***
Человек не может существовать без дыхания изо рта. Сказал Шломо свои слова о том, что мир обеспечивается ими. И сказал, что посредством этого выдыхания существует мир. Это выдыхание, которым обеспечивается мир, происходит от высших выдыханий. Сказано: «суета сует», т.е. выдыхание от высших выдыханий. И всего его слова истинны. О высших выдыханиях сказано: «Всем, что исходит из уст Творца, живет человек» . Исходящее из уст Творца – это высшие выдыхания, семь нижних сфирот ИШСУТ.
«И увидел я, что есть преимущество у мудрости от глупости». Воистину от глупости приходит польза мудрости. Ибо если бы не было глупости в мире, не была бы в;дома мудрость и слова ее
Где нет света, там тьма – и подобно этому, где нет мудрости, там глупость.
Адам, иш
Именами скольких ступеней называется человек: адам, гевер (мужчина), энош (человек), иш (муж). Самый высокий из всех – адам. Сказано: «И сотворил Бог человека (адама) по образу Своему» , а также: «Ибо по образу Божию создал Он адама» . Сказано: «Когда человек (адам) принесет от вас жертву Творцу…» Кто должен принести жертву? Лишь тот, кто согрешил. Его ступень хуже – и все равно сказано: «адам»?
Существование мира, высших и низших – это жертвоприношение, т.е. умиротворение Творца. Кто же достоин принести пред Ним это умиротворение? Адам, который дороже всех, дороже (ступеней) гевер, энош, иш. Сказано: «Человек (адам), у которого появится на коже плоти его… язва проказы…» И все равно зовется он адам. И должен Творец очистить его более, чем любого другого, ибо кто находится на ступени, которая выше всех, тот не останется как есть, без очищения.
И потому сказано об адаме: «Будет он приведен к священнику» . Сказано не «придет к священнику», а «будет приведен». Это указывает на то, что каждый, кто увидит его, обязан привести его к священнику, чтобы святой образ адама не оставался в таком виде. И сказано: «Если у мужчины (иш) или женщины (иша) будет язва…» , «Если у мужчины или женщины будут на коже их плоти пятна…» О них не сказано: «будут приведены». Только об адаме сказано «будет приведен» – вследствие его важности.
Сказано: «иш Моше» [105], «этот человек (иш) Моше» [106]. Почему он не зовется адам? Потому что зовется рабом Царя, как сказано: «Не так раб Мой Моше» [107], «Моше, раб Мой» [108]. В этом значении называется именем иш высший адам, Зеир Анпин, в АВАЯ дэ-альфин, по гематрии адам (;;";). Сказано: «Творец – муж (иш) брани» [109], и не сказано: «адам». В этом месте не удостоился я понимания.
110) Совершенство всего воцаряется, когда Творец восседает на престоле, Малхут. А пока не восседает Он на престоле, пока не соединился с Малхут – нет совершенства. Сказано: «Над образом этого престола – образ, подобный адаму, на нем сверху» . Сказано здесь, что если адам сидит на престоле, значит, пребывает в совершенстве. Ибо имя адам состоит из четырех ликов меркавы, как сказано: «И образ лиц их – лицо человека (адам)» , и это – совершенство всего. Сказал ему: «Ведь сказано: "Творец – муж (иш) брани". И не сказано: "адам"»?
Там, на море, не было совершенства всего, ибо свершил Он суд над Египтом. И потому сказано: «иш». Но здесь, когда восседает на престоле, это – совершенство всего и общность всего, и потому называется «адам».
Сказано: «адам и животное» , и не сказано: «иш и животное», хотя это малая ступень – ведь сравнивает его с животным. Слова «адам и животное» следуют принципу Писания: охватить высшего из всех и низшего из всех. Высший среди всех – это адам, а низший среди всех – это животное.
«И образ лиц их – лицо человека (адам)». Иными словами, лик адама включает всё, и все три лика – лев, бык и орел – включены в этот образ лица адама. Сказано: «лицо льва – справа у четырех, и лицо быка – слева у четырех». Значит, есть также образы льва и быка? Все они были лицом адама, и в этом образе адама проявляются все цвет; и все образы. Лицо его – лицо орла. Не то, что он – орел, но виден в образе адама образ орла. А основа его – образ адама, так как лик адама включает все цвет; и все образы.
Всё, что под властью адама, называется иш, ибо исправился он по форме адама от другой ступени, которая была в нем вначале, – ступени ВАК, которая была у адама, прежде чем он обрел ГАР. Когда был сотворен адам, спустился он в высшем святом образе, и спустились с ним два духа с двух сторон: справа и слева, и они – общность адама. Дух справа называется святой душой (нешама), как сказано: «И вдохнул в ноздри его душу жизни». А дух слева называется живой душой (нефеш). И спускался он сверху вниз в райский сад. И душа, что справа, не поладила с другой, что слева. То есть согрешил он с Древом познания и отделил правую от левой.
А когда зашла суббота и адам уже согрешил, возникли из левого духа создания, расселившиеся по миру с нескончаемыми телами, – шедим (бесы). И соединились они с этим телом адама, с мужским свойством и с женским – Хавой, и разродились в мире. Они-то и называются язвами людей. Мы изучали, что есть высшие духи – от тех, кто произошел от левого духа первого адама. Они не прилепляются внизу к этому миру, и висят в воздухе, и слышат то, что слышат свыше. И от них ведают другие духи, что внизу в этом мире, показывающиеся людям во снах и извещающие их.
) Мы изучали, что от трудной искры происходят 325 искр, которые обтесываются и спаиваются вместе со стороны Гвуры и называются гвурот. И сплачиваются они друг с другом и становятся единым целым. А когда входят они в тело, в Зеир Анпина, то называется он «иш». Есть человек (иш) чистый и прямодушный, человек праведный, но тот иш, о котором говорится здесь, – это муж брани, как сказано: «Творец – муж (иш) брани». Ибо весь он поднимается в суде, и всё едино. Почему всё едино? Ведь человек чистый и прямодушный – это милосердие, а муж брани – это свойство суда. А кроме того, как мы изучали, сказано: «Она будет называться женщиной (иша), ибо от мужчины (иш) взята она» . Как мы изучали, кто такой иш? Это милость. А здесь он – свойство суда.
Свидетельство о публикации №124122508018