Паломники
ПАЛОМНИКИ
(заполняю пропущенные страницы)
Этим летом нам не удалось никуда поехать: то Лидуся болела, то я хромала. Но мысль эта сидела в нас. Далеко ехать трудно и сложно, а в Москве вроде во многих местах уже побывали. А тут Ольга предложила навестить в Китай-городе один монастырь. Она услышала по телевизору. Сын Илья посмотрел в интернете, как проехать, где выходить.
Залезла и я в интернет. Вот что нашла.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь в самом сердце Москвы, основанный во времена Ивана Грозного.
Обязательно решили посмотреть Часовню Иоанна Предтечи, в которой находится его чудотворный образ с обручем. Есть в монастыре церковь Елисаветы преподобной. Туда тоже надо зайти.
Адрес этого монастыря: Малый Ивановский переулок, 2а.
В метро доехали мы до станции Китай-город, поднялись наверх. Мы вышли в район Старой площади. Стали спрашивать, как дойти до женского монастыря. Направление нам показали. Мы пошли вглубь квартала, скоро стих шум машин. Мы шли по нешироким улицам с узкими тротуарами. Захарыч читал названия улиц. Как только увидел улицу Забелина, свернули на неё, прошли немного и заметили монастырские купола, стены. Первой на нашем пути была часовня Иоанна Предтечи. В ней было много народа. Мы отправились в храм, с тем, чтобы в часовню зайти позже.
Храм нам понравился. Большой, просторный. Подошли к свечному ящику, чтобы отдать записочки, купить свечи.
У меня записочки были готовы. Когда продавец занималась со мной, подошла какая-то прихожанка и рассказала мне, что здесь в храме можно интересного посмотреть. Она не только рассказала, но и обещала подвести к этим местам. Я дождалась, пока Захарыч писал записочки Лидусе, Ольге и жене Татьяне, и мы пошли по храму. Прихожанка подвела нас к надгробию Блаженной Марфы московской. Мы пальцами потрогали это надгробие. Примерно такие надгробия стоят в Архангельском соборе Кремля, где захоронены Московские цари и князья. На высоком надгробии Блаженной Марфы лежит икона этой святой. Дотронувшись до иконы, я спросила: из чего она сделана, так как икона не была написана маслом. Оказывается, это мозаичная икона, материалом для изготовления её стали маленькие камешки.
Пока мы всё рассматривали глазами и пальцами, прихожанка была рядом и комментировала всё. Она вложила нам в руки цветочные лепестки. которые лежали на надгробием. Эти лепестки помогают избавиться от различных болезней. Лепестки нам предложили съесть.
В Петровском женском монастыре у Святой Матронушки нам тоже давали бутоны и цветочные головки роз, которые так же помогают избавлению от различных недугов.
Эта паломница подарила нам каждой по книжечке о Марфе московской. Я свой экземпляр отдала нашей Наташе. Она не смогла приехать. Вот теперь прочитает об этой святой. А сама я посмотрела в интернете и нашла следующее.
Евдокия Лукьяновна Стрешнева – русская царица, супруга царя Михаила Фёдоровича Романова и мать царя Алексея Михайлович. В один из прекрасных летних дней толпа зевак увидела необыкновенную картину. Возле Иоанно-Предтеченского девичьего монастыря, который москвичи попросту называли Ивановским, остановилась изящная повозка со знаками царского достоинства. Из нее вышла роскошно одетая женщина с накинутым на голову темным платом. Это была сама русская царица – красавица Евдокия Стрешнева. Она направилась в заурядную и холодную келью обычной монахини монастыря – блаженной Марфы. О чем могли разговаривать почти четыреста лет назад эти столь разные женщины — простая монашка и государыня земли русской?
Блаженная Марфа Московская, схимонахиня и юродивая, была насельницей Иоанно-Предтеченского монастыря, взявшей непосильный подвиг юродства.
Юродивые, блаженные – это особый, самый тяжкий тип святости, когда человек полностью отрекается от умствования мира сего, от подчинения властям, от общепринятых норм поведения. Юродивый совершает странные поступки, произносит непонятные слова, одевается странно, а то и вовсе отрицает одежду, терпит нужду и голод. Под маской безумства, Христа ради юродивый говорит правду самим царям.
Таковой ли была блаженная Марфа, посвященная в великую схиму, высший монашеский чин? Просто безумных, кликуш в этот ангельский образ не возводили… Никогда…
О блаженной нам известно только, что в миру ее звали Дарья. Ни когда она родилась, ни кто были ее родители, простого или дворянского рода, — не знаем. Быть может, она пришла в монастырь девочкой, а может быть – вдовой. Скорее всего, сама блаженная скрыла от людей свою жизнь. И если это было не важно самой святой, то какое значение может иметь знание о ее жизни для нас?
Спала схимонахиня Марфа на простом голом камне. И этот камень стал ее посмертным изголовьем. Она не пользовалась обувью – ходила босиком, не надевала теплых одежд, терпела голод.
Из глубины веков дошел до нас незамысловатый рассказ об удивительной жизни блаженной. В 1812 году разоренный французами Ивановский монастырь был упразднен. Но в его кельях доживали свой век четыре старицы. Они-то и рассказывали москвичам, что блаженная Марфа, по монастырскому преданию, была жизни высокой, духовной, что она особенно любила Воробьевы горы, куда в летнее время пешком уходила на целые ночи, а к утру всегда возвращалась в монастырь. Представьте расстояние, совершаемое старицей, а затем уединенную ночную молитву, возвращение в монастырь, и вновь – долгую монастырскую молитву! Это был настоящий подвиг – и физический, и духовный.
Блаженная Марфа чуралась мирской славы и желала скрыть эти подвиги своей благочестивой жизни. Поэтому она и принимает вид юродства: что с юродивой возьмешь! Ходит куда-то, где-то пропадает, где-то молится. И все же внутренний свет ее кротости, смирения, духовной мудрости достиг не только обитательниц монастыря, но и царских чертог.
Царица Евдокия Стрешнева, благочестивая и набожная женщина, полюбила бывать у Марфы в Ивановском монастыре. Блаженная, должно быть, стала ей вместо матери. Со своей свекровью, старицей Марфой Романовой, царица не очень ладила. Великую старицу не устраивало и не очень знатное происхождение Евдокии, и то, что сын сам выбрал себе невесту. Своей подушке доверяла русская царица слезы и воздыхания. И вот в ее жизни появляется странная монахиня – блаженная Марфа, которая была – сама любовь. В ее убогой келье находила царица любовь, понимание и утешение, чего ей так недоставало в богатом царском дворце.
Порой царица хаживала в монастырь и пешком, словно на богомолье, раздавала милостыню нищим, служила молебны, панихиды, строила кельи сестрам обители.
В Ивановской обители царица Евдокия молилась о чадородии, и стала многочадной супругой. После опустошительного пожара в Москве 1628 года, при котором выгорели деревянные монастырские постройки и бедные монахини-погорелицы потеряли кров, по указу царицы выдано было им из казны пособие на постройку новых келий.
Царица Евдокия была супруга многочадная: в течение двенадцати лет у нее родилось девять детей. Существует предание, что царица при своих частых посещениях обители просила молитв блаженной старицы Марфы о благополучном разрешении от бремени. Так возник и несколько веков сохранялся потом в Москве обычай среди благочестивых жен в период плодоношения служить панихиды на гробе блаженной Марфы, прося ее помощи облегчить предстоящие болезни рождения младенца.
Картины шествия царицы в монастырь с каждым годом становились все трогательнее. Сначала – одна, потом с маленькими детьми, которых становилось все больше, шла государыня к блаженной Марфе в монастырь. Она не отменяла эти паломничества даже незадолго до родов.
Вот и 3 августа 1634 года, как записано в книге ее расходов, царица ходила в Ивановский монастырь, а уже 15 сентября у нее родилась дочь — царевна София. Конечно, благочестивая царица просила молитв святой Марфы о благополучном разрешении от бремени. Благочестивому правилу царицы последовали и другие непраздные женщины – и царицы, и княгини, и простые москвички. Они заказывали панихиды по своим близким на гробе Марфы для благополучного разрешения родов.
Особенно проявилось уважительное, дочернее отношение Евдокии Лукьяновны к юродивой Марфе по смерти ее. Скончалась схимонахиня Марфа 1 марта 1638 год в самый день именин своей любимой духовной дочери – царицы Евдокии. Конечно, это не простое совпадение.
Сама Марфа, обласканная царской семьей, но оставшаяся смиренной, вряд ли сделала какое-либо завещание относительно своего погребения. Но ее почитатели оказали ей при погребении честь, какой удостаивались в те времена только великие князья, цари и архиереи.
Гроб с телом блаженной схимонахини Марфы не зарыли по обычаю в землю. Его поставили в каменной гробнице в главном монастырском храме прямо на полу, обложили кирпичом и украсили надгробием из белого камня с надписью: «Лета 7146 (1638) марта в 1 день на память святыя преподобномученицы Евдокии преставися раба Божия Дария, во инокинях схимонахиня Марфа юродивая».
Это – безусловное свидетельство того, что в погребении святой принимали участие царь и царица. Безусловно, само монастырское начальство без разрешения высшей церковной и гражданской власти так похоронить свою насельницу не могло. «Издревле у нас, на Руси, — говорит историк Русской Церкви Голубинский, — как и в Греции, дозволялось хоронить в церквах только князей и епископов. Раки или гробницы с телами их не зарывались в землю, а ставились поверх земли и только замазывались». И вот такой чести удостоилась и юродивая Марфа.
Почитал блаженную старицу Марфу, этот образ кротости и любви, и царь Михаил Федорович. Он сделал богатый покров дорогого английского сукна на ее гробницу и лично присутствовал на панихидах по блаженной.
Любили и помнили Марфу и дети царицы, которые хаживали в Ивановский монастырь вместе со своею матушкой. И царевичу Алексею, будущему царю Алексею Михайловичу, передалась любовь к Марфе своей матушки. Во всяком случае, по его царскому указу было «писано стенное письмо в церкви на стене у северных дверей над юродивою».
Было ли это поновление старых картин или приказано написать новые — неизвестно; но свидетельство уважения царя к Марфе — видимое.
Двести двадцать два года мирно почивали останки блаженной Марфы в древнем храме Ивановского монастыря. Пока не было принято решение о воссоздании и перестройке монастыря, что длилось двадцати лет с 1859 по 1879 год.
А в 1860 году, когда разбирали старый храм, возник вопрос: как поступить с гробом и останками схимонахини Марфы. Опустить ли их в могилу или на время перенести куда-либо? Потомственная московская почетная гражданка Мария Александровна Мазурина, распоряжавшаяся пожертвованными средствами своей родственницы Елизаветой Алексеевной Макаровой-Зубачевой на перестройку монастыря, обратилась за разрешением к московскому митрополиту Филарету. Мудрый пастырь сказал: «Более двухсот лет она почивает в храме; кто же мы, чтобы лишать ее этой чести? Как почивает она теперь в старом храме, так нужно упокоить ее и в новом».
Владыка приказал сделать ящик наподобие гроба, кирпич с одной стороны надгробия разобрать и, отслужив панихиду, без посторонних свидетелей, с особенной осторожностью передвинуть гроб, если он еще цел, в ящик и потом на время реставрации перенести в монастырскую часовню.
И оказалось, что крыша гроба и боковые стороны сгнили, но нижняя доска цела. Косточки блаженной старицы сохранились полностью и были светло-желтого цвета (свидетельство святости); голова лежала на камне, некогда служившем ей подушкой; руки сложены прямо на груди; ниже пояса сохранилась и одежда.
С пением «Святый Боже» останки блаженной Марфы перенесли в часовню. А в 1875 году они вернулись в новый храм, с благоговением положены были в новую мраморную гробницу, изящно отделанную резьбой и орнаментами. Возобновились и панихиды на мощах блаженной Марфы, и она по-прежнему помогала просящим. Говорят, что по молитвам блаженной Марфы подаются исцеления страждущим от запоя и помощь заключенным в темнице.
Почитание блаженной продолжалось в новом монастыре, как и в древнем. Постоянно «при гробнице схимонахини Марфы» дежурила одна из сестер. Пение панихид на гробе ее не прекращалось в то время, когда он стоял в часовне, совершалось и в новом соборе. Как говорит один из описателей монастыря: «Молящихся много, и некоторые действительно получают помощь»
Часто являлась блаженная схимонахиня Марфа в родном монастыре.
Все те же четыре старицы, которые рассказывали о подвижнической жизни старицы, часто грустили, вспоминая о прежнем монастырской жизни, о размеренных богослужениях, протяжно монастырском пении.
Чтобы хоть как-то себя утешить, они приходили иногда в ночное время к окнам храма помолиться. И вдруг видели некую схимницу, молящуюся с воздетыми руками среди храма, от который исходил дивный свет, освещающий весь храм. Они были убеждены, что молящаяся схимница есть великая покровительница монастыря Марфа. И еще они свято верили в том, что по ее молитвам монастырь будет возобновлен.
Эту историю они рассказывали и посетителям монастыря, и жителям Москвы.
Явственное явление схимонахини Марфы было и храмостроительнице Марии Александровне Мазуриной. «Как-то осенью 1876 года, часу в третьем дня сижу я одна, — так рассказывала Мария Александровна, — в своем доме (на Воронцовом поле) в зале против входной двери; направо от меня комната, которой на полу и стульях стояли новые иконы для иконостаса Ивановского монастыря. Вдруг слышу в комнате шорох; смотрю — какая-то монахиня, старушка лет шестидесяти, высокая ростом, худощавая, в черном платье, покрытая белым платком, поднимает с пола иконы и ставит их на диван и стулья. Я сначала испугалась, но потом пришла в себя и спросила ее: “Матушка! Откуда ты?” “Я Марфа из Ивановского монастыря”, — ответила незнакомка. Больше спрашивать не могла, вообразив, кто эта Марфа. Прошло минуты две, монахиня стала невидима; а иконы оказались все поднятыми с полу. Явлением этим дано мне вразумление, — так заключила свой рассказ Мария Александровна, — с благоговением обращаться с иконами, даже и неосвященными, и утешение: есть в монастыре праведница, которая заботится о нем и помогает мне в устройстве его».
Печальна история мощей блаженной Марфы после революции. В 1918 году за монастырскими стенами на основной территории обители был размещен концлагерь. Однако Собор Усекновения главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна вместе с домовой церковью преподобной Елизаветы Чудотворицы действовал до конца 1926 – начала 1927 г. После закрытия собора и выселения игумении и более ста насельниц монастыря из обители община верующих обратилась к властям с просьбой о перезахоронении мощей блаженной Марфы на Ваганьковском кладбище.
Вот дословный текст заявления общины бывшего Ивановского монастыря.
«В храме б. Ивановского монастыря, у задней выходной двери имеется мраморная гробница, высотой над полом более аршина и в длину более двух аршин. Под этой гробницей имеется гроб с останками схимонахини Марфы, в настоящее время храм из рук Общины изъят, а посему считаем своей обязанностью просить Вас разрешить вынести указанный гроб для погребения на Ваганьковском кладбище. Председатель Общины и Церковного Совета. Н. Вяхирев. 1/III_1927 г.».
Безгранично мужество, которое проявила в дни лихолетья община монастыря. Православные прихожане думали не о собственной жизни, а о спасении мощей благочестивой схимонахини Марфы.
В самый день преставления блаженной Марфы 1/14 марта 1927 г. общине монастыря была выдана справка о том, что с санитарной точки зрения нет возражений против вскрытия гроба схимонахини Марфы.
Где теперь почивают святые мощи покровительницы Иоанно-Предтеченского монастыря, — неизвестно. Скорее всего, они покоятся на Ваганьковском кладбище. Но не иссякает благодать действенной помощи блаженной московской старицы Марфы, имя которой внесено в святцы для церковного почитания в Московской епархии.
И сейчас насельницы возрожденного Ивановского монастыря молятся ей как святой: «Святая блаженная мати наша Марфо, моли Бога о нас!»
Когда я искала сведения о заинтересовавшей меня иконе Святой Марфе Московской, нашла ещё вот это. Здесь некоторые моменты о жизни Марфы повторяются, но я всё же решила вставить здесь всё, что нашла.
Икона святой блаженной Марфы Московской
Святая блаженная Марфа, Христа ради юродивая, подвизалась в Ивановом девичьем монастыре в начале XVII века1. Монастырское предание сохранило скудные сведения о земной ее жизни.
Кто были ее родители, какого звания, чем занималась она в миру, рано ли вступила в монастырь – неизвестно. Мы знаем только, что раба Божия Дарья, так называлась она в миру, не любила ни мир, ни яже в мире. Она разорвала все связи с ним, обрекая себя на всегдашнее девство, отказавшись от своей воли, заключилась в стенах монастыря и по прошествии годов искуса произнесла пред алтарем Господним обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Одно это говорит уже о ней, что она была истинной христианкой, ревновала о спасении души своей, искала не земных наслаждений, а вечного блаженства. При постриге получила она имя Марфы и, возложив на рамена свои крест Христов, шла к небесному отечеству тернистым путем монашества. Борьба инока с внутренними врагами спасения, успехи жизни нравственной, добровольные страдания, совершаемые из любви к Богу, большей частью и остаются ведомы только Ему.
Какие именно подвиги монашеские совершала Марфа и сколько лет подвизалась она простою монахинею, мы не знаем; но по всему видно, что как невеста Христова, она пламенно любила Жениха своего, подражая таинственной невесте, которая говорит в книге Песнь Песней: Возлюбленный мой принадлежит мне, а я Ему.2 Ревность подвижницы, усердие и успехи ее в исполнении монашеских обетов были столь велики, что удостоена была она и великого ангельского образа, великой схимы. Схимничество есть высшее проявление любви ко Христу, оно — вершина монашеского подвига; немногие удостаиваются ее. Но и на этом не остановилась ведомая промыслом Божиим подвижница. Она не удовольствовалась тем, что разорвала окончательно все связи с миром, умерла не только для наслаждений, но и для естественных потребностей плоти. Сердце Марфы разгоралось любовью ко Господу все более и более. Отказавшись из любви ко Христу от всех земных радостей, Марфа взяла на себя один из самых труднейших, изумляющих христианских подвигов; отказалась от обычного употребления человеческого разума – стала юродивою.
Представьте же, насколько был высок и труден ее подвиг. Сколько нужно было ей иметь смирения, чтобы казаться хуже всех, глупее всех! Сколько терпения, чтобы переносить неизбежные при такой жизни насмешки и презрение. Сколько мудрости, чтобы в странных, по-видимому, безумных действиях не дозволить чего-либо греховного, соблазнительного, какой-либо несправедливости, неуважения к другим, оскорбления. К этому внутреннему кресту добровольная страдалица, быть может, приложила и внешний, обычный всем Христа ради юродивым, как-то: ходить босиком, полуобнажать свое тело; вообще терпеть голод и жажду, стужу и зной. Изголовьем святой служил камень, тот самый, который положен был под главу ея и в гробницу.
Особенно любила блаженная Марфа Воробьевы горы, куда в летнее время уходила на целые ночи, а к утру всегда возвращалась в монастырь. Совершить путешествие в одну ночь из Ивановского монастыря на Воробьевы горы, простоять там ночь на молитве (конечно, не гулять же туда ходила блаженная), утром вернуться в монастырь и выстоять все службы – труд беспримерный! Чтобы избежать мирской славы, святая подвижница под видом юродства хотела скрыть подвиги своей благочестивой жизни; но как ни скрывала, свет внутренних достоинств отражался в каждом ее слове и деле; ее скоро узнали и стали уважать не только жившие с ней инокини, но и при дворе царском.
Блаженная Марфа была молитвенницей за первых царей Романовых и считалась покровительницей царской династии. День ее памяти совпадает с памятью убиенного императора Александра II.
В настоящее время почитание древней святой, в 2001 году прославленной в соборе Московских святых10, возрождается; и мы имеем многочисленные свидетельства того, что святая блаженная старица Марфа постоянно помогает вновь восстанавливающейся своей обители и скоро слышит молитвы всех, приходящих к ней с верою.
Святая блаженная мати Марфо, моли Бога о нас.
Поскольку блаженная Марфа прославлена как местночтимая (в соборе Московских святых), то в общецерковном календаре не отмечен день ее памяти – 1/14 марта. В 2008 году исполнилось 370 лет со дня ее преставления.
Яко человеческое мудрование не может разумети Божию мудрость, кто же поведает миру правду Божию, аще не юроди, от мира изшедшии, вся мирская презревшии и высшею премудростию одаренныя.
Тропарь, глас 1:
Взыскуя вышняго разума,/ нижний презрела еси,/ блаженною Христа ради наречеся,/ Марфо, старице богомудрая,/ сего ради велие дерзновение ко Господу стяжавшая,/ Его же моли спастися душам нашим.
Кондак гл. 8
Аще и житие твое неведомо миру, и мощи твоя от человек сокрыты,/ но духом близ есть всем чтущим тя,/ скоро слышиши и во всяких нуждах наших помогаеши;/ паче же Бога любити и вся терпети Его ради научаеши;/ темже вопием ти: Радуйся, блаженная Марфо, светом разума Божественнаго нас просвещающая.
Всё, что вставлено в страничку моего дневника - это краткий пересказ брошюры священника Василия Руднева «Блаженная схимонахиня Марфа, подвижница Московского Ивановского монастыря».
Вот и мы узнали об этой Схимонахине и помолились у её надгробия, испили святой воды.
Возвращались домой мы обычной дорогой, как ездим из нашей слепецкой библиотеки. На метро доехали до станции "Проспект Мира", там зашли в Макдоналдс, перекусили и на трамвае поехали на Каланчёвский вокзал.
По дороге, только доехав до проспекта Мира, наш трамвай встал: на трамвайных путях застряли две легковые машины. Стали ждать полицию. Время шло, наша электричка, на которую мы хотели попасть, уехала, а мы всё сидели в салоне трамвая. Но это время не пропало зря. Мы с Татьяной написали стихотворение. Последние строки его дописывали уже в скверике возле Каланчёвского вокзала. Вот этот стих.
СЛУЧАЙ В МОСКВЕ
На что нас вдохновляет лето,
Когда дождём стучит в окно?
Всплывают в памяти сюжеты.
Сидим в трамвае, как в кино,
А солнце жарит, зноем дышит,
Спешит народец, кто куда,
А мы стоим. ГАИ не слышит.
Дорога - сущая беда!
"Поцеловались" две машины,
Стоят на рельсах - нет пути.
Но для волнений нет причины -
Трамваю только не пройти.
Минуты тянутся, как годы,
И электричка уж тю-тю.
А мы у моря ждём погоды -
Прижать бы ДПС к ногтю!
Пока писались эти строки,
Трамваю дан зелёный свет.
Мы снова едем без мороки,
А день воскресный шлёт привет.
Вот так нас вдохновило лето -
Весёлым вышел наш рассказ.
Московским солнышком согретый
Дождь постучался в самый раз.
30 июля 2016 года
г. Москва
Под текстом поместили свои пояснения:
ГАИ - государственная автоинспекция,
ДПС -дорожно-патрульная служба.
Стихотворение это писали по заданию Литературной гостиной голосового портала "Семья": Продолжить строки:
"На что нас вдохновляет лето,
Когда в окно стучит дождём..."
Татьяна Гордон
19 августа 2016 года
Другие статьи в литературном дневнике: