Рецензия на Миру-Мур!!! - салют и шоколадки!

Сан-Торас: литературный дневник

Рецензия на «Чужая душа - позёмки» (Сан-Торас)


________Пишу здесь, с планшета долго листать роман!
Твой роман для умных и интересующихся! Ну и правильно.
Неча зомби читать такие вещи, да они его и не осилят - многабукаф!
Но!!!!!! ЗАЧЕМ ТЫ УБИЛ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ ?????!!!!!
Я понимаю в жизни всё может быть, но в романе????
Это же не Иисус, шедший на Голгофу зная, что будет.
Перечеркнул СЧАСТЬЕ, Лику, дочь.
Ты максималист - все или ничего!!!!
Но жизнь соткана из компромиссов и компромисс компромиссу рознь.
Говорящая сумка - это же твоё.
Это не КОДА, это капитуляция. ИМХО!
Ринад Абузаров 20.09.2017 23:29



________Я его убил, потому что в нашем обществе люди такого масштаба не живут,
- их ВЫЖИВАЮТ!!!
Мир дал Пастернаку - НОБЕЛЯ, а наши его - ВОН ИЗ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ!
Мир дал Бродскому НОБЕЛЯ - а наши его в тюрьму и ВОН С РОДИНЫ!
И доктора моего так же выжили, выдавили из жизни.
- Разве только говорящая сумка - моя? - В этом романе всё моё!
А меня самого - нет на свете - ты меня читал в твердом переплете?
Я русский писатель, но моя родина любит мертвых гениев, а не живых.
И я и убил его, чтобы самая читающая в мире страна еще раз насладилась
своей любовью к загубленным талантам и своей загадочной душой.
Такой финал не капитуляция, друг мой, - это отражение реальности,
самОй сущности нашей, которую запечатлели трагические биографии убитых и самоубитых творцов:
Батюшков сошел с ума, Радищев - отравился, Грибоедова - растерзала толпа, Пушкина убили, Лермонтова убили, Есенина повесили, Маяковский застрелился,
Гумилева расстреляли, Мандельштама на каторге заморили голодом, Цветаева - повесилась, Фадеев застрелился, Гаршин - бросился в лестничный пролет, Клюева расстреляли - продолжить?...


Хороший роман - отражает жизнь - плохой врет о жизни.
Я написал хороший роман, а коду ставит наша действительность и она такая
как есть, а не такая, как нам хотелось бы:)...


Сан-Торас 21.09.2017 00:10


.


Рецензия на «Чем глубже колодцы, тем ярче звезды» (Сан-Торас)


Люблю фразу из рассказа В.Шаламова "Последний бой майора Пугачева" (лагерная тема): "А гражданская война у нас никогда и не кончалась - это война власти со своим народом".
Я бы еще добавила: "И с гениями русской культуры".
Санто не убивал героя, Ринад. Его убила система, а она состоит из ворующих губернаторов, вымогающих взятки прокуроров, служащих этой власти "оборотней в погонах". Так что остаться живым для неординарной личности - скорее счастливый шанс, исключение из общего правила.
Я тоже жалела Доктора, тоже полемизировала с Санто по поводу его безвременной и какой-то "обыденной" кончины... А потом поняла, что в этом своя правда и своя логика... Логика нашей жизни.


Лина Чирко 21.09.2017 08:23 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Да я всё понимаю , Линочка ! Жизнь есть жизнь . И если завтра меня или тебя убьют или искалечат менты и им за это ничего не будет , это наша реальная жизнь. Конечно правду надо говорить , но всегда ли ? Ежели я приду в гости к своему знакомому и скажу ему , что у него везде грязь , навалены шмотки и коробки , испачканы обои ,немытая посуда и т д , а в резюме этого жена его неряха и дура , это будет правда. Но нужна ли моему знакомому эта правда ? Он её и так знает и с этим мирится. Знать правду и писать об этом - разные вещи! Так же как жизнь и роман .
Мы ожидали в романе Счастья и Любви , а получили смерть и горе. Но у нас и в жизни этого более чем достаточно. Смотреть на друзей и ждать , что их обязательно убьют или искалечат , погибнет семья в катастрофе???? Да , это может быть , но жить с этой мыслью, отвергая счастье ??????? Как в советских фильмах, если герой говорит как он будет счастлив при коммунизме , то ясно, что его обязательно убьют. А у америкосов после взрыва и падения самолета , простреленный из автомата с кровавой мордой говорит : ай м о кей ?!?!
Неужели у нас ни один замечательный и умнейший человек не достоин выжить даже в романе ? И что мне теперь ждать если у меня в друзьях такой человек?????


Ринад Абузаров 21.09.2017 12:14 Заявить о нарушении / Удалить
Ринато, пойми разницу между тем, что с любым обывателем в нашей стране может
произойти как ЧП и тем, что с одаренными искусством и наукой людьми происходит как ЗАКОНОМЕРНОСТЬ.
И тогда ты обратишь внимание, что загадочная русская душа - это не то, что общество о себе возомнило, а то, что оно представляет из себя на самом деле:
- вместо восхищения чьими-то достижениями - ЗАВИСТЬ,
вместо благодарности за научное открытие - МЕСТЬ.
И на каждом шагу стремление подавить яркое, разорить богатое, испоганить чистое.
Считать обман ловкостью, подлость умением жить, стыд и низость - звездным пиаром, а хамство - нормой.
И, даже понимая сущность вещей, можно любить свою родину, свой народ, но быть счастливым в этой среде невозможно, особенно при наличии таких качеств, как талант, человеческое достоинство и честность.


Сан-Торас 21.09.2017 13:33 Заявить о нарушении / Удалить
Сан, врезалась фраза из одной книги: настоящим хирургом нужно считать не того, кто с блеском делает операции, а тот, кто умеет убедить пациента на согласие её.Ему
важно, что б его знания пригодились для продолжения жизни.


Роман написан с блеском! А результат? Вы МОГЛИ бы продолжить роман и подсказать
каждому, как на своём месте не ждать гибели от системы, а хотя бы противиться этому. У Вас всегда неординарные мысли. Потому читатель и ждал от Вас подсказку!


Многие погибшие от системы, перечисленные Вами, наверняка были счастливы, что познали Бога.


Валентина Лаврентьева 21.09.2017 15:37 Заявить о нарушении / Удалить
Ага и от счастья: Батюшков сошел с ума, Радищев - отравился ядом, Грибоедова - растерзала толпа, Пушкина убили, Лермонтова убили, Есенина повесили, Маяковский застрелился, Гумилева расстреляли, Мандельштама на каторге заморили голодом, Цветаева - повесилась, Фадеев застрелился, Гаршин - бросился в лестничный пролет, Клюева расстреляли, а Блок умер от голода ...


И давайте думать, что все это от счастья, что мы загадочные души и самая читающая
страна, и вообще, мы такие замечательные, что если у человека есть ум и талант он просто не выдерживает нашей прелести! А ежель какая-нить загадочная душа, по доброте, его не зашибет, то он сам повесится, ибо этот выбор наша история всегда дает с большим удовольствием:))


Сан-Торас 21.09.2017 16:36 Заявить о нарушении / Удалить
Да всё и с теми и другими происходит почти поровну , только таланты более на виду.
И ЧП в нашем Мире это закономерность!
А вот ЗАВИСТЬ и её производные это везде , в любой стране. Нобеля тоже дают не только за заслуги , а и чтоб показать СССэРии какие мы хорошие , а вы плохие .
А за что Обамке дали ????? Не верю никому!!!
Да наши тоже хороши . Почти все имена переиначивают на иностранный лад.
Чтоб зомбику взлететь , а крыльев нет, то надо всю толпу с говном смешать и опустить. По-другому у него не получится!
И если твои достоинства не оценивает "болото" , то значит у "болота" другие достоинства. Чо там соловей поёт? Он певец??? Он даже квакать не умеет.
И никогда соловья не оценят жабы и змеи, просто это не их репертуар. Не может дальтоник рассказать о красотах и красках заката и цветов на полях.
И я с тобой не спорю, Санто , просто у меня немного другая точка зрения или ракурс взгляда.
И каждый имеет право настаивать на своём! Я настаиваю на рябине .


Ринад Абузаров 21.09.2017 16:40 Заявить о нарушении / Удалить
А эта фраза, Валечка, что из одной книги: "настоящим хирургом нужно считать не того, кто с блеском делает операции, а тот, кто умеет убедить пациента на согласие её.Ему важно, что б его знания пригодились для продолжения жизни."
БРЕД СИВОЙ КОБЫЛЫ!
ИБО настоящим хирургом, Валечка, можно считать ТОЛЬКО того, кто с блеском делает операции!
А того, кто умеет убедить пациента на согласие можно считать психологом,
педагогом, другом - но ни как не хирургом!!!
Убедить Вас может и сосед, ну пусть он и оперирует, по понятиям этой дурацкой фразы:)))
Вы уж простите за конкретику.


Сан-Торас 21.09.2017 16:43 Заявить о нарушении / Удалить
Ринато, я не спорю, просто ты говоришь от фонаря:
" Да всё и с теми и другими происходит почти поровну, только таланты более на виду." ___(с)
- так тебе кажется, или хочется - а я привожу конкретные имена, биографии и факты.
И не сравнивай нас с другими народами - по статистике со времен римской империи из всех писательских самоубийств вместе взятых во всем мире - больше половины русских - мы же по суицидам впереди планеты всей.
И ПОКА ОБЩЕСТВО НЕ ОСОЗНАЕТ СВОЕГО НЕВЕЖЕСТВА И ХАМСТВА, прикрываясь
пустыми, общими словами - оно не излечится от патологической ЗАВИСТИ, ЖЕСТОКОСТИ
и ТУПОСТИ. И ГЕНИЯ С ОБЫВАТЕЛЕМ НЕ СРАВНИВАЙ - у этой породы людей РАЗНЫЙ ВКЛАД
во БЛАГО ОТЕЧЕСТВА! - разные усилия затрачены - ОЧЕНЬ РАЗНЫЕ.
И обывателя обижают не за то ЧТО ОН СОЗДАЛ, ОТКРЫЛ, ОТДАЛ СВОЕЙ СТРАНЕ - НЕ ЗА ТО
ДОБРО, КОТОРОЕ ОН СДЕЛАЛ, НЕ ЗА ТРУДЫ В ОБЛАСТИ НАУКИ ИЛИ ИСКУССТВА - Это ты понимаешь?
Мир преклоняется, благодарит, награждает премиями наших творцов - а мы их ГНОБИМ
и ГОНИМ С РОДНОЙ ЗЕМЛИ! ДАЖЕ НЕ ПОНИМАЯ ВСЮ СТЕПЕНЬ ЭТОЙ ВОПИЮЩЕ ЧУДОВИЩНОЙ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ.


Сан-Торас 21.09.2017 17:07




Привет Санто! ой, как хорошо намурлыкал; особенно вот это дюже пондравилось:


Рассвет на снулых ветках дрог,
Прощаясь с ветреными снами
И перед скатертью дорог,
Итожил всемогущий Бог
Любовь Фемидными весами.


***
Здесь ишо моя картинка над стишком... Тута просто масло и кисти, а человечков я вылепил из гипса, и наклеил на холст, ежили интересно, то можешь глянуть:
http://www.stihi.ru/2017/09/20/4485
Косолаповскиий 20.09.2017 21:41


________________Прелесть идея с поп-артом!
Но будет глубже, ежель ИЗОБРАЗИТЬ ГЛОБУС
и налепить падающих с него человеков!
Технически - сделать не сложно, А ПО МЫСЛИ
тянет на миллион!!!
Мастихин тож обожаю:))
Пастозное письмо и лиссировочки беличьей - цимес кто понимает.
Сан-Торас 20.09.2017 22:08


________Лессировка дело тонкое, и если ей удачно пользоваться, то сочность и настроение цвета можно передать а необычайных тонах...
А про глобус интересная идея; стишок-то мой как? Или опять нету мессаджа?))))
Косолаповскиий 20.09.2017 22:20

Бери, что понра, Виктор - мысль хорошо:)
- оставляю твой вариант первым,
чтобы легко сравнить и выбрать:


*
Я иду по проспекту Арбата
В "тишине" между серой толпы.
Масса лиц исчезает куда-то,
В озабоченный мир суеты.


Нет улыбок – всё хмурые лица,
Безразличия блики в глазах...
Что ж такое могло приключиться –
Люди будто бы в призрачных снах.


Жизнь гудит от безмолвного звука,
Только тихо на старой Тверской,
Здесь «Московский гуляка», от скуки,
Налегке возвращался домой.


Вот и вечер, сверкает реклама,
Свет зажёг мегаполис ночной...
Мир, наверно, от шума и гама
Всё становится больше глухой.


Мы порою не слышим друг друга,
Человечность ушла на покой...
Как глухие мы ходим по кругу –
«В тишине, тишина, с тишиной».


* Мой вариант:


Я иду НЕСПЕША ПО Арбату,
ЗАТЕРЯЛСЯ СРЕДЬ ГРУСТНОЙ толпы.
А НАРОД исчезает куда-то,
В озабоченный мир суеты.


Неулыбчивы хмурые лица,
БезразлиЧИЯ ТОЧКИ в глазах...
Что же С МИРОМ могло приключиться –
МИР ПЛЫВЕТ в ПОЛУПризрачных снах.


Жизнь гудит ОГЛУШЕННАЯ звуком,
Только тихо на старой Тверской,
Здесь «Московский гуляка», СО СКУКОЙ
Возвращался, СКАНДАЛЯ домой.


«ЗАЖИГАЕТ ПОВСЮДУ реклама»,
Мегаполис СВЕРКАЕТ ночной...
Мир, от ВЕЧНОГО шума и гама
ОГЛУШЕН или ВОВСЕ глухой.


ЛЮДИ ХОДЯТ НЕ СЛЫША друг друга,
Человечность ДАЕТ ЯВНЫЙ СБОЙ...
Как глухие мы ходим по кругу –
В НЕМОТЕ: - тишина, с тишиной.
Сан-Торас 20.09.2017 23:20

__________Спасибо, Санто; твоя редакция, классная тем, что более чётче логическое изложение, одним словом убрал пыль и более грамотно отметил детали... Я долго мучился, где Московский озорной гуляка по всему Тверскому)))) а ты так это классно обработал, супер...
Благодарю за разбор полётов;;
Косолаповскиий 20.09.2017 23:48

___________Мне оч нра, как ты вкрутил Есенина, но слово "скандаля"
- ярче подчеркивает его не произнесенное имя.
Сан-Торас 21.09.2017 00:16

________Согласен на все 100% я менял эту строку и так и сяк, но должного результата не добился... А ты классно обыграл, и скуку вставил и скандалить... И ещё в призрачных, тоже было не так, а вот полупризрачных, это то что нужно...
У меня плохой характер, если что не получается, как мне хочется, я не нахожу себе места, а сейчас я счастлив, как задняя дверь в доме)))
Спасибо, Мастер;;
Косолаповскиий 21.09.2017 00:42

__________Ашто там за ФИШКА в задней двери?!!
Дверь у меня есть ДЫК, МЖТ я прошляпил свое ласте?!!!
Сан-Торас 21.09.2017 00:45

_________Фишка простая, заднюю дверь не так часто беспокоят, как входную)))) аллегория)))))
Косолаповскиий 21.09.2017 00:47


_______Ааааа,))
Сан-Торас 21.09.2017 00:53


___________Спасибо, Санто, я пошёл спать, у нас уже час ночи;
Косолаповскиий 21.09.2017 01:00

____________Экспромтик, Вить, на сон грядущий:


Иду пешеходецем
Путем морозным -
Чем глубже колодцы,
Тем ярче звезды.


Где шире равнины,
Там площе речки -
Жизнь человечья,
Речь человечья.


Канатоходцем
Иду, - аскетом
Яростным солнцем,
Яростным светом.


Трещина пере-
секла планету
Серде поэта,
Душу поэта.


Сан-Торас 21.09.2017 05:37
.



Авторы Произведения Рецензии Поиск О портале Ваша страница Кабинет автора 1 сообщение
Сан-Торас - полученные рецензии
На странице отображаются рецензии, опубликованные 09.2017 в обратном порядке с 8892 по 8883
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Рецензия на «Йошкин кОт» (Сан-Торас)


Санто, возможно, автор уже перекусил и ему не надобны ни ложка, ни вилка, ни восточные сладости... Но упившийся его волшебными напитками читатель всё ж рискнет предложить бочок медовухи (не без добавок). ))



Рецензия на роман «Йошкин кОт»


Произведение, впечатляющее амплитудой затронутых вопросов и нетрадиционностью их подачи. Наверное, не здесь этому рубину блистать...)) Но автор оказал честь порталу, дав широкому кругу людей возможность вкушать плоды его яркого, живого ума и оставлять впечатления. Однако поскольку истинных читателей и профессиональных критиков здесь не много, едва ли можно прогнозировать шквал классических рецензий. Не претендуя на роль литературного критика, предпримем попытку анализа текста — плюсов, полуплюсов и особенностей его формы и содержания, с точки зрения неравнодушного товарища по сайту.


И первое в списке таких достоинств - шикарное предисловие, пленяющее красотой, величием и благородством авторской мысли, подкупающее его искренностью и самоотверженностью. Сам по себе такой пролог призван пополнить сокровищницу мировой мудрости.


//- «двигаясь шаг за шагом по дороге жизни,
мы создаем свою, неповторимую Вселенную». (Санто)//


Своеобразно бодрящее для памяти начало произведения, отсылающее её к году основания Москвы. А альковная иллюстрация кисти Санто настраивает на романтический лад, обещая красивую интригу - роман о том, как


//- «Глотнуть любви немыслимой
Волшебный эликсир». (Санто)//


Оригинальное решение и несомненный плюс романа — поэтические и прозаические эпиграфы к каждой главе — принадлежащие перу Сан-Тораса - многие из которых — уже шедевры.


//- «Одним судьба дает выбор, а другим ставит ультиматум».

Чему бы грабли ни учили —
А сердце верит в чудеса! (Санто)//


А теперь о главном шедевре — человеке, воплотившем мировосприятие автора, - докторе Леониде Андреевиче — и других персонажах романа.


У героя свой незамутненный взгляд на всё (жизнь, религию, литературу, искусство и др.), своё самобытное мнение. Назначение его собеседников: Асперанского, Гоголя, Прагина (проводников традиционного взгляда) — провоцировать доктора на высказывание его неординарных мыслей, оттенять своей незамысловатостью его гениальность и с восхищением ему внимать. Бросается в глаза нарочитая простоватость персонажей — включая симпатичных, упрощенность их до нереальности. Мера излишняя, на наш взгляд: чтобы сиять такому уникальнейшему бриллианту, как Леонид Андреевич, - нет нужды присыпать пылью окружающий его бисер и даже изумруд.))


«словить такси», «дык» - резануло слух — из уст грамотного человека старой закалки (учителя Платона).


Речь водителя: «здеся», «вона», «дык это» - тоже из разряда экзотики: сейчас так не говорят — ни таксисты, ни сантехники. Намеренно ли автор гиперболизирует или не обошлось без влияния растиражированных киноискусством стереотипов о российской периферии?.. А возможно, это — неотъемлемые элементы лексики жителей Йошкар-Олы.))


Однако хотя жизнь не устает шокировать несуразицами, некоторые моменты романа представляются не вполне правдоподобными. Например, высказывания Прагина о «Бесприданнице» Островского не типичны для мужчины и ученика, когда-то на «пять» усвоившего урок: тому, что Лариса Огудалова — «человек без души», - разве учат?..


Другой аспект: неизменное принятие своего поражения несмышленышами-собеседниками доктора, легкость их расставания со стереотипами — деталь фантастичная. В действительности люди не столь радостно и безоговорочно признают чье-то интеллектуальное превосходство над собой и чужую победу в споре, а сдаваясь на словах, часто остаются при своём. По сути, у героя нет достойных оппонентов. Но заставил улыбнуться метод: не переубедил кого-то в прениях — дай речь «противника» своему персонажу и распорядись им по своему усмотрению.))


Немалое гуманистическое значение романа и его принципиальное отличие от других произведений этого жанра — солидная медицинская часть (что логично для литературы научной и новаторство — для художественной). Автор (доктор высочайшего класса) в доступной и захватывающей форме щедро делится с читателем «секретами своей магии» - удивительными плодами не только и не столько своей одаренности, сколько колоссального опыта, накопленного в ходе многолетнего кропотливого труда на благо людей. Несокрушимая гуманистическая позиция автора ярко проявляется и в ходе литературных бесед его героя, в отношении Леонида Андреевича к женщине, детям.


Роман ценен сокровищами авторской мысли, озвученной главным героем в дискуссиях о «Лолите» Набокова, «Бесприданнице» Островского, «Анне Карениной» Толстого, Пушкине, Лермонтове, Маяковском и трагической судьбе российского поэта, etc. Незаурядны и органичны роману беседы с Гоголем о Боге и душе, с Прагиным - про грифель и бриллиант. В произведении нашли отражение проблемы отцов и детей, индивидуальности и большинства, методы манипулирования массовым сознанием и многое другое. Интересна и полезна информация о носителях другой ментальности (восточной). Но усматривается легкий крен в сторону философских бесед в ущерб повествованию. Текст представляется перенасыщенным литературными диалогами, каждый из которых восхитителен и значим сам по себе, но был бы органичнее циклу литературно-критических эссе, чем основному содержимому романа. Не даны портреты главных героев - что, безусловно, оживило бы их, обогатив образы и художественную составляющую произведения. «Зеркало души» и «организма» - глаза - столь мастерски и с любовью запечатленные на полотнах Санто, - словесно им не написаны, ибо салатный цвет глаз Капеляроссы — далеко не исчерпывающая информация для читателя, а изображение Леонида Андреевича (шляпа, усы и черная бородка) мало отличается от парсуны Человека-невидимки Г. Уэллса... Хотя требовать от целителя мгновенного переключения на лирику с иридодиагностики, наверное, нелепо: глаза для него — источник информации — прежде всего о мире материи («проекция внутренних органов»). Зато он видит то, что большинству из нас недоступно.))


Любопытный парадокс: автор, отдав герою самоцветы своих выстраданных нешаблонных мыслей, перлы открытий и «золото стихов», не наделил его мощью своего обаяния, харизмой. Возможно, отчасти поэтому главный герой - при всей его исключительности, приятности и благородстве - не влечет, не возбуждает жгучего интереса к своей личности (помимо интереса интеллектуального к его речам) — его притягательность для Гоголя и других персонажей понятна, но не передается читателю в полной мере...


Отталкивает бесконечное курение доктора на протяжении всего романа — и даже сразу после его лекции о вреде никотина. Приписать герою фарисейство язык не повернётся, скорее можно предположить попытку автора дать персонажа, которому ничто человеческое не чуждо... хотя симпатии читателя герою это почему-то не добавляет.


Другой обескураживающий штрих — употребление доктором с едва знакомым человеком сомнительного напитка (самопальной наливки) — угощается, зная, что утром голова отблагодарит его за это нестерпимой болью. Зрелая личность, при всей своей «интеллектуальной полноценности» (залоге уверенности в себе), проявляет неуместную усталую податливость с не очень приятным ей попутчиком. Не вынося фамильярности, разрешает Платону (явно не в порыве дружеских чувств) называть себя Лёней... Изменяет себе, обрекая себя на дискомфорт (плюсом к тоске нежеланного турне в «захолустье») - по принципу: зачем избегать луж, коль ноги уже мокры? ))


Но есть эпизоды, где герой живой - вышедший (в результате любовной и других встрясок) из оцепенения и состояния обреченности:


//«Видимо, секретарша подстроила из-за того, что он перешел дорогу Караулову», — в сердцах подумал доктор. (с)//


Интересна тема взаимоотношений героя с музой.


Каким предстает доктор с первых страниц романа? Поостывшим к работе и... жизни. Люди неинтересны - «чародею», прозревающему всю историю их болезни вплоть до даты ухода. Но неистребима тяга к прекрасному - женщинам и искусству (к коему автор относит и поэзию). При этом причастности ко второму Леонид Андреевич стыдится - даже наедине с собой, со своей музой чувствует неловкость и смущение, пытаясь отгонять, «выветривать из головы» наплывающие строфы. И, возможно, тайно страдает от нереализованности и неоцененности этого своего дарования.


Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
(М.Ю.Лермонтов К ***)

Писать в стол — полбеды. Преступно — гнать вдохновение, наступая «на горло собственной песне»*.


//- «вот сейчас, не дай бог, как Лоренцо, он заговорит стихами».(Санто)//


И что за беда, если заговорит?)) Он бог и царь на своей лекции. В распоряжении лектора восторженно внимающая ему аудитория, в финале готовая носить героя на руках. Откуда при его самодостаточности и столь мощном (хотя крепко взнузданном и до поры сокрытом от глаз) темпераменте такая щепетильность? Возможно, от взыскательности к себе, нечеловеческой задачи всегда быть на высоте (триумф или ничего). Страх выглядеть глупо или обнаружить свои слабости естественен для человека. Но повышенное внимание к впечатлению, производимому на зрителя, мешает тому самозабвенному полёту, которого требует вдохновенное творчество и искусство («Пой так, как будто тебя никто не слышит». - Габриэль Гарсиа Маркес). Парадоксально, но стремление человека к внешней неуязвимости в какой-то мере повышает его уязвимость: ограничивая в свободе, зажимая в тиски его собственных заморочек, обескрылевает его. А в это время под мантией искушенного в жизни и любви материалиста


//«живет восточный сонет и любовь». (с)//


Отношение к приемному сыну и сам факт его усыновления, драка с Карауловым за честь женщины (пациентки Гончаровой), блистательная лекция в Йошкар-Оле и история любви с аспиранткой Ликой (Капеляроссой) — страницы, высвечивающие лучшие стороны героя. Но красивая поэтическая заявка автора на фантастичную любовь порождает вопрос: что сверхъестественного в любви доктора и Капеляроссы?


ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕЦЕНЗИИ НИЖЕ (мой "бочок" никак не входит в окошко! - АННА ВИТАЛЬЕВНА КОРОСТЕЛЕВА 1 )


Анна Витальевна Коростелева 1 21.09.2017 13:21 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Лика подает понравившемуся мужчине множество невербальных сигналов (открывает декольте, оголяет плечико, вытягивает ножку из под парты) — делает всё, что называется:


//«коварно соблазняла прямо посреди повышении квалификации молодых специалистов!» (Санто)//


А затем, проявив необходимую инициативу, предлагает ужин в ресторане. Что делать мужчине со здоровыми инстинктами? - к тому же, когда это его тип женщины - встречающийся, как ни странно, не только в солнечной Италии.)) Герой изначально настроен на флирт - еще в купе мечтая видеть рядом хорошенькую сеньориту вместо раздражающего назойливостью и примитивностью Платона. Необычность в том, что свидание состоялось? или в том, где оно произошло (в особняке главы Марий Эл)?


Но отдавая дань уважения высоким мотивам героев-эстетов (поклоняющихся памятникам литературы и живописи), сложно избавиться от горькой иронии и досады: дались им эти раритеты. Посещение музея обходится дешевле...


Роковая точность автора в том, что «любви немыслимой» героям отмерен лишь глоток — с лоханью страданий — в накладку к капле дивного «эликсира».


Не годы — минуты отделяют радость благополучного возвращения Леонида Андреевича на родную землю от момента полного крушения надежд и жизни... Поистине справедливы слова Санто:


//– «Хочешь рассмешить Бога — поделись с ним своими планами на завтра». (с)// -


...особенно, если речь о России, где испокон веку отвратительная грубая сила, дремучая и беспощадная, сминает, сметает на своем пути всё лучшее - чистое, светлое, талантливое, возвышенное и прекрасное. В угоду своим низменным инстинктам одним мешает жить, другим — ломает жизнь, а у кого-то и отнимает её, на пике полета обрывая песнь, которую не допеть другому...


Гибель главного героя ставит перед читателем вопрос: почему автор столь жестоко поступил со своим близнецом-единомышленником? Не хотел оказаться милосерднее жизни? - которая, по словам Санто,

«преследует гениев» и «кучкует бездарных» (с)


Какова мораль истории: незаурядности и благородству не место на земле? А мирное семейное счастье двух ярких одиночеств — мираж, горизонт — в его недостижимости — там, где судьбоносные встречи, обещая торжествующий рассвет, становятся началом заката...


Хрупкость человеческой жизни, её невозвратимость, невосстановимость — величайшая трагедия человека и несправедливость мироустройства...


//Я упразднил бы крайне строго
Необходимость умирать.
(Санто)


А я и не бегу, и не спешу
Перешагнуть последнюю межу.
(Санто)//


//Я, конечно, бы сделал последний глоток,
Если б только успел, если б только я мог.
(Санто)//

Как ни крути, несмотря на критику Сан-Торасом «добрых» традиций русской (и зарубежной) литературы, сам он в плане трагичности финала пошел по тропе, проторенной классиками. Разница в том, что у Санто гибнет не женщина — мужчина. Женщине надлежит продолжить его славный род.


«Йошкин кот» - роман, созданный гениальным целителем, художником, мыслителем, поэтом, прозаиком — произведение, завораживающее мощью интеллектуального потенциала автора и высотой его помыслов. Поражает небывалая концентрация мысли на единицу площади: такая, не разбавленная многословием, озвученная мудрость — случай редчайший. Автор предстает мастером оригинальных метафор — кудесником, не изобретающим образы, синея от натуги, а легко роняющим из рукава, как самоцветы:


//«требухи древних развалин, увидеть Колизей, застывший, как раненый осьминог на подломленных щупальцах». (Санто)//


Однако потенциал художника представляется задействованным не в полной мере. При подлинности (даже стенографичности) диалогов и событий ощущается некоторая схематичность героев: дефицит художественно-психологического в изображении людей, природы. Превалирует внешняя картина: что герои говорят и делают, - а их внутренний мир, жизнь души освещается эпизодически. Зафиксированы речи доктора (озвученные мысли), его физические ощущения (болела голова, «подавляя вспыхнувшее желание», «внутренне застонал»). Но другая часть личности — весь спектр её чувств и эмоций — мало выражена (за исключением впечатлений детства) — через речь автора и широкий диапазон средств невербального общения, отражающих нюансы эмоций и передающих информацию на бессознательном и подсознательном уровнях. Намеренно ли автор использует сей благородный минимализм, делая акцент на надводной части айсберга - мысли, недооценивая подводную (иррациональную)? или это следствие иных факторов, тоже имеющих логическое объяснение? Но читателю в этом литературном произведении не хватило проникновения и погружения в героев (провоцирующего глубокое сопереживание им) — той самой «энергии ПСИ» — и, как ни странно, - живописи.


Роман авангардный, новаторский - своего рода гибрид художественной, научной и литературно-критической литературы — скорее философский (с элементами детектива). Произведение для ума. Сила данного произведения - в исполинской мысли автора — результате неустанного умственного и духовного труда. Читателю автор дает готовые сливки, великодушно избавляя от необходимости самостоятельной их добычи - по капле со страницы.)) Роман Сан-Тораса — это чистый «добавочный капитал» автора - без грима и приложений.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ. АВК.


Анна Витальевна Коростелева 1 21.09.2017 13:28 Заявить о нарушении / Удалить
А самые волнующие страницы, где всего с избытком — и живописи, и психологии - рассказ о детстве героя (гл. 48 и 49). Дыхание перехватывает от живо воссозданных картин долгого пути в темной зимней ночи и ощущений холодной бесприютности маленького человека и его мамы. Душа переворачивается от щемящей жалости к ним... Поразительна и поучительна история с Мери (глава 50), ярок рассказ о пребывании героя в пионерлагере, обладающий художественной силой и мощным энергетическим воздействием. Всеми шестью чувствами ощущается и радость начала летней сказки, и тоска финала:

//- «В ночь на первое сентября гладила мне белые гольфы». (с)//

Трогательна и прекрасна история с оценками, обнаруживающая лучшее в герое и заставляющая проникнуться симпатией и уважением к этому удивительному ребенку (думается, и учителя были рады волшебному «повышению успеваемости».) Действительно:


//- «школьная летопись многое открывает в человеке…» Санто// -


и мало кого оставляет равнодушным, ибо окунает каждого в его детство, всколыхнув и разворошив мир его давних впечатлений...


Даже комфортная обстановка перелета с Энтони отображена с феноменальной точностью и заразительностью.))


Одной детали не обнаружено читателем в романе — списка собеседников автора, общение с которыми спровоцировало и послужило основой для многих эпизодов, ибо реплики оппонентов доктора не придуманы, а взяты из диалогов (с Линой Чирко, Паладом и другими) и розданы персонажам. Даже откровения Гоголя об отце — это дословные речи Лины. А в дискуссии о Лолите, думается, переосмыслены и использованы суждения автора, творящего под псевдонимом Просто Соль: водораздел между подходом Набокова и Достоевского проведен ею.


Увековечивание дискуссий — несомненная заслуга автора. Но что если незадачливый читатель, в порыве восхищения захочет отдать должное чувству юмора и слогу писателя, пленившись (помимо прочего) комичностью речи:


//- «Сэнсэй, ... заветный мой наставник и душеприказчик, каким волшебным умением вы всколыхнули застоявшиеся воды моего утлого сознания! Мое почтение Вам, чей талант воспитателя воссиял новой гранью благодаря ужасающему роману несостоявшегося нобелевского лауреата»? (с)//


И мало кому придет в голову, что эта выспренняя речь, напомнившая славословие придворных льстецов в «Повести о Ходже Насреддине» Леонида Соловьева, - фианитик — Палада...


Но дополним анализ, вернувшись к персонажам.
Позабавило и обескуражило ошеломляющее убожество и бескультурье русской глубинки в изображении Сан-Тораса: один прилюдно волоски из бровей дергает, Гасан Абдурахман ибн Хаттаб... другой - в разгар застолья в зубах ковыряется... Радушная жена Платона обнажает желтоватые, в красной помаде, боковые резцы - замечательный штрих к портрету, нивелирующий благоприятное впечатление от миловидной хозяйки.)) (Так Набоков живописал Гейзиху, передав читателю животную неприязнь к ней своего героя).


...Вылизывание тарелки хлебным мякишем, макание в соль свежевырытой мартовской редиски, расстегнувшаяся на пивном брюшке Платоновского соседа красноклетчатая рубаха... Как не посочувствовать эстетской натуре доктора?)) Но в то же время, не смешивая Божий дар с яичницей», зрим в суть — открытую, добрую душу этих людей.))


«Неказисто, но приветливо» (с) -


так можно сказать не только об интерьере йошкар-олинской гостиницы, но и о местных жителях. Особенно симпатичен отзывчивый и совестливый Гоголь — обаятельный в своей простодушной любознательности. «Золотой человек» - в оценке доктора, сумевшего при всём своем эстетстве разглядеть под внешней непримечательностью горячее, нежное сердце, живой, пытливый ум и честную душу.


Думается, и влечение доктора к Лике не переросло бы в более глубокое чувство, не окажись она хрустальным сосудом, содержимое которого не менее драгоценно, благородно и прекрасно, чем притягательное изящество формы.


//– «Мне не льстит, когда ловлю на себе жадные взгляды, меня это оскорбляет. ... эти жаждущие взгляды пренебрегают внутренним миром, всем тем, что есть я, они оценивают вот это тело как главное во мне. А я ничего не сделала для своей оболочки, она мне просто дана даром. И если все, над чем я трудилась, все, что для меня ценно, не важно для этих глаз, то они не нужны, они мне противны, потому что этот взгляд пренебрегает главным, перечеркивает то, чем я дорожу». (Санто глава 73. НОЧНОЙ РАЗГОВОР С ЛИКОЙ.) //


Что касается главного героя, то об его форме сказано ничтожно мало. А богатейшее содержание раскрывается на протяжении всего романа. Это покрытый инеем вулкан, таящий кипящую магму.


Вначале велико искушение приложить к герою характеристику:


//- «...убежденный агностик. Его устраивает биологическая модель мира:
у него вообще нет такой потребности – верить. Ему вполне хватает того, что он знает. ... Ему абсолютно не нужно «видеть сердцем и чувствовать душой». (Санто)//


Всё знает, ничему не удивляется... Но и его, прогрессивно мыслящего, непримиримого борца с догматизмом и косностью мышления, не миновали стереотипы, опровергнуть которые призвана сама жизнь, разбившая вдребезги клише о командировочном романе и представления доктора о провинции. Безусловно, семья Платона — люди не его круга. А его круг (формально) — Караулов... Доктор одинок, как всякая неординарность. Единственным претендентом на роль его духовного друга видится Лика... Поэтому гибель героя — это не только крах надежд двух любящих людей на личное счастье, но и возможности обретения ими духовного родства.


В финале, знакомясь с содержимым заветной тетради доктора, словно заглядываешь в потаенные кладовые его личности и видишь изумительный бриллиант, стесняющийся своего сияния и даже от себя прячущий великолепие своих несравненных граней.


Несправедливость автора видится в


1) расправе над героем — проистекающей то ли от стремления к реалистичности, то ли от растерянности: что делать с таким уникумом «в мире, где наичернейший сер» **, то ли в попытке прижизненно вырвать дань своему феноменальному уму, труду и талантам у скупого на похвалу читателя.
Хотя отождествлять автора с его персонажем — равносильно тому, чтобы приравнивать объемную фигуру к плоскости.))


2) некоторой художественной скупости в изображении персонажа. Даже толстокожий захлебнулся бы в рыданиях, оплакивая героя, и неделю ходил в завесе слёз, добавь художник толику красок (толику — без фанатизма), воссоздавая картину.


Роман настойчиво просится на экран.)) А с уст читателя просятся слова благодарности автору за:


1) энергию мысли, провоцирующую мысль читателя и отвлекающую от перипетий реала и повседневной рутины;


2) верность гуманистической позиции;


3) уникальнейшие сведения из медицины (особенно понравился «Принцип Аналогии», связывающий отношения первоэлементов природы с организмом человека);


4) элементы смехотерапии («Он был хитрый и жадный» повергло в хохот.)) Методы манипулирования общественным сознанием даны оригинально, доходчиво и с юмором;


5) волшебное путешествие в мир японского сонета, позволяющее постичь


мягкое очарование его тихой созерцательности;


6) отделение Божьего дара от яичницы: реабилитацию замечательных стихов подростка — «сына Гоголя»;


7) образчики «незаштампованной красоты» - бесценное содержимое тетради доктора.


P.S. Санто, признание читателя, что ему чего-то не хватило в тексте — не претензия на истину и не стремление уязвить автора и его героя, а лишь озвученные личные впечатления. Привыкшему пить молоко литрами мензурки может показаться недостаточно.)) Но разве это повод пенять на скупость хозяину, выкатившего гостям взамен молока дюжину бочек драгоценнейшейшего из вин сороколетней выдержки? С другой стороны, неслыханная щедрость хозяина — повод ли пенять на неблагодарность гостей, не способных вместить роскошный напиток? Ведь мы не только вбираем столько, сколько вмещает желудок, но и то, что больше всего радует наши вкусовые рецепторы: объем может позволять, а экзотические яства не приниматься без привычных блюд…
Но данным читателем «угощение» принято на «ура»: интеллектуальный голод утолен с большим запасом.)) Спасибо за Ваше творчество и такое чудо, как Ваша уникальная страница.
С добром и уважением, АННА ВИТАЛЬЕВНА КОРОСТЕЛЕВА 1, 21 сентября 2017 г.
____
Примечания
*«Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне». (В.В.Маяковский «Во весь голос»).


**«В мире, где наичернейший - сер!» (М.И. Цветаева «Что же мне делать, слепцу и пасынку...»)


Анна Витальевна Коростелева 1 21.09.2017 13:31 Заявить о нарушении / Удалить
От всигда эта женщина бьет прямо фглаз!
Даже мое на 90% невидящее око распахнулось, выскочив из орбит с воплем:
– Батюшки: как она права!
– Говорящий глаз – как известно алмаз)
М-да, персонаж доктора полупрописан – бородка, усы и все!
Дык за кадром у него еще и волосатая грудь!
Но не мог жа я сознаться, что он ее бреет!
Бреет бороду - не может остановитьцца – глядь побрил грудь, а рука продолжает - бреет живот и так далее…
Ужос - боюсь такой эстетизм забанят даже в Йошкар-Оле, видавшей виды.
А литературный променаж? – Не, ну реально зашкаливает!
Хотя я себя огласила - мол, почва русскому читателю ЗНАКОМА,
имена на слуху – это облегчает восприятие.
Ведь доктор всет-ке не тронул Сесара Вальехо, Габриелу Мистраль, Кавафиса, которых любит гораздо конкретней Бесприданницы, про Такубоку Исикава, вапще молчок
– ибн я старался излагать по принципу:
– будь проще и к тебе потянутццо люди:)
А природы – да, маловато – но что делать, Тургенев уже описал всю природу!
Ток мой доктор начнет восхвалять березу, а тут Лев Толстой – бац! - со своим дубом! И давай подавлять!
Хотя ландшафт романа все ж не мешает раскрасить зелёным пигментом хлоропласты и озонировать кислородом )
Не ну, я вообще-т со всем согласен!
Открою Вашу диссертацию пройду с ней по главам и добавлю: таксисту культуры, соседу хороших манер, Платону мозгов, а доктору эмоций. От чесна, клянусь мамой Гиппократа и папой Гиппопотама!
Еще надо добавить: Москве - деревьев, Пекину - кустов, а Йошкар-Оле - птиц!
А то одни коты и те бронзовые!
На самом деле, Аннушка, рецензия Ваша – огромный, вдумчивый труд легкокрылого эльфа, за который я Вам искренне благодарен!
Без шуток все вышеозвученное надо прописать и я это осуществлю.
Роман уже отлежался, теперь не тратя энергию на основное полотно, можно сосредоточиться на деликатных деталях.
Но вопрос: «что сверхъестественного в любви доктора и Капеляроссы?»
– Меня удивил.
Вы спрашиваете: «необычность в том, что свидание состоялось? Или в том, что оно прошло в особняке…?»
Ни в том и ни в другом!
Необычность в МГНОВЕННОМ ЧУВСТВЕ РОДСТВА, В САМИХ ОТНОШЕНИЯХ.
Вы когда-нибудь в жизни встречали такую близость, чтобы мужчина знал о беременности своей любимой раньше ее самой?
Чтобы он задумал гендерность ребенка и осуществил, мативируя это аргументами, которые не только Лику одаривают новым знанием о себе, но и каждую женщину, читающую эти строки.
Ибо мысль о том, что каждая мать, родившая дочь носила под сердцем и ее будущих детей, то есть своих внуков – авторское озарение, изумившее меня самого.
Вы полагаете, что проникновение этой пары в таинства любви, в чудо рождения – это нечто элементарное? Обычное?
Никогда, нигде ни у кого я не встречал такой разряд духовной и чувственной энергии, как у моих литгероев!
Страсть, благородство, самопожертвование, присущи любви:


Любовь – это все дары в костер
И всегда за даром!
МЦ
Но некая пронзительная сокровенность, возникшая между ними – величайшая редкость! И здесь нет идеализации, поскольку мне доподлинно известен этот маршрут.


Я не смог оставить доктору жизнь, потому что сам убит,
вычеркнут из российской культуры, повешен на неком
сайте худ. самодеятельности, где солисты Жопкиного хора
ошеломляют на макушке рейтинга произведениями, типа:


«Я поэт зовусь я Светик
От меня вам всем приветик!»


что само-по себе впечетляет масштабами недюженных дарований.
Тем не мень, люблю этот сайт за такое чудо, как волшебные Эльфы,
как мои друзья – яркие стихи, славные письма!
Роскошный подарок, Аннушка, по глубине мысли, критическому обзору и попаданию в цель дротиками Вашей наблюдательности!
Обнимаю Вас, старшему Эльфу поклон, а младшему
Воздушный поцелуй, всегдашней симпатии)
Передайте всем Эльфам, что я страшно соскучился!
С добром и салютами Санто.


Сан-Торас 21.09.2017 18:11 Заявить о нарушении / Удалить
Хотя я себя ОГЛАЖИВАЛ - огласила - это комп сам накуролесил:)))


Сан-Торас 21.09.2017 18:14



Другие статьи в литературном дневнике: