Елена Мих Гоголева
Когда-то Осип Мандельштам (в статье 1913 года «О собеседнике») сравнил поэзию с посланием мореплавателя, который «в критическую минуту бросает в воды океана запечатанную бутылку с именем своим и описанием своей судьбы». Спустя долгие годы, скитаясь по дюнам, кто-нибудь обнаруживает её в песке, прочитывает, узнаёт «дату события, последнюю волю погибшего». И письмо мореплавателя, и стихотворение, развивает своё сравнение О.Мандельштам, имеют адресата: «письмо — того, кто случайно заметит бутылку в песке, стихотворение — «читателя в потомстве» (здесь он цитирует известное стихотворение Е. Баратынского). Этот кто-то, «таинственный адресат», испытает «чувство провиденциального» –как раз в том случае, если почувствует, что именно его окликнули по имени.
Долгие годы я думала, что мне достаточно в качестве читателей моих ближайших друзей. Понадобилось несколько десятилетий филологического опыта распечатывания океанских посланий, чтобы прийти к убеждению: когда поэт обращается к читателю, он обращается не только и не столько к собеседнику по времени, сколько к собеседнику по вечности. И этот собеседник тем сильнее связан с отправителем послания, чем более угаданы волны и частоты. И я не знаю, где он сейчас, этот провиденциальный собеседник, – в моём ли городе, через две-три улицы, в другой части моего русскоязычного мира или на какой-то другой культурной и/или географической территории. Может быть, я опоздала, и он недавно умер. Может быть, ещё не родился или полёживает себе в колыбели. Но я не могу отказаться от соблазна ещё и ещё раз окликать этого «таинственного адресата» по имени.
Книга, которую я в качестве послания опускаю сейчас в океан, запечатана сургучом другой цитаты из того же О.Э.Мандельштама (его стихи, как Вы поняли, я люблю, а ещё - стихи А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А.Блока, И.Ф. Анненского, Н.С.Гумилёва, И.А.Бродского …).
Вот это стихотворение:
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, —
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
(1909)
«В сознании минутной силы» - это самое точное определение вдохновения, которое мне известно. Не минутная сила – только у Бога. Мой провиденциальный собеседник это знает.
Произведений: 11
Получено рецензий: 32
Написано рецензий: 39
Читателей: 2168
Произведения
- Бормотание устранившихся - без рубрики, 14.11.2009 15:41
- Попытка развития темы - без рубрики, 10.11.2009 13:42
- Реплики из ряда дополнительных кресел - без рубрики, 09.11.2009 09:34
- Когда мы стареем - иронические стихи, 07.11.2009 17:02
- Лунная колыбельная - без рубрики, 07.11.2009 16:30
- Два мнения о стихии - без рубрики, 03.11.2009 18:10
- Из цикла Охотоморская азбука. Бурундук - стихи для детей, 06.11.2009 19:21
- Из цикла Охотоморская азбука Йод и морская капуста - стихи для детей, 06.11.2009 13:26
- Из цикла Охотоморская азбука. Зима - стихи для детей, 09.11.2009 09:22
- Из цикла Охотоморская азбука Куропатка - стихи для детей, 11.11.2009 04:00
- Из цикла Охотоморская азбука Нерпы - стихи для детей, 11.11.2009 04:04