Коллективное осознание. Публикация
Автор: Анна Ройтман,
докторант Бар-Иланского университета.
Перевод с иврита: Марина Старчевская.
Мой друг и бывший соученик, с чистой совестью глядя мне в глаза, говорит, что опасается захвата всех ключевых постов в стране так называемыми "русскими".
А разница между нами состоит в том, что его дедушки и бабушки репатриировались из восточной Европы перед Катастрофой европейского еврейства, а я репатриировалась в возрасте 5-ти лет из монстра, который назывался Советский Союз.
Успеть вовремя – большое дело, и из-за того, что мои предки не успели, я отношусь к группе, которая сегодня называется "русские".
Я не претендую на разговор о дискриминации этой группы. Все знают, что она существует и этноцентризм государства Израиль обращает своё лицо не только к нам, но и к "эфиопам", восточным евреям – к каждому, кто выглядит немного по-другому или говорит с тем или иным акцентом.
Я хотела бы обратить внимание на опасения граждан, что «чужаки» будут править ими и овладеют их жизненным пространством. Не секрет, что человек всегда боится того, что он не в силах понять.
И поэтому так тяжело для восприятия разнообразие лиц, акцентов, стилей, оттенков, обрушивающихся на нас одновременно со всех сторон. Все вроде бы говорят на одном языке, но не совсем, все похожи на местное население, но тоже не совсем. И старожилам остаётся выбирать позицию превосходства, потому что это всё, что остаётся после понимания того, что их самих не любят.
Подобный процесс прошла община восточных евреев, принятая с большим подозрением и опаской. Брошенная в бараки и получившая статус граждан второго сорта. Это продолжалось год за годом, пока она сама не решилась пробудиться от политической спячки и начать протестовать против создавшегося положения.
В наши дни обсуждается даже тот образ, в котором предстаёт тот или иной тип восточного еврея по телевидению, организованы исследовательские работы по исторической культуре, проявляется большая заинтересованность убрать старые негативные стереотипы, намертво приклеенные старожилами со времён алии, и привить уважение ко всей восточной общине.
У русской алии было 20 лет, чтобы приспособиться, и каждый приспосабливался, как мог – (человек человеку волк) поодиночке. Одним из самых больших преступлений советской страны было уничтожение еврейских общин, которые окончательно прекратили своё существование после Великой Отечественной войны. И поэтому мы не умеем жить, поддерживая друг друга. Есть ещё много не известных широкой публике преступлений, знание о которых коренным образом изменило бы отношение к русской алии.
Все репатриировавшиеся до середины 90-х пережили этот тёмный период антисемитизма, но никто об этом не знает, и никто не сделал ничего, чтобы узнали.
И в этом я обвиняю совсем не Израиль, а израильский русский сектор.
Имеющиеся у нас экспонаты и документы могут наполнить 20 музеев величиной с "Яд ва-Шем", чтобы напомнить о погубленных этим режимом или даже стать памятником еврейской жизни там. Но никто и не подумал создать музей выходцев из Советского Союза, как осуществлён, к примеру, музей выходцев из Ирака.
Для справки хочу заметить, что в Израиле живёт приблизительно 150 тысяч выходцев из Ирака и – миллион выходцев из бывшего СССР.
Существует достаточно свидетелей преступного отношения и даже уничтожения еврейской общины, и никто не собирает показания и не обрабатывает статистических данных.
Никто не изучает русский, чтобы прочесть архивные документы КГБ, никто не готов затребовать и привезти их сюда. Как, к примеру, учат польский, венгерский, ладино для изучения документов на этих языках. Некоторые из еврейских общин в разных странах выделяют большие суммы на исследования еврейской истории в своих странах.
А те, кто изучает русский, не интересуются подобными темами, и не потому, что недостаточно специалистов, а потому что нет финансовой поддержки и мотивации.
С социальной точки зрения это относится к советской ментальности: "для себя я сделаю всё, а для общества пусть делает государство". Люди сидят и ждут того, что к ним начнут хорошо относиться и уважать просто так, без всяких усилий с их стороны.
Ни одна амута (ассоциация) не занимается контролем образа выходцев из бывшего Союза в средствах массовой информации – а этот образ существует и оставляет желать лучшего.
При всем моём уважением к депутату Кнесета Анастасии Михаэли и госпоже Николь Райдман, следует заметить, что и они не представляют русское общество в Израиле.
Кроме того, очень удобно видеть нас косноязычными, импульсивными, богатыми и капризными – одним словом, отрицательными, потому что никто не симпатизирует такому описанию.
Что касается материальной поддержки исследований, то нельзя сказать, что в стране не хватает богатых евреев-выходцев из стран СССР. Евреи-олигархи, живущие на территории СНГ, тоже не большая редкость. И даже богатые американцы, рождённые за "железным занавесом", тоже имеются в немалых количествах.
Все они, разумеется, жертвуют средства на различные цели. Но все они предпочитают посадить парк имени своего дедушки, папы, в крайнем случае – какого-нибудь знаменитого человека, или возвести памятник вышеназванным, т. е. оставить что-то материальное – дом, синагогу, скульптуру...
Я не против увековечивания в камне и дереве.
Но история учит меня, что ни один дом, ни одна роща и даже ни один камень не вечны.
А вот академические исследования, литература, стереотипы и популярная информация врезаются в человеческую память навсегда.
Так кто же поднимет перчатку, брошенную вечностью?
//www.polosa.co.il/perchatka-broshennaya-v-vechnost/Blogs/blogs_post.aspx?catid=20&tmpid=15&objid=471
25.02.12.
Др. материалы автора статьи:
tp://www.thecommentfactory.com/israel-should-stop-trying-to-pour-ideology-into-new-immigrant-communities-1670/
tp://www.thecommentfactory.com/educators-teaching-english-should-utilize-literature-as-a-tool-1919/
tp://www.thecommentfactory.com/social-networks-blur-reality-and-representation-2121/
Другие статьи в литературном дневнике: