Раскрытие центров. Огонь и лёд. Е. Рерих

Когда обруч Братства касается, всегда получается вращение центров.

Огонь и лёд
В ходе самой опасной фазы Огненного опыта, пройденной Еленой Ивановной зимой 1928 года, ей предстояло испытать и эффект туммо, или «внутреннего огня». Реакция её организма на воспламенение сразу нескольких высших центров напоминала состояние тибетских йогов, практикующих туммо – при страшном холоде, от которого страдали все члены экспедиции, её тело излучало нестерпимый жар. Но это было лишь неизбежным следствием высшей степени раскрытия её энергетических центров, а не намеренно вызванным эффектом.

Поскольку излишнее тепло в тот момент было опасно для работы центров, ей приходилось спать на резиновых мешках, наполненных ледяной водой, и вдобавок для охлаждения периодически опускать руки и ступни ног в стоящие рядом с её постелью ёмкости, наполненные снегом. И это было в неотапливаемых помещениях во время зимних морозов! Зинаида Фосдик писала в своём дневнике: «Е.И. рассказывала, как у неё из всего тела идёт жар. Из ступней ног, когда они были в пути, шёл как бы огонь; во время сильнейших морозов она заходила в палатку и мылась, чего никто не мог делать, затем, ложась в ледяную постель, чувствовала через пару минут сильнейший жар»[5].

Конечно, не стоит думать, что духовный опыт Елены Рерих был подобием того, что и в наши дни совершается тибетскими и индийскими йогами в гималайских снегах. Степень открытия и трансмутации (что не одно и то же) основных энергетических центров, достигнутая Еленой Рерих под руководством Учителя М., была непревзойдённой. Духовные последствия этого опыта, по словам Махатмы М., также были уникальными и не имели аналогов за всю историю существования различных видов йоги на нашей планете.
«Достижение внутреннего огня степени, достигнутой Матерью Агни Йоги, – редчайшее достижение. Эта степень огня называется степенью уявленного, идущего архата[6] », – сообщал Учитель Рерихам.

Махатма М. и другие сотрудники Братства всячески старались помочь организму Елены Ивановны справиться с теми нагрузками, которые она испытывала во время самого сложного этапа Огненного опыта. Но трудное положение, в котором находилась арестованная экспедиция, и примитивные условия жизни окружающего населения всё-таки сделали своё дело: эксперимент был осложнён внешними обстоятельствами.

В поселении Нагчу, куда членам экспедиции было указано переместиться для переговоров с губернаторами, местные жители отапливали свои дома кизяком (сухим навозом). Из-за этого вся местность, в которой находились путешественники, была задымлена аргальным (кизячным) дымом. Организм Елены Ивановны из-за открытых центров был особо уязвимым и чувствительным к внешним факторам, и задымлённый воздух вызвал у нее отравление. Следствием этого стало возгорание и пожар нескольких центров, при котором особенно пострадал центр гортани (в традиции йоге называемый вишудха-чакра).
О последствиях пройденного ею духовного эксперимента Елена Ивановна писала: «Сейчас моё слабое место – сердце, оно немного пострадало при Огненном опыте, особенно после происшедшего общего возгорания центров, которое случилось у меня на высотах Тибета из-за отравления аргальным, или кизячным, дымом, которым наполнена была стоянка, местечко Нагчу. Я была спасена лучом Великого Владыки, но горение было ужасное. Несколько дней я изредка глотала льдинки мороженного молока. Центр гортани был настолько воспламенён и запух, что с трудом могла проглотить слюну. Там же случилось и второе возгорание, но менее сильное. Достаточно сказать, что при температуре от 15 до 20 градусов по Реомюру[7] ниже нуля в неотапливаемом помещении я лежала в одной рубашке и едва переносила простыню на ногах; шея, грудь и руки до плеч были обнажены»[8].

Махатма М. немедленно пришёл на помощь своей сотруднице, то же самое сделал и Махатма Кут-Хуми, в то время находившийся уже на Тонком плане бытия, что в ряде случаев делало его помощь особенно быстрой и эффективной. Чтобы помочь организму Елены Ивановны справиться с этим опасным состоянием, Учителя направили на неё мощные потоки целительных энергий, называемых в Агни-Йоге лучами. В эти мучительные дни и ночи страдавшая от нестерпимого жара и сильных болей Елена Ивановна видела астральным зрением вибрировавший над ней голубой луч Учителя, лечивший её.
Пик страданий из-за возгорания и пожара центров пришёлся как раз на день её рождения. В 1928 году ей исполнилось 49 лет. Особый возраст, отмечавший важную веху в духовном развитии личности, уготовил сотруднице Великих Учителей и особое, невиданное по сложности, испытание.

Фрагменты записей, сделанных Еленой Рерих в это время, позволяют хотя бы приблизительно представить, какой ценой завоевывались духовные достижения Огненного опыта:

«Моя болезнь, воспламенение синтезирующего горлового центра, усилилась. Боль ужасна, отёк всей области рта, не пошевелить языком. Никакие лекарства не помогают. Видение голубого луча, сильно вибрирующего». (Запись от 10.02.28.)

«Учитель отменил все лекарства, возможно лишь холодное молоко и холодные компрессы на горло. Несмотря на то, что в комнате температура 4° и 5° ниже нуля по Реомюру, лежу на резиновом мешке, наполненном ледяной водой. Сильный жар». (Запись от 11.02.28.)

«Ночь – горение в горле ничем не утолить. Жар, обжигающий руки, сердце летает, а не бьётся, иногда ощущаю его в горле или же под лопатками и даже в боку. Голубой луч всё время действует». (Запись от 12.02.28.)
На вопрос своей ученицы «какой был это луч?» Махатма ответил: «Луч успокоения, когда пожар грозил распространиться на центры ушей и Третий глаз. Температура воздуха помогла успокоить пожар, ибо жар тела мог быть опасен для центра Чаши». (Запись от 17.02.28.)

Примерно через неделю страшное горение в гортани прошло, и Елена Ивановна поднялась на ноги. Правда, вскоре у неё вновь случилось возгорание центров, но на этот раз болезнь прошла сравнительно быстро. Тем не менее, Николай Константинович, встревоженный состоянием здоровья любимой жены, подолгу сидел у её постели и держал в своих холодных руках её пылающие ладони, стараясь охладить их.

Махатма М. в своих сообщениях не раз отмечал, что Н.К. Рерих очень переживал из-за самочувствия Елены Ивановны; сама она тоже знала это и потому неизменно подбадривала мужа.

Наконец, состояние Елены Ивановны стабилизировалось.

Самая опасная фаза Огненного опыта была пройдена, но трудности духовной работы Елены Ивановны на этом, конечно, не закончились. Впереди её ждал ещё не один этап Огненного опыта, а вместе с тем – и немало случаев крайне болезненных воспламенений центров, несколько раз приводящих к их пожарам, и надо было обладать необычайным мужеством, чтобы продолжать эту, в высшей степени самоотверженную, работу.
В одном из писем Е.И. Рерих писала: «Да и весь 29 и 30 год с весны до самой зимы я спала на мешках, наполненных ледяной водою, и у кровати моей стояли лоханки, наполненные снегом, чтобы я могла охлаждать ноги и руки. В те дни мои милые русские девочки, убирая мою комнату и постилая постель, постоянно получали сильные электрические разряды от моих вещей. Когда же я сама прикасалась к своим носильным вещам, то получались сильные вспышки сине-серебряного или же лилово-серебряного огня. Конечно, этот огонь виден был окружающими. Истинно, сон Валькирии, окружённой огнём, не сказка. Не описать в письме всех огненных явлений, но имеются десятки тетрадей с записями этого Огненного опыта. Пусть эти краткие описания послужат вехами».

Как говорится в записях Бориса Абрамова, значение духовного подвига, совершённого Еленой Ивановной, человечество поймёт ещё не скоро. Она слишком опередила своё время. «Соединение пространственного огня с огнями зажжённых центров – явление настолько редкое и настолько трудное при настоящих условиях планеты и её человечества и зараженности ауры больной планеты, что описать для не знающих всё величие подвига Матери Огненной Йоги не представляется даже возможным. В веках, когда Учение Жизни дойдёт до сознания многих и наука об огненных центрах человека получит признание, подвиг Матери Агни Йоги будет оценён по справедливости. И возвышено будет имя её человечеством» – говорится в записях Абрамова.

По материалам книги Н.Е. Ковалевой. Елена Рерих. Путь к посвящению.


Рецензии