Новости культуры, или

Борис Рубежов Пятая Страница: литературный дневник

портативный топор. Публикация


www.chaskor.ru/article/v_redaktsiyu_prishlo_pismo_27560



Игорь Фунт

четверг, 5 апреля 2012 года, 15.14
В редакцию пришло письмо…


Феномен Марии Малиновской, или «скандал на празднике поэзии в ЦДЛ»


Какой уж там «Нацбест», когда в интернете кипят совсем нешуточные страсти! Пишет член жюри «национальной литературной премии «Поэт года», писатель Сергей Сибирцев: «…Сознаюсь, будь у меня с собою портативный топор на случай, если стихи моей номинантки кому-то не придутся по душе, не встрепенут сердце, я, разумеется, воспользовался бы сим демоническим инструментом... Бледный от испуга Кравчук не сумел дать вразумительное объяснение по поводу перестановки мест... Слово своё я сдержал».


Есть такой известный интернет-ресурс – Стихи.ру. Большой солидный портал, стоящий на первых местах в рейтингах посещаемости. Каждый желающий может выложить там свои стихи, поэмы, пообщаться с коллегами по перу, посудачить и поразвлекаться. Таким развлечением являются на портале всевозможные литературные гостиные, салоны, журналы по интересам, творческие конкурсы, платные, бесплатные – не суть важно – в том числе и так называемая «национальная литературная премия «Поэт года», учреждённая Русским литературным клубом совместно с издательством «Авторская книга» – «с целью поиска новых талантливых авторов, способных внести вклад в современную литературу», как написано на сайте. Отбор лауреатов осуществляетсяБольшим жюри. Жюри довольно авторитетное, что, очевидно, вполне соответствует статусу конкурса, а также поднимает поэтическую планку, укрепляя соревновательный дух и заставляя конкурсантов подойти к процессу писания основательно, со знанием дела.


«Лауреаты премии за 2011 год объявлены 21 марта 2012 года в Центральном Доме литераторов на торжественной церемонии, посвященном празднованию Всемирного дня поэзии, проводимом под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ» (так сказано на сайте Stihi.Ru, это прямая цитата). На этом можно было бы закончить, поздравив победителей 2011 года и пожелав всемерных удач участникам, а также дальнейших творческих забегов в текущем, 2012-м, но… в редакцию пришло письмо.


Послание довольно простое по содержанию: автор искренне сопереживает талантливой 17-летней поэтессе Мари Малиновской и негодует по поводу «незаслуженного» присуждения ей всего лишь 2-й премии.


Я не поленился и посмотрел литературную страничку Маши (у неё их несколько, и даже книги уже есть!) – это действительно замечательно, что, конечно же, ни в коей мере не умаляет достоинств остальных лауреатов премии Стихи.ру (О. Аникина – 1-е место, Д. Артис – 3-е место). И думается, девушка обязательно найдёт свою дорогу в жизни, тем более что 2-я премия отнюдь не повод для негодования; у Мари всё ещё впереди, что превосходно выразил ведущий церемонии награждения Владимир Вишневский, вспомнив слова детского поэта, классика: «В России надо жить долго – и тогда ты до всего доживёшь!» А Машу – Мари Малиновскую – несомненно ждёт прекрасный и далёкий творческий путь.


Пожелаем же ей счастья, удачи и везенья, ведь «сегодняшним поэтам, людям, которые имеют безумие и непрактичность в 21-м веке, в России быть поэтами, всё-таки повезло больше, потому что на едином интернет-пространстве ничего стоящего и хорошего замолчать уже нельзя – оно станет известно! – поэтому, слава Богу, что мы дожили…» (В. Вишневский). А заодно – поздравим с совершеннолетием (6 апреля Мари Малиновской исполняется 18 лет)…
А вот и письмо, которое, собственно, «позвало в дорогу».


Автор: Сергей Сибирцев, писатель, председатель клуба Метафизического реализма ЦДЛ, председатель Экспертного совета каталога «Знаменитые люди Москвы», лауреат всероссийских и международных премий, судья поэтического фестиваля «Мцыри» (2011), участник Большого жюри «Стихи.ру» (дек. 2011 – март 2012).


Большая ошибка «Стихиры»


Феномен Марии Малиновской, или предыстория
скандала на празднике поэзии в ЦДЛ

«Стихи.ру», может, и не самый лучший литературный ресурс, но он позволил нескольким достойным людям выйти за пределы узкого круга. Наталья Хаткина была в их числе.

Птичка божия


Нет, право дело, иногда всё-таки лестно ощущать себя этаким вершителем судеб, который в состоянии покровительствовать некоторым современным творцам. Правильно ведь говорят: дарить приятнее, чем получать. Так иной раз поможешь какому-нибудь молодому дарованию в чём-то, и с удовлетворением ощущаешь себя мэтром, сделавшим вклад в литературу.
Но вот поэт Мария Малиновская в покровительстве какого-либо грешного смертного, какими бы возможностями тот ни располагал, не нуждается. Потому что М. Малиновской, видимо, от самого рождения повезло с Покровителем, – её опекают Сами Небеса. В этом и заключается секрет её рекордно раннего восхождения на многие литературные пьедесталы. В сущности, здесь автору заметки можно было бы умолкнуть и предоставить слово самому поэту, то есть обнародовать стихотворение М. Малиновской, приведшее в восторг основную часть Большого жюри премии сайта «Стихи.ру», церемония вручения которой состоялась в ЦДЛ 21 марта. Если бы… Но, впрочем, по порядку.


Почтенная «Литературная газета» в последнем номере опубликовала крошечную реплику, в которой извещала общественность о скандале, приключившемся в Доме литераторов при вручении упомянутой премии. Причём главным виновником случившегося был объявлен я самый! Вот почему вместо цитирования упоительных строк М. Малиновской автор заметки вынужден мучить читателя своим брутальным слогом.


Марию Малиновскую я впервые увидел и услышал в ноябре прошлого года на завершающем этапе конкурса всероссийского фестиваля «Мцыри», в жюри которого вхожу. Мария тогда, по единодушному мнению коллег, получила первую премию. Разумеется, я не остался равнодушен к её самобытному дарованию, к её яркому таланту. И вот, уже будучи в составе Большого жюри «Стихиры», предложил Марии попытать счастья и в этом конкурсе. По рекомендации члена Большого жюри, в свою очередь и администрация «Стихиры» также сделала М. Малиновской предложение участвовать в их проекте. Больше того! – по этой же причине господа администраторы сайта великодушно обязались безвозмездно включить стихи М. Малиновской в предполагаемый альманах, в то время как большинство прочих участников этого издания обязаны оплачивать своё участие.


В благодарность администрации за столь щедрый жест я, кроме того что способствовал участию в их мероприятии подлинного самородка, которому по плечу украсить любой самый престижный конкурс, ещё и уговорил войти в состав жюри «Стихиры» известных литераторов – Вадима Месяца, Игоря Панина, Сергея Шаргунова. Обращался я и к знаменитому Дмитрию Быкову, но он с благодарностью отказался, сославшись на занятость. Однако всё это не помешало администрации «Стихиры» впоследствии заявить, что приглашение в жюри Сергея Сибирцева было… «большой ошибкой». Бог, как говорится, судья…


Почему я вообще предложил М. Малиновской участвовать в этом конкурсном авантюрном марафоне? Побывав вместе с коллегами по жюри на нескольких литературных Клубах «Стихиры», которые проходили в Малом зале ЦДЛ, и выслушав множество произведений будущих участников конкурса, я убедился, что стихи гомельского вундеркинда – это настоящая Поэзия, и рекомендовать её необычные тексты администрации «Стихиры», и членам жюри, и будущим читателям «стихирного» портала будет отнюдь не совестно.


Затем последовала многодневная довольно рутинная работа члена комиссии: мне на дом периодически доставлялись толстенные тома с произведениями участников конкурса – всего 47 книг! – и я неделями сидел над этими фолиантами, скрупулёзно вычитывая их и отделяя зёрна от плевел. Я добросовестно прочёл тексты всех авторов, и каждому поставил свои баллы: от 5 до 10. Замечу, что «десяток», «девяток» и «восьмёрок» было не очень густо. Я не возражаю, если администрация «Стихиры» каким-то образом обнародует мои оценки всех участников этого литературного марафона. Очень жалею, что не попала в призеры сильнейший автор Александра Крючкова. Кстати, именно её я прочил на второе место после Марии Малиновской. Исключительно досадно, что не вошёл в короткий список и в альманах 50-ти лучших писателей Леонид Крупатин: новеллы этого зрелого автора поистине бунинского звучания, тонкости, психологизма, литературного шарма и проникновения в душу читателя, – я перечитывал его мини-рассказы несколько раз! Этого автора буду настоятельно рекомендовать своим коллегам по писательскому и издательскому цеху.


Теперь, уважаемые читатели, чистая лирика. Я полагаю, что человек, добросовестно исполнивший все свои обязанности и ещё сделавший много полезного сверх того, вполне может вскипеть и даже наломать дров, если в благодарность ему заявляют, что самое его участие в процессе было «большой ошибкой» организаторов.


На следующий день после заседания жюри, мне позвонила Наталья Никифорова – координатор «Стихиры» – и объявила, что Марию Малиновскую переводят на второе место. Ни я самый, а равно и никто из состава авторитетнейшего жюри, в которое входили, замечу, Кирилл Ковальджи, Марк Розовский, Александр Чистяков, Константин Кедров, Лев Прыгунов, Валентин Никитин, Александр Городницкий, – никто не был уведомлён, что это заседание, несмотря на соблюдения кворума, оказывается, только предварительное! Те, кто не смог или не пожелал по каким-то причинам на нём присутствовать, по заверению Натальи Никифоровой, прислали по электронной почте своих выдвиженцев.

Поэтов примерно втрое больше, чем прозаиков. Под триста тысяч опубликовали сами себя на сервере stihi.ru; на сервере prosa.ru вывесили свои произведения почти сто тысяч прозаиков. Однако вывешенное стихотворение, по моим примерным подсчётам, читают вдвое — вчетверо чаще, чем вывешенный рассказ.

Поэзия и пр.


Сознаюсь, будь у меня с собою портативный топор на случай, если стихи моей номинантки кому-то не придутся по душе, не встрепенут сердце, я, разумеется, воспользовался бы сим демоническим инструментом... В общем, стихи молодого гомельского самородка убедили большинство, что она достойна первого места. Из отсутствующих членов жюри мне потом звонил Вадим Месяц и подтвердил, что он отдаёт первое место Марии Малиновской. Александр Городницкий, отдав свой голос также М. Малиновской, поспешил по каким-то неотложным делам, а не потому что «демон-Сибирцев», как выразился руководитель проекта «Стихи.ру» Д. Кравчук, «давил ему на психику»... Кстати, этот Д. Кравчук три или четыре раз заставлял нас в тот вечер переголосовывать, и каждый раз М. Малиновская побеждала!
Я не верю, что не пришедшие на жюри Вера Полозкова, Вадим Степанцов, Юрий Грымов, голосовали втихаря за «Булошную» Ольги Аникиной, а стихотворения юного одарённого поэта оставили их равнодушными. И вообще, зачем делать тайну изо всего этого?! Совещание жюри было открытым, вполне демократичным, каждый имел своё мнение. И почему я, будучи членом Большого жюри, не могу знать, кто за кого голосовал? Мне, можно сказать, в приказном порядке было предложено не дёргаться и принять к сведению, что при любом раскладе Мария Малиновская получит только второе место.


Я позвонил К. Ковальджи, А. Городницкому и довёл до их сведения, что завтра на Дне поэзии в ЦДЛ произойдёт фальсификация: М. Малиновскую в административном порядке хотят лишить первого места, – я заявил, что молчать не собираюсь! Эту свою непримиримую позицию я вполне откровенно изложил по телефону Д. Кравчуку. Мои коллеги по жюри были солидарны со мной. Другой член жюри, Валентин Никитин, в ответ на моё возмущение происходящим, ответил: администрации сайта виднее, кому присуждать первое место, и что второе место тоже почётно для молодого дарования... Короче, в день праздника Поэзии в ЦДЛ я отыскал этого Д. Кравчука и попытался выяснить, что произошло. Бледный от испуга Кравчук не сумел дать вразумительное объяснение по поводу перестановки мест. Тогда я честно предупредил, что выйду на сцену и выскажу своё недоумение по поводу такого фарса.


Слово своё я сдержал. Парни-охранники должны сказать большое русское мерси Наталье Никифоровой за то, что она вовремя выскочила на сцену и слегка умерила мой воинственный пыл. Потому что наускивать на взбешённого здоровенного мужика, обладающего давней практикой уличных и спортивных боёв без правил, необученных наёмных молодых ребят – это просто бесчеловечно по отношению к телохранителям.


Лично от меня большое спасибо Наталье Никифоровой: она в своем ЖЖ всё-таки отметила мой куражливый жест вполне положительно... Правда, там же посетовала на мою необъективность в работе жюри.


Уважаемая Наталья, когда судят искусство, музыку, кино, литературу, объективных критериев быть не может, – всё это сугубо субъективно. Лев Толстой, помнится, буквально размазал Шекспира и все его пьесы в своих знаменитых записках, но великий англичанин не сделался от этого «разбора» менее великим…


С уважением, ваш Сергей Сибирцев.


Страшно быть ребёнком, даже хуже,
Чем в тюрьме – оттуда хоть бегут.
Годы беспросветнее и туже
Самых тяжких, самых крепких пут.
Жутко быть ребёнком, просто дико,
Если бьётся женщина внутри…
Ты не хочешь, ты не слышишь крика –
Ну тогда хотя бы посмотри…
Посмотри, с какой бессильной силой
Рвётся из невыросшей груди!..
Ну прошу, прошу тебя, помилуй,
Страшно быть ребёнком, пощади…
Выпусти безумную, святую!
Что ж ты издеваешься над ней?
Страшно умолять вот так, впустую.
А ребёнком быть ещё страшней.
Почему, скажи мне, почему же
Ты не хочешь, хоть на пять минут?..
Страшно быть ребёнком, даже хуже,
Чем в тюрьме – оттуда хоть бегут.


(Маша Малиновская, 17 лет)


Так уж случилось, что 6 апреля юному дарованию, «гомельскому чуду» поэту Мари Малиновской исполняется 18 лет – и пугливая девочка, которой «просто дико быть ребёнком», превратится в прекрасную молодую девушку, женщину; и у неё всё-всё будет впереди – победы, премии, литературные достижения, призовые места и замечательная новая жизнь; поздравляем, дорогая Мари, в добрый путь!


8 комментариев

Ольга Аникина • НГМА


Знаете... Вот я читала подобные вещи уже две недели, читала...
И вот решила высказаться . Второй раз.


Можно, я немного расскажу о себе? Меня зовут Ольга Аникина.
Уважаемые господа, я , хоть уже и Тортилла, но тоже когда-то была юна, так же, как как и Мария. Тогда, в 90-х, я жила с родителями, у меня было время участвовать в конкурсах и брать лауреатство (это в основном были фестивали авторской песни - Юрга, Томск и Грушинский). Меня , помнится, отмечали, хотя те стихи, которые я писала тогда , по моим сегодняшним меркам, были "не очень" , так как слишком много было надрыва, эпатажа, мало "своей ноты".... Тогда же, в Новосибирске, я выпустила две книги. Потом... всё оборвалось. Жизнь, ребёнок, необходимость выжить, заработать. Потом - счастливое поступление в Литинститут. Забрезжило получение давно желанного второго высшего образования. Писать я не прекращала никогда, а публиковаться... Ну, была пара журналов и пара выигранных небольших конкурсов... Ну чтО с того?.... Мне - я полагала- спешить некуда. Я всегда считала, что , если работа достойная - она когда-нибудь обязательно будет оценена. Я работала много лет... Возможно, не зря. Но это не главное. Понимаете, главное - когда есть над чем работать и о чём писать.


Сейчас - случилась вот эта премия. Абсолютно для меня неожиданно. Разразившийся вокруг неё скандал начал давить на меня, и пока ничего радостного в мою жизнь не принёс. Лишние, странные люди, лишние, странные объяснения, какие-то разговоры, которые отвлекают меня от важного, от работы, от стихов. Может, это публичная жизнь? Может, это "слава"? Я знаю одно - всё это не настоящее. Была попытка отказаться от премии - но друзья меня убедили, что делать это не стОит. Я работаю и я знаю, чего стОит моя работа. Если хотите - судите, смотрите. http://www.stihi.ru/avtor/anikinaolga

Если Марии так нужна эта премия - ещё не поздно - я могу отдать все привилегии и взять те, которые предполагает вторая премия )))) . Там тоже в качестве приза - неплохие условия выпуска книги. В какой форме будет выпущена моя третья книжка - мне, в общем, не важно. У меня много стихов, есть хорошие. А Мария... Всё-таки, ребёнок. Зачем её обижать. Я уже взрослый человек, мне эти игры уже не нужны.


с глубоким уважением.
лауреат первой премии "Поэт года"
Ольга Аникина


ПОСТСКРИПТУМ:


Отчёт Д.Кравчука. Выдержки.


Полностью здесь:


http://www.stihi.ru/poetgoda/2011/itogi.html


О первом сезоне национальной литературной премия «Поэт года 2011»
Дмитрий Кравчук


Обстановка была доброжелательной, если не считать одного обстоятельства. Заседание еще не успело начаться, как один из членов жюри, Сергей Сибирцев, стал подходить ко всем остальным, показывать стихи Марии Малиновской и говорить, что это самая талантливая девочка и она должна занять первое место. На мой взгляд, такая напористость была чрезмерной, и даже привела к негативным результатам – один из членов жюри вскоре покинул заседание, сославшись на срочные дела. Не буду называть его имени, но считаю, что он почувствовал себя в такой обстановке не совсем комфортно. Я сделал Сергею Сибирцеву замечание (в личном порядке, не в присутствии остальных) и открыл заседание. По регламенту было задумано следующее: каждый член жюри



Остальных членов жюри, которые голосовали за нее, я назвать не могу, но один из них на следующий день отказался от своего голоса, аргументировав это тем, что голосование проходило под психологическим давлением со строны Сибирцева. Два члена жюри выразили категорическое несогласие с присуждением первого места Марии Малиновской, это были известный православный публицист, поэт и богослов Валентин Арсентьевич Никитин и народный артист Российской Федерации Лев Георгиевич Прыгунов. О своем несогласии они просили опубликовать в виде особого мнения, соответственно эту информацию тоже я имею право высказывать публично. Кстати, в видеоинтервью Льва Георгиевича Прыгунова после заседания жюри вы можете слышать его фразу «я бы поменял места первое на второе, но это мое мнение» – речь идет как раз о том, что проголосовавшие на заседании первое место присудили Малиновской, а второе Аникиной, и он с этим не согласен.



Про Ольгу Аникину и Марию Малиновскую я ранее ничего не слышал, а протекционизм со стороны Сергея Сибирцева открылся только в самый последний момент, на итоговом заседании. Не буду вникать в подробности, идет ли там речь о личных симпатиях или Сергей только поклонник ее творчества, пикантность ситуации в том, что девушке еще не исполнилось 18 лет. В любом случае это к делу не относится. Но корректным такое поведение для члена жюри вряд ли назовешь. Все-таки все ждут от жюри таких качеств, как объективность, беспристрастность, оценка литературного творчества безотносительно личности автора. Наблюдая столь заметную заинтересованность, можно было усомниться в правильности подведения итогов. Но решение членов жюри – закон, раз мы взялись провести конкурс в соответствии со всеми правилами и не вмешиваться, значит нужно придерживаться этой политики до конца.


После заседания открылось еще одно обстоятельство. Номинировал на премию «Поэт года» Марию Малиновскую все тот же Сергей Сибирцев, ее произведения были размещены в 32 томе альманаха, который вышел в самом конце сезона, по его просьбе. Собственно, это не запрещено правилами и формально предъявить претензии нельзя. В следующем сезоне 2012 года мы, конечно же, запретим членам жюри выступать номинаторами.



Но предварительное заседание членов жюри – это еще не конец истории с лауреатами премии «Поэт года». Поскольку на заседании, как я уже отмечал, кворума не было, мы стали обзванивать оставшихся членов жюри и просить их высказать свое мнение. Итоги премии «Писатель года» были поддержаны, а вот в премии «Поэт года» на первое место большинство членов жюри поставило Ольгу Аникину. Я не могу разглашать информацию, кто именно за кого проголосовал, но по общим результатам голосования 20 марта с убедительным отрывом побеждала Ольга Аникина, второе место доставалось Марии Малиновской, на третьем Дмитрий Артис. Тем временем, как выяснилось, Сергей Сибирцев тоже звонил некоторым членам жюри, чьи телефоны у него были, и убеждал в необходимости присуждения первого места Марии Малиновской, аргументируя это тем, что жюри уже проголосовало и итоги подведены. Практически никто у него на поводу не пошел, но мне потом жаловались. Звонил он и нам, угрожая, что если мы не присудим первое место Марии Малиновской, он «устроит грандиозный скандал», пользуясь своими связями в литературных кругах. Конечно, что поддаваться ни на какое давление оргкомитет не собирался, но то, что назревала проблема перед церемонией – было понятно.



Как и обещал, Сибирцев устроил скандал на церемонии, вышел без приглашения на сцену во время вручения второй премии Марии Малиновской и заявил, что «жюри присудило ей первое место, но на следующий день из оргкомитета раздался звонок». Звонки действительно были, это был обзвон членов жюри 20 марта для окончательного голосования. Сергею Сибирцеву тоже сообщили окончательные итоги. Но то, как прозвучала эта фраза из его уст, напомнило советскую эпоху, когда практиковались «звонки из обкома» – именно поэтому, на мой взгляд, его выступление вызвало некоторое смятение среди присутствовавших. Правда, первые ряды заметили, что он не совсем трезв. Впрочем трезвым мы его никогда и не видели, начиная с презентации премии и заканчивая заседанием. Пригласить его в жюри оказалось большой ошибкой, но выяснилось это, к сожалению, слишком поздно. Вылезши на сцену, излагал свою позицию он сбивчиво и долго. Спустя несколько минут звукорежиссеры выключили микрофон, а охрана пробовала увести его со сцены, сделать это оказалось непросто и удалось не с первой попытки. Необходимо отметить, что лауреат премии Мария Малиновская, которая все это время находилась на сцене со статуэткой в руках, держалась с достоинством, демонстрируя, что она выше скандалов. Безусловно, у нее большое литературное и сценическое будущее, это видно сразу. Как восходящей звезде, ей придется привыкать быть в центре внимания и к различным поклонникам, в том числе и таким.



Просматривая рецензии, я видел, как авторы рассуждают, что премия куплена, выражают уверенность, что места лауреатов раздаются за взятки, и крайне удивляются, если это не так, даже видят в этом какой-то подвох. Получается, что так устроено наше национальное сознание. И никогда не победить коррупцию, сколько эффективных законов не принимай, если общественное мнение считает ее более естественным делом, чем честное поведение. Вот такие печальные выводы. Но зачем взятки в литературных премиях? В этой сфере скорее можно говорить о продвижении клановых интересов, что происходило раньше в некоторых других премиях. Мы будем с этим бороться. Главные инструменты – это четкое соблюдение установленных правил (в частности, Положения о премии), а также организация общественного обсуждения с целью оптимизации правил подведения итогов. Конечно, уже подведенные итоги за 2011 год пересматриваться не будут. Как и любой закон не имеет обратной силы, улучшения могут касаться только следующего сезона 2012 года. По этой же самой причине мы считали неправильным изменять состав жюри до церемонии награждения, даже столкнувшись с некорректным поведением или неучастием в подведении итогов со стороны некоторых членов. Единственное, что мы делали – убирали из списка вышедших членов жюри и добавляли вновь приглашенных. Например, узнав, что в составе нашего жюри находится Ксения Собчак, о своем выходе заявила поэтесса Юнна Мориц. Но теперь в связи непредоставлением оценочных листов из жюри будет исключена и Ксения Собчак. Естественно, Сергей Сибирцев тоже к настоящему моменту исключен из жюри. Вообще весь состав жюри сезона 2012 года в ближайшее время будет пересмотрен.



Председатель оргкомитета премии «Поэт года»
Дмитрий Кравчук



Другие статьи в литературном дневнике: