Переписка, о которой хочется позже еще подумать.

Сан-Торас: литературный дневник

Рецензия на «Голубое сало Сорокина» (Сан-Торас)


Здравствуйте, дорогой автор, столь интересного труда!
Спасибо Вам большое за ещё один повод поразмышлять...
С теплом и дружбой, Регина.
Регина Наумова 16.03.2011 22:42


***


Регина, сердечно вас благодарю, за теплый отзыв.
Мне казалось, что никто не поймет, не дочитает, и вообще не надо...
Ваши слова - поддержка.
Сто спасиб и улыб
Санто:)
Сан-Торас 17.03.2011 02:49

***


... очень даже надо!
И вообще, надо бороться с авторами и талантливыми, и бездарями, и просто пошляками, которые обладают способностью "откладывать под корой головного
мозга" своих читателей опасные "личинки проворных червяков" зла, лжи и
пошлости. К сожаленью, таких много и в стихах.ру тоже.
Всех, всех Вам благ и удач в благородных делах. Регина.
Регина Наумова 17.03.2011 04:32


***
Здравствуйте Регина Александровна!
Читаю предисловие к вам, где кроме прочего сказано, что вы написали о Марине. Цветаева мой любимый поэт. В 15 лет, узнав о ней мне, хотелось бросить школу и поехать в Елабугу. Так и было. В Елабуге нашелся архив Цветаевой, мне было важно прочесть и узнать о ней многое раньше того, что стало известно другим.
В Нью-Йорке мне довелось встречаться с Бродским, он тоже любил и ценил Марину больше всех поэтов 20 века. Я хочу прочесть то, что вы написали о ней.
Оставьте мне, пож. ссылку.
С расположением к вам Санто.
Сан-Торас 17.03.2011 14:02


***
...дорогой автор, мне было бы приятней называть Вас по имени отчеству или просто по имени...
Здравствуйте!
Совсем недавно мной были напечатаны такие стихи, как:"Читая Цветаеву",
"Твоей душе, Марина"...
В прозе.ру есть мой рассказ-эссе "Беседа с ветром", надеюсь он Вас заинтересует и мне будет очень приятно узнать Ваше мнение о нём. Пишется книга о трёх женщинах, покоривших моё сердце: о Сор Хуане Инесс де ла Крус, Фриде Кало и Марине Цветаевой. Рада общению с Вами. Всех, всех Вам благ!
С теплом и дружбой, Регина.
Вас зовут Санто?
Регина Наумова 18.03.2011 21:04


***
Здравствуйте Регина! Спасибо за ответ!
Мне помниться, что вы живете в Мексике или, что-то сместилось в информационной сборке?
Я живу в США. Санто, это мое имя. На более длинное американы не любят заморачиваться. Вильяма Клинтона весь мир зовет коротко - Бил. Санто я подписываю свои книжки для детей. Все три личности о, кот вы пишите – великие, необыкновенные.
Марина мне всех ближе, я знаю ее жизнь как свою, стихи ее, как свои - наизусть. Писать об этом трудно очень должно быть глубокое понимание, правильный тон, взгляд, слово.
Я прочту. Спасибо.
Если вам не трудно немного написать о себе, у меня будет больше представления, следовательно, ясности.
:-)
Санто.
Сан-Торас 18.03.2011 22:23

Дорогой Санто, спасибо за вежливость королей...
Что касается "поподробнее" прочтите, пожалуйста, для начала там же в стихах.ру "Крупицы из моей биографии", ладно?
С теплом, уважением и дружбой, Регина.
Регина Наумова 18.03.2011 22:57


***


...добавлю: есть родственники и квартира в Москве, а также в Мексике, в Куернаваке.
Регина Наумова 18.03.2011 23:00
***
...а где Ваше обиталище в США?
Регина Наумова 18.03.2011 23:01


***
Живу в Москве на Шаболовке рядом с метро.
В США - Лос-Анджелос, рядом с Кодаком, где Оскар - церемония.
ДО этого много лет в Нью-Йорке, Чикаго и Европе. В Мексике, в Тейхуане часто бываю. О дальнейших маршрутах не знаю.
Сан-Торас 19.03.2011 06:14



***
Твоей душе, Марина
Регина Наумова
Несравненной Марине Цветаевой посвящается


Кладу цветы на одинокий камень,
Об участи своей скорбя,
Петлю набросив сильными руками,
Ты камнем сделала себя.


Раздавлена гордыня. Сердцу горько,
Летевшая когда-то как стрела,
Среди советских бар - посудомойка,
Предательства собратьев не снесла.


Марина, встань, помилуй, - мало ль горя?
Зарёванные школьницы пришли...
Тарусской девочке с судьбой изгоя
Поют - за упокой души.


Бог милостив, не осудил за слабость,
Волна небесной сини над тобой,
Смола пахучая - да будут в радость
Твоей душе, что обрела покой.


Вольно над прахом расцветать преданьям...
Ошибки те же повторяем вновь
И, как всегда, запаздываем с данью
К живым. А им любовь нужна, любовь!


Нам всем, живым, любовь нужна - любовь!


***


Рецензия на «Твоей душе, Марина» (Регина Наумова)


Марина, это всегда какая-то свежая боль.
Это всегда чувство своей вины, своей причастности.


Вы знаете о чем пишите,у вас есть уровень,
а попадание в душу или не поподание это субъктивно.


Для меня много прямой информации.


"Петлю набросив сильными руками,"


Это правда, но она какая то бестактная правда. Точнее сказать, когда не образ подводит к правде, а сам факт ее обнажает, то этот факт в поэзии несколько коробит.
у Пастернака:
Ах, Марина давно уже время,
Да и труд не такой уж акти
Твой заброшенный прах в реквиеме
Из Елабуги перевести.


В этом восклицании, в его тоне и тоска, и сожаление, и вина…
« Ах, Марина - заброшенный прах, да и труд не велик, а вот все же….»
Не так, что бы убористо сказал, а под ложечкой засосало.
Марина сама задаривала собой, не дозировала:


«Легче лесенка скрыть под одеждой
Чем утаить вас ревность и нежность…»


У меня ее спартанский лисенок превратился в бобра
в поэме «Бритый Ангел».


В вашем стише меня греют две вещи:
Ваш уровень глубины,
Ваше отношение.


Я, все же , не в силах слушать «самодеятельные изыски»
это для меня как «Жопкин хор» - фальшивое пение - головная боль. Фальшь не как ложь, а как неумелость.
Даже искренняя неумелость невыносима разве, что в детях она бывает милой и трогает.
У вас есть умелость.
Это главное, остальное субъективно.
Спасибо вам за Марину, за стихи к ней, за то, что вы заставляете трепетать эту тему, за то, что мне, сегодняшним утром, думалось о ней, о Марине Ивановне – «К тебе имеющему быть рожденным столетия спустя»…
Спасибо...
Сан-Торас 18.03.2011 23:11 •


***

Боже мой, Санто, я прослезилась от Вашего отзыва и ещё больше призадумалась... У Вас в Америке есть интересный музей Марины Цветаевой и я хотела бы побывать там на Марининских кострах, только мне ли ... об этом потом, сперва прочтите о моём пути к Марине Ивановне, ладно?
Регина.
Регина Наумова 18.03.2011 23:32


***


Я прочту, у меня есть потребность читать об этом, входить в это
"В переулок войди Трехпрудный,
В эту душу, моей души.."
Войди? или прейди? Не помню точно, но... войти в душу как в переулок …
Регина милая, вы мне существенно облегчите путь к вам, есть оставите ссылки, куда идти.
Вам это не трудно?
Сан-Торас 19.03.2011 00:10


***
Дорогой, Санто, внизу страницы написано: ссылки на другие ресурсы
Нажмёте на проза.ру и под моей фамилией найдёте эссе "Беседуя с ветром"
Если захотите потом и в поэтах дел мундо (европа, Россия, Регина Наумова) можно посмотреть стихи м. Цветаевой...
С теплом и дружбой, Регина.
Уверена, у Вас есть что-то интересное, ей посвящённое, я бы очень хотела почитать...
Регина Наумова 19.03.2011 00:31
***
Регина от этих ваших слов
«я хотела бы побывать там на Марининских кострах, только мне ли ... об этом потом,»
(мечтать? Думать? Говорить?) на меня повело инвалидностью (простите за фактичность чувства)
будто вы не можете свободно передвигаться. Вот это ваше : «Только мне ли?»
Вот он, этот тон! Эта столь нужная в стихах, в чувствах и отношениях красноречивая умолченность.
Это грань. Вот оно: «Ах Марина…» перекликается с вашим «Только мне ли?»
Это то, что мне хотелось сказать передать вам. Это моя субъективность. Под ней имеется ввиду интонация, она, как запах – она, для меня, красноречивей внятного, - как междустрочье которое красней строки, драгоценное междустрочие чувств.
Я не знаю о вас, почти ничего, но я чувствую что-то, (беду какую-то) я волнуюсь. И это мое волненье от наитий больше горячит душу чем, если б вы мне сказали: сижу тут в твердой коляске без ног, схватила сильными руками петлю, накинула на шею, позвонки хрустят и песня не поется… Такой звук он тоже имеет место, только нет места для тоски, это уже животный вопль и до него надо допустить, довести своего читателя как судьба доводит своего писателя.
Не сразу постепенно.
Я, видимо, тоже шокирую вас, незнакомого человека, такими судьмедэкспертными
эпитетами. Но мы сошлись на имени - Марина! А это значит, что мы не чужие люди. Марина, как нечто родственное, что связывает нашу незнакомость.
Марина Ивановна – эта мера глубины, искренности «мера безмерности»…
«С этой безмерностью в мире мер».
Ведь вы не написали об Анне Андреевне, вы о Марине – что говорит о многом для того, кто понимает.
Ваш Санто.


Сан-Торас 19.03.2011 00:41




Я думаю о вас.
И наконец, мне удалось поймать и пригвоздить то, из-за чего не допроник ко мне Ваш, о Марине, стиш.
Я попытаюсь озвучить, то «субъективно-мое», что говорит «да», спотыкаясь о «нет».
Это нет, заключено в некое несоответствие «начала и конца».
И в этой связи словосочетание «бестактность факта» подразумевает то чувство, которое возникает, когда знакомство начинается с интима.
(Интимность, как нечто последующее, это то, что за началом, продолжение, то, что потом, а не сперва)..


«Кладу цветы на одинокий камень,
Об участи своей скорбя,
Петлю набросив сильными руками,
Ты камнем сделала себя.


Мне кажется, не начинают речь с сакрального, с петли, с самого сокровенного.
В вашей «вступительной части», уже в первом столбце - звучит финал.



И потом, может - о ТВОЕЙ участи скорбя?) ( смысл, конечно, совсем другой.
Но, мне ближе когда у Твоего камня, скорбят о Тебе, а не о себе у Твоего камня.
И фонетически: (скорблю об участи твоей, но камнем сделала себя - лучше) чем «о своей участи, но себя сделала… как-то смешалось, кто? есть кто? Чья участь? кто себя сделал? …»
Думаю, что в этом стише, вы начали с конца, возможно потому, что он, этот финал, этот ее конец, прозвучавший в вашем начале о ней, мучает вас, и вы сократили весь путь до спазма финала.
Вернее вы начали со спазма. И здесь мое – нет! не то, не так о ней…


«Камнем сделала себя?»


«Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя – МАРИНА,
Я бренная пена морская!»
МЦ


С одной стороны, вы как бы знакомите с темой Марины, ведь с теми, кто знают про последний крюк, об этом не говорят, не упоминают петлю, потому что эта, ее петля, живым сжимает горло.
Чем сильнее любишь ее, тем больнее.
Тем больней ломает ее удавка твою гортань.
А с несведущими не заводят об этом речь …


«Поэт издалека, заводит речь
Поэта далеко заводит речь.»
МЦ.


не с сокровенного, начинают разговор, это уж точно.
К сокровенному идут долго, как ( к верховному одиночеству) а дойдя, становятся родственными душами.


«Души, души быть вам сестрами
Не любовницами вам!»
МЦ


Не возможено упоминание о петле с чужими, разве только, когда они родные, но сами этого не знают.
Это упоминание - еще до осмысления - покоробило меня.


«И камнем сделала себя».


Это ни она камнем сделала себя,
это они – каменными сделали себя, сердца свои.
Никто, ни из Москвы, ни из Чистополя руки не подал.


А она все равно….


Дробясь о гранитные ваши калена – ( гранит - камень)
Я с каждой волной воскресаю
До здравствует пена,
веселая пена,
высокая пена морская!!!!


Но Регина, милая Регина, это очень, очень субъективно, это мои пороги чувствительности, мои границы допустимого и они далеки, далеки от общепринятых измерений - « саженей, локтей и стоп»…
Они, что называется «умом Россию».
Тютчев аршином не мерил, а
Пастернак мерил ладонями….


«О беззаконьях, о грехах, бегах, погонях
Нечаянностях в впопыхах – локтях, ладонях…»
БП.


Локтями отталкивают, отпихивают.
Ладонями встречают. Ладонь – открытость, доверие, доброта…
Маринина - «Круговая порука добра»
- это явно открытые, теплые, протянутые ладони.
Я чувствую искреннюю благодарность к вам за хорошие стихи о Марине!
А все остальное мои ступени, мои протуберанцы!


Господи, душа сбылась
умысел твой самый тайный»
МЦ
Все же замысел или умысел?
Милая, милая Регина, я ни в коем случае не хочу выдуть ветер из ваших парусов!
Я знаю как грубость, пошлость и ложь ломают весла вдохновений, а мои весла сломать легче легкого.
Но тема Марины Ивановны, для меня, не формальность.
За нее вам искренний поклон, и еще за то, что вы выдернули из моего клубка эту нить, эту ниточку бесконечной любви.
С.Т.
Сан-Торас 19.03.2011 02:43



***
Добрый день, дорогой Санто, добрый вечер или утро, не всё ли равно? Лишь бы они были по-настоящему добрыми!
"Поэт издалека, заводит речь
Поэта далеко заводит речь." Опять права наша Марина Цветаева.
Конечно, далеко не о всём сокровенном, что помогало мне понимать Цветаеву, сказано в моём эссе "Беседуя с ветром". Когда-нибудь я, может
быть, осмелюсь написать, как на духу, более вразумительно и о том же
"отчаянии" - одном из язвящих душу пагубных грехов, и о мучительной борьбе в тебе двух начал: тёмном и светлом, и об "урагане" чувств, порой превосходящих человеческие силы, и о многом другом, отклонированном Мариной во мне... Она - внучка сельского попа; мои дедушка с бабушкой были знакомы с патриархом всея Руси Алексием. Но я, как и Марина Ивановна, стою особняком в толпе тех, чья христианская вера, несмотря на все тяжкие испытания, побеждала... Увы, я, крещённая моей любимой бабушкой (во крещении - Ирина), так же, как и мой обожаемый поэт, почти никогда:
Заповедей не блюла,
не ходила к причастью.
- Видно, пока надо мной
не пропоют литию, -
Буду грешить - как грешу -
как грешила: со страстью!
Господом данными мне чувствами -
всеми пятью!
Други! - Сообщники! -
Вы, чьи наущенья - жгучи!
- Вы, сопреступники! -
Вы, нежные учителя!
Юноши, девы, деревья, созвездия, тучи -
Богу на Страшном суде
вместе ответим, Земля!
И, разве моя необходимость пройти (в школе)через октябрятство, пионерство, комсомольство не сродни пугающему слову - "богоборчество"?...
И ещё, мной тоже были испытаны ужасы разных и в разные времена расстований, в том числе - с душами ( не говоря о родных, в ранней юности и позже была причиной, конечно косвенной, ухода из жизни двух мужчин...) Но сказать так, как Марина, пока не умею (писать начала после 2000 года):
Не довспомнивши, не допонявши,
Точно с праздника уведены...
- Наша улица! - Уже не наша... -
- Сколько раз по ней... - Уже не мы... -
- с Иеговой порвёт Давид!
- Что мы делаем? - Расстаёмся.
- Ничего мне не говорит
Сверхбессмысленнейшее слово:
Рас-стаёмся. - Одна из ста?
Просто слово в четыре слога,-
За которыми пустота...
Боже, и, - как страшна пустота в людских душах... Но на этом прервусь...
Подчеркну только, дорогой Санто, правоту Ваших слов о том, как долог и
труден путь к самому сокровенному в любом творчестве...
Как трудно ответить на вопрос, почему одни платят за свои ошибки
немыслимые цены, а другим всё сходит с рук (даже кровавых...)?
И, почему на вопрос "Чья взяла?" отвечают только после гибели драгоценной личности, после её исчезновения с поверхности земля?...
И, почему всё настоящее, красивое, вечное, почти всегда - за багровым туманом?
С теплом и дружбой, уважением и симпатией к Вам, Регина.
Регина Наумова 21.03.2011 01:46


***

Регина, милая, замечательная насколько ваш ответ глубже самого рассказа.
Ваши строки: « почему одни платят за свои ошибки
немыслимые цены, а другим всё сходит с рук (даже кровавых...)?»
Дорогого стОят.
Это антирелигиозно- бунтарская мысль, по глубине замерена, именно безмерностью М.Ц.
Ваш вопрос, вопиет в безответном пространстве, и он сродни тому нравственному закону, что внутри нас.
А закон - живет и мучит.
Этот вопль: «… почему всё настоящее, красивое, вечное, почти всегда - за багровым туманом?» говорит о том, что вы не желаете принять наличие Добра и Зла, Ангела и Дьявола как принципы равновесие мира.
Ведь, все вечное и прекрасное всегда за багровым туманом, именно, в силу противоборства двух начал, двух нравственных полярностей, двух линий составляющих своей противоположностью мировую гармонию.
Это один из принципов Построения Вселенной, как Мужское и Женское - Инь и Ян. Это Принцип Пола, Принцип Ритма, Принцип Причины и Следствия, Принцип Полярности и т.д.
Вы хотите только добра, красоты, справедливости, радости, а всех противоположностей и противоречий - вам не надо!
Ну, тогда вы снова начнете переделывать мир, и снова замаячит багровый туман, за которым спрячется светлая идея благородной борьбы!


Милая Регина, вы пишИте и перечитывайте, пишИте и правьте.
Что это? - (ее дед был попом).
Если б вы написали священником, вы бы не покривили против истины, и был бы задан другой тон.
Объяснять это почти бессмысленно, здесь если надо объяснять, то не надо объяснять…
Пишите, потому что вы можете…
«Когда-нибудь я, может
быть, осмелюсь написать, как на духу, более вразумительно и о том же
"отчаянии" - одном из язвящих душу пагубных грехов, и о мучительной борьбе в тебе двух начал: тёмном и светлом, и об "урагане" чувств, порой превосходящих человеческие силы, и о многом другом,»
ПОЧЕМУ КОГДА-НИБУДЬ?!!! Сейчас излагайте все так, как есть!!! А потом, потом причЕшите…
Ваш Санто.


Сан-Торас 21.03.2011 03:09



***
Здравствуйте, Санто, здравствуйте, интересный человек!
Прочла в Вашем дневнике кое-что из нашей с Вами переписки. Не думала,
что это станет достоянием для публичного прочтения... Но, коли, случилось
так, что я ненароком выдернула из Вашего клубка бесконечной любви к Марине Цветаевой, серебряную нить, то попробую довязать ею и свой узор
большой к ней любви, надеясь получить на это Ваше согласие.
Я потому с удовольствием полемизирую с Вами, что сразу почувствовала Ваши "пороги чувствительности", а общепринятое стадное...
меня всегда мало интересовало. Более того, случалось, я отчаянно сопротивлялась этому.
"Чтоб дойти до уст и ложа -/Мимо страшной церкви божьей/Мне идти... К
двери светлой и певучей/Через ладанную тучу/ Тороплюсь,/Как торопится
от века/Мимо Бога - к человеку/человек".
Я, когда-то пережившая в Москве непередаваемую словами изощрённую травлю из-за того, что создала для детей из неблагополучных семей, семейный эколого-эстетический клуб по интересам "Муравейник" и у нас
нашлось много последователей по всему Союзу, и стали об этом писать в газетах, журналах, а также передавать по радио и телевидению, очень злило вышестоящее начальство, нарвавшееся на критику, а не на восхваления (ох, какую обиду оно затоило...), хорошо знаю цену "обще-
принятым измерениям"...
Жаль, что поэтическая гениальность, да и высокая проза - редкий дар небес, какой достался Марине Ивановне, мне, обладающей такой же внут -
ренней свободой как у неё, увы, не даден. А написать есть о чём, да и
желание имеется... Посмотрим...
Санто, прочли ли Вы моё из цикла "Беседуя с ветром" за вчерашнее число (но написанное в 2000 году, сразу после возвращения из Елабуги.
Если да, то какое у Вас мнение о стихах?
И ещё, я написала Вам большой отзыв, по поводу Вашего на мои стихи, где Вы так не довольны строчкой "Петлю набросив сильными руками"... Но его нигде что-то не вижу, а следовательно и Вашего ответа на него... Ладно, не буду больше Вас мучить, желаю всех, всех
Вам благ во всём! Регина.
Регина Наумова 21.03.2011 04:17


***


Региночка, во-первых, в данном контексте, я не против помучиться.
Во-вторых, я отвечаю на все ваши отзывы. Куда подевались рецки?
Бывает, они пропадают, поэтому в дневнике я оставляю, то, что меня интересует.
На вашу прозу уже ответ написан, разве нет? Даже два ответа.
:-)
Сан-Торас 21.03.2011 04:38



Другие статьи в литературном дневнике: