ЦАРИЦЫНО, 4 АВГУСТА
(заполняя пропущенные страницы)
Крупнейший музей-заповедник в городе Москве. Он включает в себя Царицынский дворцово-парковый ансамбль с комплексом дворцовых построек, Царицынскими прудами и пейзажным парком. Территория музея-заповедника с 1998 года входит в состав особо охраняемой природной территории «Царицыно». Хлебный дом - одно из крупнейших строений Баженова в Царицыно, сохранившееся до сих пор памятник архитектуры (федеральный). Хле;бный дом (Ку;хонный ко;рпус) — здание, входящее в комплекс застройки Царицынского дворцово-паркового ансамбля. Предназначалось для размещения кухонь и хозяйственных служб.
С него началась наша экскурсия по государственному историко-архитектурному , художественному и ландшафтному музею "Царицыно". поехали мы туда с нашей слепецкой организацией. Экскурсию организовала для нас администрация города: выделила автобус, заказала в музее специальную экскурсию для слепых и слабовидящих.
Светлана Лебедева, наш экскурсовод по музею, очень интересно рассказала об истории Хлебного дома, провела по его залам, а потом предложила пройти в Большой дворец.
На сайте музея нашла историю реставрации комплекса.
"Первые попытки придать Царицынскому ансамблю музейный статус относятся к 1960-м годам (тогда некоторые баженовские сооружения в Царицыне были взяты государством под охрану как памятники архитектуры). В середине 1970-х рассматривались первые проекты реставрационно-восстановительных работ, но из-за сложности задач их реализация затянулась на долгие годы.
В феврале 1984 года по распоряжению Совета Министров СССР был образован Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Некоторые постройки Царицынского дворцового комплекса планировалось использовать как экспозиционные помещения музея. В середине 1980-х началась масштабная научная реставрация зданий и сооружений Царицынского ансамбля. В 1993 году музей получил статус музея-заповедника и своё нынешнее название. Вскоре он был включён в «Перечень памятников истории и культуры федерального значения». В 1985—1988 годах проведена реставрация первого объекта в Царицыне: Арки-галереи между «Хлебным домом» и Большим дворцом. В 1992 году завершилась реставрация Фигурного моста, длившаяся семь лет. В 1994 году музей открылся для посетителей: в отреставрированном Втором кавалерском корпусе разместились первая экспозиция, знакомившая с основными коллекциями музея. В 1995 году завершилась реставрация Первого кавалерского корпуса (используется как административное здание музея) и закончены десятилетние работы по восстановлению Большого («Готического») моста через овраг. В 1996 году первые музейные выставки прошли в восставшем из руин Малом дворце, а в отреставрированном Оперном доме (Среднем дворце) состоялись первые концерты. Оперный дом в течение 10 последующих лет являлся главным концертным и выставочным залом музея-заповедника. В 1998 году Патриархом Алексием II проведено торжественное освящение Храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник», входящего в состав дворцового ансамбля; этим событием завершились восьмилетние работы по восстановлению храма. В 1998—2000 годах проведена реставрация Фигурных (Виноградных) ворот, в 1998—2003 — Третьего кавалерского корпуса (ныне используется как выставочный зал и для размещения экскурсионных служб музея) и Оранжерейного моста; в том же 2003 году — парковой беседки «Храм Цереры». Восстановительно-реставрационные работы начались с особым размахом и скоростью после того, как в 2005 году Царицынский комплекс был передан в городскую собственность. В 2005—2007 годах проведена полная реконструкция Царицынского парка по проекту группы ландшафтных архитекторов во главе с М.Р. Мориной. Восстановлены и благоустроены аллеи и дорожки, расчищены самосевные заросли, кустарниковые чащобы, вырублен сухостой. В 2006 году завершились реставрация и реконструкция под музейно-выставочные нужды «Хлебного дома». Здание приобрело стеклянный купол над внутренним двором, превратившим его в атриум; «Хлебный дом» стал основным зданием для музейных коллекций. В 2006—2007 году отреставрированы Башня-руина, парковые павильоны «Миловида» и «Нерастанкино», гротесковые мостики (руководитель работ — архитектор-реставратор М. Д. Голубин). В то же время в пейзажном парке вновь появилась садовая скульптура: установлены несколько статуй работы А. Н. Бурганова. Также проводилась экологическая реабилитация Царицынских прудов, реконструкция плотин, восстановление лодочных пристаней в их исторических местах (по проекту группы архитекторов под началом А. Н. Оболенского); воссоздан Оранжерейный пруд. На Среднем Царицынском пруду, в обрамлении восстановленного острова-подковы, в 2007 году был открыт светодинамический фонтан — крупнейший в Москве.
Наконец, в августе 2007 года завершилась самая большая стройка на территории музея-заповедника — восстановление Большого Царицынского дворца. За два года живописная руина, постепенно разрушавшаяся последние двести лет, превратилась в современный музейно-выставочный комплекс. 2 сентября 2007 года, в День города, состоялось торжественное открытие реконструированного дворцового ансамбля. В церемонии принимали участие мэр Москвы Ю. М. Лужков и Президент В. В. Путин. Основные работы по реконструкции и восстановлению территории Царицынского музея-заповедника завершены, однако в части парковых зон (Ореховской окраине и Бахрушинке) продолжается благоустройство аллей и расчистка парковых посадок от зарослей. Также планируется восстановить грот, существовавший в XIX веке вблизи павильона «Миловида»."
На площади перед Большим дворцом стоит памятник главным архитекторам Царицыно Василию Ивановичу Баженову и Матвею Фёдоровичу Казакову. Первый из них в 1776 году начал строительство Большого дворца. Он не понравился Екатерине Второй и в году Казаков разбирает дворец с тем, чтобы перестроить его. Екатерина Вторая никогда не ночевала в этом дворце, поэтому здесь только парадные залы с высокими потолками, колоннами, большими люстрами. Мрамором разных цветов выложены стены, полы. Причём сделано это с большим мастерством и выдумкой: так и кажется, что мы идём то по изящному ковру, а то по дну моря. Великолепные лестницы и вазы разных размеров дополняют убранство залов. А ещё - картины. Целая галерея. Жаль, что рассмотреть их мне уже не дано.
В Большом дворце нас поразила роскошь залов. Надо сказать. что особенностью нашей экскурсии было то, что экскурсовод время от времени предлагала нам потрогать отдельные участки стен, дверные ручки, вазы, костюмы прошлых веков на манекенах. Рассказывая об огромной картине, на которой изображена Екатерина Вторая, Светлана Лебедева подробно описала, что нарисовано на картине, а потом мы с её помощью на магнитном экране воссоздали макет картины. Было это так.
Светлана привела нас на балкон, мы сели на стулья. Перед нами стоял магнитный экран. Экскурсовод предложила нескольким из нас выйти к экрану. Она давала в руки фигурки с магнитом и предлагала узнать, кто это. Я вызвалась попробовать. Первую же фигурку узнала - это была сама Екатерина Вторая. Я приложила фигурку к экрану. Светлана поправила. Так мы, узнавая фигурки, располагали их на экране. Картина, точнее её макет, получилась.
Затем Светлана стала нам рассказывать о царских орденах. Каждый из нас подержал в руках эти ордена, чтобы иметь представление о них.
Экскурсия закончилась, но Светлана Лебедева не оставила нас, она проводила нас до самого выхода, показав сувенирный отдел, туалеты и кафе. Во всех действиях нашего экскурсовода чувствовались внимание и стремление помочь нам.
Да я не сказала, что ездили мы полным гаремом, ну и конечно, с нами был наш Захарыч.