***

Сан-Торас: литературный дневник


Сан-Торас 26.09.2010 20:17



МНЕ СНОВА ПОПАЛАСЬ НА ГЛАЗА ВАША РЕПЛИКА ПО ПОВОДУ НАШИХ В ИТАЛИИ:



«Они экономят на всем, ведь главное, сувениры купить для каждого родственника.
Другие, наоборот ,швыряют чаевые налево и направо, покупают шмотки втридорога, ведут себя как хозяева Мира сего. И те, и другие,увы, впечатление производят удручающее.Потому и относятся к "нашим" с иронией. Хотя и беззлобно, итальянцы очень доброжелательный народ.
Работающих здесь за гроши я тоже не понимаю. Все с высшим образованием,
вместо поиска работы по специальности, предпочитают швабру и тряпку. И
постоянное нытье о том, какие хозяева Жадные и привередливые
Ничего не понимают ,а потому
ненавидят. Всех, всё и вся. Но в первую очередь, самих себя. Не уважать
себя, не иметь собственного достоинства, гордости - психология раба.
И если ты выбрал роль раба, остальным остается протагонировать рабовладельца. Кто виноват?"




Кто виноват? ВОпРОС ВОПРОСОВ. А ГЛАВНОЕ, ЧТО И ОТВЕТ НЕ СНИМАЕТ ТЕМЫ.
Листая свой Итальянский дневник, нахожу эту тему: КТО ВИНОВАТ, ЧТО МЫ РАБЫ? ПОД НАЗВАНИЕМ:


Мисс Вселенная


10 мая. 2006, полдень.
Пенабилли.
Гостиница Поджетто


Всю ночь, зависнув на Интернете, редактирую очередной номер журнала. В полдень пришла красавица-уборщица с лицом таких чистых линий, что впору рисовать.
Она мыла унитаз и биде, было неловко.
Выяснилось, что у нее дети, и она работает на них. Вот реальная жизнь - жертва женщины матери. Кто оценит, пожалеет, наградит?
Уборщица с лицом Мисс Вселенной рассказала, что муж ушел к другой, но, она все еще любит его. Пока она трет полы, я сижу на подоконнике и медленно, каллиграфически вывожу эти строки:
Самое дискомфортное –
это не разделенная любовь.
Самое печальное – это разлука.
Самое тоскливое – болезнь.
Трагическое – смерть.
Самое прекрасное – дети.
Самое сильное – любовь.
Самое красивое - природа.
Самое большое – Вселенная.
Самое лучшее – доброта.
Самое загадочное – Бог.
Самое раздражающее - глупость.
Самое интересное – человек.
Самое великое – тайна.
Самое приятное – отдых.
Самое пакостное – насилие.
Самое коварное – лож.
Самое нестерпимое – рабство.
Самое подлое - предательство.
Самое волнующее - красота.
Самое захватывающее - ум.
Самое яркое, это творчество и секс.
Это же самое отвратительное,
когда бездарно и ждет похвалы.



© Copyright: Сан-Торас, 2010



РАЗГОВОР С СИЦИЛИАНКОЙ О ПАЛАЧАХ...



Рецензия на «Из цикла К Бродскому» (Сан-Торас)



Снижая пафос просторечьем,
Шел разговор о временах.
Он заключен потоком речи
Был в междометья «ох» и «ах»,
Звучали скорые сужденья...


Но, Боже мой! Но, Боже мой!
Шли облака, как наважденье
Определенное судьбой.
И ритм, затеянный в стихах,
Уже пульсировал в висках.


Вот улица - она двоится,
И комната, и разговор
Исчезли. Исчезают лица...
Что означает смерть? – Простор,
Пространство темноты, темница...


Прочь из дому! Вот и проспект,
И площадь... Нужен переулок...
Здесь одиночество прогулок
Отыскивает слабый след
И свет. Мешает запах булок.


Здесь хлеб печется по ночам ;
Значит, и пекарю не спиться.
Вот узаконенный бедлам! –
Что жертвам, то и палачам –
Один и тот же хлеб – пшеница!


Здесь преломление теней,
И тень твоя ; через мерцанье
И звезд, и бледных фонарей,
И темы вечности... За ней
То, что за гранью пониманья


Событий, слов, молвы... Молчанье.



© Copyright: Сан-Торас, 2010





Ольга Витол 25.09.2010 19:00



"Но, Боже мой! Но, Боже мой!
Шли облака, как наважденье
Определенное судьбой.
И ритм, затеянный в стихах,
Уже пульсировал в виска


Читая эти строки так и хочется самому воззвать к Богу!


"Что означает смерть? – Простор,
Пространство темноты, темница..."


Извечный философский спор о сущности и смысле человеческого бытия.
О предопределенности судьбы, порою к нам несправедливой .И тема ОДИНОЧЕСТВА,
так ярко прослеживаемая во многих произведениях Сан-Тораса.
"Здесь одиночество прогулок
Отыскивает слабый след
И свет."
Искренне надеюсь, Вы в своей жизни отыскиваете всё
же этот Свет. А что до палачей, они по сути тоже жертвы... обстоятельств.
"И темы вечности..."увы, им не постичь.
"За ней
То, что за гранью пониманья


Событий, слов, молвы... Молчанье."


Мне больше нечего сказать, пока я тоже в рамках мирозданья.
Быть может позже , как-нибудь. Оттуда весточку отправлю .Как знать, для
всех и вся наложен там обет Молчанья?



Сан-Торас 26.09.2010 19:16



Ваша цитата.
А что до палачей, они, по сути тоже жертвы... обстоятельств.
"И темы вечности... "увы, им не постичь.
Ну, вы еще и плачей пожалейте!
«И темы вечности... "увы, им не постичь»
Еще как достичь они раздают вечность.
О, Боже, вечность на кончике топора.
Вечность палач носит за плечом на лезвии своего топора!
Палач почти как дровосек.
А вы милая, вы русская палача пожалели…
Этим вашим (увы, ) ЭТИМ ОЗВУЧЕННЫМ СОЖАЛЕНИЕМ, о том что палач – жертва и вечности ему, увы не достичь, а она всегда при нем и он бедный палач, палачик, нам ее раздает: удар – вечность, удар!


У меня есть строчки об этом.
Потом найду весь текст поставлю, для вас .


Так много речей сгоряча
Межреберной и межпланетной!
И резким взмахом палача
Топор, что смерть, летит с плеча,
Боль, оставляя безответной.


Перешагнув, несешься вниз,
Развинченность и бездорожье.
Не расшибись! Не расшибись
О камни слов своих безбожных -
Удар! Но падать с высоты легко.


Вопрос – ответ мгновенный.
Что там ; за пропастью черты,
За бездной вечной мерзлоты? ; Удар! ;
И темнота Вселенной...





У меня есть стихи, на которые сегодня отозвалась своими мыслями одна незнакомка из Италии, возник сам собой немножко литературный разговор.


Венеция


Сан-Торас


Венеция качается в воде,
Серебряным пропитана туманом.
Дворцы, как корабли, всем караваном
Мерцают в поволоке, в темноте.


Венеция качается в воде
И драгоценный свет спит на каналах,
От фонарей и звезд больших и малых
Он отражается в вечерней наготе.


Весь город, как на сказочной ладье -
Колышется волшебная шкатулка,
И музыка звучит по переулкам
Из баров, из игрушечных кафе.


Венеция качается в воде -
Вся маскарад и праздник погремушки!
В витринах маски, бубенцы, игрушки
И старый гном с травинкой в бороде.


Венеция качается в воде,
Как на ладонях, всем ветрам открыта.
С Везувия, доставленным трахитом,
Блестит асфальт, как не блестит нигде.


О, не исчезни! В омуте, в слюде,
В бурлящей пене, в море-океане!
Останьтесь вечные гондолы на канале
И город – поплавочек на воде.


© Copyright: Сан-Торас, 2010





Ольга Витол 25.09.2010 00:22




Что-то Вы меня в Италию на ПМЖ с концами отправили. Вообще-то я говорила о Любви...в широком смысле.
В бывшем СССР космополитизм считался, чуть ли не ругательным словом.
Так вот, я Космополит и в любой(почти) другой стране нашла бы Моё место.
Скорее даже, сделала бы его Моим.
Ведь во всем
существующем на Свете можно найти прекрасное. нужно только уметь видеть.
А придти, обругать и самодовольно вернуться в свое "болото" проще простого.
Но кому от этого польза?
И если завтра я в кого-нибудь влюблюсь, это нисколь не умалит достоинств
предыдущих.
Всегда останутся нежнейшие воспоминания тех романтических
свиданий.
Неважно с кем и чем...быть может речь шла о мужчине,
а может
быть о ночи в Таормино (Сицилия).Но это будет завтра...



Сан-Торас 26.09.2010 12:14



«Ведь во всем
существующем на Свете можно найти прекрасное. нужно только уметь видеть»


Ну, в принципе да. Хотя эмиграция это, конечно, испытание, даже в сравнении с испытанием жить на родине.
Потому что садовник сажает дерево, что бы однажды сесть в его тени.
А тут, как поливать, как растить? Когда по свету носит. ( Если дерево - дитё)
Для меня важно зарядить пространство вокруг, иначе все фикция.
Желательно что бы пространства это было российским.
Думаю что нашему человеку особенно тяжко вне дома, может потому что необъятность русских владений влияет на психику нации, что например:
Немцы славятся пунктуальностью, аккуратностью, дисциплиной.
Французы - изысканностью, флиртом, любовной лирикой.
Ваши любезные Итальянцы – Ренессансом, темпераментом и пением, будто в их связках плещется Средиземное море и Неаполитанское солнце.
Англичане - сдержанностью, чопорностью, флегматичностью.
Японцы - кропотливостью, трудолюбием, честолюбием.
Наши, русские интересы (особенность) простирались в плоскость русской темы, именно в плоскость и равнинность нашей этнической принадлежности.
- Как характеризуются русские в мировом понимании? - загадочная славянская душа, бесшабашность, гигантомания, размах, в общем.
Если у японцев все ультра-микро, то у нас все громадно, громоздко, громогласно. Мы сами поддерживаем о себе легенды, любуемся своей необъяснимой особенностью. Мировой интерес к русским похож на любопытство детей к мине замедленного действия - если не обезвредить, то может рвануть, а вытащишь чеку – глядишь и станет полезной утварью в общем хозяйстве. Если мне случается взгрустнуть, впасть в тоску, то мои тноязычные друзья немедленно относят это к национальным особенностям.
«Русским присуща общенациональная способность тосковать, бередить душу, заглядывать за грань бытия, и на фоне взрывного характера нашего четырех-сезонного климата впадать в хандру.
Наш гнев как мощный выброс адреналина переходит в творческий подъем».
Мы как то глобализируем личные проявления. Я в особенности, да и вы, Ольга тоже тяготеете к глобальности.



Сан-Торас 26.09.2010 10:12



Сан-Торас
***
Макушки гор плывут под небесами
С расческой ветра для густой травы,
Забрызганное синими глазами
Лицо дриады в ворохе листвы


Мелькнуло и исчезло... Скоро осень.
С ней опустеют ветви миндаля.
И пусть! И время никого не спросит,
Срывая лепестки календаря!


И станет ночь длиннее, день короче,
Жизнь станет меньше на прошедший день -
Она не обернулась... Сини очи, о сини очи!
И прохлады тень...


Зажгу костер. Пускай в него слетает
Для заклинанья, пока спит заря,
Лист миндаля... Как быстро он сгорает...
Как быстро жизнь сгорает, не горя!


Как жаль, что в ней ни те случались встречи,
Не тех людей хотелось видеть в ней!
Душа моя, еще ни ночь, ни вечер,
Еще обещано бессмертие теней!


