Экспериментировать

Николай Сыромятников: литературный дневник


*
*
Энн ЛАУТЕРБАХ (Нью-Йорк):



Экспериментировать означает, что вы должны подвергать риску то, что вы знаете, тому, чего вы еще не знаете.


Под творческим экспериментом я подразумеваю виды формальных открытий, которые служат аффективным или духовным потребностям; когда аффективное пространство избегается, результатом часто является экспериментирование ради него самого, самосознание и самореферентность, эстетический эквивалент нарциссизма. Один из способов избежать засушливого экспериментализма заключается в том, чтобы авторы черпали свои идеи из различных источников, а не из одной формы искусства и ее традиции. Традиция нового является опасным прецедентом. Традиция старого может быть очень полезной.


Я начала отказываться от традиционного использования синтаксиса, логики причины и следствия, предполагаемого отношения между субъектом и объектом, после смерти моей сестры Дженнифер. Предполагаемое повествование (она будет жить до старости) было разорвано, и мне нужен был пробел в нем, чтобы продолжить. По мере того, как эти разрывы начали возникать, новое чувство изолированных целых, законченных жестов начало заменять старые идеи сконструированной, даже принудительной, согласованности. Вместо этого начала появляться фигура мобиля, движущегося во времени и пространстве, его компоненты смещаются в перспективе и оживляются потенциальными непредвиденными обстоятельствами, так что естественная повествовательность языка уступила место более проблематичным отношениям между причиной и следствием.


В этой новой диспенсации шарниры или места соприкосновения стали наиболее важным местом структурного значения. Это казалось мне и более верным, и более естественным. Предлоги, показывающие связь между одной вещью и другой, привлекли мое внимание. В английском языке семнадцать предлогов.


Искусство недостаточно понимается как смыслообразующая структура, которая могла бы предоставить данной культуре ненасильственное введение в альтернативные способы мышления о нашем мире и, кроме того, могла бы предложить формы искупления, утешения, компенсации и критики для людей, населяющих этот мир.


По мере того, как ценности свободного рынка поглощают мировую экономику, по мере того, как предпринимательство становится безудержным, по мере того, как слияния порождают слияния, как кролики в раю, наши культурные институты кажутся все слабее и слабее, они все менее и менее готовы принять работы, которые предлагают или ставят вопросы, а не дают ответы.


Именно давление опыта, факт внимания к опыту приводит к реальному, то есть подлинному экспериментированию; готовность приспосабливаться к контексту, чтобы извлекать не столько новые смыслы, сколько новые способы интерпретации непредсказуемого.


Те, кто рассматривает форму как статичную и овеществленную, обречены на повторение, как историческое, так и личное. Фрагменты, среди которых мы живем, являются, на мой взгляд, поводом для празднования, а не скорби, приглашением к созданию новых идей согласованности, где границы податливы и проницаемы, так что включение и исключение находятся в нестабильном движении. Фрагмент предлагает возможность жизненной силы и разнообразия – несколько точек зрения, разрозненные словари. Фрагмент может привести к кластерам, молекулярным структурам, коллаборациям, артефактам и институтам, которые сохраняют любопытство и гибкость молодости, не жертвуя переваренным опытом зрелости, так что поколения и полы больше не считают себя конкурентоспособными друг с другом. Такие кластеры были бы преднамеренным нарушением классических или традиционных категорий, включая, нужно сказать, традиционные и классические против инновационных или экспериментальных. Лучшие эксперименты, несомненно, используют как основное, так и второстепенное, консервативное и прогрессивное. История не имеет смысла в этих различиях.


До тех пор, пока мы жаждем утраченных синтезов, основных нарративов, законченных взглядов, мы не сможем представить, как формировать институты, которые могут пересилить жадность, корысть и жестокость, и готовы отстаивать свои прерогативы за счет экспериментального.




Другие статьи в литературном дневнике: