Анатолий Брехов
24 августа 2013 г.
"Когда Ты будешь у Стены Молчания,
Ты обо мне немного помолчи.."
М.Ф. Асламов.11.11.2011 г.
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл!? Благодарю!
Всё лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь:
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Не много пользы Вам узнать;
А душу можно ль рассказать?!»
(М. Ю. Лермонтов. Мцыри.)
Приехав однажды в столицу Дальнего Востока – Хабаровск (после окончания школы в пгт. Известковый в 1966 году), остался в нём и живу на протяжении более пятидесяти лет, пройдя все профессиональные ступени по жизни, от рабочего до инженера-руководителя высшего звена, от выпускника средней школы до специалиста (высокого уровня!) сварочного производства - руководителя сварочной лаборатории и главного инженера посварке - в крупных международных проектах (“Sakhalin-I”, “Sakhalin-II”, “Sakhalin-III” – строительство нефтеналивного причала в п. Де-Кастри и Киринского ГКМ на о. Сахалин). В те юные года, начала моей трудовой деятельности, я критически, впрочем, и до сих пор, оценивал свои поступки, разговаривая со своим отражением в зеркале, как - бы со стороны, отстраняясь от себя реального. Постоянно прислушиваясь к реакции «под ложечкой» - своей интуиции, пытался выбрать единственно правильное решение в той – конкретной ситуации, что впоследствии подтверждало правильность моего решения. Плохо понимая понятие и суть слова «философия», по сути, все мои действия, предварительно подвергались сомнению моего второго (внутреннего) я. Каждый день, оценивая себя – того зеркального, задавал себе вопрос: «Что сегодня сделал не так – неправильно?!» А может быть не совсем так, как надо было?! Оценивая свои действия и поступки (впоследствии), постепенно, по мере приобретения опыта, до меня стало доходить, то самое понятие- «философия». Стал понимать сущность самого слова и его содержание. И, с позиции собственного жизненного и профессионального багажа, могу сказать, что, оценивая свои предыдущие действия, принятые решения, я всё-таки, относился ко всему – философски, на основе своей интуиции. По окончании школы, выйдя в «свободное плавание» по волнам жизни, я (слишком!?) критически оценивал действия и понятия окружающих людей. По мере взросления и приобретения жизненного и профессионального опыта, я перестал торопить события слишком категорично оценивать других «человеков». Но выражение: «Кто не учится на ошибках других, тот учится на собственных ошибках!», по-моему, не соответствует сути сказанного. И, то, что человек – это, прежде всего «животное», а затем “ homo sapiens”, которое присвоило право, себе судит всё живое на земле. И, если это животное не хочет учиться после окончания школы, ища виноватых, тот должен обижаться на своё отражение в зеркале и причём здесь президент и кто-то другой: все находятся в одинаковых условиях (кроме, конечно «богатеньких буратино», хотя и «богатые тоже плачут») не хотят напрягать свое «серое вещество». С выражением: «Каждый творец собственной судьбы!?» - не могу не согласиться. Кроме выражения «судьбы»: так как в «судьбу» я не верю! Из всех моих одноклассников (с первого по десятый класс) кто хотел, тот продолжал своё обучение и продвигался вверх по ступеням жизни и карьерного роста, а кто не хотел, тот искал и до сих пор ищет виноватых. Среди животных, коим является человек, выживают те, кто продолжает, постоянно, обучаться и приобретать знания для продолжения своего рода, что свойственно и закономерно в любом сообществе. До сих пор, с младых ногтей, учился и продолжаю учиться. И глядя в зеркало, убеждаюсь: «Я был прав Тогда и Теперь!» Да и об этом говорят мои Друзья и мои жизненные достижения. “В Зеркале каждый видит то, что хочет” – это моё, личное, заключение! Зеркало – гладкая поверхность, предназначенная для отражения света (или другого излучения). «Зеркало – это Отражение!» «Зеркало – это Память!» «Зеркало - это Опасность!» «Зеркало – это Напоминание!» «Миф нашей молодости разбивается о зеркало». Антоний Регульский. «До чего же не похоже на правду то, что женщина видит в зеркале!» Янина Ипохорская. Надпись на зеркале: «Другие не лучше!» Александр Дашевский. "Бог - это зеркало, в котором ты видишь себя, а ты являешься Его зеркалом". Мой совет: “Чаще смотри, уважаемый читатель, в Зеркало”.
Чётко помню, как сейчас, 27 октября 1966 года я познакомился (по воли Его Величества Случая!) с Асламовым Михаилов Феофановичем на презентации его стихов в ДК «Строитель», что в микрорайоне Стройка г. Хабаровска. (В то время я проходил обучение с 1 августа 1966 года по специальности газоэлектросварщика в «ХГПТУ-20»), после получения образования (10 классов – по новой программе в 1966 году) в общеобразовательной школе СШ-170 с трудовым обучением и присвоением мне специальности токаря III р. после прохождения производственной практики в «ИВК» – (Известковская воспитательная колония для малолетних правонарушителей т.к. в нашей школе не было токарных станков 1К62М для прохождения производственной практики) пгт. Известковый, Еврейской автономной области, Облученского района, (в то время Хабаровского края). Необходимо отметить (для полноты информации и справедливости ради!?) Аттестат об образовании получала моя мать Брехова Елизавета Яковлевна …с мая по июль 1966, включительно, я находился в Верхнебуреинском районе в Ленинградской поисковой партии «п./п. №35» в 72 км. (на «МИ-2») от ст. Таланджа, где заработал неплохие деньги для начального проживания в городе. Наш палаточный город ласково назывался «Ласточка». Почему?! История об этом умалчивает, да и меня, собственно, это не интересовало в мои, неполные, восемнадцать. О том времени, вскользь, есть упоминание в стихотворении «Нашу Ласточку» – помню поныне…»
По окончании презентации, как и основной массе участников мероприятия, мне хотелось заполучить автограф от земляка: поэта – дальневосточника. Дождавшись своей очереди, я протянул свой блокнот Михаилу Феофановичу с просьбой написать что – нибудь на память об этой, как потом оказалось, не последней и знаменательной (для меня!?) встрече в предстоящем – далёком будущем: в преддверии 80-ти летия (29 сентября 2009 г.) и 85 – ти летия 28 сентября 2014 года, 14 июня 2017 года, Михаил Феофанович, недолго думая, написал несколько строк, получившие продолжение, как ответ, через сорок с «хвостиком» лет:
«Друг мой,
Ехал я сюда «в наитии»,
Был на вечере в «Строителе».
Хоть встреча наша была коротка,
Запомнится нам на века.
Что написать тебе ещё?
Всё было очень хорошо!»
Я с благодарностью вспоминаю Директора и весь преподавательский коллектив «ХГПТУ-20» (особенно мастера производственного обучения нашей дружной группы 19-20 – Трофимова Григория Васильевича, являющего для меня другом и где – то даже заменившего мне отца: всё свободное время, в том числе и праздники, я проводил в кругу семьи Трофимовых). Окончил училище в 1968 году с Дипломом «с отличием» и присвоением мне квалификации «газоэлектросварщика 4 р.» - единственному из 421 человека, получившего документ об образовании.
Может быть мне кажется, а может быть это было закономерностью, но на моём жизненном пути встречались очень умные и добропорядочные люди и профессионалы своего дела, как вовремя моего обучения в начальной школе «НШ-200» и средней «СШ-170» пгт. Известковый, так и впоследствии моего обучения в «ХЛТТ» (Хабаровский лесотехнический техникум, где я защитил дипломную работу «с отличием») и в «Хаб. ИИж-дТ»е – ныне «ДВГУПС» - Дальневосточный Государственный Университет Путей Сообщения.), «ХПИ» (Хабаровский Политехнический институт – ныне ТОГУ) г. Хабаровска. Также и в «ВЗМИ» (Всесоюзный Заочный Машиностроительный институт г. Москва 1985 год) тоже с отзывом на дипломную работу Главным Сварщиком ММСС (Министерство Монтажного Специального Строительства): «Работа заслуживает отличной оценки» - диплом «с отличием» и аттестации на должность главного сварщика».
За первые девятнадцать лет (27.07.1968 г. по 25.12.1982) в сварочной лаборатории Управления Механизации треста «Дальтехмонтаж» - «УМ» «ДТМ» и на Заводе Монтажных Заготовок - «ЗМЗ ДТМ» при постоянном повышении своего общеобразовательного и профессионального уровня (в качестве сварщика 4 р., 5 р., 6р., когда первичная парт. организация КПСС (Коммунистическая Партия Советского Союза) «УМ» «ДТМ» меня избрала неосвобождённым секретарём парт. организации и бригадиром сенокосной бригады. Наша бригада заготовляла сено для Веринского совхоза Лазовского района в п. Могилёвка – вот там и сочеталось «приятное» с «полезным»!?), а с 1982 года по 2014 год (последние тридцать лет!) – в качестве начальника сварочной лаборатории и главного сварщика в ПТМНО «Дальорглестехмонтаж», «12 АРЗ МО РФ», «ЗАО – ДЭМ - Регион», «УМС-797» ФГУП «ГУСС Дальспецстрой» при Спецстрое России»,ЯМАТА ЯТЫРЫМ ИНШААТ ТУРИЗМ ВЕ ТИДЖАРЕТ АНОНИМ ШИРКЕТИ" "YAMATA YATIRIM INSAAT TURIZM VE TIGARET ANONIM SIRKETI" (ТУРЦИЯ) мне выпала счастливая возможность обменяться опытом и приобрести друзей из ГДР (1972 год – реконструкция «ХНПЗ», 1976 год – строительство Завода Алюминиевых Строительных Конструкций им. Сидоренко-из Италии и Японии в городе Хабаровске, 2005 – 2007 год строительство нефтеотгрузочного терминала в пгт. Де-Кастри, проект «Sakhalin-I» - из Голландии, Америки, Южной Кореи, 2012 год – строительство УКПГ «Киринского ГКМ», о. Сахалин, проект «Sakhalin-III», 2012 -2014 год – реконструкция «НПЗ» фирмы «Альянс» в г. Хабаровск, Генеральный подрядчик Филиал испанской акционерной компании с ограниченной ответственностью «Техникас Реунидас. С. А.»(Испания), субконрактор-ЯМАТА ЯТЫРЫМ ИНШААТ ТУРИЗМ ВЕ ТИДЖАРЕТ АНОНИМ ШИРКЕТИ" "YAMATA YATIRIM INSAAT TURIZM VE TIGARET ANONIM SIRKETI" (ТУРЦИЯ. С особой благодарность вспоминаю всех коллег фирмы и тех. директора (mister Dgem Kushlar.)
Могу констатировать:сварщиком я стал «случайно», хотя все случайности – закономерны:
«Занесло» меня в «фазанку», (после школы) я скажу, «СЛУЧАЙНО»:
С первого захода в «политен» тропу не протоптал,
(Но зато потом, опять «НЕЧАЯННО»),
Я в «Хаб.ИИж-дТ» «за коллектив попал».)
Ну, а в «политене» я учился позже,
Пожелания «Августы» в реальность претворил.
О таких людях скажу я всё же:
«Их Всевышний, точно, сотворил!»
И с позиции времени реальной,
Не кривя душой – изобретением гениальным,
С чистым сердцем, от души, скажу спроста:
«Пусть живёт, хоть лет до ста, Пастухова Августа!»
Кстати,Пастухова Августина Филипповна один из уважаемых мною преподавателей (в 10 классе органическая химия – от «зубов отлетала»). Игорь Руфьевич Комогорцев (преподаватель физики, первый руководитель и «душа» общественной организации в посёлке –«ЮДМ» – это с его подачи я читал лекции в пятых, шестых, седьмых классах по «Нюрнбергскому процессу» над нацистскими преступниками) – самый почитаемый учитель нашей школы, как и его супруга Спицина Тамара Трофимовна (преподаватель литературы)–наш директор «СШ-170».Не могу не сказать несколько добрых строк в адрес Шафранской Миры Давыдовны (мой уважаемый учитель «великого и могучего») и её мужа Шафранского Григория Михайловича (преподаватель географии), Хариной Нелли Дмитриевны (учитель биологии и просто умный и добрый человек), Мирошниченко Маргариты Григорьевны (интересный преподаватель истории, красивая женщина и моя соседка по дому на ул. Амурская 1 «а»).А Бирюков Иван Михайлович?!Умница!!!Преподаватель «широкого профиля»: по рисованию, черчению, пению, заядлый и самый удачливый рыбак-поймал тайменя кило на тридцать, - он угощал своими уловами весь преподавательский коллектив, - остальное сдавал в нашу школьную столовую. Из поездок на природу он привозил свои акварели, которыми мы все очень гордились. Этот список можно продолжать до бесконечности:все они заслуживают самых добрых слов и благодарности.Надо сказать, что преподавательский коллектив нашей средней сто семьдесят впитал и претворял в процесс обучения и воспитания своих воспитанников всё самое наилучшее с момента открытия «нашей альма-матер» в 1939 году. Наши старшие друзья вкладывали в нас не только знания, но и свою душу, работая, практически, чуть – ли, ни круглые сутки: в школе и посещая наши семьи.До сих пор я с благодарность и любовью помню о них.
Учиться – мне нравилось, учился и учусь постоянно и с удовольствием, практически с детства, и на протяжении всех шестидесяти девяти, т. е. – по настоящее время. Мне не мешали постоянные, долговременные командировки: сорок пять – девяносто суток, благодаря которым сочеталось «приятное» с «полезным». Как Вы сами понимаете, многих мест (по собственному!) желанию я бы, навряд ли, посетил.Но это не мешало мне учиться на вечернем факультете–приходилось во времена коротких перерывов ускоренно сдавать «хвосты». В деканате с этим мирились – с долгами расправлялся в отведённые мне сроки и всегда сам с одного захода.Надо отметить, лишь один раз декан нашего факультета-Крупа Анатолий Иванович–предложил мне «академ», который я успешно использовал: заочно в «ХЛТТ» защитился на «отлично» на факультете «ПГС» с получением Диплома техника-строителя.Чему были все рады, в том числе и я–особо! А Канунников Михаил Фёдорович !? Профессор, преподаватель химии в «Хаб.ИИж-дТ»– друг профессора Николая Леонидовича Глинки — русский, советский химик, доктор педагогических наук, «Заслуженный деятель науки РСФСР»–создателя «Общей химии» для вузов (как он любил говорить: «Чтобы получить «отлично»-надо знать предмет лучше профессора!», а я умудрился заработать «отлично» с первого семестра, как и по «неорганики», физики, черчению, «начерталки», обучаясь на вечернем факультете, это было исключением). После первой сессии Михаил Фёдорович предложил мне работу на кафедре химии…, что было высокой оценкой моих знаний по химии и большой неожиданностью,(для меня!?) и уважением моих сокурсников. Мои знания химии, физики, биологии, черчения, рисования, русского языка, литературы, «начерталки», «термеха», сопромата - пригодились мне в дальнейшем: компьютером (в совершенстве!?) я овладел сам и вот теперь «пристрастился» к стихотворчеству, (благодаря Анатолию Петровичу - любителю стихотворчества во время работы на 12 – ом Авиаремонтном заводе МО РФ. А так же в 90-е годы при обучении «фазанов» в «ПУ-20» и «РАПШ -32» (Российско-Американская Профессиональная школа) сварке и сварочному производству. Кстати, о связи «случайности» с её закономерностью: по окончании ГПТУ -20 я, не мог и предположить, что буду обучать таких же «фазанов», каким являлся сам. Что «случайно», а что закономерно можете решать сами, дорогие друзья-читатели. В 1995 году мне пришлось наведаться в училище по поводу начала моей трудовой деятельности (для восстановления трудовой книжки украденной, или утерянной при прохождении очередной мед. комиссии). И, когда директор училища-Казинников Б. В., узнал, что я с «отличием» окончил данное заведение, предложил мне (с техническим, без педагогического образования) работу по обучению пацанов технологии (теории и практики) сварки по 12 разряду ТКС, хотя весь преподавательский (профессиональный с институтским, педагогическим образованием) коллектив имел 8—9 разряд, а сам директор-14 разряд и опыт работы в МВД (полковник).Сами понимаете, что это для меня было и неожиданно и, откровенно, — приятно! Что в данном случае было «случайно», а что закономерно?! Несмотря на все сомнения и «охи» - со всех сторон, я смог «подобрать ключики» к душам и характерам моих подопечных, хотя, как потом я узнал «по секрету» от одного из учеников, они устраивали мне проверку «на вшивость» и «собачью выдержку» в течении первых месяца-двух! Преодолевая каждодневные коллизии и «сюрпризы», я успешно (даже весьма?!) научил, отучил, выучил и выпустил за (годы работы - неполные восемь лет!) не одну сотню специалистов по сварке, которые, повстречав меня через многие годы, благодарили меня за то, что я с ними «нянчился» и «возился» и не бросал их в трудные для них моменты, а кое-кого и спас от «турмы» — случаи были разные и предостаточно!.До сих пор помню, как с подачи Гончарова Сергея (в начале моей трудовой деятельности мы работали с его матерью на одном предприятии-Заводе Монтажных Заготовок треста «Дальтехмонтаж») меня стали приглашать мои ученики к себе домой на чай с тортом -поголовно! Что помогало мне во время работы в училище? Во-первых, свой опыт учёбы в ГПТУ-20, во-вторых, знания, приобретённые за годы учёбы в техникуме, институтах и естественно,-пример моего мастера п\о Трофимова Григория Васильевича, соответственно - весь предыдущий производственный и (богатый!) жизненный опыт.
По роду работы и для подтверждения своей квалификации по специальности и уровня знаний каждые год – два проходил переаттестацию. Для чего необходимо знать и быть в курсе всех технических и технологических требований, нормативной и технической документации, как российской, так и зарубежной, знать новую технику, используемую в сварочном производстве и около него. В противном случае невозможно было быть востребованным, как в «застольном» Советском Союзе–СССР, так, тем более, в современном «демократическом» обществе с его жёсткой конкуренцией.Не смотря на все катаклизмы и перемены, на протяжении всех пятидесяти лет моей трудовой деятельности я был востребован, как на российском рынке, так и совместном - с иностранными производителями из разных стран, продвигаясь по производственной и служебной лестнице во времени.
Началом моей трудовой деятельности, наверное, можно считать совместную посадку картофеля на нашем «загородном» участке с моей матерью в восемь лет, после их развода с отцом в 1956 году. Потом, в школьные годы – на каникулах, в нашем лесхозе, где мы сажали и пропалывали саженцы деревьев. Мой заработок, по тем временам, на который я приобрёл свой первый фотоаппарат «Смена-2»,составил (аж!?)одиннадцать рублей в ценАХ реформы 1961 года.Этот первый фотографический опыт пригодился мне в последующем при использовании более дорогой и технически сложной фото-, кино-, видео-, радио -, теле аппаратуры, но эта «Смена» хранится, как самая дорогая вещь.Кстати, до сих пор работает исправно. Так же как и «ЗениТ -TTL», «ЗЕНИТ -19», мини фотоаппарат «Киев - 4», кинопроектор «Русь -2»,8 – ми мм. кинокамера «Экран - 4», кстати: к киносъёмке меня пристрастил мой старинный друг и товарищ Зорин Евгений Романович (в времена проживания в «общаге» № 8 на Краснореченкой 51), с которым дружим по н. в.. А в старших классах: 7-8-9 – мать «устроила по блату» меня на работу путевым рабочим: вначале крутил гайки на 42 в рельсовых соединениях (до обеда в нечётном направлении, после – в чётном), затем носил шпалы и «пришивал» рельсы к шпалам, забивая костыли 8-ми кг кувалдой с трёх раз,что было особым шиком на ночных выездах на так называемых «окнах» в час ночи, а порой – до утра. Хотя я являлся «малолеткой», работал, как остальные рабочие, правда, с тремя выходными. И зарплата была не меньше остальных рабочих. Без спортзала и фитнеса мой пресс был «в клеточку».О прошлом вспоминаю без сожалений, но с глубоким уважением и благодарностью к прошлому. Всё это закалило мой характер: всего по жизни добивался всегда сам–своим умом и знаниями–все свои почти семь десятков лет без блата и «волосатой руки». Хорошо ли это, или нет!? Мне – пригодились!
«Так получилось: по ступеням шёл всегда я «в гору».
И первая ступень осталась, где-то таааам!
По жизни-лестнице – своей дороге
Свой путь держу, чего желаю Вам!»
Все пятьдесят лет своей трудовой деятельности (так получилось!!!) я шёл вверх по ступеням профессионального мастерства – (всегда вверх!!!), обучаясь и совершенствуя свои знания и опыт.
На мою сложную и насыщенную событиями жизнь выпало много испытаний и трудностей, как я, теперь, осмысливаю прошедшее с высоты своего опыта, количества прожитых лет: расставание моих родителей (в мои неполные восемь!), трагическое происшествие (на моих глазах и в моём присутствии) в мои десять, которое потом привело к преждевременной кончине моей матери 19 марта 1968 года.
«…И сейчас, когда я её старше, вижу я сквозь десятки лет:
Ночь, фонарь, сто семнадцать ступеней –
Финский нож – лишь в одно мгновенье –
Мать мою искромсал, как хлеб…»
По факту, с шестнадцати, я строил своё настоящее и будущее своими руками и умом на фундаменте, приобретенном в школе и семье. Учился и работал, совмещал «полезное с приятным»: до сих пор не могу отделить одно от другого. И по настоящее время не могу остановиться в этом симбиозе происходящего. Лишь по этому (уверен!!!) я ощущаю постоянную потребность в получении информации и знаний. Как писал в предисловии:
«Жизнь – превратилась в точку…».
… «Количество собралось в «чёрную дыру»…
«Пороги – пройдены, мосты – не раз горели.
И сожжена та лестница, которой не забыть!!!»
- Сожжена в буквальном смысле!!!... – это не художественный вымысел.
Наверно,поэтому появилась потребность «изложить всё на чистом листе!»
Я - благодарен матери и отцу,родной школе, всем родным и близким, друзьям, моей «малой» Родине -(пгт. Известковый) и большой-(СССР) за тот опыт и знания, которые – так или иначе – пригодились мне в преодолении всех трудностей по ступеням такого сложного философского понятии, как Жизнь.
С уважением Ваш «Летописец»-Известковец, Дальневосточник Брехов Анатолий.
https://ridero.ru/books/polestnice_vremyon/
***
Произведений: 345
Получено рецензий: 37
Написано рецензий: 128
Читателей: 18779
Произведения
- Мы на пути к... прогрессу!? - гражданская лирика, 22.11.2013 05:21
- Кому везёт... - философская лирика, 25.11.2013 08:50
- так кто ж ты, наконец?! - философская лирика, 20.11.2013 07:20