Архимандрит Эмилиан Вафидис.

Шельгова Татьяна: литературный дневник

Милостыня – это сострадание ближнему, готовность до конца принять даже самого ничтожного человека. Это наша любовь, милосердие, кротость, которая должна быть известна всем людям (см. Флп. 4, 5), способность смотреть на людей как на богов, преклонение, смирение перед любым человеком.
Когда человек не смотрит на брата с состраданием, пониманием, сочувствием, то этим он показывает, что не имеет ни одной добродетели. Окружающие нас люди никогда не перестают быть образом Божиим, членами тела Христова, драгоценными чадами Церкви, созданиями, живущими во Христе, призванными в Царство Небесное – даже тогда, когда они погружены в бездну греха.
...
Когда ты не видишь, не замечаешь погрешностей ближнего, тогда тебя занимают только свои грехи, за которые ты и просишь прощения у Бога.
Итак, первое – не обращай внимания на то, что делает ближний, и второе – не позволяй себе вмешиваться в его жизнь, чтобы он не смог тебя запятнать.
Значит, моя способность не замечать означает, что я способен смотреть на человека не с внешней стороны, но проникать в глубины его бытия.
Например, за церковной иерархией я вижу лик апостолов, пророков, Самого Христа, «невидимо с нами пребывающего» .
За конкретным грехом человека, за каким-нибудь бродягой, хулиганом я вижу душу, которую создал Христос. Откуда мне знать, не осудит ли Господь меня самого в день Второго Пришествия? Так что способность не замечать на аскетическом языке Церкви означает «способность прозревать, постигать, открывать то, что стоит за видимой стороной явлений, вникать в это, открывать истину, которая скрывается за внешностью ближнего».
Грешник только я. А другой человек – это образ Святого Бога, это святой. Значит, милостыня, то есть милосердное, истинное и любовное отношение к ближнему, которого я люблю и которому безвозмездно делаю добро (по пословице: делай добро и бросай его в воду), рождает внутри нас совершенно необходимые для духовной жизни качества: проницательность, прозрение, дар различать то, что происходит внутри человека.
Когда я обращаю все свое внимание на внешнее поведение людей: отчего этот ведет себя так, а другой эдак, то становлюсь чурбаном, бесчувственной вещью, не постигаю глубин человеческого бытия, не открываю в человеке Духа Святого, Который ждет момента его воскресения, тогда как прозрение позволяет мне открывать и познавать человека.
Если я кого-то не знаю, то я не могу его полюбить. Для того чтобы полюбить, мне нужно его узнать. Те люди, которые пытаются полюбить ближнего и приобрести его любовь с помощью слов и общения, возводят вокруг себя неприступные стены одиночества.
Напротив, если я храню молчание, смотрю на людей как на ангелов, сынов Божиих, сотворенных Его руками, то это открывает во мне такие органы чувств, которые позволяют мне познавать глубины человеческого бытия, делают их для меня явными и помогают мне полюбить человека. Такой взгляд – это и есть истинное общение и сочувствие, поэтому он и ведет к любви. Без милостыни не откроются ни духовные органы чувств, не будет и любви, которая ведет нас к непорочности.



Другие статьи в литературном дневнике: