Ольга Наркевич Левицкая - Паганини. Концерт
ПАГАНИНИ. КОНЦЕРТ
Он вышел к публике. Привычно опоздав,
мертвецки бледный с видом легкой скуки
раскланялся, и, взгляд в себя вобрав,
вдруг бросил в зал рыдающие звуки.
И пальцы вывернув, как будто без костей,
в немыслимо кривой аппликатуре,
он скрипку обнял, как ягнёнка лев,
скользнув смычком в изгиб её фигурный.
Терзал её, вонзая пальцы в гриф,
сливался, как с любовницей в экстазе,
всю бесконечность мира уместив
на четырех струнах в многообразье.
И слившись с ним в единый организм,
с движеньями и рук его, и тела,
она была душой его души:
жила, смеялась, плакала и пела.
Худой и кособокий журавель –
одно плечо приподнято нелепо –
он имитировал валторну и свирель,
и флейты горловые флажолеты.
Подумать только: жилы из кишок
и досточка сухая в форме груши, –
а он склонился к ней наискосок
и на смычок наматывает душу.
Покорная касаниям смычка,
увязнув в звуках, будто в паутине,
она на цыпочках взошла на небеса
и пала вниз, небесное отринув.
И каждый звук, в галёрку и партер
стекавший со смычка его “Cannone”*,
вливал любовь в застывшие сердца,
сметая стен защитных бастионы.
Ещё дрожали звуки… Зал молчал.
И вдруг взорвался:“Spirito maligno!**
Oh, mio Dio… Bravo, Nicollo!
Magnifico, maestro Paganini!”
Он весь светился, как из плазмы столб:
прекрасный в совершенности уродства,
одушевлённого энергией творца,
породы гения являя первородство.
А сам, как генуэзский грузчик, взмок,
с лицом осунувшимся (краше – на погосте):
он жизнь сыграл – простой скрипичный бог –
так, как никто не мог – ни до, ни после…
* "il Cannone" (ит.), – "Пушка" – любимая скрипка Паганини.
** "Spirito maligno"(ит.), – злой дух, дьявол.
Другие статьи в литературном дневнике: