***

Олег Раевич: литературный дневник

Россия переживает мучительный и опасный период поиска своей национальной идентичности, уничтоженной годами господства советской власти. Ни одна из существующих партий не может сказать, не кривя душой, что она способна повести за собой массы к ясно очерченной, привлекательной цели. За последние пять лет публичная активность политических партий явно сошла на нет. О персоналиях и говорить нечего, их просто нет на политическом Олимпе, выдохся даже изворотливо изобретательный Жириновский. Яростные, путанные и бесполезные для общего дела дискуссии по пустякам еще кипят только на телевидении с пошловатой рекламной американской наклейкой "ток - шоу". Это действительно всего лишь шоу, сотрясающие воздух и не более. В общем спаде политической активности и интереса к продуктивной дискуссии виновата не только усталость народа от бесконечной, пиаристой митинговщины. Иссяк запас привлекательных, конструктивных идей (если таковые были когда-то в наличии вообще!), обещающих конкретный успех и прояснение запутанной экономической и социальной ситуации. В плане разрушения морали от такого положения дел больше всего страдает молодежь, мечущаяся между "Нашими", сумбурным сексом, шаманскими танцами, криминалом и торговцами наркотиками. Судя по тому, что Кремль, занимающий позицию наблюдателя, сидящего на холме, все же изредка публично беседует с представителями молодежного, полукомсомольского, полускаутского движения, эта проблема его волнует. Но что дальше?
В борьбе за молодые умы свою нишу пытается захватить православная церковь, знающая, что такое катакомбы советского безбожия. Признаки нервного религиозного экстаза, замеченные в девяностые годы, когда креститься можно было группами по тридцать и более человек (сам тому свидетель и участник!), менее всего напоминали, как пишет в своей книге С. Маковский "На Парнасе Серебряного века", всплеск русской просвещенности "в стремлении к религиозному оправданию мира". Фигура "Христа Неизвестного", который в силе и славе придет судить живых и мертвых, скорее превратилась тогда в богемную статуэтку на гламурной тумбочке "новых русских", чем в символ национального пробуждения и духовно оплодотворенной веры. Кто только ни носил напоказ нательный крестик, игриво сочетающийся и с оборками модного женского платья из Парижа и строгими линиями русского военного френча, задающего моду в каком-нибудь провинциальном, приграничном городке! Но ведь и этот "малый ренессанс" метафизического восторга захватил далеко не всех! В России лишь пять процентов верующих, а молодежи среди них ничтожно мало. Что с остальными? Новый патриарх, счастливо сочетающий в себе трезвый, мирской ум и горнее благочестие, пытается говорить с молодежью на стадионах, почти как американские проповедники (или Филипп Киркоров) на гастролях в провинции. Некоторые священники уже исполняют рок на электрогитарах в концертах с молодой паствой, лихо играют в футбол и свободно рассуждают о роли полового вопроса в демографическом прорыве, который церковь только приветствует. Что же, у каждого времени свои песни. Тревожит только увлечение церкви позолоченной пышностью своих одеяний и службы, может быть стоит быть скромнее, чтобы снова не пополз шепоток противников "клерикализма" о гедонизме и сластолюбии святых отцов церкви. Кажется, мы это уже проходили однажды. Надо бы, наверно, быть поскромнее, именно Христос указывал: не все то золото, что блестит...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.06.2010. ***
  • 27.06.2010. ***
  • 25.06.2010. ***
  • 22.06.2010. ***
  • 21.06.2010. ***
  • 18.06.2010. ***
  • 17.06.2010. ***
  • 16.06.2010. ***
  • 15.06.2010. ***
  • 14.06.2010. ***
  • 11.06.2010. ***
  • 10.06.2010. ***
  • 09.06.2010. ***
  • 08.06.2010. ***
  • 07.06.2010. ***
  • 03.06.2010. ***
  • 02.06.2010. ***