Аттар, Фарид ад-Дин Божественная книга Илахи-наме

Аттар, Фарид ад-Дин Божественная книга (Илахи-наме)


Есть и особая завеса, которая скрывала поэта даже от тех, кто разделял с ним практически все перечисленное, – от многих его современников. Это особость опыта, несходность внутреннего мира: «тайну соловья, – утверждает сам ‘Аттар, – знает только роза»

Мусибат-наме», в которой скорби мира, *
«Илахи-наме», в которой тайны явленные,

"Обеим я положил начало в аптечной лавке.
Что сказать! Быстро освободился я от той и другой."

"Не причисляй меня к поэтам, я с этим не согласен! *
Я – муж [мистического] состояния, не поэт прошлых времен".

По словам самого ‘Аттара, он пишет потому, что не может не писать:

"Днем мне было не до еды, ночью – не до сна , *
из-за пылания сердца не осталось в печени влаги.

Я говорил своему сердцу: “О многоречивое! *
Сколько еще ты будешь говорить? Умолкни и ищи тайн!”

Оно ответило:
       “Я утопаю в пламени, не кори меня! *
           Я сгорю, если не буду говорить слов.

Океан моей души вздымается сотнями волн, *
как могу я хоть один час молчать!

Я ни перед кем не хвалюсь этим, *
это просто моя работа”

По словам ‘Аттара, его душа еще в предвечности свыклась с любовью, – вернее, «любовь свыклась с его душой», это волнение любви делает его таким многоречивым:

"Не вижу я во всей вселенной близкого человека *
вот и выговариваю здесь свою боль

Поскольку я не нашел в мире ни одного близкого, *
то многое высказал в своих стихах.

Не вижу я себе наперсника, *
вот и поверяю свою печаль этой книге".



.У одного мудрого отца было шесть сыновей. Молодые, благородные, прекрасно воспитанные и образованные, они были полны юношеских надежд и мечтаний, понятных любому человеку во все времена: любовь, способность достигать своих целей чудесным образом, видеть скрытое, знать и понимать все тайны мироздания, стать благодетелем человечества, научившись обращать «низкие» вещества в драгоценные. ‘Аттар предлагает нам свое осмысление этих желаний: он говорит об их связи со свойствами души человека.
Сыновья открываются отцу в своих желаниях, а тот в ответ начинает рассказывать им многочисленные увлекательные истории. Еерои этих историй разнообразны: это исторические и литературные персонажи, знаменитые цари и безымянные старушки, купцы, прекрасные женщины и не менее прекрасные юноши, святые подвижники, воины, пророки, мусульмане, христиане, зороастрийцы, ангелы, пророки, небесные светила, собаки, кошки, муравьи и неодушевленные предметы.
Отец в поэме ‘Аттара ведет сыновей — а вместе с ними и читателей — дорогой смыслов. По мере этого восхождения человек изменяется: он начинает понимать, что вещи, которые казались ему простыми, таят в себе загадку.

Загадка есть уже и в самом названии «Илахи-наме»: «Божественная книга» — наподобие «Божественной Комедии» Данте, «Книга, посвященная Божеству» или «Книга воззвания к Богу!» — все эти понимания допускает персидский язык.



После этого пролога начинается сама повесть.

Первые четыре «Беседы» «Илахи-наме» посвящены любви: старший сын признается в страстной любви к дочери царя всех пери:

Вот первый из сыновей повел речь о своем сокровенном:
«Рассказывают великие мужи,

Что у царя всех пери есть дочь-девица, *
никого нельзя назвать подобной ей.

Красотою и разумом она отрада души, *
она – украшение земли и неба...
Если обрету я мою желанную, *
довольно мне этого будет до скончания века.

Тому, у кого есть подобная красавица, *
искать ли еще где-то совершенства?!

Тому, кто приближен к солнцу, *
мечтать ли о близости к пылинке, пляшущей в солнечном луче?!

Вот мое желание, а если оно не сбудется, *
религией моей станет лишь безумие.

В ответ отец объясняет сыну, что его любовь – всего лишь чувственное желание:

ОТВЕТ ОТЦА

Отец сказал ему: «О раб сладострастия! *
от чувственных желаний ты совсем опьянел!

Если сердце мужчины находится в плену у женского естества, *
то растрачивается весь чистоган его бытия.

Но каждый, кто подлинно становится мужем, *
полностью избавляется от желаний плоти... [там же].

Итак, сын думает о совершенстве, душе, красоте. Эти понятия и будут в явной и неявной форме обсуждаться в первых четырех беседах.
Беседы открывает «Рассказ о благочестивой жене», самый длинный в «Илахи-наме», в котором перед сыном раскрывается оборотная сторона любви. Это рассказ о красавице, которая во всех, кто «видел ее прекрасное лицо» (это выражение повторяется в рассказе неоднократно), вызывала страсть, переходящую в самую лютую злобу в случае отказа. Женщина не поддалась соблазнам, отвергла все посягательства, приняла за это многочисленные мучения и, выйдя победительницей из всех испытаний, стала «главою мужей в чертоге Бога.
Этот рассказ знаменателен, в частности, тем, что крайне важная у ‘Аттара идея мужественности не носит гендерного характера. Оппозиция мужской-женский, как и все оппозиции у ‘Аттара, снимается единством: на полный опасностей путь Любви могут ступать только «мужи»; если ты «женщина», оставайся дома. Но свойства «мужа», то есть решимость, верность, мужество, могут быть присущи и «биологической» женщине, и тогда она становится «мужем Пути». В истинной Любви уже нет ни мужчин, ни женщин.

«Беседа» вторая [С. 39–48] начинается с возражения сына (в этом диалоге ключевые слова ;ahvat – похоть, чувственные желания и halvat – близость):

Если не будет чувственных желаний, *
не будет близости между мужем и женой,

То не будет продолжаться род человеческий...

Сын говорит отцу, что тот хочет опровергнуть установленный свыше порядок, в частности – если пресечется род человеческий, некому будет обеспечивать нормальную жизнь самого царя:
Да, сотнями людей нужно распорядиться, *
чтобы хоть один кусок пищи попал тебе в рот!

Если бы не было плотской страсти, *
не было бы на свете ни тебя, ни меня.

«Ты хочешь изгнать из мужчин чувственные желания?» – с изумлением восклицает сын.

Ответ отца сводится к тому, что чувственные желания должны знать свое место:

Отец сказал ему: «Смотри, не думай того, *
что я хочу искоренить плотские желания.

Но раз ты из всего мира избрал именно это, *
говорил и хотел знать только об этом,

То похоже, что из ста миров тайны *
ты не знаешь ни о чем, кроме желаний плоти.

Я ради того веду с тобой речь наедине, *
чтобы ты вышел за пределы плотской страсти.

Если можно стать сотаинником ‘Исы, *
кто захочет быть сотоварищем ослу?!

Для чего быть напарником осла в похоти, *
если можно пребывать в близости с Исой?!

В конце концов, плотская страсть – не дольше чем на миг, *
так не лучше ли вечная близость?!

В конце концов, плотская страсть – не дольше чем на миг, *
так не лучше ли вечная близость?!

Если к тебе постоянно взывает вечное, *
отвратись от бренного, то есть от плотской страсти!

Близость нисколько не нуждается в плотской страсти, *
кто не постиг этой тайны – ущербен.


Затем отец начинает посвящать сына в истинный смысл любви,..
Отец учит сына стремиться к высшей степени духовной любви – любви жертвенной (Рассказ о женщине и царевиче) и учиться «следовать по Пути» – т.е. быть мужественным (Рассказ о потомке ‘Али, об ученом богослове и о содомите), ревностным и усердным в достижении высшей цели (Рассказ о Сулаймане и муравье), обдумывать свои поступки, чтобы ненароком не причинить зла даже самому крошечному созданию (Рассказ об эмире правоверных ‘Али и муравье), и без лени трудиться, не думая о награде (Рассказ об Ануширване и старике, сажающем деревья).
Рассказ 1. «О женщине и царевиче»: женщина беззаветно влюблена в прекрасного царевича, преследует его повсюду и надоедает до того, что царь по просьбе сына приговаривает ее к жестокой казни под копытами коня. «Я молю об одном, – говорит женщина, – чтобы меня привязали к копытам его коня. Если я буду убита им, я навсегда останусь живой на этом пути». Царь, видя такую искренность и страдание, отправляет ее, возрожденную, во дворец своего сына.


Отец дает наставление, внешне вполне житейское:

Нужно сначала посмотреть, а потом шагнуть, *
ибо нельзя не глядя идти по дороге.

Если ты не глядя под ноги отправишься в путь, *
то не миновать тебе свалиться вниз головой.
Пусть здесь ты лишь миг шел вперед, * зато там ты пройдешь сотню миров. Подчеркивается важность мельчайшего действия «здесь» для того, что произойдет «там». А раз все это так важно, «стоит ли поддаваться лени?», – восклицает отец:

За каждый шаг, что ты сделаешь сегодня, *
от Господа получишь ты дар, озаряющий сердце.

Такую пользу ты можешь получать каждый миг! *
Так стоит ли из-за лености ее уменьшать?!

Наставление отца:

Тебе нужно сегодня совершать свой труд, *
ведь без труда ты плод не получишь.

Нужно шагать по пути веры, *
а леность оставить позади.


Рецензии