И этот миг, и гром, и дождь, и ветер!
Дыханье ледяных небесных гроз.
И тот момент, где тусклый день не светел
После прошедших бурь и после слез!


И вдруг поймешь - все это сниться, снилось:
Дриада, пламя, листья миндаля...
Судьба исчезла... Не сбылась! Не сбылось!
Одна фантазия, фантазия твоя....



Ольга Витол 26.09.2010 04:41



О Боже, Торас, Ваши строки столь полны разочарований, несбыточных мечтаний и обязательных потерь. Неужели Вы не верите в сны? Точнее, почему
Вы считаете, что всё так завораживающе красиво описанное Вами...
И
"Мaкушки гор плывут под небесами",
и"Лицо дриады в ворохе листвы",


а также
"ветви миндаля",
которые, кстати в силу климатических условий, никогда не опустевают, всё это лишь фантазия?
Да эта сказка во сто раз реальнее описываемой Вами Америки!
Не мог же Боттичелли так ошибаться.
А у Питера Брейгеля во всех 4 временах года жизнь идет своим чередом.


"Как жаль, что в ней ни те случались встречи,
Не тех людей хотелось видеть в ней!
Душа моя, еще ни ночь, ни вечер,
Еще обещано бессмертие теней!"


Простите, что утрирую, прекрасно понимаю, что пишете о состоянии души.
Но ещё не вечер. К чему отчаянье?
Меня лично Ваши строки просто околдовали, и я не раздумывая бросилась
бы в объятия Вашей "фантазии".
Согласитесь, лучше хоть раз пережить подобное состояние, а потом пусть даже будет по Вашему, и "быстро жизнь сгорает, не горя!"



Сан-Торас 26.09.2010 10:12



Милая Ольга, видимо, вы склонны к фатальному взгляду на судьбу, и возможно такая душа как ваша живет, где-то, а может это ваша душа… преисполненная романтизма, готовности любить, страдать и жертвовать?! Попала в стихО Не знаю…
Но, ваша цитата: «Да эта сказка во сто раз реальнее описываемой Вами Америки! Не мог же Боттичелли так ошибаться» пишите вы.


Еще как мог!!! Сандро Боттичелли (Фелипети), был несчастен, как пишет о нем Вазари. … когда Флоренция оплакивала Лоренцо Великолепного, и этот плач перекочевал в проповеди Савонаролы, да так что в городе стали жечь "суету" – т.е. произведения искусства.
Кто первый откликнулся на эту духовную революцию?
- Элита, Боттичелли ! Он и интеллектуалы времен Лоренцо.
Это внутренний разлад, потребность в обновлении,
протест против умозрительного, иллюзорного.
Может именно потому, что им всегда владела
идея Humanitas - симбиоз духовных свойств человека, он умер в одиночестве?


Но, что мне мнение Вазари, я ведь знаю больше!… Больше на 500 лет! Это не метафора – ровно на 500!
2010 году исполнилось 500 лет, как ушел Сандро Боттичелли …
500, из которых 300 лет он провалялся забытый в пыли запасников! 300 лет забытый!


Вы, понимаете, какая это грусть?


У меня есть строчки о нем.


Из молочного марева громы
Наступали, а город притих
В бормотании утренней дремы
И невнятицы мифов ночных.


Он еще в дождевой карусели,
В поволоке, в поблекших огнях.
Здесь весну расписал Боттичелли
На чужих голливудских холмах!


Он лиловой писал бугенвилой
И камелией влажной пленер,
Чтоб стояли барочные виллы
На его ренессансный манер.


Я сейчас найду и поставлю эти стихи для Вас.
Они называются «Калифорния».

А, описываемая мной Америка это тема линейности времени,
которую мы обсуждали с Бродским.
Это тема рутины и ритма, тема линейности и вечности.
Это те пространства, которые познаются только воочию,
только собственным опытом. исходишь своими стопами – познаешь.
Понимаете, какой подарок мне сделал Нью-Йорк много лет тому?
– Он подарил мне Иосифа, живого Бродского.






Другие статьи в литературном дневнике: