Сергей Покровский 7
При ужасе сущее в целом становится шатким. В каком смысле становится? Ведь не уничтожается же все-таки сущее ужасом так, что оставляет после себя Ничто. Да и как ему уничтожаться, когда ужас сопровождается как раз нашей абсолютной немощью по отношению к сущему в целом. Скорее, Ничто приоткрывается, собственно, вместе с сущим и в сущем как в своей полноте ускользающем.
При ужасе вовсе не происходит уничтожение всего сущего самого по себе; однако нам точно так же нет никакой надобности производить сначала отрицание сущего в целом, чтобы впервые получить Ничто. Не говоря уже о том, что ужасу как таковому чуждо эксплицитное построение отрицательных высказываний, с подобным отрицанием, якобы долженствующим синтезировать Ничто, мы во всяком случае опоздали бы. Мы уже до того встретились с Ничто. Оно, мы сказали, выступает «одновременно» с ускользанием сущего в целом.
В ужасе происходит отшатывание от чего-то, но это отшатывание — не бегство, а оцепенелый покой. Отшатывание исходит от Ничто. Ничто не затягивает в себя, а сообразно своему существу отсылает от себя. Отсылание от себя как таковое есть вместе с тем — за счет того, что оно заставляет сущее ускользать,— отсылание к тонущему сущему в целом. Это отталкивание-отсылание к ускользающему сущему в целом, отовсюду теснящее нас при ужасе, есть существо Ничто: ничтожение. Оно не есть ни уничтожение сущего, ни итог какого-то отрицания. Ничтожение никак не позволяет и списать себя на счет уничтожения и отрицания. Ничто само ничтожит.
Ничтожение не случайное происшествие, а то отталкивающее отсылание к ускользающему сущему в целом, которое приоткрывает это сущее в его полной, до того сокрытой странности как нечто совершенно Другое — в противовес Ничто.
В светлой ночи ужасающего Ничто впервые происходит простейшее раскрытие сушего как такового: раскрывается, что оно есть сущее, а не Ничто. Это выглядящее во фразе необязательной добавкой «а не Ничто» — вовсе не пояснение задним числом, а первоначальное условие возможности всякого раскрытия сущего вообще. Существо исходно ничтожащего Ничто и заключается в этом: оно впервые ставит наше бытие перед сущим как таковым.
Только на основе изначальной явленности Ничто человеческое присутствие способно подойти к сущему и вникнуть в него. И поскольку наше присутствие по самой своей сути состоит в отношении к сущему, каким оно и не является и каким оно само является, в качестве такого присутствия оно всегда происходит из заранее уже приоткрывшегося Ничто. Человеческое присутствие означает: выдвинутость в Ничто.
Выдвинутое в Ничто, наше присутствие в любой момент всегда заранее уже выступило за пределы сушего в целом. Это выступание за пределы сущего мы называем трансценденцией. Не будь наше присутствие в основании своего существа трансцендирующим, т. е., как мы можем теперь уже сказать, не будь оно заранее всегда уже выдвинуто в Ничто, оно не могло бы встать в отношение к сущему, а значит, и к самому себе.
Без исходной открытости Ничто нет никакой самости и никакой свободы. Мартин Хайдеггер - "Основные понятия метафизики".
Произведений: 1743
Получено рецензий: 105
Написано рецензий: 129
Читателей: 47148
Произведения
- Материнское сердце. Анапест, 3 стопы - философская лирика, 22.09.2013 12:50
- Закон Ома. Амфибрахий, 4 стопы - философская лирика, 28.03.2025 13:00
- Нерваль - философская лирика, 25.03.2025 18:00
- Нищий Ницше - философская лирика, 24.03.2025 21:27
- Гремлины. Дактиль, 4 стопы - философская лирика, 23.03.2025 21:48
- Терпение II. Дактиль, 3 стопы - философская лирика, 23.03.2025 14:17
- Ностальгия. Анапест, 4 стопы - философская лирика, 22.03.2025 21:35
- Магический Большевизм. Анапест, 4 стопы - философская лирика, 22.03.2025 21:04
- Падай, сердце - поэтические переводы, 21.03.2025 21:30
- Декаданс. Анапест, 4 стопы - философская лирика, 21.03.2025 07:25
- Нигилизм II. Анапест, 4 ст - философская лирика, 20.03.2025 20:26
- Нигилизм I. Анапест, 4 стопн - философская лирика, 19.03.2025 15:35
- Черная Книга. Амфибрахий, 4 стопы - философская лирика, 18.03.2025 10:39
- Агнесса. Дактиль, 4 стопы - мистика и эзотерика, 05.03.2025 21:52
- Скептицизм. Анапест, 4 стопы - философская лирика, 18.03.2025 10:58
- Терпение I. Амфибрахий, 4 стопы - философская лирика, 14.03.2025 20:27
- Меланхолия II. Анапест, 3 ст - философская лирика, 14.03.2025 17:12
- Чернокнижник. Анапест, 4 стопы - философская лирика, 13.03.2025 09:52
- Меланхолия I. Анапест, 4 стопы - мистика и эзотерика, 05.03.2025 23:32
- Бесконечность. Анапест, 4 стопы - мистика и эзотерика, 05.03.2025 23:36
- Грета. Дактиль, 4 стопы - мистика и эзотерика, 05.03.2025 23:24
- Колодец - философская лирика, 16.08.2024 20:53
- Ц - мистика и эзотерика, 21.06.2023 13:02
- Портреты - гражданская лирика, 23.02.2023 03:05
- Мама и сын - гражданская лирика, 24.02.2023 21:36
- Медитация на икону Схождение во ад - религиозная лирика, 28.05.2023 07:03
- Отче - религиозная лирика, 26.02.2023 04:24
- С Днём рождения, мама! Дактиль - философская лирика, 28.03.2023 09:19
- Как Папа Карло - философская лирика, 26.03.2023 04:51
- Папа - гражданская лирика, 27.02.2023 14:27
- Молитва - религиозная лирика, 23.03.2023 06:55
- Посвящается Юлии Большаковой - иронические стихи, 21.03.2023 08:30
- Сталкер - гражданская лирика, 20.03.2023 16:23
- Неплохая элегия - философская лирика, 19.03.2023 19:41
- За яйца зайца - философская лирика, 19.03.2023 04:07
- Галантные - мистика и эзотерика, 17.03.2023 12:04