Книга Рут. Каббала
.......
В Книге Царств сказано: «И поставили трон для матери царя» (Млахим I, 2,19). Рабби Элазар сказал: «Речь идет о Рут — праматери царского рода» (Бава батра, 916)........
........
Рут восполнила эту недостаток. Эта величайшая заслуга Рут — ибо весь Израиль нуждался в ней и как бы кормился с ее стола — и привела к тому, что она обрела множество других заслуг перед еврейским народом. Раз начав кормиться с ее стола, мы отведали от всех блюд, стоявших на нем. Великим достоинством Рут было милосердие. Благодаря ему она обрела и все остальные положительные качества, которые достигли у нее настоящей полноты. Поэтому мы стали учиться у нее и законам чистоты и нечистоты, разрешенного и запрещенного, пристойного поведения и заключения сделок. Хотя всем этим знанием мы располагали и сами, хотя именно у нас Рут его и получила, в силу своих достоинств и заслуг она стала его распространять.
.......
Народы Израэля- свойства подобные Творцу.
Иные народы( семьдесят народов)- свойства противоположные Творцу.
Следует исправить желание и свойства...
........
В Торе сказано: «Не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его» (Дварим, 23,8). Несмотря на то, что египтяне — нечистый народ, несмотря на то, что они были первыми, кто преследовал, мучил, поработил, подавил тебя, унизил тебя до земли, бросил твоих сыновей в реку, многих из них зарезал, а многих задушил, несмотря на то, что он сделал твою жизнь горькой — не гнушайся им, «ибо ты был пришельцем в земле его». Убежище, предоставленное в трудную минуту, даже такое нелегкое — это все же убежище. Тому, кто открывает нам дверь своего дома, мы становимся неоплатными должниками на всю жизнь. Ибо благодарность за оказанное нам благодеяние — качество, которое не должно иметь предела. Поэтому если один из них, египтян, придет к тебе, вспомни, как помог он твоим праотцам в самом начале, когда принял их в своей стране. Выжди в течение трех поколений, пока не исчезнет его нечистота, — и затем он сможет войти в твою общину.
Однако в Торе сказано: «Не войдет аммонитянин и моавитянин в общину Г-спода» (Дварим, 23,4). Даже десятое поколение их не войдет в общину Всевышнего! Иными словами — присоединение к еврейскому народу закрыто для них навсегда. Они не были такими злодеями, как эдомитяне, не были испорчены как египтяне, однако именно к ним мы должны чувствовать отвращение. Если один из них войдет в твою общину, ты сам станешь отвратительным и никогда не очистишься от внесенной им нечистоты. Держись от него подальше — и не подпускай его к себе.
Чем же согрешили они, и почему их преступление тяжелее, чем преступления всех остальных? Война и убийство не считаются отвратительными преступлениями в глазах народов мира. Напротив, это способ их существования. Ненависть и нечистота у них в крови, они передаются у них из поколения в поколение. До тех пор, пока Всевышний не стер эти народы с лица земли и они продолжают существовать — не гнушайся ими. У них есть честь и достоинство, и мы должны относиться к ним с уважением. Ведь не существует народа, у которого не было бы хотя бы одного достоинства, пусть даже всего на один час. Сегодня он пытается тебя уничтожить, а завтра обратится к тебе с улыбкой и окажет важную услугу — пусть даже это благодеяние грешника. Но Аммон и Моав — самые неблагодарные народы на свете, неспособные совершить даже одно-единственное доброе дело за всю свою историю. Даже видимость доброго дела.
Они не братья тебе, хотя и выросли в доме твоего отца. Его заслуги спасли их от небесной кары, разрушившей Сдом, и сделали их большими народами. Один раз за всю свою долгую историю они должны были пожертвовать ради тебя буханкой хлеба и мехом воды. Не потому, что ты так уж нуждался в них, но в память о твоем отце. По выходе твоем из Египта они должны были сделать это. Сегодня встретить тебя хлебом и водой, а назавтра напасть на тебя же со всеми своими войсками — это в порядке вещей, так ведут себя все народы. Однако Аммон и Моав поступают иначе. Войско свое они не посылают, ибо понимают, что оно слишком слабо; в то же время они раскрывают всю свою презренную сущность. За что Тора наказывает их? «За то, что не встретили они вас хлебом и водою на пути, когда вы вышли из Египта» (Дварим, 23,4). Презренные и неблагодарные, с душой более низкой, чем душа убийцы! Ведь жестокость убийцы вызвана к жизни суровостью бушующего сердца, толкающего его к преступлению; однако такое сердце хотя бы изредко способно склониться к милосердию. Гораздо хуже полное бессердечие, которое вовсе не знает милосердия. Поэтому пусть этот бессердечный народ держится как можно дальше от народа, чье существование основано на милосердии......
.......
У Балака, неблагодарного и завистливого, был сын Эглон. Он, как и его отец, был царем жадного и завистливого народа и превосходил в этих отрицательных качествах всех своих подданных.
И вот, у этого Эглона родилась дочь по имени Рут.
Рут, что мы знаем о ней?
Никто не может быть поставлен рядом с Авраамом. Его доброта и милосердие спасли весь мир от гнева Всевышнего, готового обрушиться на головы злодеев того времени. Авраам отправился в странствия, обошел множество земель и одарил их добротой и милосердием. Посюду он убеждал людей идти его путем, путем милосердия. Лот, сын его брата, сопровождал его во всех странствиях. Но прошли годы, и ничего из посеянного Авраамом не осталось на земле. Куда же делись люди, пошедшие по его пути? Куда ушел Лот? Мы знаем — он ушел в Сдом…
Но Авраам не отчаялся пожать плоды своих трудов. Велико значение милосердия, так что даже если придется ждать четыреста лет, чтобы оно открылось миру — не стоит о них жалеть. Родив Ицхака, он начал создавать народ и царство для него, царство, в котором всегда пребывало бы милосердие Всевышнего. И вот, уже появился этот народ, Всевышний вывел его из Египта, привел к границе Святой земли. Заслуги Авраама, прежде всего — его милосердие, стали достоянием целого народа, который пришел в обещанную страну и начал отвоевывать ее.
Но кто должен стать во главе этого народа-завоевателя? Разумеется, тот, кто более всех других одарен милосердием. Тот, кто не способен проявить неблагодарность, готов поставить себе в вину любую неудачу и оправдать всех остальных, тот, кто изначально одарен добротой и признательностью. Только он может возглавить своих братьев и повести их за собой. Разумеется, это Йегуда.
И вот настала трудная пора — в Эрец Исраэль пришел голод.
.... Образ.
Женщина говорит- люди долго голодали. ( Голод- эгоизм) Осознать эгоизм: голод. И просить о исправлении: пищи. Молитву поднять!...
Я- молитва: Малхут...
Исправление души Давида- полная Малхут...
.......
Весь народ потомков Авраама нуждался сейчас в милосердии( хесед- вода,радость,Тора: праведность) своего праотца.( Свойства праведности в нас- ростки. Рост свойств праведности ,рост сыны... Рост экрана-,ступени,мера . Рост меры света в нас...)
Кто придет к нему на помощь? Кто спасет его в голодный год? Разумеется, глаза народа устремились к народному избраннику, Элимелеху.
Но, как мы узнаем из Книги Рут, он покинул Бейт-Лехем, принадлежавший колену Йегуды.
Почему он так поступил?
Он сказал: «Сейчас весь Израиль придет к моему порогу, каждый со своей корзиной, чтобы просить о помощи» — и бежал от собственного народа.
Куда же он направился?
«Пожить в полях Моава» (Рут, 1,1). То есть: к потомкам дочерей Лота, человека, покинувшего Авраама и ушедшего в Сдом. Вот к кому ушел руководитель еврейского народа в час, столь трудный для его братьев.
Милосердие Авраама поселилось в шатре, перебралось затем в дом, оттуда в виллу и, наконец, во дворец. Во дворце оно погибло…
Тогда Всевышний сказал: «Я решил, что тот, кто поднялся выше всех других, падет, а тот, кто находится в самом низу, поднимется»
Книга Рут рассказывает: «И умер Элимелех» (Рут, 1,3). Всевышний поразил его за то, что он стал причиной горя для Израиля. «Ты был руководителем Моего народа; за то, что ты стал причиной расстройства для него — ты пал до земли».
И далее: «И осталась она (Наоми, жена Элимелеха) с двумя сыновьями своими» (Рут, 1,3). Как сироты и странники жили они в полях Моава.
Там же, в полях Моава, жили двое других сирот. Это были дочери Эглона, бывшего царя Моава, убитого Эгудом. Когда в Моаве воцарился новый царь, они были забыты. Сыновья Элимелеха, странники и сироты, взяли в жены дочерей Эглона, сирот, утративших свое высокое положение.
Элимелех, их отец, намеревался лишь пожить какое-то время в Моаве. Его сыновья решили обосноваться в Моаве не как странники, а как постоянные жители. Книга Рут рассказывает: «И взяли они себе жен моавитянок… И прожили они там около десяти лет» (Рут, 1,4).
Это поля Моава, где нет места для плодов, выросших на полях Израиля!
Однако именно там была сделана удивительная находка. Драгоценность, утраченная законными хозяевами, была найдена именно здесь. Жемчужина, побывавшая в самых неподобающих местах, от Сдома до Моава, нашлась и вернулась к своим хозяевам уже после того, как их наследники отчаялись вновь обрести ее. И вот она нашлась!
Книга Рут рассказывает: «Умерли и они оба — Махлон и Кильон (сыновья Элимелеха)» (Рут, 1,5).
Тот, кто находился на вершине могущества — Элимелех — был стерт с лица земли. Теперь настал черед того, кто находился в самом низу, подняться вверх.
40 лет в пустыне – это перековка человека из эгоиста, живущего ради стяжательства и самоутверждения, в человека духовного мира.
Земля Израиля, о которой пишет Тора, – это не географическое место, а особое духовное состояние, особые желания. Но материальная Земля Израиля связана с духовным состоянием людей, живущих на ней.
И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ, ТАК: "ОТОМСТИ ЗА СЫНОВ ИЗРАИЛЯ МИДЬЯНИТЯНАМ…"
– Мидьянитяне – это желания внутри этой группы людей, которые препятствуют их объединению. Это такие свойства в нас, не разобравшись с которыми не поднимешься на следующую ступень. Надо "убить" их, потому что ими пользоваться нельзя. Конечно, о земной смерти здесь не говорится.
И СРАЖАЛИСЬ ОНИ ПРОТИВ МИДЬЯНА, КАК БОГ ПОВЕЛЕЛ МОШЕ, И УБИЛИ ВСЕХ МУЖЧИН. И ЦАРЕЙ МИДЬЯНА УБИЛИ… И БИЛЬАМА, СЫНА БЕОРА, УБИЛИ МЕЧОМ.
– Бильам – самое сильное эгоистическое желание. Если люди его в себе убивают, – они готовы к следующей ступени развития. Поэтому его надо в себе искоренить перед входом в Эрец Исраэль – до поры до времени вывести из употребления.
Следуя указанию Торы, евреи собрали свое войско трубными звуками шофара. Завидя приближение столь малочисленного войска, мидьяниты уверились в своей победе…
Хотя силы противников были не равны, евреи чудесным образом одолели вражеское войско и убили всех мидьянитских солдат.
– Шофар – это уровень света хохма, который режет всё, как острый меч. Он отрезает все неисправные желания, оставляя только чистые. То есть они собрали огромную духовную силу – "12 000 чел", – да еще под звуки шофара. Это и предрешило исход сражения.
– Итак, Мидьян побежден. Но была одна недоработка:
И РАЗГНЕВАЛСЯ МОШЕ НА ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ... И СКАЗАЛ ИМ МОШЕ: "ВЫ ОСТАВИЛИ В ЖИВЫХ ВСЕХ ЖЕНЩИН? ВЕДЬ ОНИ СОБЛАЗНЯЛИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, ПО СОВЕТУ БИЛЬАМА, ИЗМЕНИТЬ БОГУ РАДИ ПЕОРА, И ВОЗНИК МОР В ОБЩЕСТВЕ БОГА.
– "Женщины" – так называемые "женские" желания – самые вредоносные. Они же порождают и новые поколения эгоистических желаний. Это как бы самовосстанавливающееся зло. Так что его обязательно надо убить, но это – его исправление. Потом оно переродится в другом виде.
Мы видим такие примеры из той же Торы. Моавитянка Рут заложила основы рода царя Давида.
– То есть "Рут" – это исправленное "женское" желание?
Да, и это великое исправление. Поэтому от такого низкого в прошлом желания Моав рождается высокий царский род. У царя Давида был наивысший контакт с Творцом, а Псалмы исторического царя Давида и сегодня читает всё человечество.
Главное – в Торе речь не идет об уничтожении физических тел, хотя на земном уровне духовные силы проявляются именно так.
– Так хочется, чтоб все исправления были на духовном уровне и не было войн на земном!
– Для этого надо очень хотеть! И это в руках народа Израиля. Это наша миссия – исправить себя, а потом и мир. К сожалению, мы не верим в свои силы.
ВОТ СТРАНСТВИЯ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ... А МОШЕ ЗАПИСАЛ МЕСТА ИХ ВЫХОДОВ В ПОХОДЫ ИХ…
Что записывал Моше?
– Да вся Тора – это запись, в общем-то. Группа первопроходцев получает методику объединения, называемую Тора, и идет к цели – исполнить заповедь "возлюби ближнего, как себя", главный закон Торы.
Предварительное объединение называется "40 лет пустыни".
– Это работа над эгоизмом?
– Да, они поднимаются над ним всё выше. Затем входят в страну Израиля и начинают работать с ним, как бы перепахивая его в себе. Это называется "завоевание Земли Израиля".
Но эта сила раскрывалась и в пустыне?
– Нет! Пустыня – это только подъем над эгоизмом. Эгоизм возрастал, а они поднимались над ним, отступали и снова поднимались.
Когда они достигли сорокалетнего уровня, началось исправление этого эгоизма. А достигнутое ими единство олицетворяет Храм.
– Но было у них в пустыне ощущение Творца?
– Да, но они ощущали, что Он выше них, а не внутри.
– Откуда же у народа были силы двигаться, если им не раскрывался Творец?
– Он раскрывался над ними частично в виде облака или огненного столба. Даже Моше – самый великий пророк, точка контакта общей души человечества с Творцом – Его не видел, а только слышал.
– И так они шли 40 лет двенадцатью коленами, держась друг за друга!
– Только ощущение величия цели держало их.
– А зачем Моше записывал места их выходов и стоянок?
– Все эти переходы, подъемы, падения – состояния, которые проходит эта группа людей, – все остальные группы за ними будут проходить абсолютно так же. Поэтому Моше записывал это в Тору.
– Были они свободны в пустыне?
Они освободились не от эгоизма. Эгоизм постоянно с ними, только они указывают ему путь, а не он им. Не Фараон командует Израилем, а Израиль командует Фараоном. Они освободились от его власти.
– То есть к моей ноге постоянно привязана…
– …огромная гиря с названием "Эгоизм". "Египет" – наша природа, от которой избавиться нельзя.
– И мы вносим его в Эрец Исраэль?
– Да. И только там начинаем работать с ним.
– А что значит "вам дал Я эту страну, чтобы вы овладели ею"?
– "Дал!" Дал так, что плакать хочется: надо ею овладевать, воюя с собственным эгоизмом, ломая себя и объединяясь с другими, которые кажутся тебе ненавистниками и ненавистными. И надо преодолевать это и учиться любить людей.
Вместо взаимного отторжения, конкуренции, ненависти надо прийти к любви. Это и есть освоение новых мест в духовном пространстве, подъем по духовным ступеням.
– Еще дальше написано:
ЕСЛИ ЖЕ НЕ ИЗГОНИТЕ ЖИТЕЛЕЙ ЭТОЙ СТРАНЫ ОТ СЕБЯ, ТО БУДУТ ТЕ ИЗ НИХ, КОГО ВЫ ОСТАВИТЕ, КОЛЮЧКАМИ В ГЛАЗАХ ВАШИХ И ШИПАМИ В БОКАХ ВАШИХ, И ПРЕСЛЕДОВАТЬ ОНИ БУДУТ ВАС В СТРАНЕ, В КОТОРОЙ ВЫ ПОСЕЛИЛИСЬ…"
Это мне что-то напоминает!
– Что делать?! Сегодня т. н. "народ Израиля" – это сброд, которому разрешили вернуться, а он ничего не делает! Поэтому и колючки, и удары, и нож в спину.
И ГОВОРИЛ БОГ… "…ВОТ СТРАНА, КОТОРАЯ ДОСТАНЕТСЯ ВАМ В УДЕЛ…"
И далее четко очерчены границы страны.
– Вся география, границы и территория, – например, материального государства Израиль – должны точно соответствовать духовным территориям и границам. Поэтому они так конкретно указаны.
Если мы соответствуем своему духовному предназначению, то наше духовное состояние определяется как желание, называемое "Исраэль", а мы называемся народом Исраэль.
И тогда, живя на Земле Израиля, мы становимся проводниками духовной энергии всему миру. Когда-то мы были в этом состоянии, и через нас немного этой энергии распространилось в виде религий и различных верований.
Когда мы упали с уровня любви к ближнему, народ Израиля перестал существовать. Физически он, вроде бы, остался, но духовно не существует.
Сейчас мы получили возможность вернуться сюда, чтобы создать государство и народ по подобию нашему духовному корню. Когда мы ему уподобимся, мы начнем проводить свет миру.
– Дальше следуют подробные указания о том, как должна быть разделена страна между коленами Израиля. А потом Творец велит Моше организовать города-убежища:....
– Вот еще что интересно! Они же в стране Израиля достигают состояния взаимной любви! Почему были запрещены браки между коленами? Кажется, должно быть наоборот – всё вместе!
– Нет! Могли жениться только в своем колене. Ограничения на браки между коленами отменились только после крушения Храма.
Каждое колено должно было сохранять свой удел и жить возле своего виноградника, под своей крышей и своей пальмой.
Почему? Ответ простой. Возьмем наше тело. Оно живет именно потому, что в нем есть разные органы, которые работают в разных режимах. Сердце стучит так, легкие работают так, почки, печень – всё работает по-разному. У каждого – свои внутренние законы.
Эти органы выделяют разные вещества, часто несовместимые. И только их согласованная работа дает живой, здоровый организм. Именно потому, что один не вторгается в работу другого.
Вот Тора и дает эту схему, по которой ты и отделен, и связан с другими. Правильно собранная система именно так и функционирует – на противостоянии противоположных сил и на их связи над противостоянием.
Получается, что каждый из нас остался эгоистом, а между собой мы налаживаем альтруистические связи.
М. Лайтман. Беседы. Цитаты.
.......
Вооз выразил восхищение самоотверженностью женщины и наказал своим работникам оставлять на поле как можно больше колосьев.
В тот день Руфь радостная прибежала к Ноеминь и рассказала о встрече с добрым Воозом. Тогда Ноеминь раскрыла Руфь секрет, что Вооз родственник её мужа, хотя и дальний.
И тогда Руфь совершила поступок, о котором идут споры у исследователей Библии до сих пор.
Ночью Руфь пришла на *гумно( строгие суды) и улеглась на землю возле ног спящего Вооза
......
*
«Гумно» (горэн) в духовном означает уменьшение добрых дел, когда человек ощущает недостаток в работе с Творцом. Поэтому он уменьшает свои добрые поступки.
............
Проснувшийся Вооз удивился, увидев рядом с собой Руфь, женщину, с которой он говорил на поле.
Руфь же бросилась в ноги Воозу и стала умолять взять её в жены по закону Левита, который предписывал брать в жены женщин умерших родственников.
Вооз долго отказывался, ссылаясь на то, что он не самый близкий родственник. Он понимал, что такая прекрасная женщина, ка Руфь, может найти мужа более молодого и более достойного, чем он.
Но Руфь уговорила Вооза, убедив его, что никто другой не захочет взять её в жены без денег да еще со старой свекровью в придачу. И благородный Вооз согласился.
Они поженились. И брак их был счастливым. Родился у них сын Овид, который отмечен в числе прямых предков Иисуса Христа, ибо был он дедом мудрейшего царя Давида.
........
Рут.
Хотя Билам и Балак приносили свои жертвы отнюдь не с чистыми, а скорее, с тайными греховными намерениями, тем не менее, Творец все же наградил их: впоследствии Балак стал предком Рут, обращенной моавитянки и прародительницы царской династии (царя) Давида. [Большой комментарий, глава "Балак"]
Вопрос: Почему величайшие грешники стали основоположниками царского еврейского дома?
Ответ: Иначе быть не может. Ведь в царском доме должны быть самые огромные, самые низкие желания, которые идут на исправление.
Царь – это мелех, Малхут, и с женской части ему полагается очень сильное подспорье, пара. Поэтому прародительницей царя Давида была Рут из рода Балака. В третьем поколении после нее и родился царь Давид.
Вообще евреи – это не народ, а возникновение нового свойства. Поэтому здесь нет никаких противоречий. Просто добавляется очень сильное исправление в продвижении к Цели творения в виде Рут. Самые низкие желания переворачиваются на отдачу и становятся самыми высокими.
.......
И сказал тот родственник Боазу: покупай для себя! И снял он башмак свой. (9) И сказал Боаз старейшинам и всему народу: вы свидетели ныне, что откупил я у ...
А когда пришли в Бэйт-Лэхэм, то взволновался из-за них весь город, и женщины говорили: неужели это Наоми? И сказала она им: не зовите меня Наоми, а зовите меня *Мара (Горькая), ибо послал мне Всемогущий горесть великую. Уходила я в достатке, а возвратил меня Г-сподь с пустыми (руками). Зачем же зовете вы меня Наоми, когда Г-сподь осудил меня и Всемогущий навел на меня беду. Так вернулась Наоми и Рут Маовитянка, невестка ее, что пришла с полей Моавитских. А пришли они в Бэйт-Лэхэм к началу жатвы ячменя.
Горечь- нет отдачи...
Какая горькая эта паучиха...
Мара- горькая.
...........
И сказала ей свекровь ее Наоми: дочь моя, я ведь ищу тебе покоя, чтобы было тебе хорошо. Так вот, ведь родственник наш Боаз, со служанками которого ты была, вот, этой ночью веет он ячмень на гумне. Так омойся, и умастись, и надень на себя одеяния свои, и сойди на гумно, но не давай этому человеку узнать себя, пока не кончит он есть и пить. И будет, когда ляжет он (спать), ты выведай то место, где он ляжет, и придешь, и откроешь изножье его, и ляжешь, а он (уже) скажет тебе, что тебе делать. И та сказала ей: я сделаю все, что ты скажешь мне. И сошла она на гумно, и сделала все так, как наказала ей свекровь ее. А Боаз
*поел и *попил, ( просить пищи- осознать свой эгоизм!)
и стало у него хорошо на душе, и пошел он, чтобы лечь (спать) у края вороха (зерна). А она подошла тихонько, и открыла изножье его, и прилегла. И было, в полночь вздрогнул этот человек и повернулся, и вот, – женщина лежит у ног его! И сказал он: кто ты? А она сказала: я Рут, раба твоя! Простри полу (одежды) своей на рабу твою, ибо ты – близкий родственник. () И сказал он: благослови тебя Г-сподь, дочь моя! Эта твоя последняя милость (еще) лучше первой – не пошла ты за юношами, ни за бедными, ни за богатыми. Так вот, дочь моя, не бойся! Все, что ты скажешь, сделаю я для тебя, потому что всем (людям) у ворот народа моего известно, что ты женщина добродетельная. А теперь, хотя и верно то, что я – близкий родственник, но есть еще родственник, более близкий, чем я. Переночуй (здесь) эту ночь, а утром, если выкупит он тебя, (то) хорошо, пусть выкупит, а если он не захочет выкупить тебя, то я тебя выкуплю, (как) жив Г-сподь! Полежи до утра. И пролежала она у ног его до утра, и встала
И пришла она к свекрови своей, а та спросила: кто ты, дочь моя? И рассказала она ей обо всем, что сделал для нее тот человек. И сказала она: эти шесть (мер) ячменя он дал мне, сказав: "Не ходи к свекрови своей с пустыми (руками)!" И та сказала: посиди (здесь), дочь моя, пока не узнаешь, как обернется дело, потому что человек этот не успокоится, пока сегодня же не окончит этого дела.
И поднялся Боаз к (городским) воротам, и сел там. И вот, идет мимо тот самый близкий родственник, о котором говорил Боаз. И сказал он: заверни-ка, такой-то, присядь здесь. И свернул тот, и сел. И взял (Боаз) десятерых мужей из старейшин города, и сказал: присядьте здесь. И они сели. И сказал он родственнику: Наоми, вернувшаяся с полей Моавитских, продает участок поля, что принадлежал брату нашему, Элимэлэху. И подумал я: открою я уху твоему, сказав: выкупай (участок) при сидящих (здесь) и при старейшинах народа моего. Если (хочешь) выкупить, то выкупай, а если не выкупит (тот, кто обязан выкупить), то скажи мне, чтобы я знал, ибо нет (более близкого), чем ты, чтобы выкупить, а я – (следующий) после тебя. И сказал тот: я выкупаю. И сказал Боаз: в день, когда ты купишь поле у Наоми, (ты купишь его) и у Рут Моавитянки, жену умершего купил ты, чтобы восстановить имя умершего в его уделе. И сказал тот родственник: не могу я выкупить (его) для себя, чтобы не расстроить своего удела. Выкупай для себя то, что я должен был выкупить, потому что я выкупить не смогу. () А в Йисраэйле так велось издревле при выкупе и при обмене для подтверждения всякого дела: один снимал свой башмак и отдавал другому, – это и было в Иисраэйле свидетельством. И сказал тот родственник Боазу: покупай для себя! И снял он башмак свой. И сказал Боаз старейшинам и всему народу: вы свидетели ныне, что откупил я у Наоми все, что (было) у Элимэлэха и все, что (было) у Килйона и Махлона. А также и Рут Моавитянку, жену Махлона, приобрел я себе в жены, чтобы восстановить имя умершего в уделе его и чтобы не исчезло имя умершего из среды братьев его и из ворот (родного) места его.
И взял Боаз Рут, и стала она ему женою, и вошел он к ней. И одарил ее Г-сподь беременностью, и родила она сына. И говорили женщины Наоми: благословен Г-сподь, что не лишил тебя ныне близкого родственника! И да славится имя его в Иисраэйле! И пусть будет он тебе отрадой души и кормильцем в старости, потому что родила его невестка твоя, которая любит тебя, которая для тебя лучше семерых сыновей. И взяла Наоми дитя, и прижала его к груди своей, и стала она ему нянькой. И дали ему соседки имя, сказав: сын родился у Наоми. И назвали они его Овэйд. Он был отцом Йишая, отца Давида. И вот родословная Пэрэца: Пэрэц породил Хэцрона, Хэцрон породил Рама, а Рам породил Амминадава; А Амминадав породил Нахшона, а Нахшон породил Салму; И Салмон породил Боаза, а Боаз породил Овэйда; А Овэйд породил Йишая, и Йишай породил Давида.
Содержание книги является яркой иллюстрацией к тому, что Письменную Тору и Устную нельзя отделить одну от другой. Если б не устная традиция, Боаз не мог бы взять в жену моавитянку.
Написано в Торе: «Да не войдет аммонитянин и моавитянин в общину Б-га» (Дварим 23:4). Но Устная Тора поясняет: «Моавитянин — не войдет, но моавитянка — войдет».
Перед тем, как принять решение о левиратном браке с Рут, Боаз провел необходимое исследование законов Торы, чтобы убедиться, что Рут разрешена ему в жены. Он установил, что запрет «Да не войдет аммонитянин и моавитянин в общину Б-га» относится только к мужчинам, но не к женщинам — ведь написано «моавитянин», а не «моавитянка» (ИТ, Йевамот 8:3).
.....
Милосердие Рут
Писание упоминает два благородных поступка, совершенных Рут, «вернувшейся из полей Моава». Первый — это ее замечательное поведение по отношении к свекрови — «то, что сделала ты для свекрови своей» (Рут, 2,11); второй — «то, что не пошла ты за юношами, ни за бедными, ни за богатыми» (Рут, 3,10).
...
Первый благородный поступок Рут, о котором мы всегда будем помнить, — это ее отношение к Наоми после того, как она сама овдовела. Обычный человек не в состоянии вести себя таким благородным образом. Она проявила милосердие самого Авраама. Ведь она забыла о собственной беде и всецело посвятила себя чужому горю. Когда такой человек направляет свои силы на помощь ближнему — он посвящает этому всего себя, так что для своих горестей у него ничего не остается. Именно так вела себя Рут по отношению к свекрови после смерти своего мужа (сына Наоми) — хотя в этот час она сама нуждалась в утешении. Рут не просто благородно вела себя по отношению к Наоми — она всю себя, все свои силы направила на то, чтобы помочь ей. Для себя она не оставила ничего.
...
Второй ее благородный поступок превосходит первый. Ибо на этот раз Рут отдала не просто всю себя, но намного больше, чем у нее было. Ради Наоми она превратила себя в другого человека. Рут поняла, что ее прежнего существа недостаточно, чтобы обеспечить все необходимое несчастной бедной женщине — Наоми. Что же она сделала? Облеклась в царские одежды и отправилась к Боазу — в точности так, как приказала ей Наоми.
Недаром в Книге Рут сказано: «Так вернулась Наоми и Рут моавитянка, вернувшаяся с полей Моава» (Рут, 1,22). «Вернувшаяся», а не «пришедшая» — ибо Рут возвращалась домой, к своему первоисточнику. В Мидраш Раба сказано: «Именно она вернулась наверняка». Это значит, что ее душа была одной из тех, которые Авраам обратил к Торе и милосердию. Теперь она освободилась от духовного порабощения и вернулась в БейтЛехем, чтобы стать матерью царей Иудеи. Там будет стоять ее трон на вечные времена.
....
Образ.
Входит женщина в дверь. За ее спиной юноша, он идёт за ней.
- У нас есть сын. Он сейчас задержался на стройке...( Строительство...)
....
«Мудростью (Хокмой) устрояется дом и пониманием (Биной) утверждается» .
..........
Вижу как женщина идёт по комнате и это говорит мне.
Женщина подошла ко мне. Встала передо мной.
Смотрит на меня прямо в глаза и говорит
- Ты должна быть честна со мной во всем!...
....
"Говори правду, только правду и ничего, кроме правды"
Шерил Луиза Моллер
...........
.......
Вижу женщину . Иду за ней... Она поворачивается ко мне лицом и говорит:
- Ты должна мне доверять!.
Свидетельство о публикации №125020702112