолите;


а золу
-- или зОлу --
высыпьте в мусОрОпрОвОд.


1 июля 1967



н Сатуновский


***


Одна поэтесса сказала:
были бы мысли, а рифмы найдутся.
С этим с никак не могу согласиться.
Я говорю:
были бы рифмы, а мысли найдутся.
Вот это другое дело.*



* ничего подобного: это одно и то же.


9 февраля 1968



Ян Сатуновский


***


Для меня,
горожанина,
для, тем более, южанина, --
и ромашки -- аромашки,
и фиалки -- фимиамки,
и акация -- Божья Мати.
Христолюбивое воинство,
распикассившее наши души,
низкий тебе, земной поклон
от Самиздацких поэто,
нарушителей прав,
потрошителей слов.


10 августа 1968



Ян Сатуновский


***


Люблю толпиться в катакомбах пышного метро,
где днем и ночью от электричество светло,
где пыль в глаза, но не простая, а золотая,
где -- прилетают, улетают, прилетают, улетают,


где можно женщиной роскошной подышать,
потрогать женский мех,
и хвостик подержать,
и где, среди живых существ любой породы
случаются и генерал-майоры.


***


А покамест работа мысли
доставляет эстетическое удовольствие,
давайте прикинем: что, если
обратиться к области совести?



***


ПРОСТОТА СТИХА
была обманчива.
Она была
ХУЖЕ ВОРОВСТВА.


14 августа 1971


===============


ЯН САТУНОВСКИЙ


<Сапгир о Сатуновском>


У часового я спросил...
Вчера, опаздывая на работу...
Как я их всех люблю /(и их всех убьют)...
Слушай сказку, детка...
Мне говорят: /какая бедность словаря!..
Я хорошо, я плохо жил...
И хоть слушаешь их в пол-уха...
Мое — не мое — небо...
Просматриваю девушек на свет...
В апреле /земля преет...
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ (А на улице весна...)
Ха и Вэ...
Что это значит?..
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ (Даже ночью светились цветы...)
Для меня, /для горожанина...
Знаю, что люди — звери...
14 апреля /Маяковский...
Бабка подымается бодрая, с давлением...
Пришёл ко мне товарищ Страхтенберг...
Я маленький человек...
Нет, Марцинковский не тот человек...
Поэзия — не пророчество, а предчувствие...
Уважаемые дамы и господа...
Мужественно: утром пить водку натощак (предпочитаю кофе)...
Поговорим с тобой...
ХУДОЖНИК ВОЛОДЯ ЯКОВЛЕВ (То есть, до чего /поразительно...)
А покамест работа мысли...
О, трепет юности, впервые посаженной на мотоцикл!..
Опять чего-то гомонят из-за границы...
«Свободу» надо раскавычить...
... я уважаю Вашу работу...
В книжном магазине на углу Артемовской и Проспекта...
Антисемит антисемиту рознь...
Опять понедельник...
Всё в порядке в духовом оркестре...
Я хотел бы писать как Надежда Яковлевна...
Главное иметь нахальство знать, что это стихи.
Вот — мотнуло на повороте...
Фонари, светящие среди бела дня...
Люди знакомые нам незнакомы...
Я не член ни чего...
* * *


У часового я спросил:
скажите, можно ходить по плотине?
— Идить! — ответил часовой
и сплюнул за перила.


Сняв шляпу,
я пошел
по плотине,
овеянной славой,
с левого берега
на правый
и статью из Конституции прочел.


Так вот он, Днепрострой.
Я вижу
символ овеществленного труда,
а подо мной стоит вода
с одной стороны выше,
с другой стороны ниже.


Сентябрь 1938, Запорожье
* * *


Вчера, опаздывая на работу,
я встретил женщину, ползавшую по льду,
и поднял ее, а потом подумал: Ду-
рак, а вдруг она враг народа?


Вдруг! — а вдруг наоборот?
Вдруг она друг? Или, как сказать, обыватель?


Обыкновенная старуха на вате,
шут ее разберет.


1939, Днепропетровск
* * *


Как я их всех люблю
(и их всех убьют).
Всех —
командиров рот:
«Ро-та, вперед, за Ро-о...»
(одеревенеет рот.)
Этих. В земле.
«Слышь, Ванька, живой?»
«Замлел».
«За мной, живей, е!»
Все мы смертники.
Всем
артподготовка в 6,
смерть в 7.


1942
* * *


Слушай сказку, детка.
Сказка
опыт жизни
обобщает
и обогащает.
Посадил дед репку.
Выросла — большая-пребольшая.
Дальше слушай.
Посадили дедку за репку.
Посадили бабку за дедку.
Посадили папку за бабкой.
Посадили мамку за папкой.
Посадили Софью Сергеевну.
Посадили Александру Матвеевну.
Посадили Павла Васильевича.
Посадили Всеволод Эмильевича.
Посадили Исаак Эммануиловича.


Тянут-потянут.
Когда уже они перестанут?


* * *


Мне говорят:
какая бедность словаря!
Да, бедность, бедность;
низость, гнилость бараков;
серость,
сырость смертная;
и вечный страх: а ну, как...
да, бедность, так.


* * *


Я хорошо, я плохо жил,
и мне подумалось сегодня,
что, может, я и заслужил
благословение Господне.


4 мар 59
* * *


И хоть слушаешь их в пол-уха,
рапортичек этих слова,
от Великой Показухи
засупонивается голова,
так,
что сам начинаешь верить,
что до цели подать рукой.
Так веди нас, товарищ Зверев
(чем он хуже, чем любой другой!)


сент 61
* * *


Мое — не мое — небо.
Мои — не мои — звезды.
Теперь они — реабилитированы —
бессмертные — посмертно.


Прими меня, блудного сына;
целую, припав, твои ляжки
в рубашке из майской кашки,
мать-мачеха, Украина!


30 мая 65, в поезде
* * *


Просматриваю девушек на свет;
на свет, на свет, но если света нет;
но если света нет, а есть — темно;
а естество меняет существо;
и я зову — откликнись, отзовись;
я не садист, но и не мазохист;
труба зовет кого-то, но того,
чье существо меняет естество.


20 июля 66
* * *


В апреле
земля преет,
баня парит,
баня и правит.


Так вяжи
гужи
пока свежи!


Да не бей
Фому
за Еремину вину,
нынче кривда
только за морем кричит,
а у нас в Москве
в лапти звонят:
пожалел затылок,
хлобыстнул в висок.


(Этот стих весь составлен из русских пословиц)


11 дек 66
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ


А на улице весна.
Играет в цурки пацанва.
И направо, и налево —
и, какие девочки.
Девочки, подвиньтесь,
veni, vidi, vici*.
Я Иван-капитан,
всех девиц повоевал.
Фиг, фиг, фига с два,
ты, Иван-капитан,
низенького росту —
метр девяносто!


А на улице весна,
тротуар высох.
Скоро выбрызнет листва
изо всех сисек.


*Пришёл, увидел, победил (лат.)


21 марта 1967
* * *


Ха и Вэ
Хармс
и Введенский.


Пасха.
Воскресает лес.


Ржавый пень —
и тот воскрес.


Но эти двое —
не воскреснут.


4 июля 67
* * *


Что это значит?
А ничего не значит.
Абже, да как же?
Все так же, манюня, все так же.
Так же, как раньше?
Да, мамочка, так же, как раньше:
может быть, Макбет,
а может быть,
абже
да бабже.


25 июля 67
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ


Даже ночью светились цветы.
Мужик с желтыми глазами,
прибежавший откуда-то
из полевой страны.


Как заочно живущий
наравне с забвенной травой, —
сон ведь тоже вроде зарплаты считается,
а люди нынче дороги, наравне с материалом.


Остановите этот звук!
Дайте мне ответить на него!
Возчик,
смазчик,
желтоглазый мужик,
видишь,
как теперь всё стало ничто?


10 фев 68
* * *


Для меня,
для горожанина,
для, тем более, южанина, —
и ромашки — аромашки,
и фиалки — фимиамки,
и акация — Божья Мати.
Христолюбивое воинство,
распикассившее наши души,
низкий тебе, земной поклон
от Самиздацких поэтов,
нарушителей прав,
потрошителей слов.


10 авг 68
* * *


Знаю, что люди — звери,
только не знаю, все ли.
Может быть, эти — не звери?
Может быть, дети — не звери?
Знаю, не знаю,
верю, не верю.


15 сент 68
* * *


14 апреля
Маяковский
покончил жизнь самоубийством.
А жить
становилось лучше,
жить
становилось веселей,
поэтому
смерть поэта
устраивала генсека.


26 ноя 68
* * *


Бабка подымается бодрая, с давлением,
с рвением
берется за домашние дела,
а намедни
важно поддала.


Вот и дед закашлялся с добрым утром.
Закури-ка, старче,
сигарету с фильтром.


5 дек 68
* * *


Пришел ко мне товарищ Страхтенберг.
Какой он старый,
просто смех и грех.
Товарищ Страхтенберг,
товарищ Мандраже,
садитесь; — не садится; — я уже...


15 янв 69
* * *


Я маленький человек.
Пишу маленькие стихи.


Хочу написать одно,
выходит другое.
Стих — себя — сознает.
Стих — себя — диктует.


26 янв 69
* * *


Нет, Марцинковский не тот человек.
И Вервинский не тот человек.
Им нравятся
крупные
и средние женщины
с русским характером,
с низким центром тяжести.
А, вы думаете, Липисиц — тот человек?


1 дек 69
* * *


Поэзия — не пророчество, а предчувствие.
Осознанные предчувствия
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫ.


21 дек 69
* * *


Уважаемые дамы и господа,
братья и сестры,
то есть вот когда приспичило,
видать, прищучило,
что насцы в глаза — всё божья роса,
что и Юшкин Вак Флегетонович
И.о. Виссарионович.


2 июля 70
* * *


Мужественно: утром пить водку натощак (предпочитаю кофе).
Мужественно: состоять, по меньшей мере, референтом замминистра.
Вот так. Тик и так.
А я вхожу с авоськой, соль, мыло, лук.
На, пырни меня своими всевидящими, всененавидящими.


10 июля 70
* * *


Поговорим с тобой
как магнитофон с магнитофоном,
лихая душа,
Некрасов Николаевич Всеволод,
русский японец.


17 сен, 7 ноя 70
ХУДОЖНИК ВОЛОДЯ ЯКОВЛЕВ


То есть, до чего
поразительно:
вместо приблизительной точности
точная приблизительность.


8 ноя 70
* * *


А покамест работа мысли
доставляет эстетическое удовольствие,
давайте прикинем: что, если
обратиться к области совести?


11 фев 71
* * *


О, трепет юности, впервые посаженной на мотоцикл!
О, сдвиги трогателя!


26 апр 72, Евпатория
* * *


Опять чего-то гомонят из-за границы —
какой-то Сахаров, какой-то Солженицын.
Пустые хлопоты, напрасные заботы,
нам не до Сахарова, не до «Свободы».
Ломаные мостовые,
кривоулочки пустые,
домики со ставнями наружу,
вашей тишины я не нарушу.


9 сент 73, Днепропетровск
* * *


«Свободу» надо раскавычить.
Россию можно закавычить.


2 окт 73, дома
* * *


... я уважаю Вашу работу,
ваши заботы об урожае хлеба и меда;
откуда же эта уверенность
что я все пойму, все прощу?
нет, Саша, нет, я не спрошу,
какого Вы года рождения:
поэтов в лесу что грибов;
я тоже моложе Рембо.


27 ноя 73
* * *


В книжном магазине на углу Артемовской и Проспекта
перед войной работала Берта Лащавер.
Худенькая такая, с пятнышком на щеке.
...нет, не воскреснет...
Растительный покров у края льдов,
мак, камнеломка, лютик, колокольчик,
а то еще — пушица и кипрей,
но это только месяц, два, от силы
по замыслу Создателя.


16 фев 74
* * *


Антисемит антисемиту рознь.
Сейчас в цене
активный антисемитизм.
Активный антисемит —
он и агитатор, и пропагандист.


Ялта, 17 мая 74
* * *


Опять понедельник,
опять воскресенье,
как быстро проходит последнее время.


4 ноя 74
* * *


Всё в порядке в духовом оркестре,
дудки, капельмейстер — все на месте,
звук отличный, стереофоничный,
паучок на нитке — ключ скрипичный;
и, кружась, шагают пары на бульваре
(всякой твари, сказано, по паре).


Ялта, 30 апр 74
* * *


Я хотел бы писать как Надежда Яковлевна.
Спорьте с ней, члены союза советских писателей
о членах союза советских писателей.


22 апр 75
* * *


Главное иметь нахальство знать, что это стихи.


4 июня 76 Феодосия
* * *


Вот — мотнуло на повороте
и в мозг вошла из тамбура в вагон
из ветра в траву из времени в прикосновение
щеки ее мокро блестели под фонарем


доказчицы, не разглашайте.


20 сент 76
* * *


Фонари, светящие среди бела дня
в этот серенький денек.
Ждущие, зовущие, не щадящие меня —
ну, что же ты умолк? — говори;
или нет, не так.
— Фонари, светящие среди бела дня
в этот серенький денек.
Ждущие, зовущие, не щадящие меня фонари, —
ну, опять умолк?


24 сент 76
* * *


Люди знакомые нам незнакомы,
а незнакомые вроде знакомы.
Ольга Ивинская, я Вас не видел,
Вы это, или не Вы?
Вечная память Борис-Леонидовичу,
а «Живаго» живым, Ольга Живинская...


12 дек 77
* * *


Я не член ни чего.
И ни, даже, Литфонда.
Мне не мягко, не твердо,
и ни холодно, ни тепло.
Ночь, как черная гусеница (почему бы нет?),
или черная бабочка (главное — это цвет),
ночь, который час? Шесть, должно быть.
Слава Богу, уже зажигаются окна напротив.


24 дек 77


=========


Источники


Хочу ли я посмертной славы... — М., 1992. — 128 с. Избранные стихи. Сост. П.А. Сатуновский и И. Ахметьев. Предисл. Г. Сапгира.


Рубленая проза: Собрание стихотворений. — Мюнхен-М.-Минск: Verlag Otto Sanger in Kommission, 1994. — 328 с. Составление, подготовка текстов и предисловие Вольфганга Казака, послесловие Геннадия Айги.


Среди бела дня. — М.: ОГИ, 2001. — 112 с. Сост. М. Айзенберг и И. Ахметьев. Подг. текста И. Ахметьева. Избранные стихи.



Другие статьи в литературном дневнике: