Он медленно с нее снимал печаль...

Сан-Торас: литературный дневник

Рецензия на «Вселенная мудра» (Сан-Торас) http://www.stihi.ru/2013/12/01/6088
...бездна вод, ага.
"и царицу, и приплод
тайно бросить в безду вод."
Омагодан О 05.12.2013 03:36
))))


ЭХ! Серго))
***
Даже, коль с приплодом и царицу
Вытряхнет судьбой в пучину вод -
Ничего под сенью не случится,
Во Вселенной не произойдет.
***
Шел зябкий дождь, под ним дрожал февраль.
Катились капли, падая без звука.
Он медленно с нее снимал печаль,
По пуговке расстегивал разлуку.


Казалось ей: любви святой замес
Под лунью производит перемены,
Там облако эмалевых небес
Кладет Господь под голову Вселенной.


Казалось ей: времён незримый лёт
Нашептывал: "Замри, смотри, послушай!
Там вечность и с любовью Некто ждёт
Земные неприкаянные души".


Она глядела в ветреную хмарь,
В туманность застекленного проёма,
Где так же капал временный февраль
На кровлю ее временного дома.


Она искала трепетный маршрут
В межзвездный сон, умом непостижимый,
Где в синих весях, ей казалось, ждут
Паломники вселен и пилигримы.

А в гулкой бездне, в тьме глухих берлог,
Присыпанная звездною порошей,
Вселенная спала, как носорог,
Похрапывая в Боговы ладоши.
Сан-Торас 06.12.2013 07:44
*
Рецензия на «Он медленно с нее снимал печаль...» (Сан-Торас)
Читать ваши рецензии, все равно, что подслушивать чужие разговоры. И стыдно и не оторваться. Мне кажется, что вы учебное пособие демонстрирующее броуновское движение. Вы, сталкиваясь с человеком, передаете ему столько своей энергии, что он летит дальше заряженный и отдает ее другим. Но и вы получаете все от людей, мысли, строчки, образы. Побольше вам ярких встреч. С уважением.
Оксана Смирнова 3 08.12.2013 17:02


Рецензия на «Он медленно с нее снимал печаль...» (Сан-Торас)


Там вечность, и с любовью Некто ждёт
Понравилось!
Санто, взгляните на строчку, которую я процитировала в рецензии. На пунктуацию.
Лина Чирко 08.12.2013 12:28
*
Дык я же кивнул!!
И передвинул эту запятушку, вместо после "там" после "Вечность"
Я Вам киваю, а Вы не видите! )))))))
Сан-Торас 08.12.2013 12:33
*
Теперь вижу!
Лина Чирко 08.12.2013 12:35
*
А еще вот что высмотрела:
Нашептывал: "Замри, смотри послушай!
Или "смотри, послушай", или "смотри и слушай". Ага?
Лина Чирко 08.12.2013 12:37
*
Там было "И" я убрал разделительный союз, забыл
поставит запятыку.
Убрал потому что "И слушай" - звучит приказательно!
Идут подряд Три глагола в повелительном наклонении - как в Армии!
А "послушай" - это, вполне, просительный глагол!
Хотите насмИшу?
Давайте Ваши тетради - я Вам промогу проверить!
Студийцам понравиццо от увидете!
Сан-Торас 08.12.2013 12:54
*
С тетрадками спарвлюсь (боюсь, Вы их репунсиву научите, а мне с этим потом разбираться).
Санто, посмотрите вот это на предмет "баналек".
http://www.stihi.ru/2013/12/07/9257
http://www.stihi.ru/2013/11/17/2782
Раньше ничего пейзажного у меня не было, только тексты для песен.
А тут что-то меня понесло: иду с работы - мычу, прихожу домой - записываю...
Лина Чирко 08.12.2013 13:01
*
Ну – хм))) Вы просто – зверь!!!
- гений чистой красоты!
я жа говорил - есть Талант - рывок гигантский.
Минимум клише, попробуем запейзажрить, зажаНрив это так:
*
Синеет окоём
По капли на стекле...
Там в па-де-де с дождём
Снег кружится к земле.


В пейзажах зыбких дней:
Размылась акварель,
Дорога всё трудней
До божьих алтарей:


До белых покрывал
Седеющих вершин,
До таинства зеркал
Вобравших миражи.


