Память. Сергей Березин

Вячеслав Дорошин: литературный дневник

Незапланированный пост (они обычно расписаны у меня на несколько дней вперёд).
Увы, печальное событие способствовало его появлению. С недавнего времени я подозревал, что к этому всё идёт, но, как обычно, в размеренной жизни такое становится неожиданностью…


Умер Сергей Владимирович Березин (31.10.1937 – 05.08.2019).
Моему поколению, а тем более, тем, кто старше, пояснять КТО ЭТО – не приходится.
Молодым же оно и не надо – у них свои димы биланы и тимати.


http://www.youtube.com/watch?v=62KYSNLp-oc



ПРИМЕЧАНИЕ:
Нужная статья, но, к сожалению, её автор торопился (к выходу номера) и не овладел многими тонкостями в подготовке материала. Я буду править его (материал) по ходу, пусть это не раздражает читающих.
Про нормальный вид кавычек, тире и обязательную (для меня) пропись буквы «Ё» я лишний раз молчу – вот подобные небрежности в текстах действительно раздражают, не могу с этим смириться. В этом я педант.


* * *


Наш корреспондент об основателе легендарного ансамбля «Пламя», певце (прим. В. Д. – громко сказано, я бы назвал его скромнее – исполнителем, но, прежде всего, он – КОМПОЗИТОР) и музыканте Сергее Березине.


Автор: Сергей СЕЛЕДКИН


Умер композитор, основатель группы «Пламя» Сергей Березин. Об этом написала в своём инстаграме поэтесса Лариса Рубальская, с которой Березин очень дружил. К сожалению, после смерти композитора в ряде СМИ возникла путаница и практически все СМИ написали, что Березин – автор песен «На дальней станции сойду» и «Идёт солдат по городу». На самом деле, автор обеих песен – Шаинский, а у Сергея Березина есть и свои заслуги и другие хиты, поэтому в приписывании чужих он не нуждается.


Мы помним Березина как темноволосого молодого человека с саксофоном в руках из первого состава ансамбля «Самоцветы». Таким он запечатлён в кадрах фильма-концерта «Самоцветов», вышедшего на экранах в 1971 году, где первый состав исполнял хиты «Увезу тебя я в тундру», «Мой адрес не дом и не улица» (Прим. В. Д. – название песни – «Мой адрес – Советский Союз»). Понятно, что участие в «Самоцветах» мгновенно прославило музыканта, хотя и до ансамбля у Березина имелись серьезные серьезные (Прим. В. Д. – ау, корректор!) достижения. Он был заядлым джазменом, работал пианистом в оркестре Марка Бернеса и его песни уже исполнялись, правда, ещё не становились хитами.


(Интересно, что сам Березин из немузыкальной семьи, а по первому образованию он и сам инженер, закончил химфак института лёгкой промышленности и даже некоторое время трудился по специальности).


Он и сам не знает, что случилось (зпт) и почему они поссорились с руководителем «Самоцветов» Юрием Маликовым. Впоследствии говорил, что ссора была пустой и напрасной, «дело было молодое, сейчас бы я так никогда не сделал». Но как бы то ни было, весь первый состав «Самоцветов» сменил вывеску и стал называться ансамблем «Пламя», художественным руководителем которого вскоре стал Березин (Прим. В. Д. – тут надо бы отметить, что первым руководителем ансамбля был Николай Михайлов – с осени 1975-го, а в 1976-м – им стал С. Березин, придумавший, кстати, и само название).


«Пламя» было популярнейшей группой в СССР. Одних только дисков коллектива было продано около 25 миллионов! (Для сравнения, это сопоставимо с количеством копий альбома Бритни Спирс «Baby One More Time» и почти в полтора раза больше, чем «Believe» Шер). (Прим. В. Д. – глупое сравнение, если уж сравнивать, то исключительно с отечественными исполнителями – мы и Запад – абсолютно разные категории и менталитет, отсюда и востребованность, в т. ч. и в музыкальном плане).


Он написал медляк «Снег кружится» (Прим. В. Д. – ну и сленг, у вас, автор г-н Селедкин – уточните, плиз, через Е или всё-таки через Ё пишитесь – назвать так советский шлягер), который прозвучал потом во многих фильмах и исполнялся разными музыкантами. Если послушать песню сегодня можно заметить, как она похожа на знаменитое «Tombe la neige» Сальвадора Адамо: интонация, музыкальное решение, речитатив в начале (Прим. В. Д. – вот это интересное наблюдение), да и, по большому счёту и текст песни, который написала жена Михаила Танича, Лидия Козлова, известная пристрастием к «снежным» текстам (она же автор слов пугачёвского «Айсберга»). (Прим. В. Д. – обычное выделывание ради «красного словца» – два текста на схожую тему это ещё далеко не пристрастие). Этот безусловный хит имел трудную судьбу. Сергей много раз носил песню на радио, но музыкальная редакция постоянно отвергала песню, и, как вспоминал музыкант, на коробке с записью поставили аж четыре бекара! (Прим. В. Д. – ну, наверное, в кавычки надо взять и здесь?). «Бекар» в музыкальной грамоте – это знак отмены, поэтому его рисовали, когда хотели сказать, что песня не годится. Чтобы «зарубить» композицию, достаточно было одного «бекара», не то что – четырёх.


Впрочем, музыкальная редакция быстро пересмотрела своё решение, когда песня закрутились на диске «Мелодии».


Ещё одним хитом Березина стал смешной твист «На два дня» (Прим. В. Д. – на твист песня стала больше походить в бедноватенькой аранжировке конца 90-х, в оригинале же вполне дискотечная песенка была с новаторской аранжировкой, что в почерке Березина, как аранжировщика того времени, было частым явлением, и это радовало) про отдых на дачном участке в выходные. Песня дала название третьему альбому «Пламени» (Прим. В. Д. – не альбому, а, точнее будет сказать, виниловому диску-гиганту, альбомы у них могли быть и магнитофонные, что предполагало совершено иной подсчёт) с очень запоминающейся картинкой с нарисованным во всю ширину конверта бегущим дачником в полосатом шарфе и с сачком в руках.


«На два дня, на два дня вы забудьте про меня», – звучало изо всех окон и на всех советских дискотеках. (Прим. В. Д. – как вы только, г-н СелЕдкин, не вставили сюда знаменитый штамп – «изо всех утюгов», преувеличение про все окна и все дискотеки – не к месту, но по радио и ТВ – звучало часто).


Автором текста песни стала поэтесса Лариса Рубальская. Именно Сергей Березин открыл её и вёл в мир поп-музыки.


О том, как состоялась встреча, музыкант рассказывал смешную историю:


– Мы познакомились на почве кулинарии. Приятель позвал, сказал: пойдем к соседке, она хорошо готовит, там пожрём, выпьем.


Соседкой и оказалась Лариса Рубальская. Сама по себе отличный кулинар, Лариса от души накормила гостей, а на финал вечера – припасла свои стихи.


– Когда она несла свои листочки, я думал, что всё, пропал. Но когда вчитался, мне очень понравилось, – смеялся потом Березин.



(Прим. В. Д. – в этом формате текста я бы использовал кавычки при оформлении прямой речи, ибо «через тире» прямая речь сливается с общим текстом, конечно же, не все дебилы, чтобы не отличить, но я выступаю за наглядность).


Творческий союз музыканта и поэтессы продолжался до последних дней. Среди многолетних хитов Рубальской и Березина – шутливая песня «А пони тоже кони», пела которую Катя Семенова; и незатейливая «Вика-Вика-Виктория», которая до сих пор на слуху. Рубальская стала не только автором текстов, но и исполнительницей. Сергей вывел любимую поэтессу на сцену и некоторые песни они записали дуэтом.


Наступило другое время, когда комсомольские песни не подходили под формат, группы той поры стали «задвигать». Исчезли «Песняры», «Сябры» и тогда Березин организовал новый ансамбль «Нескучный сад». (Прим. В. Д. – во-первых, к «Песнярам» и иже с ними подходило название «ансамбль», а вот к «Нескучному саду» уже – «группа», эта тонкость известна лишь тем, кто ощущал дух слияния двух эпох – застойной и перестроечной, а во-вторых, «Нескучный сад» был образован в 1989 году, когда ещё ничего не задвигалось и не разваливалось, а и «НС», и «Пламя» существовали практически на равноценной энергетике под патронажем С. Березина, стоит только заметить, что к «Пламени» он стал терять интерес после ухода из него основных вокалистов того периода – А. Кондакова, В. Белянина и Г. Рубцова, захотевших начать сольные карьеры – последний, кстати, и исполнял шлягер «На два дня»). Участники ансамбля – коренные москвичи, пели только песни Березина (Прим. В. Д. – да, но одна песня была и В. Добрынина – «Серенада», не вошедшая ни в один из трёх альбомов группы). Нельзя выделить каких-то хитов, они довольно похожи друг на друга (Прим. В. Д. – глупость полнейшая (!), исходит от незнания материала – а как же супер-хит «Бабки-бабульки» (ставший заметным конкурентом добрынинским «Бабушкам-старушкам», но из-за малой раскрутки, так их и непобивший), а как же «Снежный король», «Атаман», «Трактир на Пятницкой»? А уж «Давайте, Люся, потанцуем» вообще стал шедевром у них – визитной карточкой гшруппы), но сами по себе лирические композиции «Нескучного сада» были востребованы. (Прим. В. Д. – ещё одна глупость также из-за незнания предмета – лирических песен у них было мало – «Париж, Париж», «А костра и не было», «Милый друг», и лишь одна из них – «День ангела» – стала широко известной, но больше в других исполнениях – пел как сам Березин, так и Н. Чепрага). В них узнаётся советская эпоха и, как написал кто-то из музыкальных критиков, под эту музыку жила страна, танцевали и влюблялись наши папы и мамы.


До «Нескучного сада» Березин пел мало, выступая по большей части музыкантом и аранжировщиком, но в новой группе проявил себя и как исполнитель. (Прим. В. Д. – Господи, ты Боже мой… ну вот о чём это? Вокалистом там был Борис Осокин (умер в феврале 2008-го) – бархатный запоминающийся вокал, позднее к нему присоединили тонкоголосого С. Избаша – видимо для контраста, они же и спели дуэтом «Вику-Викторию» в третьем альбоме, а сам Сергей Березин если и выступал, то сольно, группа могла лишь аккомпанировать на выступлениях, но солистом её он никогда не был. Лишь когда распался «Нескучный сад» – из-за новой волны популярности различных ВИА в середине 90-х, то в возрождённом составе «Пламени», куда переметнулся и Б. Осокин, Березин стал одним из вокалистов). Ряд песен, перекочевавших из «Пламени» Сергей исполнял сам, в частности – знаменитый хит «Снег кружится», а лирическая композиция «Лунный мотив» («В трубке телефонной через много лет...») стала известна только в его исполнении. Он был, прямо скажем, невеликий певец, но любил петь и делал это с душой.


Выше мы уже писали, что после смерти Березина ему стали приписывать чужие песни. Так бывает, когда песня пошла в народ и уже неважно, кто исполнитель. Это высшее признание для композитора. Но и у Березина были песни, которые приписывают многим. Так случилось, к примеру, с «блатным» шлягером «Заявляю это прямо, лично мне –
Одесса-мама…». Эту песню поют в Одессе, считая народной. А прославил её – Михаил Шуфутинский.


Когда певец ещё жил в Америке, Березин отправил ему несколько своих песен, которые невозможно было исполнять в Советском Союзе. Это касалось, в основном, блатняка и шансона (Прим. В. Д. – ещё один интересный малоизвестный штрих). Шуфутинский с удовольствием исполнял это за границей и уже из Америки они прилетели как «народные».


Сергею Березину был 81 год. До последних дней он писал и исполнял музыку и выступал на сцене в составе вновь возрожденного ВИА «Пламя». (Прим. В. Д. – он уже около двух лет не выступал на сцене из-за своей тяжёлой болезни, практически потерял голос, не разговаривал, распустил музыкантов, с которыми гастролировал, удалился из соцсетей, а бренд «Пламени» передал в другие руки, из-за непонимания чего у меня месяца два назад возник некий спор с новой вокалисткой этого ансамбля в одной из соцсетей, но, благо, всё тогда разъяснилось).


ИСТОЧНИК KP.RU
http://www.kp.ru/daily/27012/4074149/


Пы. Сы.


Единственное, что я понял, существует несколько осколков «Пламени», и каждый состав «тянет одеяло на себя», уничижая при этом остальных. Вполне закономерная история – бабки-то большие терять никто не хочет, вот и услаждают слух обывателей затёртым до дыр перепеванием шлягеров застойного времени, от которых уже, лично меня, блевать тянет. Материал же 80-х, в частности второй половины этих годов, по-прежнему остаётся ими неосвоенным. А зря, надо заметить, вполне богатое подспорье к основному репертуару.


НА ДВА ДНЯ (рок-версия): http://www.youtube.com/watch?v=4_1jvfJR0b0
ЛЕТО & ПИВО (неизвестная песня гр. «Нескучный сад»):
http://www.youtube.com/watch?v=EPiLJerexg8


и на посошок – классика «НЕСКУЧНОГО САДА» (нарезка клипов и выступлений):
http://www.youtube.com/watch?v=sNivN_vuHQg



____________



КАНАЛ Сергея БЕРЕЗИНА на Ютубе:
http://www.youtube.com/channel/UCMCEdD7WHnQfo5QeMlGrbGg


Интервью (ближе к концу 90-х), на которое опирался накануне г-н СелЕдкин:
http://www.youtube.com/watch?v=d7UtW2HLU3s


Интервью самого начала 90-х: http://www.youtube.com/watch?v=-gmFh3aBQLQ
(включает в себя фрагмент волшебного исполнения песни «Первый день» («На заре туманной юности»)



СОБРАНИЕ ПЕСЕН (неполное) Сергея БЕРЕЗИНА:
http://berezin.com.ru/index.php/j-stuff/pesni



Другие статьи в литературном дневнике: