О достоинстве человека

Ирина Юрская: литературный дневник

Речь о достоинстве человека (De hominis dignitate ) - это знаменитый публичный дискурс, логический довод, составленный в 1486 году Пико делла Мирандола, итальянским ученым и философом эпохи Возрождения.


В своей "Речи" Пико попытался заново отобразить человеческий ландшафт, чтобы сосредоточить все внимание на человеческих возможностях и человеческих перспективах. Обитая в окрестности Флоренции, он изучал удивительные способности человека, познавая высоту человеческих достижений.


Сам Пико обладал огромным интеллектом и изучал все, что нужно было изучать в университетской программе эпохи Возрождения. Его "Речь" отчасти должна была стать предисловием к огромному сборнику всех интеллектуальных достижений человечества. Однако этой идее Пико не дано было осуществиться из-за ранней смерти автора.


Пико делла Мирандола намеревался выступить перед приглашенной аудиторией ученых и священнослужителей о достоинстве гуманитарных наук и о славе ангелов.


В своей "Речи" он говорил, в частности, о трёх высших чинах ангелов: Серафимах, Херувимах и Престолах.


Это три высших хора в иерархии ангелов. И каждый из них олицетворяет различные достоинства. Серафимы олицетворяют милосердие.


Чтобы получить статус СЕРАФИМА, Мирандола заявляет, что нужно «гореть любовью к Создателю».


ХЕРУВИМЫ представляют разум. Этот статус достигается созерцанием и медитацией.


А ПРЕСТОЛЫ олицетворяют справедливость, и это достигается тем, что они правят "низшими вещами".


Из этих трех чинов Престолы - низший, Херувимы - средний, а Серафимы - высший.


В этой "Речи" Мирандола подчеркивает значение херувимов и то, что, воплощая ценности херувимов, можно в равной степени подготовиться к «огню серафимов и суду престолов».


Это отклонение в иерархию ангелов имеет смысл, когда Пико делла Мирандола утверждает, что философ «является творением Небес, а не земли», поэтому он способен получить любой из статусов.


В своей "Речи" Пико обосновал важность человеческого поиска знаний в рамках неоплатонического учения. Он пишет, что после того, как Бог создал все существа, Он задумал сотворение живого существа, которое оценило бы все Его дела. Но в цепи бытия больше не было места; все возможные слоты от ангелов до червей были заполнены.


Бог сделал так, что для человека не нашлось определенного места в цепи. Вместо этого люди были наделены способностью учиться у любого сотворённого Всевышним существа и подражать ему.


Когда человек философствует, он поднимается по цепи бытия к ангелам и общению с Богом. Когда ему не удается реализовать свой интеллект, он прозябает.


Идея о том, что люди могут подняться по цепочке бытия, проявляя свои интеллектуальные способности, была глубоким подтверждением достоинства человеческого существования в этой земной жизни.


Корень этого достоинства лежал в его утверждении, что только люди могут изменить себя по своей собственной воле, тогда как все другие изменения в природе были результатом некой внешней Силы, действующей на то, что претерпевает изменения.


Из истории он заметил, что философии и институты всегда менялись, делая способность человека к самопреобразованию единственной постоянной.


В сочетании с его верой в то, что всё Творение представляет собой символическое отражение божественности Бога, философия Пико оказала глубокое влияние на искусство, помогая поднять писателей и художников от их средневековой роли простых ремесленников до идеала художника как гения эпохи Возрождения...


<br /><a href='https://ru.qaz.wiki/wiki/Oration_on_the_Dignity_of_Man'><i>Речь о достоинстве человека</i></a><br />



Другие статьи в литературном дневнике: