Вспамятуй, любимый мой... или Русский букер

Борис Рубежов Пятая Страница: литературный дневник

и Полный абзац за худшую книгу года. Публикация


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.


ЖЕНЩИНА О СЕКСЕ


«Сочетания получаются причудливые и порой диковатые. «Вспамятуй, любимый мой, как дрочились нежно с тобой всю ночь в моей горнице»,— говорит Феодосья Истому. «Ретивым» называет не сердце, как полагается, если следовать словарю Ожегова и сказкам Пушкина, а мужской половой орган. Таких «ляпов» немало...»


:– Грешила ли частым обмыванием банным?
– Грешна, отче. Обмылась в бане в субботу, а десяти дней не прошло, как сродственница приехала, так я и с ней еще в бане обмылась.
– Часто обмываться в бане такое же излишество, как чревоугодие. Не телом мы грязны, а душой! О чистоте души чаще мысли, а не о том, чтоб пазухи без нужды обмывать. Блаженные Божьи люди, юродивые, на навозном гноище спят, струпьев не омывают, а Господу приятны! А что толку, что иная жена сладкое воние – отец Логгин покрутил носом – медовое испускает, если она тем самым на грех мужей искушает? Христос в воды входил, только чтобы окреститься. Да ноги омывал после многотрудной дороги. А наши жены так и плещут водицу ушатами! Так и бродят взад-вперед с пустыми почерпалами!.. Ты омойся в канун светлого праздника, как на тот свет преставиться время пришло – омойся, перед таинством брака мытье – не грех. А ведь у наших жен, как не глянь – все из бани дым коромыслом!
– Истинно, отче, – смиренно ответила Феодосия.
– А с бани все и начинается… Римская империя сколь могуча была, а взяли моду их патриции решать дела в банях,
термах, по – ихнему, по – римски. А где баня, там, известно, и блуд, и грех содомский. И рухнула империя!
– Ой, батюшки! Из-за бани?! Али сваи подгнили?
– Все прогнило насквозь!
– Спаси и сохрани…
– А ты, Феодосия, теперь, как в баню пойдешь, так и вспомни Римскую империю.


Елена Колядина. Цветочный крест. Премии Русский букер – и «Полный абзац».

http://er-portal.ru/about/text.shtml?19/4451,111128
http://lenta.ru/news/2010/12/02/rusbooker/
http://www.pravmir.ru/bukerovskij-stram/
http://www.snob.ru/selected/entry/28282
http://www.peremeny.ru/column/view/1159/
http://booknik.ru/reviews/fiction/?id=34372
http://ru.wikipedia.org/wiki/Полный абзац


ЧАСТЬ ВТОРАЯ. А В ЭТО ВРЕМЯ.


ЖЕНЩИНА О ПОЭТАХ


Маркиз де Сад русской поэзии


7 декабря, 02:00 | Лилия Гущина


---------


Лилия Гущина – Кэрри Брэдшоу "московского Манхэттена". Только в отличие от героини "Секса в большом городе", Лилия – не выдуманный, а настоящий журналист. Автор книг "Когда любовник моложе...", "Мужчина и методы его дрессировки", соавтор (вместе с Ириной Хакамадой) бестселлера "Sex в большой политике", поэтесса, эссеист, эксперт программы "Я сама", создатель двух документальных фильмов, Лилия с подросткового возраста много и плодотворно думала о любви и сексе. Накопленными мыслями, наблюдениями, опытом готова поделиться с посетителями www.gzt.ru


-------


У Николая Алексеевича Некрасова 10 декабря день рождения. Я бы не стала напоминать об этом
ни себе, ни людям, чтобы не поддаться давнему соблазну задать имениннику парочку непраздничных вопросов.

Но на одном из серийных баннеров с демографической рекламой «Они родились третьими» я увидела изможденный лик поэта, которого издалека приняла за Феликса Дзержинского. А в комментах к прошлой колонке кто-то целиком процитировал стихотворение «Вчерашний день часу шестом зашел я на Сенную…». И я не устояла.


На куске ватмана мы с экстрасенсом Соней нарисовали полусферу, на ней алфавит, нагрели на свечке фарфоровое блюдечко со стрелкой, и по Cониному кивку я спросила незримого гостя: «Николай Алексеевич, что за странный маршрут вы выбрали для прогулки?»


Странный, если не сказать больше! В середине девятнадцатого века Сенная площадь была местечком похлеще московской Хитровки. Самый криминальный район столицы. Воровские норы, трактиры, гирлянды красных фонарей, игорные притоны, ночлежки, мостовая, залитая помоями, смрад, способный, по признанию городской управы, «довести человека до обморока», и вечная одноглазая и безносая проститутка Саша Столбовая по прозвищу Пробка.


Хорошо одетому господину соваться туда было решительно незачем, стремно и опасно. А в 1847 году Некрасов уже превратился в хорошо одетого господина: успешный издатель, живущий в дорогой квартире в двух шагах от Аничкова дворца.


Отдельным образом интересно, случайно ли он «зашел» на площадь в известное время публичных экзекуций, долго ли стоял и смотрел, как бьют кнутом молодую крестьянку, и те же чувства испытал бы, если б секли старуху?


Не знаю, но без сомнения вид крови Николая Алексеевича завораживал. Он вообще был по-охотничьи к ней не равнодушен. Какой-нибудь нежный гринписовец лишился бы сознания в доме поэта, где «во всех комнатах стояли огромные шкапы, в которых вместо книг красовались штуцера и винтовки; на шкапах вы видели чучела птиц и зверей». Между прочим, убитых лично хозяином, автором террористического слогана: «Дело прочно, когда под ним струится кровь».


Василий Розанов в «Уединенном» сравнил Некрасова с соколом, который сидит на дереве и смотрит на поле, «где много валяется побитой им мирной птицы», и обвинил поэта в обольщении террором целого поколения молодых людей: «Некрасов, член английского клуба, партнер миллионеров, толкнул их более, чем кто-нибудь, стихотворением: „Отведи меня в стан погибающих“. Это стихотворение поистине все омочено в крови».


Но загипнотизированных юношей я поэту готова простить. Эти мальчики и без него отыскали бы дорогу и на каторгу, и на эшафот. У нас в России мужчины из всякого нового сословия, допущенного и пристрастившегося к чтению, непременно сочиняли себе какую-нибудь гиблую историю: то в декабристы подадутся, то в народовольцы, то в социалисты, и у каждого из них есть свой искуситель.


А вот садистские наклонности, переодетые в сострадание, хотелось бы разъяснить. Почему едва воображение поэта рисует образ молодой красивой женщины, он тут же причиняет ей какие-нибудь телесные увечья вплоть до летального исхода?


То ноженьку голую косой порежет, то юную спину бичом исхлещет, то целиком заморозит, да еще непременно горестно-умильно полюбопытствует: «Вкусны ли, милая, слезы соленые?», «Тепло ли тебе, молодица?». И потомкам погрозит, мол, «не русский глянет без любви на эту бледную, в крови, кнутом иссеченную музу».


Хотя у нормального человека избитая женщина, пусть даже по совместительству и муза, должна бы, по идее, вызывать жалость, сострадание, но никак не любовь.


Если же c девушкой нельзя разобраться в режиме онлайн, то поэт всё одно будет над ней виться черным вороном и мрачно пророчить: «завязавши под мышки передник, перетянешь уродливо грудь, будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть». И ведь напророчит!


Уцелевшую после встречи с этим угрюмым русским стихотворцем красавицу, в цветном платке, на плечи брошенном, добьет таки другой угрюмый русский стихотворец, столкнув в некошеный ров под насыпью Санкт-Петербургской железной дороги.


Адрес статьи:

© 2001-2010 АНО «Редакция ежедневной ГАЗЕТЫ»


© 2011 ООО «ГЗТ»


ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. СУБЪЕКТИВ КАЗАКОВА


Литература


Чулки в сеточку


СУБЪЕКТИВ


Владимир КАЗАКОВ


Скажу сразу, я с необыкновенным уважением отношусь к любому печатному слову! Даже если это написано Владимиром Сорокиным. А уж тем более если написано дамами. С детства мне вдолблён в голову тезис о почти святости любой книги. Мол, не будут же откровенную глупость печатать. Наивные люди были мои родители. Новый век, новые нравы. Напечатать можно всё, что угодно. Но главное, есть Интернет. Пиши – не хочу. Кстати, недавно пришло в голову, что Сорокину сильно повезло. Он начал писать в доинтернетную эпоху. Сейчас бы его фекалий никто не заметил. Ну и ладно, речь не о нём. А именно про тот же ЖЖ и женскую литературу.


Откуда взялась современная женская проза? Я подчёркиваю, что говорю только о новой волне. О хлынувших на прилавки магазинов за последние лет пять–семь романах, рассказах, сказках и пр., и пр., написанных барышнями. Обычно это происходит так. Есть некая гражданка, которая обзаводится страничкой в Живом Журнале и пишет там что-то. О чумке у щенка, о потере любимого ластика, о стерве-начальнице, о патологическом желании выучить итальянский язык и пойти на курсы сальсы. И, как всякая уважающая себя девочка, обрастает в нете поклонниками, подружками, сочувствующими, завистницами и прочими обязательными персонажами интернет-жизни.


По большей части это баннерный обмен. То есть мы читаем тебя, а уж ты изволь читать нас. Безотходное производство. Замкнутый процесс. Девочки читают девочек. Но вот количество сочувствующих и подружек переваливает за тысячу, потом за две, потом у некоторых за десять, из клавиатуры вдруг появляется сладковатый и дурманящий дымок. Нет, это не комп накрылся! Это весьма обходительный и вежливый бес гордыни радостно вступает в свои права. Барышня пьёт утренний кофе (чай, «Мартини», мацони) и вдруг понимает – да, чёрт побери, я же Писатель! Бес радостно хихикает и потирает ручонки.


Работа почти всех нынешних издательств построена на поиске не автора, но аудитории. Вот они и смотрят: ага, у девочки три, шесть, двенадцать тысяч зарегистрированных читателей в ЖЖ. Книга приносит доход, если продаётся тираж тысячи в три экземпляров. А тут уже вот, реально, есть несколько тысяч потенциальных покупателей историй про ластики и сальсу. А если её ещё немного раскрутить – практически бестселлер! И издатели наперегонки мчатся к указанной гражданке. А та, разомлев от мыслей, что она Писатель, слышит от издателей в подтверждение, что именно она является новым словом в русской словесности XXI века, Чеховым в юбке, Достоевским в чулках (в сеточку), Толстым в макияже. Причём одновременно. Положение усугубляется, если барышня ещё до ЖЖ как-то сталкивалась с печатным словом. Например, читала рецепты пудинга в «Космо», училась в провинциальном библиотечном техникуме или, упаси Господи, на филологическом факультете какого-нибудь университета. Этот изгиб женской судьбы легко определяется по пулемётному упоминанию в тексте Кастанеды, Мураками и Бегбедера – воистину трёх столпов и китов, точнее, трёх чихуа-хуа современной женской литературы. Иногда в эту троицу подмешивается Коэлья, но на породистость чихуа-хуа повлиять уже не может. Без лихорадочного упоминания этих фамилий с девичьей точки зрения никакая «серьёзная» литература невозможна. Чем больше таких фамилий в тексте, тем солидней! Кстати, долго думал, почему именно эти три человека так зацепили женскую писательскую душу. Потом понял! Это же бренды. По звучанию. Легко запомнить. «Кастанеда» – марка сумочки или делового костюма. «Мураками» – женское бельё хай-класса, а уж «Бегбедер» – этакий уличный стиль пубертатной девчонки. Рваные джинсы, майки с дырками. Строго на положенных местах. Короче, издаётся книга с девичьими бреднями, и, о чудо, она пользуется спросом. Проданный тираж даже больше, чем число подписчиц в ЖЖ автора! Это понятно. И очень просто. За последние двадцать лет выросло поколение читательниц, которые отличаются от нашей писательницы только ростом, весом и местом проживания. Всё остальное – мысли, видение мира, реакции на жизнь, вкусы, даже цвет волос – у них примерно одинаково. Вот и раскупают они подобную литературу. Хотя это и вовсе не литература. Жители России старшего поколения помнят, как годах эдак в 70-х, попав в пионерский лагерь, десяти–двенадцатилетние девочки сразу обзаводились толстыми тетрадками по сорок копеек и записывали туда всяческие важные мысли. Вроде: «Моё сердце разбито, как льдинка. Я буду вечно тебя ждать, моя слезинка». Или: «Любовь моя пошла насмарку, как только сделал ты помарку». К сему прикладывался скрюченный цветочек колокольчика. Всё это под огромной тайной, ночью, со значительным выражением лица показывалось подружкам. Те охали, переживали о крахе любви и жутко завидовали продвинутой девочке с тетрадкой. Сейчас происходит ровно то же самое, только эту тетрадку читают в нете и печатают отдельным изданием.


Это, так сказать, матрица, на которой построена подобного рода литература. Но я совсем не осуждаю читающих подобную дребедень. Нравится читать – да ради бога! Нравится писать – да скатертью дорога! Только немножко жутковат вот какой нюанс. Читающие и пишущие эту белиберду автоматически попадают в категорию образованных людей. То есть составляют аудиторию, причём огромную, к которой обращаются все люди, пишущие прозу. То есть писать-то пишут, обращаться обращаются, но не находят отклика. Потому что это поле уже напрочь забито девушками, желающими историй про сальсу! Вот в чём ужас!


С таким нелёгким сердцем я приступил к чтению женской прозы в Интернете. Этих барышень с приданым в виде писанины я отбирал очень долго. Вот Екатерина Великина. Сборник рассказиков под названием «От заката до обеда». Читать можно, если кому интересен дамский трёп по телефону: «А он мне… А я ему…» Написано бойко, слегка иронично. Конечно, образ себя и мужа отдаёт Каменской из Марининой. Если бы у гламурной следовательши был ещё маленький ребёнок, как у героини «От заката до обеда». Короче, очень точно характеризует творчество Екатерины Великиной реклама на том сайте, где я прочитал её книгу: «Шикарное платье в дополнение к обворожительной улыбке его обладательницы»; «Держатель для карточки-пропуска с розовым зайцем! Новый оригинальный дизайн».


Идём дальше. Марта Кетро. Вот как она рассказывает о своей писательской доле в интервью одному интернет-изданию: «Писательство – совершенно неожиданная для меня вещь. Я просто вела блог, и максимальной амбицией было сделать его популярным. Вдруг предложили… написать книжку – на основании записей в блоге». От ластиков и чумки Марта Кетро перешла к назидательным опусам из серии «Как жить, если кругом все такие сволочи». Особенно меня поразила отдельная страничка в нете под названием «Мысли и афоризмы Марты Кетро». Открыл, читаю: «Его присутствие не имеет особого значения, есть только я и моя любовь. Ничего не изменилось. Личность моя не разрушена, жизнь продолжается»; «Можно ли считать счастливой жизнь, если каждые полгода приходится напоминать себе: «Забыть значит начать быть»?» Всё это пишет женщина, у которой имеются муж и двадцатитрёхлетний сын. Но это так, к слову.


А вот что мне откровенно понравилось – это сборник рассказов Наринэ Абгарян «Манюня». Смешные и грустные истории про детство. Там пахнет солнцем, людские отношения трогательны и искренни. Иногда они даже напоминают столь чтимого мною Нодара Думбадзе. Помните «Я, бабушка, Илико и Илларион»? Та же мягкая грусть и тонкая, добрая ирония. Хорошая проза. Правда, Наринэ здесь попадает в одну коварную ловушку. Её блог, успех «Манюни» толкает к самоповторению. Можно по просьбам поклонников, уже не сильно напрягаясь, до посинения тиражировать образ девочки Манюни, но это тупик. Искренне советую Наринэ сперва остановиться, а потом и двигаться дальше. Уже без Манюни. И главное, видно, что она это может сделать.


То же самое относится и к другой писательнице – Татьяне Соломатиной. Её сборник «Акушер-ха» – живой, задорный. Жизнь врачей – а она сама врач – всегда притягательна и курьёзна. Однако опять-таки воспроизведение удачной стилистики и сложившихся образов начинает немного утомлять. Так вот встречаешь одноклассника – радость неописуемая! Столько лет не виделись! Приглашаешь домой, выпиваешь, наговориться не можешь. Но проходит день, два, одноклассник всё торчит и торчит в твоей квартире. Через неделю приходит в голову, что вы, в общем-то, совсем разные люди. Ещё через неделю чётко понимаешь, что он тебя достал, и аккуратно выставляешь его вон. Не хотелось бы, чтобы это случилось с прозой Татьяны Соломатиной.


И, уж конечно, всё сказанное в полной мере относится к такому популярному сейчас сетевому персонажу, как Слава Сэ. Каким образом вписался сюда Слава? Да стилистически. По подаче, по способу выражения, по интонации – это та же самая женская литература. Слава Сэ – очень воспитанный мужчина, перепутавший двери и случайно зашедший в женский туалет. Ему неловко, стыдно, но как выбраться оттуда, не знает. Через год-два юзеры устанут от Славы – и ку-ку. Нет Славы Сэ. Будет очень обидно, если на этих ситуативных рассказиках, прекрасных, тонких, всё и кончится.


Как будет развиваться дальше вот такая женская литература, трудно сказать. Предварительные итоги сможем подвести лет через десять. Если, конечно, кому-то ещё будет интересно смотреть и читать в принципе. Уж больно быстро всё скачет куда-то.


http://www.lgz.ru/article/15394/



Другие статьи в литературном дневнике: