Рецензия на Миру-Мур!!! - салют и шоколадки!Рецензия на «Чужая душа - позёмки» (Сан-Торас) ________Пишу здесь, с планшета долго листать роман!
Хороший роман - отражает жизнь - плохой врет о жизни. Сан-Торас 21.09.2017 00:10 . Рецензия на «Чем глубже колодцы, тем ярче звезды» (Сан-Торас) Люблю фразу из рассказа В.Шаламова "Последний бой майора Пугачева" (лагерная тема): "А гражданская война у нас никогда и не кончалась - это война власти со своим народом". Лина Чирко 21.09.2017 08:23 • Заявить о нарушении / Удалить Ринад Абузаров 21.09.2017 12:14 Заявить о нарушении / Удалить Сан-Торас 21.09.2017 13:33 Заявить о нарушении / Удалить Роман написан с блеском! А результат? Вы МОГЛИ бы продолжить роман и подсказать Многие погибшие от системы, перечисленные Вами, наверняка были счастливы, что познали Бога. Валентина Лаврентьева 21.09.2017 15:37 Заявить о нарушении / Удалить И давайте думать, что все это от счастья, что мы загадочные души и самая читающая Сан-Торас 21.09.2017 16:36 Заявить о нарушении / Удалить Ринад Абузаров 21.09.2017 16:40 Заявить о нарушении / Удалить Сан-Торас 21.09.2017 16:43 Заявить о нарушении / Удалить Сан-Торас 21.09.2017 17:07 Привет Санто! ой, как хорошо намурлыкал; особенно вот это дюже пондравилось: Рассвет на снулых ветках дрог, *** ________________Прелесть идея с поп-артом! ________Лессировка дело тонкое, и если ей удачно пользоваться, то сочность и настроение цвета можно передать а необычайных тонах... * Нет улыбок – всё хмурые лица, Жизнь гудит от безмолвного звука, Вот и вечер, сверкает реклама, Мы порою не слышим друг друга, * Мой вариант: Я иду НЕСПЕША ПО Арбату, Неулыбчивы хмурые лица, Жизнь гудит ОГЛУШЕННАЯ звуком, «ЗАЖИГАЕТ ПОВСЮДУ реклама», ЛЮДИ ХОДЯТ НЕ СЛЫША друг друга, _______Ааааа,)) ___________Спасибо, Санто, я пошёл спать, у нас уже час ночи; Иду пешеходецем Где шире равнины, Канатоходцем Трещина пере- Сан-Торас 21.09.2017 05:37 Санто, возможно, автор уже перекусил и ему не надобны ни ложка, ни вилка, ни восточные сладости... Но упившийся его волшебными напитками читатель всё ж рискнет предложить бочок медовухи (не без добавок). ))
Произведение, впечатляющее амплитудой затронутых вопросов и нетрадиционностью их подачи. Наверное, не здесь этому рубину блистать...)) Но автор оказал честь порталу, дав широкому кругу людей возможность вкушать плоды его яркого, живого ума и оставлять впечатления. Однако поскольку истинных читателей и профессиональных критиков здесь не много, едва ли можно прогнозировать шквал классических рецензий. Не претендуя на роль литературного критика, предпримем попытку анализа текста — плюсов, полуплюсов и особенностей его формы и содержания, с точки зрения неравнодушного товарища по сайту. И первое в списке таких достоинств - шикарное предисловие, пленяющее красотой, величием и благородством авторской мысли, подкупающее его искренностью и самоотверженностью. Сам по себе такой пролог призван пополнить сокровищницу мировой мудрости. //- «двигаясь шаг за шагом по дороге жизни, Своеобразно бодрящее для памяти начало произведения, отсылающее её к году основания Москвы. А альковная иллюстрация кисти Санто настраивает на романтический лад, обещая красивую интригу - роман о том, как //- «Глотнуть любви немыслимой Оригинальное решение и несомненный плюс романа — поэтические и прозаические эпиграфы к каждой главе — принадлежащие перу Сан-Тораса - многие из которых — уже шедевры. //- «Одним судьба дает выбор, а другим ставит ультиматум». А теперь о главном шедевре — человеке, воплотившем мировосприятие автора, - докторе Леониде Андреевиче — и других персонажах романа. У героя свой незамутненный взгляд на всё (жизнь, религию, литературу, искусство и др.), своё самобытное мнение. Назначение его собеседников: Асперанского, Гоголя, Прагина (проводников традиционного взгляда) — провоцировать доктора на высказывание его неординарных мыслей, оттенять своей незамысловатостью его гениальность и с восхищением ему внимать. Бросается в глаза нарочитая простоватость персонажей — включая симпатичных, упрощенность их до нереальности. Мера излишняя, на наш взгляд: чтобы сиять такому уникальнейшему бриллианту, как Леонид Андреевич, - нет нужды присыпать пылью окружающий его бисер и даже изумруд.)) «словить такси», «дык» - резануло слух — из уст грамотного человека старой закалки (учителя Платона). Речь водителя: «здеся», «вона», «дык это» - тоже из разряда экзотики: сейчас так не говорят — ни таксисты, ни сантехники. Намеренно ли автор гиперболизирует или не обошлось без влияния растиражированных киноискусством стереотипов о российской периферии?.. А возможно, это — неотъемлемые элементы лексики жителей Йошкар-Олы.)) Однако хотя жизнь не устает шокировать несуразицами, некоторые моменты романа представляются не вполне правдоподобными. Например, высказывания Прагина о «Бесприданнице» Островского не типичны для мужчины и ученика, когда-то на «пять» усвоившего урок: тому, что Лариса Огудалова — «человек без души», - разве учат?.. Другой аспект: неизменное принятие своего поражения несмышленышами-собеседниками доктора, легкость их расставания со стереотипами — деталь фантастичная. В действительности люди не столь радостно и безоговорочно признают чье-то интеллектуальное превосходство над собой и чужую победу в споре, а сдаваясь на словах, часто остаются при своём. По сути, у героя нет достойных оппонентов. Но заставил улыбнуться метод: не переубедил кого-то в прениях — дай речь «противника» своему персонажу и распорядись им по своему усмотрению.)) Немалое гуманистическое значение романа и его принципиальное отличие от других произведений этого жанра — солидная медицинская часть (что логично для литературы научной и новаторство — для художественной). Автор (доктор высочайшего класса) в доступной и захватывающей форме щедро делится с читателем «секретами своей магии» - удивительными плодами не только и не столько своей одаренности, сколько колоссального опыта, накопленного в ходе многолетнего кропотливого труда на благо людей. Несокрушимая гуманистическая позиция автора ярко проявляется и в ходе литературных бесед его героя, в отношении Леонида Андреевича к женщине, детям. Роман ценен сокровищами авторской мысли, озвученной главным героем в дискуссиях о «Лолите» Набокова, «Бесприданнице» Островского, «Анне Карениной» Толстого, Пушкине, Лермонтове, Маяковском и трагической судьбе российского поэта, etc. Незаурядны и органичны роману беседы с Гоголем о Боге и душе, с Прагиным - про грифель и бриллиант. В произведении нашли отражение проблемы отцов и детей, индивидуальности и большинства, методы манипулирования массовым сознанием и многое другое. Интересна и полезна информация о носителях другой ментальности (восточной). Но усматривается легкий крен в сторону философских бесед в ущерб повествованию. Текст представляется перенасыщенным литературными диалогами, каждый из которых восхитителен и значим сам по себе, но был бы органичнее циклу литературно-критических эссе, чем основному содержимому романа. Не даны портреты главных героев - что, безусловно, оживило бы их, обогатив образы и художественную составляющую произведения. «Зеркало души» и «организма» - глаза - столь мастерски и с любовью запечатленные на полотнах Санто, - словесно им не написаны, ибо салатный цвет глаз Капеляроссы — далеко не исчерпывающая информация для читателя, а изображение Леонида Андреевича (шляпа, усы и черная бородка) мало отличается от парсуны Человека-невидимки Г. Уэллса... Хотя требовать от целителя мгновенного переключения на лирику с иридодиагностики, наверное, нелепо: глаза для него — источник информации — прежде всего о мире материи («проекция внутренних органов»). Зато он видит то, что большинству из нас недоступно.)) Любопытный парадокс: автор, отдав герою самоцветы своих выстраданных нешаблонных мыслей, перлы открытий и «золото стихов», не наделил его мощью своего обаяния, харизмой. Возможно, отчасти поэтому главный герой - при всей его исключительности, приятности и благородстве - не влечет, не возбуждает жгучего интереса к своей личности (помимо интереса интеллектуального к его речам) — его притягательность для Гоголя и других персонажей понятна, но не передается читателю в полной мере... Отталкивает бесконечное курение доктора на протяжении всего романа — и даже сразу после его лекции о вреде никотина. Приписать герою фарисейство язык не повернётся, скорее можно предположить попытку автора дать персонажа, которому ничто человеческое не чуждо... хотя симпатии читателя герою это почему-то не добавляет. Другой обескураживающий штрих — употребление доктором с едва знакомым человеком сомнительного напитка (самопальной наливки) — угощается, зная, что утром голова отблагодарит его за это нестерпимой болью. Зрелая личность, при всей своей «интеллектуальной полноценности» (залоге уверенности в себе), проявляет неуместную усталую податливость с не очень приятным ей попутчиком. Не вынося фамильярности, разрешает Платону (явно не в порыве дружеских чувств) называть себя Лёней... Изменяет себе, обрекая себя на дискомфорт (плюсом к тоске нежеланного турне в «захолустье») - по принципу: зачем избегать луж, коль ноги уже мокры? )) Но есть эпизоды, где герой живой - вышедший (в результате любовной и других встрясок) из оцепенения и состояния обреченности: //«Видимо, секретарша подстроила из-за того, что он перешел дорогу Караулову», — в сердцах подумал доктор. (с)// Интересна тема взаимоотношений героя с музой. Каким предстает доктор с первых страниц романа? Поостывшим к работе и... жизни. Люди неинтересны - «чародею», прозревающему всю историю их болезни вплоть до даты ухода. Но неистребима тяга к прекрасному - женщинам и искусству (к коему автор относит и поэзию). При этом причастности ко второму Леонид Андреевич стыдится - даже наедине с собой, со своей музой чувствует неловкость и смущение, пытаясь отгонять, «выветривать из головы» наплывающие строфы. И, возможно, тайно страдает от нереализованности и неоцененности этого своего дарования. Быть может, мыслею небесной //- «вот сейчас, не дай бог, как Лоренцо, он заговорит стихами».(Санто)// И что за беда, если заговорит?)) Он бог и царь на своей лекции. В распоряжении лектора восторженно внимающая ему аудитория, в финале готовая носить героя на руках. Откуда при его самодостаточности и столь мощном (хотя крепко взнузданном и до поры сокрытом от глаз) темпераменте такая щепетильность? Возможно, от взыскательности к себе, нечеловеческой задачи всегда быть на высоте (триумф или ничего). Страх выглядеть глупо или обнаружить свои слабости естественен для человека. Но повышенное внимание к впечатлению, производимому на зрителя, мешает тому самозабвенному полёту, которого требует вдохновенное творчество и искусство («Пой так, как будто тебя никто не слышит». - Габриэль Гарсиа Маркес). Парадоксально, но стремление человека к внешней неуязвимости в какой-то мере повышает его уязвимость: ограничивая в свободе, зажимая в тиски его собственных заморочек, обескрылевает его. А в это время под мантией искушенного в жизни и любви материалиста //«живет восточный сонет и любовь». (с)// Отношение к приемному сыну и сам факт его усыновления, драка с Карауловым за честь женщины (пациентки Гончаровой), блистательная лекция в Йошкар-Оле и история любви с аспиранткой Ликой (Капеляроссой) — страницы, высвечивающие лучшие стороны героя. Но красивая поэтическая заявка автора на фантастичную любовь порождает вопрос: что сверхъестественного в любви доктора и Капеляроссы? ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕЦЕНЗИИ НИЖЕ (мой "бочок" никак не входит в окошко! - АННА ВИТАЛЬЕВНА КОРОСТЕЛЕВА 1 ) Анна Витальевна Коростелева 1 21.09.2017 13:21 • Заявить о нарушении / Удалить //«коварно соблазняла прямо посреди повышении квалификации молодых специалистов!» (Санто)// А затем, проявив необходимую инициативу, предлагает ужин в ресторане. Что делать мужчине со здоровыми инстинктами? - к тому же, когда это его тип женщины - встречающийся, как ни странно, не только в солнечной Италии.)) Герой изначально настроен на флирт - еще в купе мечтая видеть рядом хорошенькую сеньориту вместо раздражающего назойливостью и примитивностью Платона. Необычность в том, что свидание состоялось? или в том, где оно произошло (в особняке главы Марий Эл)? Но отдавая дань уважения высоким мотивам героев-эстетов (поклоняющихся памятникам литературы и живописи), сложно избавиться от горькой иронии и досады: дались им эти раритеты. Посещение музея обходится дешевле... Роковая точность автора в том, что «любви немыслимой» героям отмерен лишь глоток — с лоханью страданий — в накладку к капле дивного «эликсира». Не годы — минуты отделяют радость благополучного возвращения Леонида Андреевича на родную землю от момента полного крушения надежд и жизни... Поистине справедливы слова Санто: //– «Хочешь рассмешить Бога — поделись с ним своими планами на завтра». (с)// - ...особенно, если речь о России, где испокон веку отвратительная грубая сила, дремучая и беспощадная, сминает, сметает на своем пути всё лучшее - чистое, светлое, талантливое, возвышенное и прекрасное. В угоду своим низменным инстинктам одним мешает жить, другим — ломает жизнь, а у кого-то и отнимает её, на пике полета обрывая песнь, которую не допеть другому... Гибель главного героя ставит перед читателем вопрос: почему автор столь жестоко поступил со своим близнецом-единомышленником? Не хотел оказаться милосерднее жизни? - которая, по словам Санто, Какова мораль истории: незаурядности и благородству не место на земле? А мирное семейное счастье двух ярких одиночеств — мираж, горизонт — в его недостижимости — там, где судьбоносные встречи, обещая торжествующий рассвет, становятся началом заката... Хрупкость человеческой жизни, её невозвратимость, невосстановимость — величайшая трагедия человека и несправедливость мироустройства... //Я упразднил бы крайне строго А я и не бегу, и не спешу //Я, конечно, бы сделал последний глоток, «Йошкин кот» - роман, созданный гениальным целителем, художником, мыслителем, поэтом, прозаиком — произведение, завораживающее мощью интеллектуального потенциала автора и высотой его помыслов. Поражает небывалая концентрация мысли на единицу площади: такая, не разбавленная многословием, озвученная мудрость — случай редчайший. Автор предстает мастером оригинальных метафор — кудесником, не изобретающим образы, синея от натуги, а легко роняющим из рукава, как самоцветы: //«требухи древних развалин, увидеть Колизей, застывший, как раненый осьминог на подломленных щупальцах». (Санто)// Однако потенциал художника представляется задействованным не в полной мере. При подлинности (даже стенографичности) диалогов и событий ощущается некоторая схематичность героев: дефицит художественно-психологического в изображении людей, природы. Превалирует внешняя картина: что герои говорят и делают, - а их внутренний мир, жизнь души освещается эпизодически. Зафиксированы речи доктора (озвученные мысли), его физические ощущения (болела голова, «подавляя вспыхнувшее желание», «внутренне застонал»). Но другая часть личности — весь спектр её чувств и эмоций — мало выражена (за исключением впечатлений детства) — через речь автора и широкий диапазон средств невербального общения, отражающих нюансы эмоций и передающих информацию на бессознательном и подсознательном уровнях. Намеренно ли автор использует сей благородный минимализм, делая акцент на надводной части айсберга - мысли, недооценивая подводную (иррациональную)? или это следствие иных факторов, тоже имеющих логическое объяснение? Но читателю в этом литературном произведении не хватило проникновения и погружения в героев (провоцирующего глубокое сопереживание им) — той самой «энергии ПСИ» — и, как ни странно, - живописи. Роман авангардный, новаторский - своего рода гибрид художественной, научной и литературно-критической литературы — скорее философский (с элементами детектива). Произведение для ума. Сила данного произведения - в исполинской мысли автора — результате неустанного умственного и духовного труда. Читателю автор дает готовые сливки, великодушно избавляя от необходимости самостоятельной их добычи - по капле со страницы.)) Роман Сан-Тораса — это чистый «добавочный капитал» автора - без грима и приложений. Анна Витальевна Коростелева 1 21.09.2017 13:28 Заявить о нарушении / Удалить //- «школьная летопись многое открывает в человеке…» Санто// - и мало кого оставляет равнодушным, ибо окунает каждого в его детство, всколыхнув и разворошив мир его давних впечатлений... Даже комфортная обстановка перелета с Энтони отображена с феноменальной точностью и заразительностью.)) Одной детали не обнаружено читателем в романе — списка собеседников автора, общение с которыми спровоцировало и послужило основой для многих эпизодов, ибо реплики оппонентов доктора не придуманы, а взяты из диалогов (с Линой Чирко, Паладом и другими) и розданы персонажам. Даже откровения Гоголя об отце — это дословные речи Лины. А в дискуссии о Лолите, думается, переосмыслены и использованы суждения автора, творящего под псевдонимом Просто Соль: водораздел между подходом Набокова и Достоевского проведен ею. Увековечивание дискуссий — несомненная заслуга автора. Но что если незадачливый читатель, в порыве восхищения захочет отдать должное чувству юмора и слогу писателя, пленившись (помимо прочего) комичностью речи: //- «Сэнсэй, ... заветный мой наставник и душеприказчик, каким волшебным умением вы всколыхнули застоявшиеся воды моего утлого сознания! Мое почтение Вам, чей талант воспитателя воссиял новой гранью благодаря ужасающему роману несостоявшегося нобелевского лауреата»? (с)// И мало кому придет в голову, что эта выспренняя речь, напомнившая славословие придворных льстецов в «Повести о Ходже Насреддине» Леонида Соловьева, - фианитик — Палада... Но дополним анализ, вернувшись к персонажам. ...Вылизывание тарелки хлебным мякишем, макание в соль свежевырытой мартовской редиски, расстегнувшаяся на пивном брюшке Платоновского соседа красноклетчатая рубаха... Как не посочувствовать эстетской натуре доктора?)) Но в то же время, не смешивая Божий дар с яичницей», зрим в суть — открытую, добрую душу этих людей.)) «Неказисто, но приветливо» (с) - так можно сказать не только об интерьере йошкар-олинской гостиницы, но и о местных жителях. Особенно симпатичен отзывчивый и совестливый Гоголь — обаятельный в своей простодушной любознательности. «Золотой человек» - в оценке доктора, сумевшего при всём своем эстетстве разглядеть под внешней непримечательностью горячее, нежное сердце, живой, пытливый ум и честную душу. Думается, и влечение доктора к Лике не переросло бы в более глубокое чувство, не окажись она хрустальным сосудом, содержимое которого не менее драгоценно, благородно и прекрасно, чем притягательное изящество формы. //– «Мне не льстит, когда ловлю на себе жадные взгляды, меня это оскорбляет. ... эти жаждущие взгляды пренебрегают внутренним миром, всем тем, что есть я, они оценивают вот это тело как главное во мне. А я ничего не сделала для своей оболочки, она мне просто дана даром. И если все, над чем я трудилась, все, что для меня ценно, не важно для этих глаз, то они не нужны, они мне противны, потому что этот взгляд пренебрегает главным, перечеркивает то, чем я дорожу». (Санто глава 73. НОЧНОЙ РАЗГОВОР С ЛИКОЙ.) // Что касается главного героя, то об его форме сказано ничтожно мало. А богатейшее содержание раскрывается на протяжении всего романа. Это покрытый инеем вулкан, таящий кипящую магму. Вначале велико искушение приложить к герою характеристику: //- «...убежденный агностик. Его устраивает биологическая модель мира: Всё знает, ничему не удивляется... Но и его, прогрессивно мыслящего, непримиримого борца с догматизмом и косностью мышления, не миновали стереотипы, опровергнуть которые призвана сама жизнь, разбившая вдребезги клише о командировочном романе и представления доктора о провинции. Безусловно, семья Платона — люди не его круга. А его круг (формально) — Караулов... Доктор одинок, как всякая неординарность. Единственным претендентом на роль его духовного друга видится Лика... Поэтому гибель героя — это не только крах надежд двух любящих людей на личное счастье, но и возможности обретения ими духовного родства. В финале, знакомясь с содержимым заветной тетради доктора, словно заглядываешь в потаенные кладовые его личности и видишь изумительный бриллиант, стесняющийся своего сияния и даже от себя прячущий великолепие своих несравненных граней. Несправедливость автора видится в 1) расправе над героем — проистекающей то ли от стремления к реалистичности, то ли от растерянности: что делать с таким уникумом «в мире, где наичернейший сер» **, то ли в попытке прижизненно вырвать дань своему феноменальному уму, труду и талантам у скупого на похвалу читателя. 2) некоторой художественной скупости в изображении персонажа. Даже толстокожий захлебнулся бы в рыданиях, оплакивая героя, и неделю ходил в завесе слёз, добавь художник толику красок (толику — без фанатизма), воссоздавая картину. Роман настойчиво просится на экран.)) А с уст читателя просятся слова благодарности автору за: 1) энергию мысли, провоцирующую мысль читателя и отвлекающую от перипетий реала и повседневной рутины; 2) верность гуманистической позиции; 3) уникальнейшие сведения из медицины (особенно понравился «Принцип Аналогии», связывающий отношения первоэлементов природы с организмом человека); 4) элементы смехотерапии («Он был хитрый и жадный» повергло в хохот.)) Методы манипулирования общественным сознанием даны оригинально, доходчиво и с юмором; 5) волшебное путешествие в мир японского сонета, позволяющее постичь мягкое очарование его тихой созерцательности; 6) отделение Божьего дара от яичницы: реабилитацию замечательных стихов подростка — «сына Гоголя»; 7) образчики «незаштампованной красоты» - бесценное содержимое тетради доктора. P.S. Санто, признание читателя, что ему чего-то не хватило в тексте — не претензия на истину и не стремление уязвить автора и его героя, а лишь озвученные личные впечатления. Привыкшему пить молоко литрами мензурки может показаться недостаточно.)) Но разве это повод пенять на скупость хозяину, выкатившего гостям взамен молока дюжину бочек драгоценнейшейшего из вин сороколетней выдержки? С другой стороны, неслыханная щедрость хозяина — повод ли пенять на неблагодарность гостей, не способных вместить роскошный напиток? Ведь мы не только вбираем столько, сколько вмещает желудок, но и то, что больше всего радует наши вкусовые рецепторы: объем может позволять, а экзотические яства не приниматься без привычных блюд… **«В мире, где наичернейший - сер!» (М.И. Цветаева «Что же мне делать, слепцу и пасынку...») Анна Витальевна Коростелева 1 21.09.2017 13:31 Заявить о нарушении / Удалить Любовь – это все дары в костер Я не смог оставить доктору жизнь, потому что сам убит, «Я поэт зовусь я Светик что само-по себе впечетляет масштабами недюженных дарований. Сан-Торас 21.09.2017 18:11 Заявить о нарушении / Удалить Сан-Торас 21.09.2017 18:14 © Copyright: Сан-Торас, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|