Шапочка. Головной убор

Шапка- головной убор.
Ша;пка (фр. chape — «крышка», «колпак», от лат. Сарра) — в русском языке общее название для разных видов головных уборов,


Мы привыкли, что шапка защищает от холода или зноя. Однако в древности ей придавался сакральный смысл. Головные уборы защищали от «всех бед на голову» и каждому уважающему себя человеку было «негоже ходить простоволосому».
...........
Сарой будет жена твоя....

Сарра, Ревекка, Рахиль, Лия...


.........

Шапочка . Ермолка. Кипа.

кипа — «головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним.
Скуфья( греч- чаша)
Небольшая мягкая остроконечная складная шапочка. Складки скуфьи образуют крестное знамение вокруг головы. Повседневный головной убор православного духовенства, монахов, некоторых послушников и мирян. Монашеская скуфья – черная. Женатый священник может получить право ношения фиолетовой скуфьи как награду. На скуфье патриарха и архиепископов нашит небольшой четырехконечный крест.
У евреев принято молиться с покрытой головой, поскольку, покрывая голову, человек сильнее ощущает власть Творца над собой. Это увеличивает его покорность ...



Камилавка( шапочка)
(гр. – из верблюжьей шерсти)

Расширенный кверху твердый прямой цилиндр черного, фиолетового или темно-синего цвета. В Русской Церкви вошла в употребление после реформ Никона во второй половине XVII века. Священники из белого духовенства и протодиаконы могут получить право ношения камилавки как богослужебную награду. Белое духовенство надевает камилавку только во время богослужения.
В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой.


Митра.
(греч. – головная повязка)

Головной убор, напоминающий по форме царскую корону. Является частью богослужебного облачения епископа, архимандрита или священника, награжденного правом ношения митры. Наверху митры – икона Троицы или крылатого серафима, у архиерейской – крест. По окружности митры расположено несколько иконописных образов. Епископская митра символизирует одновременно и царский, и терновый венец Христа.

Клобук


(тюрк. – колпак)

Клобук – это монашеская камилавка черного цвета с длинным, разделенным натрое шлейфом-наметкой. Монахи в священном сане носят клобук как во время богослужения, так и в повседневной жизни. Архиепископы носят черный клобук с нашитым на него крестом, митрополиты – белый клобук с крестом.


Апостольник.
Головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, спину и грудь. Предмет одежды православной монахини. Поверх апостольника носят скуфью, камилавку или клобук.


Ку;коль русского патриарха.
Клобук русского патриарха по традиции также называется куколем. Куколь патриарха – твердая круглая шапка белого цвета с изображениями крылатых серафимов – «сионами» - на лбу и двух концах шлейфа, с небольшим крестом на маковке. Это повседневный головной убор.

Ку;коль схимника
Мягкий остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи. Белыми нитками на куколе вышиты изображения креста, крылатых серафимов и текст Трисвятого. Головной убор монаха великой схимы. Надевается поверх мантии.


Пилео;лус (лат. Pileolus от pileus — шляпа, колпак, также итал. Zucchetto, исп. Solideo, пол. Piuska) — головной убор священника (см. также камауро), являющийся традиционным для клира Римско-католической и Англиканской церквей.


Внешне пилеолус практически идентичен традиционному еврейскому головному убору — кипе, и представляет собой шапочку, состоящую из восьми остроконечных клиньев, сшитых вместе так, что их острые углы сходятся в одной точке, в этом месте имеется небольшой хвостик. Цвет определяется рангом носящего: в католической традиции пилеолусы белого цвета может носить только папа римский, красные или алые носят кардиналы, фиолетовые — епископы, территориальные аббаты и территориальные прелаты, рядовым священникам и дьяконам полагаются пилеолусы чёрного цвета.


Бирре;тта (итал. berretta от лат. birretum) — традиционный головной убор священников латинского обряда, представляющий собой четырёхугольную шапку с тремя или четырьмя гребнями наверху, увенчанными помпоном посередине.
Считается, что слово «бирретта» — итальянского происхождения (итал. beretta), и, в свою очередь, было заимствовано из латинского языка (лат. birrus, «грубая накидка с капюшоном»). Возможно, этимология названия восходит к греческому слову ;;;;;; («огненно-красный»), а латинское слово «birretum» могло означать «капюшон».
Большинство католических бирретт чёрного цвета. Монсеньоры имеют право носить бирретты полностью малинового цвета или чёрную с малиновыми помпонами. Епископы носят малиновые бирретты с помпонами, а кардиналы — красные без помпонов. Особенности формы и отдельные детали бирретты варьируются в зависимости от регионов и времени года. Священники носили бирретту как вне богослужений, так и во время определённых моментов литургии.

В настоящее время бирретту надевают на головы кардиналам папа римский во время возведения в сан. Ранее для этого использовалась галеро.

Чёрную бирретту с четырьмя гребнями позволяется носить только духовенству со степенью докторов священного богословия (понтификальных докторов) не епископского звания на академических заседаниях.

Наряду с католическими священниками, бирретту могут носить представители высшего духовенства Англиканской церкви. Кроме того, бирретту округлой формы и без гребней, получаемую от папы римского, носят представители высшего духовенства Халдейской католической церкви.


Шапка Мономаха.
Первоначально татарский свадебный головной убор, изготовленный золотоордынскими мастерами в конце XIII – начале XIV вв.
Шапка Мономаха выполнена из восьми золотых пластин в форме вытянутых треугольников с отсечённой вершиной и отверстиями по краям для крепления их друг к другу. На матерчатой бархатной подкладке. Пластины украшены сложным узором в техниках филиграни и зерни из тончайшей зол. проволоки, инкрустированы рубинами, изумрудами и жемчугом. Имела спускавшиеся на лоб подвески (С.Герберштейн) и навершие со стержнем, которое в XVI в. было заменено колпачком со вставленным крестом, в XVII в. появилась оторочка из собольего меха.
Форма шапки Мономаха в виде усечённого конуса полусферической формы соответствует тюркскому женскому головному убору — такыя (у татар), тахья (у туркмен); встречалась она и у чувашей, удмуртов, башкир. У ногайцев такыя с налобными подвесками и нашитыми монетами была известна как девичья шапочка. Её основным украшением были купба — серебряное навершие в виде куполка со стержнем (для перьев совы или филина), характерное для кипчакских головных уборов, и серебряные подвески по нижнему краю
Испанский посол Рюи Гонзалес де-Клавихо, побывавший в ставке Тимура, оставил описание головного убора старшей жены эмира — Сараи-Мульк-ханым. Это был род высокого шлема, красиво убранный самоцветами, над которыми была точно «маленькая беседка» с тремя рубинами, откуда исходил белый султан, перевязанный золотой нитью с кистью из птичьих перьев, с каменьями и жемчугами на конце.
Орнаментация шапки Мономаха (мотивы лотоса, шестиконечной звезды со вписанной в неё 12-лепестковой розеткой и без неё, семичастной цветочной розетки, листовидные, плетёнка) и технология скани (приём заполнения каркасных спиралевидных узоров завитками, закрученными слева направо и на обе стороны от растительного побега, способ зернения и т.д.) характерны для памятников Поволжья, а также Крыма XIV в., принадлежат золотоордынской школе ювелирного мастерства (см. Золотоордынское искусство). Аналогии выявляются в деталях женских головных уборов из Симферопольского клада (мотивы орнаментации, форма и характер крепления камней в завершении), технологии филиграни на изделиях из раскопок и кладов городов Волжской Булгарии и в так называемой «бухарской бляхе», которые относят к кругу золотоордынской торевтики. Мотивы орнаментации шапки Мономаха встречаются также в произведениях мамлюкского искусства...

..............



Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя.

Десница- рука правая. Караущая рука, сила и могущество......
Десница – помазание; определение Бога относительно Давида: От противящихся деснице Твоей сохрани мя, Господи, яко зеницу ока (Пс.16:8).
Десница- рука- мысль...


Рецензии