***
"облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; а ноги их — ноги прямые, и ступни ног их — как ступня ноги у *тельца, и сверкали, как блестящая медь. И руки человеческие были под крыльями их, на четырёх сторонах их; <...> Подобие лиц их — лице человека и *лице льва с правой стороны у всех их четырёх; а с левой стороны *лице тельца у всех четырёх и лице орла у всех четырёх.
И лица их и крылья их сверху были* разделены, но у каждого* два крыла соприкасались одно к другому, а два покрывали тела их. <...> на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. <...>
А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырёх вокруг полны были *глаз.
Апостол Иоанн в «Откровении», 4-я глава, продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ:
…перед престолом *море стеклянное, подобное *кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных *очей( глаз) спереди и сзади. И первое животное было подобно *льву, и второе животное подобно *тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по *шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей( глаз); и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
— Откр. 4:6-8
В иудаизме
править
В Талмуде[5] говорится, что четыре существа, которых Иезекииль видел около трона Божия, первоначально были человек, лев, бык и орёл, но что Иезекииль упросил Бога взять вместо быка херувима для того, чтобы Богу не пришлось иметь постоянно перед глазами тельца, который напоминал бы Ему ; том, как евреи поклонялись этому животному.
Известна еврейская рукопись второй половины XIII века, на которой Древо жизни охраняют четыре херувима[6]. Это объясняется тем, что в соответствующем месте Книги Бытия (3:24) используется форма
* множественного числа «;;;;;;» (керувим), которая в христианских Библиях традиционно переводится словом «херувим» в единственном числе.
В Каббале
править
Лев Орёл Человек Бык
Каббалистические миры Ацилут Брия Иецира Асиа
Сфирот (по версии Бааль-Сулам) Нецах Иесод Малхут Ход
(по версии Д. Л. Андреева) Хесед Гвура Малхут Тиферет
Стороны света Юг Восток Запад Север
Архангелы (согласно мидрашам) Михаэль Рафаэль Уриэль Гавриэль
Знаки зодиака Лев Скорпион Водолей Телец
Согласно Борхесу, в каббалистической Книге «Зогар» (ивр. — «Сияние») эти четыре животных зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и глядят они на Восток, на Север,
на Юг и на Запад.
В христианстве
править
Эти четыре животных стали символами четырёх евангелистов. Традиционное толкование таково:
«Святой Марк и лев» (Эммануил Цанес, 1657 год)
Иллюстрация Существо Евангелист Значение
Человек (ангел)
(лат. imago hominis) Матфей Человеческая природа Христа, его воплощение
Лев
(лат. imago leonis) Марк Действенность, господство и царская власть Христа-Царя, его Воскресение из мёртвых
Бык (Вол)
(лат. imago vitulis) Лука Священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестная жертва
Орёл
(лат. imago aquilae) Иоанн Дар Святого Духа, носящегося над Церковью, а также Вознесение Господне
— Иез. 1:5-18
Предполагают, что корни тетраморфа и выбор животных следует искать в вавилонской мифологии, где они символизировали четыре мужские фигуры четырёх планетарных богов:
Бык — атрибут верховного бога Мардука (Юпитер)
Лев — бога войны Нергала (Марс)
Орёл — бога ветра Нинурта (Сатурн)
Человек — бога мудрости Набу (Меркурий)
В целом можно обозначить следующую схему соответствий сторон света и существ-охранителей — для севера, запада, юга, востока:
чёрная черепаха, белый тигр, малиновый феникс, зелёный дракон (Юго-Восточная Азия);
орёл, вол, лев, человек (Ассирия, Древний Израиль);
орёл, слон, дракон, рыба (Древняя Греция),
ястреб, шакал, обезьяна, человек (Древний Египет).
Кроме того, сын древнеегипетского бога Гора изображался с человеческой головой, а остальные три — с головами животных. А в индуизме четыре головы имеет Брахма. В изображении бога Митры также совмещаются 4 тела: человека, льва, птицы и змеи.
Коран в 71 суре «Нух» рассказывает о традиционных для арабской мифологии божествах, от которых не хотели отказаться современники пророка Нуха (Ноя): «сказали [своим единоверцам]: „Не отрекайтесь ни за что от своих богов: ни от Вадда и Сува', ни от Йагуса, Йа’ука и Насра!“».
Свидетельство о публикации №124121601712