человек, которого не хватает...

Лазурная: литературный дневник

Как много мог ещё написать гениального, если бы не умер в 44 года. Почему на портретах его изображают если не старым, то пожилым? Помните, в советских школах "висели" классики и известные люди, я всегда колебалась Чехов ли или всё-таки Дзержинский.)Так мало прожил. всего-то 44, я уже на два года старше него.
Антон Павлович Чехов.
Если у вас будет в жизни возможность, ну бывают же такие случаи в жизни, когда делаешь то, что хочешь, на сцене Московского Театра Юного Зрителя с неизменным аншлагом который год идёт спектакль по рассказу Чехова "Скрипка Ротшильда" с Бариновым и Ясуловичем в главных ролях. К сожалению самого спектакля в сети не нашла только 4 минутная представительская флешка, как это называется,трейлер, вечно путаю с триллером) Я нашла о спектакле у девушки-театрала, о которой вам как-то говорила и решила перечитать рассказ, потому что она была под большим впечатлением от вечера, от потрясающего, мощного Баринова и заразила меня этим восторгом. Вот что написала (тезисно)
"...1 час 40 мин., без антракта.
Скрипка Ротшильда
Московский Театр Юного Зрителя (МТЮЗ)
Сркрипка Ротшильда А.П.Чехов
Режиссер Кама Гинкас
Яков Народный артист России Валерий Баринов
Ротшильд Народный артист России Игорь Ясулович
Марфа Заслуженная артистка России Арина Нестерова
Фельдшер Алексей Дубровский
...Мы в доме гробовщика (Валерий Баринов), и гробы, стоящие, кидаемые, осторожно переносимые- такие же члены спектакля, как и актеры..Тут все выверено до миллиметра, актерской игры у Баринова, Ясуловича, или Арины Нестеровой, играющей жену гробовщика увидеть невозможно. Всё натурально до безобразия. Я боялась идти на Гинкаса давно, а надо было бояться идти на Баринова.
...Так вот, можно попытаться пересказ рассказ Чехова(но проще прочесть). Но передать агрессивный, жесткий стиль Гинкаса. Как передать жесты, подпрыгивания, модуляцию голоса Баринова.Перед спектаклем беседовала в фойе с билетером как раз на счет цен и мест: ну в "Черном монахе" звезды играют: Баринов, Ясулович, Маковецкий"...А здесь что меньше? Ну Маковецкого нет, но Баринов всего в 2-х спектаклях играет. При его съемочном графике не успеть больше...
...Когда через 50 минут ,я заметила, что тоненький галстучек с провинциальным гробовщиком 19 века + почти новые ботиночки на толстой подошве с образом русского мужика не сочетаются , то начала сочинять, вот актер примчался в последний момент, перепутал ботинки и галстук..и Ведь правда перепутал! Баринов мой испытующий взгляд явно правильно понял, мужики впереди совсем неподвижно сидели, 3С по центру, я так близко в жизни не сидела! От мужиков еще и перегаром несло, что мне усложняло задачу трезво воспринимать действительность. Такие декорации, чтобы понять, зачем их именно такими Гинкас сделал придется еще 2-3 раза сходить! И без "гипноза", первые ряды, особенно центр все под гипнозом, как кролики, мы даже встать на бисировании не могли: чтобы не загораживать обзор-раз, во-вторых- поняла значение выражения "попа приросла"...как приклеилась. Раздавил он нас просто своею мощною игрой, да и была ли это игра? В кино я его таким не видела, голос вроде тоже, но если начинает: пилить, рубить, душить, колоть дрова (игру на скрипке- заменял Ясулович, тонко оттеняя партнера, я как то давно записывала на мобильник музыку пилы), но здесь пила изображала скрипку, и смычком по ней и пальцем, и из дупла, и над скворечником, и над гробами..Мистика... Там в этом дереве точно лифт, или спереди, или сзади. Ясулович в 2 секунды поднимался,и так же быстро опускался, пыталась проследить, Баринов отвлекал вовсю... У его лица 33 ужимки на речь партнера. У Ясуловича в конце одна косичка отлетела, но сценарию, Яков уже был мертв. Так что делали вид, что не заметили. Умирали стоя, хоронили стоя... Ну зачем тут оба героя умирают? И Только Ротшильд получает в наследство скрипку от Якова и летает с нею. Так говорит час 40, мне казалось, я сижу уже часов 5..и неизвестно когда конец, черт знает этого Гинкаса, сколько надо спеть " Летят утки и какими голосами". Первые ряды- счастливые, не сразу сообразила,что очки не нужны, я еще и бинокль умудрилась принести!Это в центр то 3-его ряда! Мне рассказали историю жизни человека, и такое ощущение я прожила ее вместе с ним За минуту до начала быстро рассказала соседке (по ее просьбе о "Серебряном веке", на последнюю фразу "А что Тараторкин еще играет?" Я " А что Баринов моложе?")Но когда Яков, умирающую жену, хрупкую, легко прилаживается к дощечке, страдает то он от того, что всю жизнь делал только гробы, и считал убытки, убытки. Берет эту доску вместе с нею, несет к фельдшеру(мужику с огромным соленым огурцом), и выясняется, что избивая и не приласкав ни разу своей жены, жизни то без нее он не видит, дальше только самогон, походы к местам, где жизнь лучше,и воспоминания того, что его мозг до ее смерти помнить отказывался... Тут найти в спектакле можно много..Но рассказано явно больше, чем Антон Палыч написал. Как вдруг герой из бездушного забияки обретает и умиротворение и осознание для чего живет? Или хотел бы жить? Понять с первого раза, повторюсь, невозможно, не только ради удовольствия, а ради проникновения в этот карвинг стоит сходить. У Ясуловича очень мало слов, только ближе к концу, он как осинка стоит,и качается на ветру.
Здесь нет и не может быть плохой игры, если чего то зритель недопонял, ему что-то не понравилось, значит он просто не дорос до таких спектаклей- недостаточно жизненного опыта. Ни один человек не встал,не убежал в проблемный гардероб, пока не ушли актеры со сцены. А публика любит у нас убегать тогда, когда ей хочется. Назвать спектакль легким- тоже нельзя. Не знаю, есть ли запись на сайте канала "Культура",но странно было бы, если бы ее там не было.
...
от себя
сколько нужного для нас сегодня, боже мой, как остро и как современно, вот это место из рассказа например
"... спрашивается, для какой надобности давеча напугал и оскорбил жида? Зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки! Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу."
ну и про то что жену ни разу не приласкал это так похоже на многие судьбы...
Кто проникся и поверил, что зрелище грандиозное, но далёк от сцены МТЮЗа, вот, нашла рассказ, можно самому прочесть, а можно за полчаса послушать чтение артиста, я открыла текст и слушала одновременно, хотите?
это текст
http://www.skripach.ru/violin_rot
а это голос
https://www.youtube.com/watch?v=3isIeHAvybY
а это 4 минуты из спектакля с великими актёрами Бариновым и Ясуловичем.
https://www.youtube.com/watch?v=brKney_Ynu0
Не могла не поделиться. Простите за эгоизм. Хорошего всем выходного.
ваша я.
пс для тех кто впадал в экстаз от конференции ВВП, потише, ладно, патриотизм это хорошо, но без припадков,пожалуйста.
11 секунд из пресс-конференции президента РФ. Может и умилительно. кому-то.
https://www.youtube.com/watch?v=Vs0U6vjaYGc





Другие статьи в литературном дневнике: