о маленьком великом человеке

Лазурная: литературный дневник

"Украинская художница Саша Путря рисовала дни напролёт, будто предчувствуя свой ранний уход — она умерла в 11 лет, оставив миру сотни своих работ.
2 декабря полтавской художнице Саше Путре исполнилось бы 37. «Когда я вырасту большая, — говорила она, — непременно стану художницей и буду рисовать с утра до вечера. Даже ночью». Саша начала рисовать в три года и за свою короткую жизнь успела создать две с лишним тысячи работ — больше, чем многие взрослые художники. Но дело, конечно, не в количестве: Сашины рисунки, наивные и мудрые, были отражением её чистой души.
Саша Путря родилась в 1977 году в Полтаве. Её отец Евгений Васильевич был художником, мать Виктория Леонидовна — преподавателем в музыкальном училище. В детский сад Сашенька не ходила: папа, работавший дома, был рад, что дочери тоже по душе кисти и краски.
Одной из первых её работ стал портрет Александра Пушкина в обличии Сверчка — услышав, что так поэта называли в лицее, Саша рассмеялась и за пятнадцать минут набросала удивительно точный рисунок. «Я был потрясён. Такое сходство! Этому ни в одном институте не научат», — говорил потом её папа Евгений Путря. Однажды отец попытался было предложить дочери позаниматься в художественной школе, но услышал категоричный отказ — маленькой художнице не требовались никакие уроки.
Отец и дочь часами рисовали каждый за своим столом. Обычно Саша творила под музыку, и когда ей нужна была помощь, тихонько клала на стол записку: «Папа, приходи!». Саша буквально жила творчеством и часто засыпала, вся измазанная красками и фломастерами. Все стены в квартире были разрисованы до той высоты, куда она доставала рукой. Девочка делала чудесные открытки, вышивала, писала стихи, шила мягкие игрушки, выжигала по дереву и даже придумывала технические устройства, благодаря которым, по её мнению, люди могли бы долететь до Луны.
Саша никого не копировала, рисовала только по памяти, делала портреты маминых учениц, знакомых и родственников. Героями её рисунков часто становились животные, которых Саша обожала наряжать в невиданные одежды и наделять человеческими качествами, давать им имена. В школе она была любимицей учителей, много читала — Марк Твен, Дюма, Гюго, Пушкин, Гоголь. «Каждый вечер, после программы „Время“, ложились с мамой в кровать и читали до „мотыльков“ в глазах», — вспоминал Сашин отец.
Саше было пять лет, когда ей поставили страшный диагноз — лейкоз. Заболела она неожиданно, и долгое время врачи не могли выяснить причину мучительных болей и повышенной температуры. Школу пришлось оставить, долгие недели Саша проводила в больницах, но и там не переставала рисовать. Родители девочки могли узнать о её состоянии без слов — если Саша много рисует, значит, сегодня ей немного лучше. Несмотря на тяжёлую болезнь, Саша никогда не позволяла себе капризничать и жаловаться. Её любили за доброту и светлый характер — всюду, где она появлялась, царили смех и веселье.
После известия о болезни Саше было отмерено ещё шесть лет жизни, и каждый год отмечен особо в её творчестве. Саша интересовалась астрологией, верила в иные миры, расспрашивала родителей о космосе и далёких звёздах — всё это она потом переосмысливала в своих рисунках.
Саша любила редкие прогулки с отцом, и однажды они остановились около руин Пушкарёвской церкви. Саша загорелась идеей восстановить церковь и уговорила отца отправить письмо в Фонд культуры СССР. Просьба дошла до руководства, и деньги на возрождение церкви были выделены из бюджета, а сама Саша написала для храма небольшую икону Божией матери.
В 1986 году Саша Путря впервые посмотрела фильм «Танцор диско» и всерьёз увлеклась культурой Индии — она изображала Индиру Ганди, юношей и девушек в традиционных нарядах, себя в образе взрослой индийской женщины.
Её кумиром стал актёр Митхун Чакроборти, чей портрет она носила на груди, около сердца. «Мы берегли её любовь и тихо радовались её счастью. Так и похоронили её с портретом Митхуна», — вспоминал отец Саши. Значительно позже, встретившись с послом Индии в Украине, Евгений Васильевич узнал, что на хинди слово «Путри» означает «дочь».
22 января, будучи в больнице, Саша попросила отца приложить руку к белому листу, обвела сначала её, а потом — свою маленькую ручку. Сверху художница нарисовала звезду Сириус — эта её работа оказалась последней. Саша Путря умерла 24 января 1989 года, успев попрощаться с отцом: «Папа, ты прости меня... За всё...».
Рисунки Саши после её смерти увидел весь мир. С 1989 по 2005 год в десяти странах прошло 112 её персональных выставок, о ней сняли пять документальных фильмов. В Полтаве работает Детская художественная галерея имени Саши Путри, где проводятся международные конкурсы детского рисунка."(с)
http://www.aif.ru/culture/person/1395912
https://www.youtube.com/watch?v=QRIyx82oLdQ


от себя
Светлая память Сашеньке, как жаль, что такие талантливые люди так рано уходят, сколько бы прекрасного создали её ручки. Ключевые слова в этой статье - "Саша никого не копировала", всегда неустанно повторяю и даже можно сказать педалирую - талант никогда и никого не копирует, обратите внимание на современное искусство, всё делается "под кого-то", бездарность подражает таланту, выезжая за счёт своей наглости, если вам даже мельком показалось, что вы уже где-то это видели или слышали- это сигнал, что перед вами вор и бездарь. Стыдно восхищаться теми, кто не создав своего образа, в хвост и в гриву эксплуатирует чужой. Я много раз видела, как один спектакль играется разными составами и при том, что одна и та же пьеса, один и тот же режиссёр, то есть одни и те же требования к артистам, когда подражают звёздам - это пошлое кривляние, а когда вносится своё, не взирая на проторенный путь - это тайна и мистика таланта. Сыграть Гамлета после Высоцкого - это пустая затея, казалось бы.А знаете сколько всего артистов играли Гамлета? 13. Мочалов Качалов М.Чехов Горюнов Высоцкий Солоницын Янковский Певцов К.Райкин Е.Миронов Трухин Гаркалин Смоктуновский в фильме «Гамлет» и представляете, что чувствовал кажыдй из них, играя эту роль после звезды, после Качалова, например, не говоря уже о Янковском и Высоцком. А сколько эстрадных исполнителей выползает на сцену как под копирку, никто уже не отличает этих персонажей, но моментально узнаётся кого именно они копируют, причём,как правило, карикатурно. Никогда не забуду как Диана Арбенина работала в проекте Две звезды, как она гениально исполняла песни Пугачёвой, Земфиры, Герман, не повторяя этих звёзд, а исполняя на свой манер, с только ей присущей отличительностью, вот об этом я и хотела сказать, когда узнают твой почерк, твой голос, твой профиль, твою культуру речи, твою манеру, твой вздох и твой смех - это показатель, это лакмус таланта, всё остальное- ширпортреб. И талантливая девочка Саша, прожив всего 11 лет на земле, оставила след индивидуальности, свой взгляд на жизнь и на холст и они не повторимы.
Чтобы порадовать вас этим зимним утром я покажу работу ещё одного профессионала, в каком то смысле тоже художница, только творит не красками. Посмотрите, эту флешку мне прислала моя чудесная Алдоночка из Нью-Йорка. Я тебя обожаю. Спасибо тебе от нас всех за несколько минут сказки про талант и труд.
https://www.youtube-nocookie.com/embed/KMrvR836TFI?rel=0




Другие статьи в литературном дневнике: