Николай СмирновЧеловек, который чувствует промыслительность своей жизни, имеет много духовных преимуществ, вспоможений и даже простой житейской радости, чем неосознанно плывущий по реке жизни. Осознание Божественной промыслительности – это значит, что ничто из окружающего для тебя не случайно, а наоборот, предуказано, боговдохновенно, и при правильном отношении, спасительно. Даже, выйдя на простую прогулку, для такого человека каждый увиденный цветок, деревце, пролетевшая птица – всё остро воспринимается, как созданное Творцом именно для него. Это не сравнить с простой обычной прогулкой – при промыслительности иногда даже по-хорошему боязно смотреть по сторонам, потому что ты непременно увидишь то, что даёт тебе лично Господь. От этого с непривычки становится даже не по себе. Но это не значит, что ты тут же должен бежать в поля и леса за утешением. Умеренность тоже промыслительна, это нужно чувствовать, иначе вместо утешения можно получить разочарование. Человек, который чувствует промыслительность, всегда видит тройственность в происходящем: ты сам, окружающая действительность и зиждущий над всеми Господь Бог, пребывающий с вами в Своём творении и объясняющий смысл всему встречающемуся. Тогда каждая травинка, или снежинка, или дождинка созданы для тебя и встроены в Божественное мироздание. Труднее всего жить в хаосе, и вот теперь промыслительный уход от тяготящей случайности воспринимается как неимоверное облегчение. И не так важно, что с житейской точки зрения положение может быть посредственным, если не сказать, незавидным. Но даже простой кусочек хлеба или вязанка дров, но воспринятые из рук Божиих, будут утешать, как сокровище. Тяжело считать всё случайным. Случайное – оно ведь как бы и не существующее и не имеющее смысла. Оно не согревает сердце. Ты перед ним ни за что не отвечаешь, и можно не привязываться душой. И получается, ты только безучастный зритель перед сценою жизни, а не участник. Человека, находящегося на указанном от Бога месте, не страшат никакие перспективы. Он от Бога получил нынешнее положение – и если не согрешит, то получит и осознанное боговдохновенное будущее, даже если по земным меркам оно не из лёгких. А уж как утешительна осознанная промыслительность по отношению к людям. Все соседи, родственники, друзья, одноклассники, коллеги теперь даны тебе Богом; как и те, кто ещё встретится на твоём пути. Теперь ни по подъезду, ни по улице, ни по даче не нужно считать людей холодно случайными. Тебе Господь открыл сердце на встречу к ним, и теперь легко молиться за них. Ведь не секрет, что чувство, когда ты окружён чужими людьми, одно из самых тягостных и тоскливых. Я припоминаю особый взгляд монастырских старчиков на окружающих. Новоначальные часто смотрят на других, как на чужаков, а вот у старчиков не так – они-то понимают, что братия вокруг них совсем не случайная, а богоданная. И вот от такого родственного их взгляда становится очень тепло на душе. У всех настоящих зрелых исихастов есть стойкое чувство, что их поприще для них сугубо промыслительное. И как подтверждение этого – для них сравнительно легко находятся ответы на важные вопросы жизни, как и нужные люди, книги и материальное окружение. Они живут с широко открытыми духовными очами, прозревающими суть вещей. Духовная жизнь, наряду с трудностями, всегда облагодатствована вспоможениями; и одно из главных – это осознанное, неложное восприятие промысла Божьего в жизни человека. Николай Смирнов. © Copyright: Шельгова Татьяна, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|