Экстрим. Что скрывается за тягой к рискуС точки зрения французского психотерапевта Михаэля Балинта, желание рисковать является индивидуальной реакцией на травматический опыт рождения — своеобразной защитной стратегией, суть которой в том, чтобы «опережать и дразнить опасности, тем самым парадоксальным образом страхуя себя от них». Австро-американский психоаналитик Хайнц Кохут предлагает другое объяснение: будучи изгнан из уюта материнского чрева, будущий экстремал развивает у себя гипертрофированное эго, которое позволяет ему преодолеть ощущение собственного бессилия и брошенности. Связь наслаждения и страдания «Удовольствие — это реакция на пережитые боль и страх», — считает психофизиолог Чингиз Измайлов. — Все наши эмоции и чувства полярны: удовольствие — неудовольствие, спокойствие — возбуждение, наслаждение — страдание. Снижение его уровня действует на другие клетки, и человек испытывает обратную реакцию — удовольствие. Одним словом, когда боль и страх проходят, мы ощущаем наслаждение, удовольствие. Именно в такой последовательности: удовольствие в экстремальной ситуации возникает исключительно в ответ на пережитые страх и боль. «Рискуя, мы приручаем смерть» О том, что такое феномен тяги к риску, мы попросили рассказать психотерапевта Владимира Баскакова. Psychologies: Что движет теми, кто любит рисковать? Владимир Баскаков: Первая причина — это недостаток сильных впечатлений. Наше общество все еще живет по патриархальным законам: действуй, добивайся, побеждай. Это проявляется во всем. Если новости — то обязательно о взрывах, убийствах, конфликтах. Если кино — то про испепеляющую страсть. И человек чувствует себя обманутым: раз в моей жизни нет таких сильных эмоций, то я как бы и не живу вовсе. И возникает желание изменить ситуацию, сделать что-то из ряда вон выходящее. Вторая причина — потребность приручить смерть. Человек подвергает себя смертельной опасности, но остается живым. Он убеждает себя и других в том, что контролирует происходящее. Psychologies: Кто становится искателем экстремальных впечатлений? Владимир Баскаков: Мне кажется, это те люди, личность которых Карл Густав Юнг определял «как рациональный, мыслительный тип». Образование направлено прежде всего на развитие интеллекта. В результате те, кто от природы склонен именно к рациональному типу мышления, почти полностью теряют контакт со своим телом и чувствами. Чтобы прорваться к ним, необходимы сверхсильные впечатления. Поэтому люди рационального, мыслительного типа чаще всего и попадаются в эту ловушку. Экстремальные занятия для таких людей — один из немногих способов ощутить свою целостность. Выжить благодаря пробуждению всех чувств Каждый из тех, кто связал свою жизнь с рискованным увлечением, как правило, рано или поздно попадает в ситуацию, когда опасность слишком велика для того, чтобы выжить. «В такие моменты нет времени на раздумья, ты действуешь, подчиняясь первому внутреннему импульсу», — рассказывает Илья Новиков. «У меня не раскрывался парашют, а до земли оставалось совсем чуть-чуть, — говорит Валерий Розов. — Возникло ощущение, что мои глаза и лицо горят, и в этот момент я словно увидел свою мысль: «Ну все, мне конец». Ясность мысли посреди хаоса, усилия на грани возможного, противостояние сомнениям и желанию отступить... Вознаграждение экстазом Спортивные достижения, награды и звания — всего лишь побочный эффект всепоглощающего желания испытать чувство экстаза и слияния со стихией. Найти свою истину Среди экстремалов есть инженеры и банкиры, журналисты и фотографы, биологи и управленцы... Все это люди, вполне состоявшиеся в обществе, но стоит им утратить контакт с необузданными первобытными инстинктами, как их одолевает скука. Она начинала с одиночных пеших походов по саянской тайге, а сейчас два раза в год обязательно уходит в горы. Жить настоящим, пребывать в согласии с законами мироздания и в гармонии с другими людьми — это удел тех, кто преодолел свои сомнения и страхи. Это преодоление становится для них инициацией, своего рода силовым вариантом практики дзен, и на этом пути они ищут свое место в мире и свою истину. © Copyright: Лира Югорская, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|