Архимандрит Эмииан Вафидис

Шельгова Татьяна: литературный дневник

... Человек может радоваться, быть тысячекратно удовлетворен, иметь множество желаний или дел, быть или казаться радостным, но радость его ложна, если нет у него вина слез. Только слезы дают истинное опьянение. Однако те слезы, которые не доставляют человеку опьянения, радости, счастья, — это слезы ложные, эгоистичные, несовершенные, нездоровые, бесовские, а не духовные. Слезы сами по себе значения не имеют. Их значение в том опьянении, которое они вызывают, а истинность опьянения проверяется тем, происходит ли оно от настоящего вина. Поэтому авва Исаия и говорит: «Доколе у меня будет радость без слез покаяния? И доколе глаза мои будут изливать слезы без опьянения, без радости?» Как часто мы каемся, а радости не ощущаем! В таком случае, несомненно, мы снова падем. Как часто мы исповедуемся, а наше сердце не возгорается и не пьянеет! Тогда ясно, что вино не настоящее. Как часто мы полагаем, что нашли истину или радость, но у нас нет вина — духовной слезы! До каких же пор моя радость, моя печаль, мои поклоны, все мои приношения и жертвы Богу будут оставаться ложными? Доколе я буду нерадеть, доколе моя жизнь будет пропитана этой лживостью? Черствость моего сердца иссушила мои глаза. Я пьян, но у меня нет вина, нет слез, потому что мои глаза иссушила черствость моего сердца, которое растолстело, утучнело — уже после того, как вкусило и познало Христа, и стало столь тяжелым, наполнившись наслаждениями и дарами Божиими. Все идет от сердца. Когда сердце очерствело, могут ли глаза источать слезы? А многозаботливость иссушила мою голову. Мое сердце окаменело настолько, что я не могу покаяться. Но этого мало. Окаменение распространилось, дошло до головы и лишило чувствительности область глаз, так что, если сердце когда-нибудь и умилится, будет уже поздно — глаза не смогут наполниться слезами. А всему этому причина — многозаботливость, которая в некотором смысле делает глаза бесполезными, бессильными, так что они уже не могут источать слезы. Это несчастье нашей жизни, а причина ему — наши многочисленные заботы и интересы. Всякий раз нас что-то занимает, наши глаза ослепляет какое-то желание. Сегодня я поглощен желанием чего-то достигнуть, завтра — наилучшим образом преобразовать монастырь. Все время что-то, словно червь, точит и иссушает корень моего сердца, а затем достигает и моей головы и делает меня бессильным. И рассеянность сердца навела на меня забвение. Рассеянность ума и сердца приводит к тому, что человек становится абсолютно ни на что не годным. Забота, как говорит Священное Писание, ведет к безысходности. Я желаю и не имею. Желая и не имея, я или еще сильнее стремлюсь к исполнению своих желаний, или ищу иные перспективы, чтобы у меня было собственное опьянение, собственная радость. И так я впадаю в некую рассеянность сердца, живу тут и там, живу везде, но не живу своим собственным бытием.


Архимандрит Эмилиан (Вафидис)



Другие статьи в литературном дневнике: