Чудовища. Каббала

«Пойдем к Фараону» . Разве не надо было сказать: «Иди к Фараону»? Однако же Он ввел Моше в комнаты внутри комнат, к одному сильному высшему (водяному) чудовищу, от которого нисходят и спускаются несколько ступеней.

 И Моше страшился его и не приближался (к нему), но только к тем притокам, которые являлись его ступенями. А самого чудовища страшился и не приближался к нему, потому что видел его проникающим в высшие корни.

 Поскольку увидел Творец, что Моше боится (чудовища), и другие уполномоченные посланники наверху не могут приблизиться к нему, сказал Творец: «Вот Я – против тебя, Фараон, царь Египта, большое чудовище, лежащее среди рек его» . То есть Творец должен был вести с ним войну. И не кто иной – как сказано: «Я – Господь». И пояснили: «Я, а не посланник» []. И выяснили тайну мудрости большого чудовища, «лежащего среди рек его», у тех, кто сидит на судейском престоле и знают тайну Господина своего.

 «И сотворил Бог больших чудовищ» . Это – левиафан и его пара. Слово «чудовища» написано без буквы йуд (;;;;;;;), поскольку убил самку, и Творец вознес ее к праведникам. И потому осталось лишь одно большое чудовище. И знай, что левиафан – рыба чистая.

Левиафан и его пара – корень их очень возвышен. Ибо «море» – это Малхут со стороны мудрости (Хохм;), а самое важное из всех морских созданий – это левиафан. Поскольку он – совокупность той мудрости, которая содержится в «море». Однако он исходит не от самой Хохмы, а от Бины, которая вернулась к Хохме в свойстве своей левой линии, называющейся точкой шурук. И потому сказано о них: «Сотворил Бог больших чудовищ», ибо Бина называется творением.

Однако не располагается место его в самом море, т.е. в Малхут мира Ацилут, но место уготовано в мире Брия, находящемся вне Ацилута, ниже Малхут Ацилута, и это – десять притоков. Но если они (чудовища) со ступеней святости, то почему были убиты? Ведь некева (самка) была убита сразу, а затем был убит и захар (самец), как сказано: «И убьет чудовище, которое в море» []. Ибо убийство означает аннулирование его ступени и возвращение в Ацилут. А в конце исправления аннулируются все три мира БЕА и вернутся в Ацилут.

Но если существовала необходимость убить некеву, чтобы не был разрушен мир, то почему Он создал ее изначально? Потому что об этом убийстве упоминается лишь относительно ее служения левиафану, но она не аннулировалась полностью, так как от нее питаются души праведников.
Большое чудовище – это левиафан захар (самец), оставшийся в живых и лежащий среди девяти рек, которые соответствуют девяти сфирот ХаБаД, ХаГаТ и НеХИ. А одна река – воды ее бесшумны, и это Кетер. Благословения вод «сада», означающего Малхут мира Ацилут, выпадающие ему трижды в год, то есть три линии, о которых сказано: «Трижды в год да не покажется всякий мужчина твой…» [53] А если (благословения) выпадают ему дважды, – только две линии: правая и левая, – то благословляется эта река, но недостаточно, поскольку отсутствует средняя линия. А если лишь одно (благословение) выпадает ему: только правая линия или только левая, – то не благословляется он ею. И из реки, которая является Кетером, получают девять рек, являющиеся девятью нижними сфирот.

41) Чудовище входит в Кетер этих рек, набирает силу в нем, плывет дальше и вступает в море, в Малхут Ацилута. И проглатывает там несколько видов рыб и властвует. Это – ступени, имеющиеся в «море», которые меньше него. Оно проглатывает их, и они дополняются в нем. И возвращается в бесшумную реку. А те девять рек постоянно поднимаются к ней, чтобы получить свое наполнение, ибо они получают свое наполнение из спокойной реки – из своего Кетера. А около реки – несколько видов деревьев и трав. И это – самая первая из всех рек, Кетер.

42) Порядок выхода десяти этих рек. Выходит с левой стороны – из одного источника, проистекающего и выходящего, т.е. Есода Зеир Анпина, – три капли, выходящие из трех линий, включенных в левую линию. И каждая капля расходится на три капли, и становятся они девятью каплями. И от каждой капли возникает одна река. Это – девять рек, все время усиливающихся, текущих и образующих все небосводы – границы Второго сокращения.

Из того, что осталось от этих капель после того, как закончили они выходить, – а с ними не вышли все свойства Кетера и Хохма, которые выше Бины, и не притягиваются с тремя линиями, – в итоге осталась одна капля, и выходит она неслышно, падая между реками, и возникает из нее одна река, и это река, которая течет неслышно, – бесшумная река.

 Эта река. Когда река, есод Зеир Анпина, проистекающая и выходящая, выводит другие капли благословений с правой стороны, в то время, когда он передает Малхут от трех линий, включенных в правую линию, то, что осталось от этих капель и не вышло вместе с ними, – тоже от сфирот, находящихся выше Бины, которые не притягиваются вместе с тремя линиями, – осталась одна капля от этих благословений, выходящая неслышно и падающая в бесшумную реку. Таким образом, у бесшумной реки есть свечение правой (линии). И эта река – самая важная из всех.

 Когда выходят и разделяются четыре реки, которые вытекают из райского сада , то река, называющаяся Пишон , впадает в бесшумную реку и включается в нее. И потому вавилонская Малхут вливается в эту реку. Пишон – это вавилонская Малхут, ибо Пишон – это первый исток (рош алеф) четырех рек, а Вавилон – глава (рош) четырех Малхут, и потому Пишон – это Вавилон. От этой бесшумной реки питаются и наполняются все другие реки.

 В каждой из рек плавает, не переставая, по одному чудовищу, и всего их девять чудовищ. И каждого пометил отверстием в голове его, как сказано: «Разбил Ты головы чудовищ на воде» . Включая даже это большое чудовище, потому что все они обращают дух (руах) наверх, а не вниз.

Вначале сотворил Бог» [57]. «И сотворил Бог больших чудовищ». В обоих случаях говорится о сотворении. Это учит нас, что против каждого действия, содержащегося в десяти речениях акта сотворения, находятся эти десять рек, когда одно из чудовищ возмущается духом против каждого из них. Словом, одно чудовище из каждой реки из числа десяти рек возмущается духом своим против действия, направленного на него, относящегося к десяти речениям акта творения.

 И потому содрогается мир раз в 70 лет. Ибо когда это большое чудовище поднимает свои плавники и содрогается, содрогаются с ним все, кто находится в реках. И весь мир содрогается, и земля сотрясается, так как все включены в это большое чудовище.

Уже говорилось, что ступень левиафан, т.е. большое чудовище, – это хохм;, притягивающаяся от левой линии. И эта хохм; не раскрывается иначе, как над сфирой Малхут, имеющейся в каждой ступени, которая называется «плавником» (снапир) у левиафана. И также указывается на один год из семидесяти лет, потому что семьдесят лет – это семь сфирот ХАГАТ НЕХИМ, и одна из них – Малхут. Говорились также, что притяжение хохма приходит как суды. И как сказано, раз в семьдесят лет содрогается мир от свечения Малхут, которая поднимает их (плавники), чтобы притянуть Хохма. И содрогается, поскольку присуще Хохме притягиваться в судах. И поэтому содрогается в час навлечения их. А поскольку все включены в него (в это чудовище), и получают свое наполнение от него, то содрогаются вместе с ним.

«И земля была опустошенной…» Немногие умеют отобразить акт сотворения на примере большого чудовища. Ибо весь мир распространяется и нисходит из плавника этого большого чудовища. И поэтому необходимо понять, как это отображается во всем акте сотворения.

А те, другие чудовища были и не были, ибо свечение их не раскрывается в них, это подобно тому, словно их и не было, – вследствие того, что ослабилась их сила, чтобы они не разрушили мир. За исключением одного раза в 70 лет, когда они укрепляются силой того большого чудовища, и оно само укрепляется. И если бы нуква его была жива у него, то не смог бы мир вынести их.

Хохм; раскрывается только в сфире Малхут. Ибо после того как вышли две линии – правая и левая, – возник меж ними раздор, и от этого раздора произошел ад, и мир был разрушен, пока не вышла средняя линия и не сократила левую, чтобы не светила иначе как снизу вверх. А свечение, идущее снизу вверх, считается светом Малхут, светом некева. И потому не может хохм;, приходящая слева, светить в девяти первых сфирот, в свете захар, воздействующем сверху вниз, но только в самой Малхут, воздействующей снизу вверх, что является свойством ВАК дэ-ГАР. И Малхут обозначается одним годом из числа семидесяти

Пока не убил Творец нукву левиафана, «земля была опустошенной». Опустошенной была, а после того как убил ее, стала земля «и хаотичной», то есть земля начала оживать. «И тьма над бездной» – потому что то действие, которое Он произвел, пока еще не дало свет.

Четыре действия происходят в средней линии при ее появлении для установления мира между двумя линиями и соединения их друг в друге:

А. Первое сокращение.

Б. Экран Первого сокращения.

В. Второе сокращение.

Г. Экран Второго сокращения, в котором вышел уровень хасадим, чтобы объединить две линии друг с другом.

Две вещи сказаны здесь о большом чудовище:

А. Что (Творец) убил его нукву.

Б. А также (Творец) пробил голову самому захару и сделал отверстие в голове его, как сказано: «Разбил Ты головы чудовищ». Ибо это – два вида экранов, Первого сокращения и Второго сокращения, выходящих вместе с экраном де-хирик в средней линии. В экране Первого сокращения – Он «убил нукву большого чудовища», а в экране Второго сокращения – «пробил голову захара».

........


Во время укрытия света было два действия:

А. «Сотворил тьму» – подъемом сокращения, имеющегося в Малхут, в Бину, как сказано: «тьма над бездной».

Б. Тьма нанесла удар – т.е. соединилась – по отверстию, которое растянулось в его голове вследствии подъема экрана Малхут в Бину, как сказано: «дух Божий парит». Тогда протянулась одна нить, т.е. экран, заканчивающий ступень под Кетером и Хохмой, – протянулась между свечением, оставшимся от укрытого света, т.е. Кетером и Хохмой, которые остались на ступени, и мраком от этой тьмы – Бина и ТуМ, которые вышли за пределы ступени, поскольку находятся ниже экрана, заканчивающего ступень.

 А это чудовище, пользуясь разграничением разделяющей нити, тоже вернуло разделение в реки над тьмою. Иными словами, в них тоже произошел подъем Малхут в их Бину, посредством сокращения и экрана в ней. А экран, находящийся в месте Бины, разделил между их Кетером и Хохмой, оставшимися на ступени, и Биной и Тум, которые вышли со ступени и находились во тьме. И разделились рыбы по видам их, одни от других – посредством этого разделения, произведенного в реках.

А когда отделились высшие святые в;ды… Во время гадлута, когда Малхут снова вышла из Бины и вернулись Бина и ТуМ на ступень. И поскольку уже есть в ней пять келим КаХаБ-ТуМ – вернулись к ним ГАР, и есть в ней пять светов НаРаНХаЙ. И тогда называются высшие в;ды «святыми». Тогда все реки разделились и поднялись в бесшумную реку, самую избранную из всех. И выходят и входят в нее трижды в день.



Все эти рыбы, т.е. ступени и души, растущие в этих реках, отделены друг от друга, так как оканчивающий экран разделяет между Кетером и Хохмой каждой и Биной и ТуМ каждой. И они называются «ночи», так как ступени левой (линии) называются «ночь». И те, что со ступеней Кетер и Хохма в них, являются Рош всем остальным, со ступеней Бина и ТуМ их, которые вышли за пределы ступени. И те, что внутри, властвуют надо всеми. И они называются первенцами Египта. И отсюда распространились наружу первенцы, – со ступеней, относящихся к Бине и ТуМ. И все они питаются от обновления этих рек. И большое это чудовище властвует надо всеми.

65) И всё это (делается) отделением высших вод от нижних, как сказано: «и пусть отделяет в;ды от вод»66. И выделились высшие святые в;ды, Кетер и Хохма, и отделились, чтобы быть наверху, и нижние в;ды, Бина и ТуМ, отделились все, те от этих, чтобы быть внизу. И отделились святые от не святых. И потому называются высшие ангелы отделёнными – так как отделились одни от других, Кетер и Хохма в них от Бины и ТуМ в них, по видам их.

66) «И сказал Бог: "Да произрастит земля зелень"» [67]. «Земля» – это Малхут, а «тр;вы» – это свет, произрастающий от посева укрытого света. Когда большое чудовище выпускало дух через то самое отверстие в голове и он возносился вверх, т.к. оно желало притянуть оттуда ГАР сверху вниз, тогда превращало оно все эти тр;вы в сушь; пока другой дух, исходящий от подъема Малхут в Бину, не напускался на дух этого чудовища, заставляя успокоиться его внизу, то есть, уменьшая его ГАР, вследствие чего происходит новый посев. А затем в гадлуте произошло новое цветение, и тр;вы выросли, как и вначале. И властвуют, и восславляют, и возносят благодарность Творцу.

С левой стороны, и из бесшумной реки, выходят животные по видам их, пытаясь приблизиться к этим травам. И не могут, и возвращаются на свое место. Все эти реки текут вместе с тем чудовищем, властвующим над ними, и окружают эти травы, и не могут насладиться ими. Кроме тех времен, когда высший дух не веет, и чудовище возносит дух через то самое отверстие в его голове, и тогда властвует этот дух над травами и иссушает их.

 Есть у него еще одна возможность приблизиться к травам: в час, когда бесшумная река возвращается из Малхут на свое место, поднимаясь и опускаясь. И поскольку в;ды ее неслышны – течет она тихо, а большое чудовище поднимается к тем рекам – и нет его там, в бесшумной реке. А все тр;вы растут возле этой бесшумной реки, и растут они на каждой стороне. Тогда поднимается это чудовище к травам, вырастая среди них. А затем возвращается ко всем этим рекам.

«Тр;вы» – это свет, вырастающий из тьмы.
 И поскольку каждый раз, когда низшие хотят притянуть хохм; сверху вниз, засыхают эти тр;вы, находящиеся в Малхут, постольку, хотя сами они – свойство хохм;, все равно они отклоняют хохм; и светят только правой стороне, свечению хасадим. И потому все, кто происходит от левой стороны, и тянутся к хохм;, не смогут приблизиться к этим травам. И это потому, что они тянутся за хохмой, а тр;вы отклоняют свечение хохм;, которое с левой (стороны), и светят только правой (стороне) свечением хасадим. За исключением того времени, когда бесшумная река поднимается к Малхут, получает свечение трав и возвращается на свое место. Тогда могут также исходящие из левой (стороны), насладиться их свечением. Ибо поскольку она является свойством Кетер, нет боязни судов в травах, и они не отклоняют хохм;, так как нет в них суда. Тр;вы, находящиеся возле нее, светят всем сторонам, даже левой, так как не отклоняют хохм;. Тогда может чудовище вырасти среди трав, поскольку они светят там также и левой стороне. И возвращается, передавая от них всем рекам.


Когда этот змей встает – сказано: «И убьет большое чудовище, которое в море» . И потому сказано: «Вот Я – против тебя, большое чудовище, лежащее среди рек его». И этот змей – это светила (мэорот – ;;;;;;;) без «вав», что означает проклятие, как сказано: «Проклятие (м’эр; – ;;;;;;;) Творца на доме нечестивца» , который проклинает всех. И Он одерживает верх над чудовищем доблестью большой реки, называющейся Хиддэкель

Этот змей находится на суше. И когда выходят сражаться друг с другом – тот, что на суше, всегда одерживает верх, потому что все пути его и сила его – на суше, в Малхут, в которой (заключены) все суды. И вечно ест он землю и прах, как сказано: «Прах будешь есть все дни жизни своей» . Один растет во прахе, а другой растет в воде. Змей, растущий в воде, не так силен, как тот, что растет на суше. И потому сказано об этом змее: «светила» (мэорот – ;;;;;;;) без «вав», так как крепка сила его погубить всё.

 Этот змей предназначен для того чудовища, что в воде. И хотя предназначен ему, не сражается с ним. Но только сам Творец может убить его в пучине моря, за дерзость духа его, как сказано о нем: «Говоривший: "Мне принадлежит река моя, и я (сам) сотворил себя"»


Ибо большое чудовище – это левая линия. И в начале выхода левой линии, выходит она не иначе, как служить правой линии, располагаясь «близко к Египту» [76]. Но затем набралась в душе смелости, затеяв распрю с правой линией, и захотела устранить ее. И потому, хотя и уступила потом правой линии в силу средней линии, вместе с тем осталась в ней дерзость духа против правой линии, ибо уступила лишь по принуждению. И потому «убил его Творец». Иными словами, устранил ее и установил заново, чтобы была полностью подчинена правой линии. Что означает – по своему разумению и желанию, в которых находился, располагаясь «близко к Египту». Как сказано о нем: «Говоривший: "Мне принадлежит река моя "». То есть – свет хохм;, который я притянул, принадлежит мне, а не правой линии. Ибо слово «река» (йеор – ;;;;) происходит от слова «свет» (ор – ;;;). «Я сотворил себя» – я сам сотворил себя для особой власти.


Рецензии