Неожиданная поездка
НЕОЖИДАННАЯ ПОЕЗДКА
Я уже писала, что у нас живёт знакомая сына Саша Мартынова из Вологды. Приехала она из-за разбирательства в Подольском суде. О деле писать не буду, оно меня ни коем боком не касается. Как человек, Саша мне импонирует. С нею очень легко общаться. Как губка, Саша впитывает в себя всё новое, интересное. Она во многих местах побывала и здесь ей хочется увидеть побольше. Её заинтересовала Троице-Сергиева Лавра. Саша попыталась съездить туда со своей подругой из Электростали. Но задуманное не получилось.
Тогда я предложила ей съездить в Сергиев Посад. Конечно, со мной ехать хлопотно, но и выгодно: поездка получается бесплатной. Саша согласилась. И вот вчера,10 августа, мы поднялись рано утром, чтобы уехать в Москву скоростной электричкой в 6-50.
Приехав на Каланчёвский вокзал, перешли на Ярославский вокзал и сели на электричку до Сергиева Посада.
На Привокзальной площади Сергиева Посада увидели первый памятник - нас встретил знаменитый меценат царской России Савва Морозов.
Спросили у местных жителей, как пройти к Лавре. Тенистая улица привела нас на смотровую площадку, с которой открывался чудесный вид на Троице-Сергиеву Лавру. Солнце освещало покрытый зеленью холм, на котором высились белые стены обители с её соборами, куполами. Под холмом - речушка, через которую перекинут мостик. Рядом небольшая белая часовенка. Зелень холма прорезает дорожка, бегущая через мостик.
Я сидела на скамье смотровой площадки, а Саша фотографировала с разных ракурсов монастырь.
Перекусив, мы стали подниматься на холм. У подножия его увидели памятник Сергию Радонежскому. Фигура святого старца в монашеском облачении выполнена в полный рост, одна рука прижата к груди, а другой Сергий указывает на птиц, располагающихся возле ног святого.
Через подземный переход мы попали на площадь перед монастырём.
Я много раз бывала в этой обители, поэтому знаю расположение зданий в ней. Я рассказывала, а Саша смотрела. Мы посетили всё, что хотели. Начали, конечно, с Успенского собора. Описываю его по сведениям, взятым из интернета.
Храм-памятник построен по повелению Ивана Грозного и освящен при его сыне Федоре Иоанновиче. Здесь усыпальница династии Годуновых и могилу великого лингвиста, которому до сих пор молятся студенты и школьники, желающие изучить иностранные языки. А еще в Успенском соборе находится гроб самого Сергия Радонежского, правда слегка обкусанный паломниками – в буквальном смысле этого слова…
Успенский собор Троице-Сергиевой лавры был построен по повелению Ивана Грозного и является триумфальным памятником в ознаменование падения последнего осколка Золотой орды – Казанского ханства. На закладке храма присутствовал сам царь со всем семейством. Строительство продолжалось 26 лет – с 1559 по 1585 год. Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана IV, совершил обряд митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии царя Федора Иоанновича и его супруги Ирины.
Образцом для Успенского собора главного российского монастыря стал Успенский собор Московского Кремля, возведенный по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Только лаврский храм немного больше размерами и сложен не из белого камня, а из кирпича. Конструкция получилась более массивная, а рисунок деталей более простой. Кроме того, строители монастырского собора не стали повторять цилиндрическую форму опорных столбов кремлевского храма, а вернулись к традиционному русскому стилю – пилонам прямоугольного сечения.
Слева от парадного крыльца Успенского собора ранее была трапезная паперть, на которой находился трапезный притвор – на том месте, где он когда-то стоял, на стене Успенского собора до сих пор видны следы кирпичной кладки арочной формы. Внутри притвора была усыпальница Годуновых. В XVIII веке притвор был разобран, и чтобы усыпальница не оказалась под открытым небом над ней в 1782 году была сооружена небольшая палатка, накрывающая могилы царя Бориса Годунова, его супруги Марии, сына, царевича Федора и дочери – царевны Ксении.
Справа от входа в храм стоит часовня. В XVII веке после снятия осады польско-литовского войска в стене Успенского собора была обнаружена трещина. Для проведения ремонтных работ было необходимо обнажить часть фундамента в этом месте. Стали копать и прямо под стеной собора обнаружили родник. Водой из этого источника умылся страдающий слепотой инок Пафнутий и прозрел. Источник оказался целебным и признан святым. Был устроен колодец, над которым построили часовню, от колодца впоследствии был сделан отвод, и святая вода стала поступать под летнюю сень в чашу с крестом – кстати, последнее историческое сооружение на территории монастыря.
Почти столетие величественный Успенский собор простоял не расписанный – лишь через 99 лет после окончания строительства, в 1684 году, на средства архиепископа Моисея Рязанского была нанята артель ярославских и троицких иконописцев из 25 человек под руководством мастера Дмитрия Плеханова. Мастера покрыли стены и своды храма фресками за один летний сезон. До наших дней роспись дошла без реставрации, только была очищена от копоти свечей и лампад.
После своей кончины архиепископ Моисей Рязанский был похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, где, кроме него, погребены архиепископ Августин (Виноградов), поднимавший дух русского воинства во время Отечественной войны 1812 года, а также митрополит Макарий (Булгаков), написавший фундаментальные труды по догматическому богословию и истории церкви. Кроме того, у западной стены храма покоятся супруга короля Ливонии Магнуса королева Мария Старицкая (дочь удельного князя Владимира Старицкого) и ее дочь — королевна Евдокия.
В Успенском соборе имеются две мозаичных иконы – Первомученника Якова Стефана и Божией Матери Казанской. Первая из них ранее находилась в Храме Христа Спасителя и была изъята оттуда перед разрушением старого здания храма в 1931 году. Что касается иконы Божией Матери Казанской, то о ее происхождении до сих пор идут споры. Согласно некоторым источникам, она также из Храма Христа Спасителя, однако имеются свидетельства, что эта икона ранее находилась в часовне Казанского вокзала Москвы.
В храме находятся две раки с мощами – святителя Макария Невского, митрополита Московского и Алтайского, освящавшего народы Алтайского края, и святителя Иннокентия, митрополита Московского, который просвещал народы Сибири, Дальнего Востока, Аляски и Алеутских островов. Святитель Иннокентий знаменит тем, что изучал языки коренных народов и делал на них переводы святого писания. Он считается небесным покровителем тех, кто изучает иностранные языки и к нему за помощью обращаются студенты и школьники.
В юго-западной части Успенского собора на постаменте под стеклянной витриной стоит гроб Сергия Радонежского, деланный преподобным собственноручно. В этом гробу он был похоронен в 1392 году и в нем же были обретены его мощи спустя 30 лет после смерти. Мощи оставались в гробу вплоть до XVI века, когда по приказу Ивана Грозного была изготовлена серебряная рака, которая теперь стоит в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.
Когда мощи Сергия Радонежского покоились в гробе, люди приходили и прикладывались к святыне. Каждый из паломников хотел иметь у себя частичку этого гроба и поэтому, приложившись, откусывал маленький кусочек. И правая стенка постепенно стала исчезать. Чтобы это остановить, края гроба оббили металлическими пластинами…
С южной стороны Успенского собора расположен вход в крипту, в которой находятся усыпальницы двух патриархов Русской православной церкви и двух митрополитов. Крипта редко посещается туристами, хотя проход в нее совершенно свободен. Причины две: во-первых, туристы о крипте практически ничего не знают, а, во-вторых, вход в нее неприметен и не привлекает внимание посетителей Троице-Сергиевой лавры.
Крипта в Успенском соборе появилась в XIX веке — здесь были похоронены митрополит Сергий и митрополит Леонтий. И, чтобы служить по ним заупокойное богослужение, освящают придел с алтарем. Затем, уже в ХХ веке, появляются еще два придела. В центральном находится усыпальница двух патриархов — Алексия I (Симанского), скончавшегося в 1970 году, и Пимена (Извекова), умершего в 1990-м. В витринах, находящихся в этом приделе, представлены личные вещи патриархов, части облачения, фотографии — посетители крипты могут пройти внутрь за надгробья и все рассмотреть.
За ракой патриарха Алексия I часть каменного пола прикрыта ковром — это место, где были обретены мощи святителя Макария, митрополита Московского.
В крипте я была впервые.
Не торопясь, мы ходили по территории Лавры, подходили к могилам, зашли в Трапезную церковь, в Троицком соборе подошли к раке Сергия Радонежского, передали записочки о здравии, об упокоении. Отдельно написала записочку о здравии моих девчонок из гарема, ну, и, конечно, не забыла Захарыча.
В монастыре нам не встретилось ни одной русскоязычной группы. Мы бы с удовольствием присоединились бы к экскурсии. Но с экскурсоводами ходили только иностранцы. Они позволяли себе быть в монастыре в брюках, с непокрытыми головами (это я имею в виду женщин).
Зашли и в церковную лавку, купили Саше крестик и шнурочек для него.
На обратном пути на вокзал подошли к Вечному огню мемориала отдавшим жизнь в Великой Отечественной войне. Понравилось оформление : огонь окружён лавровым венком. За ним неширокая полукруглая стела, на концах которой года начала и окончания Великой Отечественной войны, причём, цифра 1941 год выполнена неровно. Читаем надпись: "Землякам, отдавшим свои жизни во имя Отечества.
не забудутся никогда те, кто отдал жизнь за дело Октября." Рядом списки не вернувшихся с полей войны: имена, фамилии, звания. Как много среди них рядовых...
В электричке в этот день провели часов 7. Я слушала книгу. И не только слушала. Как-то незаметно полились строчки. Вот что вышло.
ПРОГУЛКА В ЛЕС
Стелилась под ноги лесная тропинка,
Петляла меж сосен, вела к ручейку.
Выискивал солнечный лучик росинки,
И падало сверху: "Ку-ку! - да, - Ку-ку!"
Мне в этой глуши совершенно нескучно:
Забыты компьютер, другие дела.
Так рада из комнаты вырваться душной.
О! Как же давно я в лесу не была.
Знакомые запахи, шорохи, звуки
Всплывают из памяти, словно кино.
Вздыхает родник после долгой разлуки -
Со вкусом его не сравнится вино.
Прозрачной водою лицо я умою
И сяду на травку вблизи ручейка.
Сквозь кружево листьев гляжу надо мною
По дальнему небу скользят облака.
А сердце объято спокойною лаской,
И новые строчки приходят на ум,
Как будто в волшебную дивную сказку
Мне дверь открывает невидимый грум.
10 августа 2016 года
электричка Серпухов - Москва
Посещение Троице-Сергиевой Лавры тоже не прошло даром. Слова сами складывались в строки. Надо только сказать, что это стихотворение начала писать за день до поездки. Но тогда вышли первые строчки, а дописывала уже после, когда возвращались домой. У стихотворения пока и названия нет. Надо ещё подумать.
От обители нити
Во все стороны света.
Приезжают сюда, чтоб вдохнуть благодать.
Может, кто по наитью
Ищет в Лавре ответа:
"Как же всё-таки жить, суету побеждать?"
За высокой стеною
Купола и соборы,
За высокой стеной - тишина и покой.
Неба синь надо мною,
Еле слышные споры
И веками намоленный образ святой.
Колокольные звоны,
Разлетаясь в округе,
Приглашают на службу в положенный час.
Я стою оглушённый:
Сколько тягостной муки
Испытала обитель, неся веру до нас.
На холме невысоком,
Отовсюду доступной,
Красотой древнерусской поражает гостей.
И всевидящим оком
Смотрит вниз неотступно
Из-за облачной выси тот, кто нас всех святей.
Отдыхает обитель
От набегов и распрей,
От наветов, безверья, от людского суда,
А священные нити
Тянут детскую радость
К тем, кто с верой, надеждой приходят сюда.
9-10 августа 2016 года
Татьяна Гордон
12 августа 2016 года
Другие статьи в литературном дневнике: