***

Олег Раевич: литературный дневник

Прочитал предыдущую запись и призадумался: всегда ли резкость, категоричность оценки-признак ее принадлежности к истине? Конечно, нет, об этом даже говорить не стоит, но вот, поди ж ты, нет-нет, а попадешься на собственной, вроде бы такой неприметной, безобидной самоуверенности!
Утверждение Г.В. Плеханова о том, что средства искусства, в частности живописи,
не позволяют художнику заниматься познающим творчеством, справедливы, естественно, отчасти. Мировая и русская реалистическая живопись создавали художественные образы и ситуации, продвигавшие человечество на пути познания универсума. Реалистические образы живописного искусства всегда имели смысловую наполненность, гносеологически "читались" и понимались зрителем как некий коммуникативный континуум, наполненный определенным содержанием, имеющим познавательную ценность. Модернизм всех разновидностей отказался от смысла и коммуникации с реципиентом художественного послания, зашифрованного или извращенного ("высокой премудростью" или обычной, чванливой, претенциозной глупостью) настолько, что свобода творчества превратилась в свою полную противоположность, демонстративно отказавшись от языка точных понятий и более или менее внятных эмоций. Могут сказать, что каждый выбирает свой путь и уровень, плоскость познания (или релятивистской деградации) и это будет в общем правильно. Но мир настолько грозен, прекрасен и сложен, что было бы продуктивнее продвигаться вглубь его тайн рационалистически, классификаторски (признавая неодолимость кантовской "вещи в себе"), чем пытаться строить надуманные параллельные миры, не имеющие ни эстетики, ни логики, ни морали, ни познавательной ценности. Модернизм умеет очень заумно (и многословно) рассуждать о новейшей философии пост-модернизма, но когда дело доходит до практического воплощения болезненно высокопарных идей, обнаруживается его полная несостоятельность. Унизительная банальность и массовизованная усредненность бросаются в глаза. Из книг по модернизму можно собрать не один Монблан, "шедеврами" модернисткой халтуры можно обернуть земной шар по экватору сотню раз, но спросите рядового обывателя на улице, кого из модернистов он знает по имени и фамилии, он, в лучшем случае, назовет Сальвадора Дали или Пикассо, если вообще хоть что-то вспомнит. И вот что интересно: если поставить Поллока, Уорхелла или любого другого мазилу рядом с Леонардо да Винчи, Микельанджело, Репиным или Левитаном, даже полный профан укажет, где искусство, а где претенциозная галиматья. Сколько бы музеи мира не тщились "подновить" свои экспозиции "беспредметниками", знамениты они будут только благодаря реалистам, уважающим законы красоты и любви, разлитые создателем в космических просторах.







Другие статьи в литературном дневнике:

  • 29.04.2010. ***
  • 28.04.2010. ***
  • 27.04.2010. ***
  • 26.04.2010. ***
  • 25.04.2010. ***
  • 24.04.2010. ***
  • 22.04.2010. ***
  • 21.04.2010. ***
  • 20.04.2010. ***