Сизифов труд верша
В ладонь ловлю капель,
И радостно душа
Вливается в апрель...


Или ласково вливается душа...
Ну, можно додумать если не сгодиццо
Сан-Торас 08.12.2013 13:50


*
Спасибо, Санто! Кое-что поправлю. Вы ГЕНИЙ во всех областях, за которые беретесь.
Лина Чирко 08.12.2013 13:58
*
А, меня душевно торкнуло,
что Вы идете с работы и стихи бормочите...
Как девочка влюбленная)))
Идете уставшая, как собака,
и стиши - трулюлю... - как девчонка!
- Трогательно ей Бог!
Сан-Торас 08.12.2013 14:21
*
Линочка, чото сократился и выскользнулcя из меня один Ваш катрен с белыми, белыми при белыми звэздами и кружаваме.
Ну, ежель он отчень важен, мы его бэзвозмздно восстановим, но бэз кружАв.
Кружева-веера, только Марина могла себе позволить - ее гений все мог!


... какую мне Фландрию вывел паук
Не слушайте сплетен досужих,
Что женщина может без кружев...
.................
*
Милый Санто, я Вам благодарна безмерно! Вы мыслите свежо, нестандартно, у Вас изумительные по красоте ЖИВЫЕ образы.
Санто, но это уже не мои стихи. Я сейчас думаю, как поправить при помощи Ваших рекомендаций и подсказок то, что у меня не так. Отдельные строчки поменять - ДА! Но не полностью Ваш чудесный текст вставить и выдать за своё, кровное! Это же будет чистой воды плагиат! Чувствую себя преступницей, пойманной за руку...
Лина Чирко 08.12.2013 23:00
*
Вы шутите или смеетесь?
Это, канешна, Ваши стиши, просто под редакцией.
Все равно, что я должен чувствовать неловкость из-за того, что мои жы-шы и депапало запятаки, поправленные другим человеком, публикую, будто сам их расставлял!
Но ведь публикую!
Ишто я должен думать, что захватил чужие свежие мысли, присвоил и терь хвастаюсь?
Ничего подобного!
Все книги на свете печатаются за чьей-то редакцией, коррекцией и прочими усилиями.
Попрекать этим автора, просто неадекватность!
Но представьте, даже такой опыт у меня есть!
Я дружил с одним человеком не филологом, моим коллегой врачом, он тоже писал стихи и была у него грамотность повыше моей.
Он правил многие мои тексты, а я придумывал сюжеты его произведениям.
Верней не придумывал, а извлекал из его собственной судьбы.
Давал его эпизодам, иное осмысление, наводил прожектор на переломы в его жизни и эти эпизоды он воплощал в поэзу.
Таким образом, мы обменивались в период общения, нашими произведениями.
Он дарил мне правильные жы-шы с ямбовыми ударениями,
а я дарил ему - его самого - через свое осмысление прожитого им.
У нас был творческий альянс. Он укрепился еще более, когда мой друг заболел, и я взял на себя его лечение.
Мы переписывались каждый день, я давал рекомендации по здоровью и вылечил его.
А между медициной появлялись новые стиши, экспромты, целые поэмы и жизненные перипетия.
Мой друг, под редакцией другого человека, стал собирать нашу переписку.
Разбросанные письма, как кадры из фильма, точно пленка с отснятым материалом.
Но, очень близкий мне человек, по профессии драматург, сделал литературный монтаж, организовав кадры в общую картину.
И за несколько недель, мой друг, по этому плану сложил письма - они превратились в литературное произведение.
В этот момент между драматургом и другом возник конфликт.
Ибо драматург предложил, чтобы в эти произведения вошли мои диалоги и с другими людьми, считая их не менее ценными.
Но друг хотел оставить исключительно свое участие,
желая превратить мои к нему письма в свои мемуары.
Драматург выразил готовность к обсуждению этого вопроса.
Но друг прислал обвинение, что его труд, по сбору писем, использовали.
И тогда я уничтожил все, что он правил.
Ибо не хотел быть ни упрекаемым, ни должным.
В результате мы пришли к договору, что каждый заберет свои личные письма и пойдет своей дорогой.
Я отказался от тех правок, которые сделал мой друг, вернув свои, депапало запятаки, на прежнее место.
И в этот момент один филолог, увидев мой грамматический хаос, написал, что был бы счастлив поправить весь спел, что читать ему мои произведения сплошная радость, что я могу ему довериться, ибо он проверяет ЭКГ.
Имея предыдущий опыт, я смутился и тем самым, чуть ли не вынудил упрашивать себя, убеждать, что эта работа для филолога чистое удовольствие.
Таким образом, филолог по новой исправил мои тексты, и я отправил ему часть своих писем, без ответов моего бывшего друга, а так же мои диалоги с другими людьми, которые ценил драматург.
И филолог написал мне:
«Здравствуйте, Санто!
Как же хорошо Вы пишете! Какая глубина! Вы необыкновенный человек.
Получаю огромное удовольствие от чтения, правки.
Взгляните на мои красные пометки - возможно, захотите свои "перчинки" убрать….
Всё больше убеждаюсь в том, что всё, что вольно или невольно срывается с кончика Вашего пера, нужно срочно публиковать!!!
Нельзя растерять эти сокровища».


Теперь понимаете, почему я считаю, что Вы подарок небес!
Вы не позволили мне горевать ни одной минуты! - Будто ждали, когда мой друг выйдет, хлопнув дверью, чтобы тут же войти, обнять и сказать: – не огорчайся, я тебе все поправлю!
Вы так щепетильны с моей коррекцией Ваших текстов и так благодарны, что я должен был сказать Вам, какое значение Вы сами имеете для меня.
Как волшебно Вы появились в нужное время, в нужном месте и сняли, точно перышко тяжкий груз, который я чувствовал на себе.
Будучи честен с Вами, скажу: – Вы много больше значите для меня, чем я для вас.
Потому что я не лечил Вас, не оберегал, не создавал произведений из вашей судьбы!
Я не ничего для Вас не сделал, чтобы получить Вашу благодарность за правку моих огрех!
Я вообще ни чем не заслужил Вашего отношения, которое оказалось лечебно для меня.
И я готов, не знаю, что сделать для Вас! - Все что угодно!
Я даже не мечтаю, чтобы Вы заболели, и я вас вылечил!
Даже не мечтаю, что бы Вы тонули - и я Вас спас.
Но я уже давно стою на палубе со спасательным жилетом, хотя Вы этого еще не знаете.
Вы совершенно не можете чувствовать себя «пойманной за руку»!
Ставьте на страницу все, что Вам нравиться из моих интерприз. Ок, пометьте, для своего успокоения, – «редакция С» - вот и все.
Точно так я поступлю с правленными Вами текстами, отмечу: Редактор имярек.И дам ссылку на Вас.
Потому, что это правда. И правда эта не забирает у нас нашего.
В ней нет ничего постыдно присвоенного.
Это просто дружеский обмен, повышающий уровень авторского творчества.
Сан-Торас 09.12.2013 05:14
*
Санто, прослезили Вы старую училку! Пусть будет по-вашему.
Лина Чирко 09.12.2013 06:25
*
Я Вам дам старую-точилку!!!
Да, знаете ли Вы, что Эйнштейн сказал о гениях?!
ОН сказал:
В судьбе гения, на пути становления, главный человек - УЧИТЕЛЬ.
Ну, ладно, ладно – такыбыть….
Признаюсь - наврал!
Чессна?
Понятия не имею - что думал, по-этому поводу, Эй-н-штейн!
Но, лично я думаю, что гения продуцирует учитель!
Обесчал быть честным – сознаюсь до конца: - всегда, когда у меня возникают уверенные мысли, я их нахально приписываю каким-нибуть гениям!
- Потому что с гениями НЕ спорят!
Это я Вам как на духу - ибо с гением спорить, все равно, что доктора дурить!
А приписывать великим, свои невеликие мысли я научился в самолетах.
То есть озарился авантюрой прямо в небе!
Дело в том, что Учеба в академии художеств, требовала заточения тела живого человека в библиотеку Альма-Матер.
А я не мог пропадать в читалке, у меня семья, медицина - приходилось летать по работе.
И курсовые по изобразительному искусству писал в самолете.
Интернета не было на свете! Поэтому я недостаточно читал о живописцах и живописи, но брал репродукции картин с собой ( открытки) или по памяти восстанавливал в своем глазу картину и писал то, что думаю о данном художнике, о его произведении.
Но, поскольку это должно было быть научно, то лучшие свои ремарки я заковычивал и приписывал каким-нить светилам, делая на них какие-то ссылки - стр. 329 например! -Ну, кагбуто я сижу в библиотеке!
После всего работы мои ставили в пример и о, ужас - отбирали в академический музей!
В результате, я столь развинтился, что даж вычитывая своего сына, за какой-то промах строго произнес: Сенека сказал: ……… «Тот, кто не уважает… и тд.»
Потом в семье это стало приговоркой:
- Ешь суп – Сенека сказал!
Мои научные труды, по ИЗО, не имеют ни единой подлинной цитаты – все это можна называть: «Самолетные фантазии Санто»
Если б тогда был интернет - я бы ничего сам не написал! Я бэ сгуглил всю учебу в Академии.
Но скажу Вам, без подкрепления несомости собственных дум, гениальными авторитетами, что - УЧИТЕЛЬ – это велИко.
Это звание, мудрый восток произносит склоняясь:
- Да, Учитель.
– Учитель сказал.
Ибо они умеют ценить. А Уважение – это ни что иное как Благодарность.
А у нас любят нивелировать - что достойно, и срезать - что высоко. Считают нужно:
Большое приуменьшить – малое преувеличить и назвать равным.
У нас снижено значение слова Учитель.
И Уважения – мы стыдимся, пряча его за ироническое – «старая училка».
А на самом деле – те, кого Вы выпустите в жизнь, будут поднимать эту страну.
Они сделают ее другой.
Они будут читать книжки, стараясь понять, потому что этому их учил - Учитель.
Ну, ладно пусть, старая училка… но, пройдет время, и они притащат ей свои цветы и судьбы. Будут вспоминать: как добра она была к ним, как терпима...
И даже не узнают, что как бы трудно ей не было с ними, а она все шла… и шла.. и в ее усталой, от их колготни голове, славно кружился, па деде на землю - легкий, белый снег с дождем …
Сан-Торас 09.12.2013 09:02


*******
Рецензия на «Легкий, белый снег па де де с дождем...» (Сан-Торас)


Ой, Санто , по твоему тексту можно говорить не только "Сенека сказал", но и "Фрейд говорил" ибо это чистой воды психоанализ и я не побоюсь сказать , что Фрейд в сторонке курит.


Ринад Абузаров 09.12.2013 11:32 • Заявить о нарушении правил / Удалить


Добавить замечания


УХТ! Рин - офигеть - нипабаюсь этова слова!
Перед Зигмундом - коленочашечно cклонюсь - ибн он первый, показал этому миру чем, этот мир занимаеццо начами.
И мир осознал - значение и величие ночи!
Мир стал осмыслять таинство своих ночей.
И мир изменился.
Это сделал человек, который впервые припал к женщине на четвертом десятке.
Я обожаю его, Ринато!
Фрейд впустил Мир в его сны.
И тем увеличил человечеству жизнь вдвое!
Потому что тот кто видет и осмысляет свои сновидения, тот не теряет из виду жизнь, даже проваливаясь в сон.
И если Фрейд, от моего психоанализа, в сторонке курит...
то, тот кто подает ему кальян, зажигает спичку, меняет угли - вон тот... худенький с бородкой - это я))))
Сан-Торас 09.12.2013 11:51
*
Зигмунд немного однобоко трактовал мысли и желания человека , а вот ты его уравновешиваешь. В тебе много и ночи и дня и земли и неба. Серединный путь тем хорош , что ты можешь черпать и слева и справа оставаясь посредине. Разжигав его кальян , ученик превзошел учителя, а иначе не могло быть, вся сущность прогресса в этом.


Ринад Абузаров 09.12.2013 13:43


Рецензия на «Такая правда, что окстись!» (Сан-Торас)


Читаю еще раз с удовольствием. Опять думал - дежа вю
"От белой, бешеной собаки,
Которая зовется - Жизнь.


От черной, бешеной собаки,
Которая зовется - Смерть."
Нет такое не забывается !!!!!


Ринад Абузаров 09.12.2013 17:41 • Заявить о нарушении правил / Удалить


Добавить замечания


Ринад, я тоже подумал - дежа вю, потом залез и нашел в рецах за 2012 год этих собак.
http://www.stihi.ru/comments.html?2011/12/05/1923 - первый вариант с твоей рецензией :)


Омагодан О 10.12.2013 01:20 Заявить о нарушении правил / Удалить


Привет, друзья!
Да... кто-то из читателей открыл у меня эти тексты.
И я увидел там подряд несколько прежних экспромтов, о которых и помнить забыл.
Прочел, удивился. Показалось, что вспышки этих стихов - поэза чистой воды.
И Вы дали мне подтверждение тем, что вам запомнились, сто лет тому, проскользнувшие строчки.
Я вытащил один из своих экспромтов и отредактировал его. А ответ Палада не нуждается в правках.
Новый вариант поставил в произведения. Но и первичный экспромт сохранил, отправив его в повторы.
Такой сборник у меня есть, там около сотни дублей.
Отредактированное произведение - уже не экспромт.
А экспромт - не совершенен.
Но если я вижу в нем проблески и блески))) - то довожу до уровня, сохраняя первый порыв тож.
Потому что он есть источник документальный и содержит живой момент.
Но это не означает, что стишок надо оставить хромым, когда видишь, как его поставить на ножки)))
Время прозревает в нас иные горизонты, но не отменяет заблуждений юности)))


Сан-Торас 10.12.2013 04:47 Заявить о нарушении правил / Удалить


Санто, ты афористичнеешь на глазах )
Но ты прав... Сырое и наивное несовершенно, но порой цепляет гораздо сильнее, чем деланное по всем правилам выделки.
Впрочем, от уровня читателя зависит.
Это как профессионализм и цинизм - рядышком всегда. Особенно в политике и медицине )


Омагодан О 10.12.2013 05:39 Заявить о нарушении правил / Удалить


Нееее, Серго, друг мой))
В медецЫне - милосердный цинизм!
Политики этого не умеют!


Сан-Торас 10.12.2013 05:45 Об Ахматовой и ее сыне Льве Гумилеве


Ахматова. Рисунок. Модильяни.


Рецензия на «Я буду благодарно безграничен» (Сан-Торас)


Воды с лица не пить. Не миновать
Пролетов без перил и перекладин.
Когда б умела ты околдовать,
На старых шрамах не нарезав ссадин.


Любви твоей, горячее меню -
Слегка горчит на донышке десерта,
Тебя как Модильяневскую Ню,
Целую теплой охрой из мольберта.


И томный, акварельно томный взгляд
Туманностью мечты меланхоличен.
Но если, свыше, этот миг продлят,
Я буду благодарно безграничен.
Санто.


*
Есть мнение, что Модильяни рисовал Ню , вспоминая Ахматову , которой восхищался так же , БЕЗГРАНИЧНО БЛАГОДАРНО ... спасибо автору. :-)
Алёна Платонова Норильчанка 07.12.2013 10:49
*
Боже мой, Платон, о чем ты говоришь?!
«Есть мнение, что Модильяни рисовал Ню, вспоминая Ахматову?»
Какое мнение?!
Есть великолепное эссе Ахматовой об этой встрече.
Но, поскольку, читал я разных авторов: и тех, кого Анна Андреевна водила по себе как по музею, и тех, кто к замочной скважине приникал, то трудно сейчас абсорбировать, кому, какая ремарка принадлежит.
Но достоверность памяти своей – гарантирую.
В Париж Анна Андреевна ехала на поезде с супругом.
В дороге Николай Степанович приревновал, возникла размолвка, Гумилев покинул купе и провел ночь в тамбуре или где-то - он был полигамен.
Наутро Ахматова сказала ему, что сосед, немец, всю ночь не сводил с нее глаз.
На что Гумилев ответил:
- Даже на Венеру Милосскую невозможно смотреть 8 часов подряд, а Вы ведь не Венера Милосская.
В Париже Анна Андреевна познакомилась с Модильяни, принято считать, что она мгновенно оценила его дар.
Возможно.
Ахматова была умна и гениальность в людях чувствовала, как родство.
Но кроме того, Амадео был молод и хорош собой .
Он писал ее графические наброски в своей мастерской.
Анна Андреевна не обладала cног сшибательной красотой, но, желая пленять, она выработала изумительные манеры и грацию, в которой преобладала царственная осанка.
Этого не так просто достичь. Надо всегда держать голову и спину.
Она не просто сидела на стуле, а держала весь свой торс в руках!
И он эту пластику оценил - обожаю графическую линию ее фигуры, выполненную в той же композиции, в какой Микеланджело расположил скульптуру "Ночи" на мраморном саркофаге Папы Инноккентия ( не помню, какого по счету).
Подробностей ее романа с Модильяни не знаю, не вникал, неловко...
Но роман был.
Однажды она пришла к нему в мастерскую, дверь оказалась заперта.
Она через перила бросила розы в окно.
А позже он сказал: "Как жаль, что Вы не дождались меня, Анна".))
Она ответила, что не заходила.
- А РОЗЫ?
- Я перебросила их в окно.
- Странно, они так красиво лежали...
Этот разговор с тенью нежного флирта. Кому-то кто-то забыл оставить ключи)))
Позднее Анна Андреевна разошлась с Гумилевым.
Его расстреляли в то время, как она была замужем за Шелейко, который утром, видя, как она есть яичницу, сказал:
-Аня, Вам так не идет есть цветное!
Эта яишня мне напоминает картинку.
Писатель Куприн хотел пролететь с летчиком Уточкиным на желтом кукурузнике над стадионом в Киеве.
Они грохнулись прямо на зеленую щетину футбольного поля.
Вылезая из- под желтых обломком самолета, Куприн сказал:
- Мы были похожи на яичницу с ветчиной в укропе. (Вот ту самую, что уплетала Ахматова, веселя этим своего мужа: "Вам так не идет есть цветное" - эту яишню самолет зелено-желто-белую...)
А потом Ахматова была замужем за Пуниным, а его экс-вайф была куратором у меня в академии художеств.
И я бывал у них дома, встречался с сыном Ахматовой и Гумилева и на этой почве подружился с журналисткой Антиповой, так же как на почве «Марина Цветаева» подружился с ее коллегой Кастанедой.
Антипова написала статью «Лев Гумилев - Дмитрий Балашов»
Я прочел и сказал, что это отлично проведенный диалог, воспринимается, как беседа, в которой каким-то образом и сам участвуешь.
А она ответила: «Высшая оценка от такого профи...Кабы лет надцать назад - узвездилась бы!»
И мы стали говорить о Гумилеве
Я признался, что мне было жаль времени, отнятого на другого собеседника, в ее статье, что мне хотелось, чтоб говорил только Гумилев!
Мне Гумилева было меньше, чем мне хотелось Гумилева!


Когда он об украденном из его жизни времени говорил (14 лет каторги), мне хотелось слушать его одного.
Ибо Лев Николаевич всегда был любим мной - за страдания его, за ум светлый, волю, за сыновность несчастно-счастливую, за то, что в нем соединились две крови, Ахматовско-Гумилевская, как притоки Арагвы и Куры.
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь... М.Л., " Мцыри".
Гумилев похож был на заброшенный монастырь …


В годы моего ученичества он жил в питерской коммуналке. Негритянское гетто – майский день, именины сердца в сравнении с его условиями быта!
Лев Николаевич читал лекции в универе. Народ молодой, студенчество толпилось в проходах аудитории.
Он бурухтел, глуша звонкие согласные, и эта глуховатость тембра напоминала низкий, прокуренный ахматовский голос.
Бродский похожее отмечал в словах Ахматовой:


В них бьется рваный пульс,
В них слышен костный хруст,
И заступ в них стучит;
Ровны и глуховаты…


Надо было привыкнуть к его словесной бормотухе, а привыкнув, перестаешь замечать ( как славянский Бог Бармо бормотал молитвы, так и он бормотал, выкладывая свои постулаты о пассионарной теории этногенеза).
Он зачесывал темные, с проседью волосы по-гоголевски, набок.
Фигура была грузной, нос характерно ахматовским, а глаза не такие татарские, как у нее, побольше. Широко поставленные глаза с вселенской грустью на дне.
Он был похож на Анну Андреевну, какой ее писал Осьмеркин в «фонтанном доме», на фоне белой ночи.
На холсте она стоит, облокотившись, у распахнутого окна и смотрит в сад.
Душистая картина, свет падает столь мягко, что даже кисть Осьмеркина на этом холсте - прозрачно-серовская.
А сама Ахматова не декадентская, а человечная, не стилизована, как у Альтмана, под инопланетянку с космическим бэкграундом за спиной.
Люблю этот портрет:


«Вы накинете устало,
Шаль цыганскую на плечи, ( в данном случае желтую)
Красный розан в волосах»... А.Б.


Можно сказать, портрет, опередивший время!
У Осьмеркина Ахматова не такая суровая колхозница, как у Петрова-Водкина, будто мастихином нашлепана на бревно.
Она теплая, как в графических рисунках Тышлера и Бруни.


Лев Николаевич имел яркий темперамент, говорил оживленно, на нем была рубашка цвета пасмурного неба - застиранный удрученно-голубой .
Мне хотелось любоваться им единолично, а другие пусть бы там где-то кашляли и скрипели своими сидушками .
У него было много лица, щеки болтались, свисая по свойственной дворянам манере стареть. ( Я заметил, что в антропологическом портрете русского дворянства среди наследственно устойчивых признаков челюсти меньше, чем в крестьянской квадратной скуластости. Но крестьянско-широкие скулы с годами лучше держат падающие «собачьи щеки»).
Лоб у него был огромный, ясный, широкий.
Поскольку в академии мои работы по ИЗО курировала Пунина, я бывал в их доме.
После развода Ахматова, довольно долго продолжала жить в одной квартире с бывшим мужем Пуниным, и его новой женой. Уверен что это не было ее выбором - таковы обстоятельства.
В доме как-то тягостно чувствовалось ревностное отношение к ахматовской памяти, ко Льву Николаевичу.
Временами наружу выскальзывал клубок внутренних склок, и это тиранило мой юный идеализм.
Дом был напичкан раритетами, фотографиями, и мне стоило усилий не пялиться на них. А надо было «вкусить роковую отраду в попраньи заветных святынь» и нахально тащиться от всего, что вокруг!
Запомнилась пыль старого, интелеге жилья, смешанные запахи снеди.
Пунина была миловидной, облагороженно увядшей, и этим напоминала актрис, которые играли мать семейства Ильича.
Запомнилось это потому, что их ЧБ телевизор с кружевными салфетками на голове все время работал. Как раз тогда шел фильм о Ленине, подсказавший мне это сходство. Но врезалась в память не столько сама мизансцена, сколько ошеломляющее действие: мать Ильича с пунинским личиком, обрамленным тюлевой занавесочкой, просила плохого нашего царя помиловать ее хорошего сына Сашу за то, что Саша пытался убить царя, но поскольку промахнулся, то можно его как бы извинить.
А царь бросил ей обвинение: типа дочь - в тюрьме, один сын бузит революцией, а второгой– террорюга!
И вдруг мать, высокомерно заявила:
- Я горжусь своими детьми!
И тут меня жахнул культурный ШОК! Я выпал из ахматовского просемейства и подумал: и-ди-отка! Чем она гордится? Дочь, барышня, и вдруг стала... кем?! Не проституткой, не спекулянткой - еще хуже - в тюрьме!
Один сын – убийца, другой в ссылке, дочь в тюрьме – кошмар.
Я бы повесился, а она гордится, идьётка.
Пунины враждовали со Львом Николаевичем, и предьявляли ему претензии. Он был резок.
Меня изумляло, что им казалось, что человек, незаслуженно просидевший 14 лет в застенках, должен быть пушистым и кого-то там как-то особенно тонко понимать, что-то кому-то великодушно прощать?!
Они хотели великодушия от него!
Меня ранил их ослепительный эгоцентризм.
Гумилев брил правду небезопасной бритвой.
Ирина, дочь Пуниной, зеленела и взвизгивала. Нос у нее становился остреньким, губы и глаза узкими, личико лисьим, пегие волосы, цвета грязной воды, называется русым, - становились сальными прямо на глазах (у многих в то время были сальные волосы - считалось, мыть голову надо, когда залоснится)
А Лев Николаевич, круглый, теплый и несчастный, оборонялся от них.
Они не сочувствовали ему, обвиняли, считали, что он озлоблен, и Анну Андреевну осуждали за ее передачи в тюрьму бедно-скупые.
Пунина, тихая, милая, бесцветно бессловесная, с полинявшим взглядом утомленного тушканчика, больше молчала.Трудно было поверить, что они с Ахматовой были женами одного и того же мужчины.
Лев Николаевич обижался на них, и во мне ныло чувство, что никто не обласкал его, не оценил, не сострадал его мукам.
Хотелось сказать:
Ты - прекрасный человек!
Я восхищаюсь мужеством твоим,
выдающимся умом, твоей судьбой,
тобой, тобой, тобой!
Но как-то нелепо все это звучит…
Восторженность и доброта всегда непереносимо банальны.
Нежности своей стесняешься! Нежности - больше чем гнева.
Гнев более энергичен, изобретателен и словесно изощрен.
А доброта однозначна, святость – тускло предсказуема.
Она так нудна своими однотипными судьбами с их унылым восхождением к небесным нимбам, что и признаться неловко в том, что мне демоны интеллектуально и визуально интересней ангелов.
А еще интересней антично-гумилевские беседы, вне оливковых рощ, за водкой с беломориной - вся картинка выплывает папиросным дымом из небытия.
Он курил, тушил, будто душил окурок пожелтевшим пальцем, и дым, как старая фата, нависал над столом.
Лев Николаевич был очень мужской человек, но какими-то моментами он напоминал мне старуху, наверное, из-за круглых плеч, сходства с матерью… и эта вязанка-пуловер...
Мне казалось, ему все надо прощать, как бы он ни бранился, у него было на это право, но другие так не думали...


Просто рассказал, но время вышло.... и просто остановился...)))
Сан-Торас 08.12.2013 10:24
*
Санто, умница. Твой рассказ можно разобрать на афоризмы для поучения недотыкомок!
Открой почту. ёлки-палки!
Обнимаю.
Людмила Антипова 08.12.2013 22:06


Рецензия на «Об Ахматовой и ее сыне Льве Гумилеве» (Сан-Торас)
"Она так нудна, своими однотипными судьбами с их унылым восхождением к небесным нимбам, что и признаться неловко в том, что"


Привет, Санто ! Мне вспомнился старый анекдот, где пьяный водитель автобуса и священник после смерти попали к вратам небесным и Бог водителя направил в рай , а священника в ад . Тот вопрошает :- почему Господи ? Я всю жизнь молился и жил праведно. Бог отвечает : - у тебя на проповедях все спали, а у водителя во время езды в автобусе все молились!
"Восторженность и доброта всегда непереносимо банальны" - так вот я буду банален - обожаю твои эссе. Они естественны и разговорны , более , чем стихи, хотя их нельзя сравнивать. То , к чему ты прикасаешься обретает какой то новый свет - Мидас , прям :))))
Ринад Абузаров 08.12.2013 13:16


Ой, Рин!!! приятно!
А то не знаю никогда - услышан или нет...
А ты показал цитатки и вижу - донес таки я мысль!
Ежель человек прошел молча, я не думаю, что он дурак, я его не знаю.
Но думаю - знчт я не донес мысль! - недосветил, недовыразил - ибн никогда не уверен - удалось ли нет.
Анекдот - улёт! - мудрызть!
Люблю твой ю-р и сюр - всегда радуешь.
Обнимаю.
Твой Санто.
Сан-Торас 08.12.2013 14:34
*
Ежели кто б мне в юности сказал , что я буду любить учицца, я б рассмеялся. А ща - люблю и учусь , особенно у тебя. Канешна не все понимаю. Я ведь энциклопедиев не кончал. Не всегда с тобою согласен, но и ты и я имеем свою точку зрения и они - близки.
Ринад Абузаров 08.12.2013 15:54
*
Можа подумать, што тот икто не кончал на энциклопедии, не поймет, что радуга - это не символ пидарасоф, а окружность атмосферного оптическо-метеорологического явления составленного из 7 цветов спектра.)))))))))))))))
Сан-Торас 08.12.2013 16:21




Другие статьи в литературном дневнике: