3 ментальных блока, мешающие просить прощение

Лира Югорская: литературный дневник

В отношениях с другими людьми мы рано или поздно задеваем чьи-то чувства, даже если совершенно не планируем этого делать. Соответственно, возникает вопрос: как вернуть все на круги своя? Не только жизненный опыт, но и многочисленные исследования показывают, что искренне попросить прощения — самый эффективный способ восстановить разрушенные отношения.


Психолог Карина Шуман из Университета Питтсбурга, специализирующаяся в конфликтологии, выделяет три наиболее распространенных психологических препятствия, которые не позволяют приносить извинения, когда это очевидно необходимо.


1. Вас мало беспокоит сложившаяся ситуация


Извинения — это попытка обидчика возместить ущерб отношениям. Чтобы достичь этой цели, необходимо проявить эмпатию к боли, которую испытывает жертва. И так как принесение извинений — акт смирения, чтобы совершить его, обидчик действительно должен ценить отношения с обиженной стороной. Иначе никакой мотивации делать это нет.


Шуман сообщает в своем исследовании, что люди с большим количеством нарциссических черт характера не склонны видеть необходимость просить прощения у человека, которого они обидели. Нарциссы обладают низким уровнем эмпатии, поэтому им вообще сложно понять, из-за чего весь сыр-бор. Кроме того, они рассматривают все отношения в своей жизни исключительно с позиции выгоды для себя. Словом, если вам не нравится их поведение — это ваша проблема, а не их.


Но и «нормальные», не особо склонные нарциссизму люди в пылу конфликта не всегда торопятся проявлять эмпатию к другому человеку. Когда партнер говорит вам, что вы его обидели, первая реакция — припомнить все моменты, когда он обижал вас. Так из-за чего расстраиваться — счет 1:1!


Более того, когда эмоции зашкаливают, легко забыть о том, почему вы цените отношения с этим человеком. В итоге вы рассматриваете свой проступок как ничего особенного — уж точно не то, за что следует тут же извиниться. И, конечно, легко поддаетесь искушению обвинить пострадавшую сторону в том, что раздувает из мухи слона.


2. Страх упасть в собственных глазах


Всем нам хочется верить в то, что по природе мы хорошие люди. Поэтому признавать факт, что мы обидели дорогого для себя человека, — значит нанести урон собственному (зачастую очень хрупкому) эго. Это частая причина, по которой люди преуменьшают свою вину в конфликтах. Я хороший человек, поэтому то, что я натворил, не может быть таким уж плохим поступком.


Люди зачастую склонны ошибочно считать, что признать свою вину и попросить прощения — значит дать зеленый свет заниженной самооценке. В реальности даже самые хорошие люди порой совершают плохие поступки. Понять и принять эту аксиому — один из важных моментов искренних извинений.


Шуман отмечает, что особенно непросто извиняться тем, кто уверен в том, что «люди не меняются» и личность человека неподвижна. Естественно, с такой установкой необходимость попросить прощения неизбежно вступит в конфликт с восприятием человеком самого себя как «хорошего».


3. Уверенность, что извинения не помогут


Иногда люди даже не пытаются просить прощения, потому что уверены, что это не принесет никакой пользы. После того, что я сделал, какой смысл даже пытаться восстановить отношения?


Корень таких убеждений — в уверенности, что некоторые поступки простить нельзя. Но правда в том, что только жертва несправедливого отношения вправе решать, что она может простить, а что нет. Вполне возможно, что искренние извинения и сожаление откроют дверь для примирения.


Кроме того, часто у партнеров бывают нереалистичные ожидания по поводу самого процесса. Я ведь извинился — почему он(а) до сих пор на меня дуется! Важно понимать: извинились вы или нет, обиженный человек не обязан вас прощать в ту же секунду. Возможно, понадобится немало времени, чтобы действительно простить обиду.


Почему искренние извинения эффективны, так это потому, что возвращают жертве потерянное ощущение власти: прощать или нет, восстанавливать отношения или закончить их. Если вы попросите прощения, вы хотя бы выполните свою часть работы. И в большинстве случаев жертва хоть и медленно, но прощает своего обидчика.


В конце концов мы все зависим от отношений с другими людьми, и с легкостью переступать через них — значит причинять вред самим себе. Поэтому у обиженного человека тоже есть мотивация простить своего обидчика.


Как просить прощения эффективно?


Важно отметить, что одни извинения действуют лучше, чем другие. Извинения для галочки, извинения, которые перекладывают часть вины на обиженного или преуменьшают ущерб, вряд ли помогут наладить отношения.


Как надо:


Извиняться искренне.
Проявлять эмпатию к задетым чувствам другой стороны.
Выразить честные намерения загладить вину и позволить жертве выбрать способ это сделать.


Как не надо:


Преуменьшать ущерб.
Оправдываться и защищаться.
Перекладывать вину на жертву. Если вторая сторона тоже была неправа и должна извиниться, ваши извинения не обязывают ее к этому. Просите прощения за себя и свои поступки.


Несмотря на то что просить прощения бывает непросто, это самый эффективный способ уладить конфликт и сохранить отношения. Намного более эффективный, чем игнорирование, замалчивание или агрессия.


Конфликты и обиды — неизбежная часть любых отношений. В процессе прощения и «искупления» нередко чувства между партнерами вспыхивают с новой силой: у нас была непростая ситуация, но мы прошли ее вместе.


Такие пары больше ценят друг друга и сами себя. Жертва понимает, что ее услышали, чувствует подъем из-за того, что нашла в себе силы простить. А обидчик счастлив «отпущению грехов», а также тому, что нашел в себе силы признать собственные ошибки. Ирония заключается в том, что, отказываясь извиняться, люди лишают самих себя бальзама, который бы исцелил их внутренние раны.


Дэвид Лудден, доктор психологических наук, профессор психологии



Другие статьи в литературном дневнике: