Итоги 245 конкурса На досуге

Дорогие друзья, подводим итоги 245-го КОНКУРСА НА ДОСУГЕ по теме:
               
                Imponit finem sapiens et rebus honestis

              МУДРЫЙ СОБЛЮДАЕТ МЕРУ И В ДОСТОЙНЫХ ДЕЛАХ

                [Ювенал, "Сатиры", VI, 444]
            ________________________________
 
  Какова мера успеха? Некоторые, возможно, удивятся. Успех нельзя ограничивать. Он - или есть, или его нет. Но чем его можно измерить? Оценками? Аплодисментами? Наш проект имеет свой ответ на этот вопрос: замеченными находками! И поэтому комментарии желательны. На днях один гость зашёл и удивился. Оценки 9, 10 или 9,5 и 10. Почитал, ничего особенного. А некоторые стихи, редко, но очень нравятся. Всегда ли они оценены адекватно и отражают ли итоги реальное положение дел? Надеемся на это. Ведь даже нюансы при голосовании с разницей в полбалла или 1 балл в сумме делают своё дело. А почему высокие оценки? Да потому что наш участники не обращают внимание на недостатки, а концентрируют внимание на достоинствах. Но не все их видят, особенно если читать поверхностно. Это о мнении со стороны. И ещё важно учитывать, что не могут стихи всем нравится, как и люди...
_______________________________

1-е место (500 баллов) получает автор  стихотворения:

№8. "Трудно быть мудрецом..."        (автор Бабка-Ёшка)

Премудрость собирая по крупицам,
"Познай себя" – советовал Сократ.
В делах достойных соблюдай границы,
Не торопи желанный результат.

Мудрец не тот, кто всех чему-то учит,
А тот, кто ищет верные пути.
И не всегда прямолинейность лучше,
Бывает проще гору обойти.

Один стремится к высшим идеалам,
Другой живёт спокойно в шалаше...
Кто знает меру и в большом, и в малом,
Гармонию найдёт в своей душе.

Попробуй в споре устранить причину,
Чтоб наступила тишь да благодать...
Но эту золотую середину
Не каждому по силам отыскать.


2-е место (400 баллов) получают авторы стихотворений:

№9. В ответ               (автор Екатерина Давыдова-Бабочкина)   

«Здорово, друг!
Письмо я прочитала.
Ты, может, ждёшь сочувствия в ответ?
Ты думал, что там солнце ярче? Нет!
То просто был оптический эффект –
Обманчивое, призрачное гало.

Ты пишешь, в целом у тебя неплохо.
Пусть солнце светит так же, как у нас,
Но всё же проще удержать баланс,
Коль воду пить, а не прокисший квас
С тягучей горечью чертополоха.

Я понимаю все твои обиды:
Жаль, что полёт отложен на потом.
Ты здесь шёл в лобовую, напролом,
А там что? Крылья сдал в металлолом,
Разбившись в хлам о визы и кредиты?

Ты прав, во всём должно быть чувство меры.
И твой баланс – вагон, перрон, вокзал.
А здесь наш мир в экстремумах застрял:
В одних – безмерен памяти провал,
В других – безмерны честь и сила веры.

И землю жаль: вся высохла от горя.
Один киркой без устали стучит,
Чтоб разбудить подземные ключи –
А кто-то толерантно промолчит.
Ты прав: всё относительно. Не спорю.

Ты прав, добро не машет кулаками!
Но не берись хотя бы осуждать
Всех тех, кто жизнь осмелился отдать,
Чтоб ты сейчас в тепле мог есть и спать,
Свой пацифизм лелея на диване.

Прощай, мой друг!
Теперь твоя дорога
Ушла туда, за дальний горизонт.
Ты там разнообразишь генофонд –
Мы ж остаёмся делать капремонт.
А совесть – это наша мера Бога.»


№10. Вера               (автор Лео-Света)

Ходили разговоры в коллективе:
«Да как она ей может помогать?
Сама без новой куртки и ботинок,
Но Тоньке сумки принесла опять.

А та берёт, как должное, продукты,
Стараясь этикетки разглядеть,
В руках все упаковки долго крутит,
А Вера ей: «Бери, просрочки нет»».

Жалеет, что у той детишек трое,
От тяжкой доли выглядит старей,
Накрыло жизнь её большое горе:
Больная мать в постели, муж в тюрьме.

И сердце содрогается у Веры,
Опять несёт одежду и еду.
Клеймят другие Тоньку: «Эта стерва
Сама себе накликала беду.

Всё время пилит Веру, осуждает,
И косточки ей моет за углом.
Нет совести совсем, язык, что жало,
Наказывает Бог и поделом».

Всё это честно Вере рассказали,
Чтоб с помощью немного ей остыть.
Глаза блеснули чистыми слезами:
«Мне жалко Тоню. Злом не будешь сыт».

«Добра не сделав, худа не получишь,
Отзывчивости надо меру знать».
Но бескорыстен милосердья лучик,
Беду детей поймёт любая мать.

И Вера вновь несёт детишкам фрукты,
Конфеты и печенье с молоком...
Считает «мерить чувства» делом мутным:
«Я Тоне помогу. Ей нелегко».


3-е место (300 баллов) получает автор стихотворения:

№5. Чувство меры      (автор Людмила Преображенская)

Заскрипит недовольно под белкою сук,
Полоснет по щеке яркий солнечный лучик,
Вспомню ссору вчера, как ругался супруг,
Упрекал за мой нрав и характер колючий.

Чья же эта вина, что не слышу его,
Каждый шаг, каждый жест презираю безмерно,
Я другая совсем, все мое естество —
Из далекой эпохи жестокой пещерной.

Будто словно вчера я взошла на ковчег
И внимала словам, как быть важно разумной,
Что вся суть в чувстве меры, что я человек,
Что потоп от дождей, вниз пролившихся шумных.

Словно муть изнутри поднимается злость,
Если тварь я и зверь, на других не похожа,
Как же так получилось, что мне довелось
Дверь в то время открыть, снять пылищи рогожу.

На развилке миров я смотрела в окно
И мечтала о том, чтоб стать снова счастливой,
Чувство меры, расчет — это мне не дано,
Просчитав каждый ход, выйти в дамки красиво.

Муж, как старый пророк, рассудителен, строг,
На семейном ковчеге он бог и начальник,
Он не верит в знаменья и подлый слушок,
Что закон в нашей жизни не мера — случайность.

Я оставлю ему его строгость идей,
Что в ошибках любых только я виновата,
Что не надо беситься, а жить без затей,
В этой логике он безусловно новатор.

 
888888888888888888888888888888888

Остальные стихи участников можно прочитать здесь: http://stihi.ru/2025/04/06/7722

Поздравляем победителя и призёров! Переводим призовые баллы тем, кто от них не отказался:

 3132 11.04.2025 00:54 Перевод автору Бабка Ёшка -510
3131 11.04.2025 00:53 Перевод автору Екатерина Давыдова-Бабочкина -408
3130 11.04.2025 00:53 Перевод автору Людмила Преображенская -306

Успехов вам во всех делах на неделе и здоровья! Мирного неба!

 Друзья! Если желаете продолжить работать над конкурсным текстом с помощью опыта наших участников, располагайте текст открыто в рецензии. Так Вы даёте понять, что открыты к критике и замечаниям, а также добрым советам!

Публикации новых стихов наших участников:

1. Бабка Ёшка "Трудно быть мудрецом..." http://stihi.ru/2025/04/06/2790

2.Ольга Бурыгина. "Счастье может быть безмерным" http://stihi.ru/2025/04/08/7112

3. Александра Буткова "Мэри и мера" http://stihi.ru/2025/04/08/8495

4. Лео-Света "Вера" http://stihi.ru/2025/04/07/1325

5. Людмила Преображенская "Чувство меры" http://stihi.ru/2025/04/09/4429

6. Шик Арина "Скатертью дорожка" http://stihi.ru/2025/04/09/430

7. Каринка Захарова "Не нервничай" http://stihi.ru/2025/04/11/4602
...

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Поздравляю победителей конкурса. Большое спасибо авторам, кто проникся моим стихотворением и высоко его оценил.
Татьяна, спасибо за тему – она оказалась очень актуальной, жизненной и разносторонней.
Голосование, как всегда, было очень разнообразным – один стих получал и 7 балов, и 10. Что ж – у всех разные вкусы и требования к стихам.
---
К вопросу о голосовании – мне хочется спросить Фиделя – когда он перестанет ставить зеркальные оценки? Я давно заметила, что Фидель ставит оценки зеркально – что ему поставят, то он и вернёт. Бывают редкие исключения, которые лично мне тоже понятны.
Возможно, со мной кто-то не согласится, но я уже больше года наблюдаю эту картину.

Оценки, которые ставит любой автор, характеризуют его поэтический уровень – если слабому стихотворению автор ставит высший балл, то тем только самому себе оказывает медвежью услугу. Не страшно не выйти на призовое место, страшнее покривить душой и предать свои принципы (если они есть, конечно).

Всем желаю добра и понимания, объективности, искренности и честности.
И,конечно же, вдохновения на новые стихи!

---
Татьяна, прошу мои призовые баллы оставить на площадке.

Лео-Света   09.04.2025 08:04     Заявить о нарушении
Добрый день. При голосовании оценки совпали лишь в 5 из 13 случаев.
...при голосовании по тексту 10 можно отметить его регулярный размер, чёткий ритм и точную рифму. Стихи соответствуют тонической системе (4-х ударный ритм), количество смешанных гласных в норме, есть 5 сбойных строф. Этим обусловлена его оценка 9. Схожее обоснование было представлено по тексту 7 ещё вчера. Рецензий же к своему тексту найти не удалось, как впрочем и ко многим другим, особенно в при занижении оценок у авторов 2, 3, 12, 14 по сравнению с другими рецензентами.
В целом же конкурс показал высокий уровень поэтического мастерства авторов, которым можно пожелать дальнейших творческих успехов.

Фидель Сагитов   09.04.2025 08:06   Заявить о нарушении
//Рецензий же к своему тексту найти не удалось// - вот это замечание мне нравится больше всего)). - Фидель, Вы большинство замечаний к своему тексту удаляете.
Вот и в последнем конкурсе - я сделала замечания и оно благополучно исчезло. Вы поблагодарили меня и Наталью(хотя её замечания не было). У меня сразу вопрос "А что, так тоже можно было?" Тогда и понятно "редкое исключение"- за помощь в личке.
А характеристика моего стиха- увы - по шаблону, которая меня нисколько не трогает(читала не раз как под копирку к другим стихам).
Продолжайте в том же духе- ждите всех оценок. Таки да((.

Лео-Света   09.04.2025 08:23   Заявить о нарушении
...не рецензии, скорее обоснования, которых нет при голосовании, где оценки совпали лишь в 5 из 13 случаев.

Фидель Сагитов   09.04.2025 09:20   Заявить о нарушении
А обоснование ищите в своей же системе. "Ты мне 7. Хорошо, буду добрее-8 (может сработает)" и подобные.

Лео-Света   09.04.2025 09:33   Заявить о нарушении
Лео-Света, а почему 7?обоснуйте пожалуйста.. Очень маленькое, простая рифмовка, банальные рифмы и смысл и тд очень интересно, как теперь оценивают я стихи, тем более если учесть, что это конкурс-блиц, в основной массе это должны быть экспромты, так ли это?..

Наталья Радуль   09.04.2025 09:47   Заявить о нарушении
Наталья, я не о своих оценках пишу. И Семёрок я никому не ставила.

Лео-Света   09.04.2025 09:51   Заявить о нарушении
Да и подобные комментарии, которые Вы озвучиваете, нельзя писать к оценкам. В период голосования можно писать лишь о достоинствах. Пока более менее развёрнутые комментарии даёт только Арина. А если Вы лично хотите, чтобы Вам замечания сделали, разворачивайте для этого рецензию)).



Лео-Света   09.04.2025 09:55   Заявить о нарушении
//если учесть, что это конкурс-блиц, в основной массе это должны быть экспромты, так ли это?.. // - Наталья, такие вопросы можно ведущей задавать. А я здесь такая же участница, как и Вы. Могу только своё мнение озвучить. - Конечно, порой стихотворение надо писать долго- 3 дня и больше. Но и за двое суток можно качественно отредактировать стихотворение. Если стихи автору даются легко, то разве надо его вымучивать- стих просто льётся. Но иногда стоит поработать над рифмой- посмотреть - не много ли простых грамматических рифм? А может затесались такие, как "ботинки-полуботинки"?- Я в этом конкурсе делала замечание по однокоренным рифмам, но автор не исправил...А если таких рифм не одна, то какая должна быть оценка? Или фразы повисают в воздухе. Считаю, что у всех авторов, которые уже не первый год участвуют в конкурсе На Досуге достаточно опыта, чтобы, быстренько написав, хотя бы самому проверить свой стих построчно, прочитав вслух на ритм, на рифмы...

Лео-Света   09.04.2025 10:14   Заявить о нарушении
Лео-Света, полностью Вас поддерживаю во всех пунктах, включая и о голосовании Фиделя - давно вижу этот его зеркальный подход в голосовании. Смешно уже просто ))

Лично мой подход в голосовании таков: если не согласна с содержанием или не понимаю его, то оцениваю только технику (ритм, рифмы, лексика), при этом ненавижу глагольные и прямые грамматические рифмы, а так же - нарочито или небрежно пониженную (в т.ч. тюремную) или чужеродную общему стилю текста, лексику.
И очень ценю в стихах Поэтичность или важную/ценную Мысль, хотя бы одну.. Кстати, в Ваших стихах это всегда присутствует )

Мария Абазинка   09.04.2025 11:01   Заявить о нарушении
Благодарю за понимание, Мария. Да, я тоже в начале своего творчества употребляла глагольные рифмы, но уже много лет на них табу. Должен же человек совершенствоваться. Но на присутствие одной глагольной рифмы в чужих стихах порой уже закрываю глаза, особенно, если другие достоинства перевешивают.

Лео-Света   09.04.2025 11:26   Заявить о нарушении
Оценки совпали лишь в 5 из 13 случаев. Их можно обосновать, примеры приведены. Но как можно было в "На досуге-244" в двух единственных произведениях гражданской лирики патриотической направленности рецензенту не найти достоинств, оценив 6 и 7 (при средней оценке всех авторов 9,5)? Дело в авторах или в гражданской позиции?

Фидель Сагитов   09.04.2025 11:49   Заявить о нарушении
Фидель, у нас шкала оценок какая, помните? - от 1 до 10. Если оценка 7 - значит достоинства найдены, целых 7.

Мария Абазинка   09.04.2025 12:06   Заявить о нарушении
"Но на присутствие одной глагольной рифмы в чужих стихах порой уже закрываю глаза" - а здесь срабатывает наша тема состоявшегося Досуга, т.е. то самое чувство меры. Я тоже допускаю за норму одну глагольную или пару прямых грамматических рифм в чужих стихах, если они написаны для детей или в стиле народного творчества.
Иногда некоторые авторы пытаются защищаться, приводя примеры классиков с глагольной рифмой. А я думаю, что мы все, современные поэты, должны быть ответственны перед будущими поколениями поэтов за то, чтобы техника стихосложения не становилась хуже классиков, не оставалась прежней, а развивалась. Ведь должен же быть прогресс во всём, хотя бы отчасти..

А о важности как формы, так и содержания в стихах хорошо сказал Саша Чёрный:

Два толка

Одни кричат: «Что форма? Пустяки!
Когда в хрусталь налить навозной жижи –
Не станет ли хрусталь безмерно ниже?»

Другие возражают: «Дураки!
И лучшего вина в ночном сосуде
Не станут пить порядочные люди».

Им спора не решить... А жаль!
Ведь можно наливать... вино в хрусталь.

Мария Абазинка   09.04.2025 12:49   Заявить о нарушении
Очень рада, что моя единственная 10-ка совпала с результатами конкурса - 1 место! Света, поздравляю!
Согласна, насчёт рифм, что глагольные и прямые грамматические, однородные рифмы могут быть, но в меру. На одну я согласна. Не все точные рифмы хороши.
Именно в этом проекте, где учитываются при оценке именно достоинства, желательно помнить об этом, и не удивляться, если оценки невысокие при злоупотреблении именно такими рифмами. Да, сюжет, средства выразительности, идея раскрытия темы, лингвистические находки - всё это важно, но и рифмы тоже. Если они банальны, то к достоинствам не отнесёшь. И потому такие стихи уступают тем стихам, где автор поработал над разнообразием. Думаю, большинство это понимают и осознанно идут на это, не обращая внимание на разнообразие рифм. Если оценка 7 в моём шорте, значит, кроме банальности рифм и другие аспекты оставляют желать лучшего, и достоинств найдено ещё меньше в совокупности. Просто наличие рифм в тексте и отношение к теме в стиле "экспромта" - этого недостаточно. Как отметила Мария, должно быть что-то важное, глубокое, над чем можно задуматься, что поможет не забыть то, что прочитаешь... Оригинальность, другими словами. ИМХО.

Всем желаю озарения!

Шик Арина   09.04.2025 16:43   Заявить о нарушении
Арина, спасибо! Правда, 1-е место у Наталии(Бабки Ёшки). У меня - 2-е. Но считаю это очень высоким результатом.

Лео-Света   09.04.2025 17:23   Заявить о нарушении
Проглядела, простите. Да, любое призовое место - это высокая коллективная оценка, и о многом говорит.

Шик Арина   09.04.2025 20:21   Заявить о нарушении
Итак, все дело в рифмах! А я думала в размере, логаэд ведь в почете! 😂

Наталья Радуль   10.04.2025 04:56   Заявить о нарушении
Достоинством может оказаться всё, что угодно, кроме банальности и неудачных моментов. Я лично достоинства выискиваю. Нахожу меньше, чем у других - оценка соответственно ниже. Всё очень просто. На этот Блиц и акро стихи писали и авторскими находками баловались, и много ещё чем. А если все мы будем писать 4-х стопным ямбом, как под копирку, с примитивными рифмами, раскрывая тему в лоб - с ума можно сойти, а проект пора заканчивать. Но... кто как пишет, так и судит. И в этом есть неприятный момент. Поэтому относительно высокие оценки всем, на всякий случай - это спасение! Если со мной не согласны - поясните-ка в следующий раз свои оценки, с подчёркиванием достоинств! Почти уверена, что и половины некоторые не смогут найти. А ведь если всё перечислять - рецензия станет очень громоздкая - это я о своём голосовании... и притом, я некоторых своими размышлизмами раздражаю.

Шик Арина   10.04.2025 22:27   Заявить о нарушении
Света, поздравляю с успехом в конкурсе! Насчёт баллов услышала, спасибо.

Маллар Ме   11.04.2025 00:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.