Зачем нам нужно чувство юмора, когда рушится мир?

Лира Югорская: литературный дневник

С каждым всплеском трагических новостей экраны наших телефонов раскаляются от мемов: про жертву коронавируса, на которую упал стеллаж с тушенкой и гречкой, Твентина Карантино, Наташу и ее котов. Почему мы смеемся, когда все плохо? Это вообще прилично, этично, нормально? Почетный профессор бизнес-практики МШУ «Сколково» и один из основателей проекта Sensemakers Гор Нахапетян рассказывает, зачем нам нужен «смех во время чумы».


Когда нет настроения, когда нас ничто не может рассмешить, есть риск свалиться в депрессию. Юмор выравнивает психическое состояние. Плохое настроение — это затяжной стресс. С точки зрения физиологии стресс нам сейчас особенно вреден: выбросы кортизола ослабляют иммунитет. А когда мы смеемся, уровень эндорфинов повышается, кортизола — снижается. Умение шутить в любой ситуации — это не только защитная реакция психики, но еще и интеллектуальная способность. Здесь играет свою роль и богатство языка. Чем богаче язык, тем тоньше юмор. Еще Фрейд предположил, что юмор, как и сновидения, связан с нашим бессознательным и его конфликтом с нашим эго. Радостный легкий юмор говорит о доброжелательном суперэго, сарказм — о жестком эго, а человек с супержестким эго и вовсе подавляет любой юмор: «Какие шутки? Работайте!» Бывает, что способность смеяться над собой находится на низком уровне — это зависит от структуры и типа личности. Мне кажется, людям такого типа в кризисные моменты любого масштаба живется тяжелее всех. 
Но юмор служит поддержанию сакрального порядка. Наш мир держится на людях с чувством юмора, именно они подмечают противоречия в мире и оценках и преподносят это с комической точки зрения. И пока мы еще можем смеяться над собой и друг над другом, мы сможем пройти сквозь этот кризис с наименьшими потерями для своей психики.  


Смех — это наш способ выпустить пар. Когда мы варим суп, мы оставляем маленькую щель между кастрюлей и крышкой, чтобы ее не снесло, когда суп закипит. Примерно эту же роль выполняют шутки. 
Я даже думаю, что благосостояние стран зависит от национального чувства юмора, особенно культуры шуток о политике. Не надо недооценивать роль шутов-юродивых при королях в древние времена — они не давали власти забронзоветь. В Древней Греции есть бог смеха — Гелос, и бог насмешки, злословия и критики — Мома, римский бог смеха Ризус. Шуты нередко встречаются у Шекспира. Можно обратить внимание на Англию, до какой допустимой нормы англичане шутят над своими правителями — и в этом есть сила государства.


https://snob.ru/entry/192740/



Другие статьи в литературном дневнике: