Сонетариум-11. Музыка. Обзор Марии Арнаутовой
предлагаю вашему вниманию интереснейший музыкальный обзор музыкального Сонетариума Надии Медведовской.
Автор обзора — Арнаутова Мария http://stihi.ru/avtor/qwerty42
Для удобства ориентирования добавляю к стихам имена авторов, которые Мария на момент написания обзора не знала.
Ваш АА
1
Елена Майская 79. Упущенное счастье не поймать…
А помнишь Детство там, где клён шумит?..
Где правда в том, что нет тебя прекрасней?..
Где сердце растревожено стучит?..
Где каждый день вдвоём, как будто праздник?..
А помнишь первый «взрослый» поцелуй
В цветущем мае, светлом и звенящем,
На нашем школьном Выпускном Балу?..
Был вальса тур мечтательно-летящий…
Досадно, Мендельсон не прозвучал…
Максимализма глупость и беспечность…
Расстались мы с тобою невзначай…
Но нежность тех мелодий бесконечна…
Жаль, невдомёк нам было понимать —
Упущенное счастье не поймать…
*
Вполне добротный поэтический текст. Сонет – сожаление об ушедшей юности и упущенных возможностях. Актуально для каждого. Сонет звучит как старинный романс. Мне напомнил «Белой акации гроздья душистые…» Более того, стихотворение благозвучно, все образные сравнения грамотны и уместны. Но лично мне искры, эврики, поэтического взрыва эмоций, катарсиса отчаянно не хватает. И, да простит меня автор, фразу «невдомёк нам было понимать» надо заменить на смысловой эквивалент без тавтологии.
2
Наталья Радуль. Анданте
Ах, эта музыка без лишних слов,
Спокойный темп завороженный.
Литая бронза из струны основ,
Чужой души, души всегда бездомной.
Она кружит в небесной высоте,
Гармонию божеств познав в начале:
И чувствуют её лишь души те,
Исполненные истинной печали.
Вновь открывают красоты врата
Незримо гении небесной выси –
Их правда, как всегда, возвышенна, чиста!
И Гайдн, и Бах. Бетховен, Моцарт,
Витри..
Нет в мире лучше этих исполинов
Волшебников органа, клавесина!
*
Приветствую прекрасную попытку автора создать возвышенную оду органу и клавесину. Тема однозначно достойна сонета! Автору неплохо удалось создать торжественную атмосферу, открыть «красоты врата».
Я слышу бессмертную фугу Иоганна Себастьяна Баха ре минор и верю в волшебство…
Но стихотворная ткань нуждается в некоторым пересмотре и доработке, на мой взгляд. Чисто технических помарок довольно много, автору просто надо еще раз вернуться к тексту и довести его до совершенства. Например: 1. Первые две строки второго катрена – сочетание именительного и винительного падежей несколько беспорядочно и воспринимается с трудом читателем. 2. Последние две строки второго катрена. Да не рассердится автор, поработает над речевой неточностью. После указательного местоимения «..те,» должно стоять слово «которые …. исполнены печали». То, что к слову «высоте» нужна рифма, не является всё же достаточным основанием для речевой неточности. 3. Рифма «выси – Витри» не может считаться неточной допустимой рифмой. Это отсутствие рифмы. Надо поискать другое решение для завершающих строк третьего катрена.
Также размер стиха… Возможно, стоило бы поправить некоторые строки, которые выбиваются из ритма… В Вашем сонете – 4-стопный ямб, 5-стопный ямб и 6-стопный ямб – не многовато ли для одного поэтического текста? Сбой размера лично мне не очень мешает воспринимать идею – но не знаю, как отнесутся к этому ценители классики… Хотя по мне это не ошибка. Вдохновенный полёт в измерение музыки состоялся, однако стоит немного добавить «алгебры в гармонию». Это пойдет на пользу и мелодии стиха, и качеству поэтического текста.
3
Екатерина Чаусова. диск
Вдруг вспомнилась продрогшая Нева,
Подёрнутая недоверья плёнкой,
Улыбка восьмилетнего ребёнка
И песня про «любовь всегда права…»
Закатная медовая коврижка
Мне поднимает аппетит не слишком:
Я целый день твержу «халва-халва»,
Но тонкая игла Адмиралтейства
На диск луны легла, и зазвучал,
Стога потерь небесных волоча,
Мотив прощальный, кажется, из детства.
В змеящейся воде исчез налёт,
Но блеск её надежды не даёт,
И от предчувствий никуда не деться…
*
Мне понравились яркие, необычные метафоры. Закат как медовая коврижка очарователен – детский, очень милый образ. Настроение тревожное, сложное, связанное с далёкими событиями и одновременно с будущим ЛГ. Весьма актуально для многих из нас сегодня… Петербург, свинцовые воды Невы, печаль, задумчивость, ностальгия, меланхолия – как это всё по-нашему, по-питерски… Автор упоминает налёт на воде как некий недобрый знак, возвращается к этому же образу в конце стиха, где налёт исчезает, но предчувствие недобрых перемен остаётся. Что именно хотел выразить автор через эту ассоциацию, осталось не ясным для меня, и этот «налёт» разрушил целостность сонета. Но, возможно, автор добивался именно такого результата? Диссонанс, тревога, недосказанность – описать их можно, создав смешанные чувства.
В целом мне вещь понравилась, но некоторые моменты я бы посоветовала автору доработать. Размер сбивается в нескольких строках, что мешает восприятию текста. Для сонета особенно важен плавный и ровный ритм, которого здесь не хватает. Имеет место периодический сбой от выбранного 5-стопного ямба, что делает текст неровным и трудным для восприятия. Проблемные строки: 2, 6, 14. Концовка стихотворения не содержит ожидаемого в сонете финального акцента, но, возможно, автор и желал создать перспективу неопределённости и тревоги… Рифма «Адмиралтейства – детства» звучит не органично и выглядит немного натянутой. В целом передача эмоций состоялась, стихотворение можно считать удачным и интересным, но несколько минут работы над ритмом, образами и рифмой – и будет нечто необычное, что надолго запомниться Читателю.
Читая Ваш сонет, уважаемый Автор, я слышу «A common amour», de Senneville, в исполнении Clayderman…
4
Дед Дмитрич. ***
В плед завернусь в преддверии зимы,
Глинтвейн смакуя, сидя у камина.
Мир поседел от снежной кутерьмы.
По тропам сердца пробегусь наивно.
Царапнет душу старенький винил,
Волной нахлынут вновь воспоминанья.
Твоих печальных глаз я не забыл…
Как их забыть в минуты расставания?..
Кричали птицы в тихой синеве,
И я кричал безумно вместе с ними.
Как будто выстрел, громыхнула дверь,
И стали дни безжизненной пустыней…
Я верю, ты придёшь под всхлипы вьюг…
Всё громче музыка… А вдруг… А вдруг…
*
Романтичная лирика, удачные контрастные образы: крик птиц в полной тишине – как внутренний крик ЛГ, с треском захлопнутая дверь как безнадёжно утраченное счастье.
Практически идеальный ямб.
В самом конце неожиданно для Читателя возникает тема музыки. Может быть, стоит в теле сонета тоже дать какие-то музыкальные аллюзии?
Последнее двустрочие слабовато по сравнению с предыдущими катренами. А хотелось бы наоборот) На мой взгляд, стоило бы его переделать, усилить смысловой и эмоциональный катарсис. В сущности, даже одну, последнюю строчку достаточно переосмыслить.
Но можно пренебречь моими замечаниями. Вещь хороша. Я слышу «Метель» Свиридова…
5
Георгий Балдин. Сопряжение
Гармонию безвестных чувств
Ведут два слаженных смычка,
Ликует звуков златоуст –
Бушует нотная река.
От пьяно к форте взлёт идёт,
Ввысь, пробивая мрак ночИ,
И метроном ведя отсчёт,
Всё дерзновеннее стучит.
Мелодии грядущий миг,
С изящной грацией возник –
Покорный воле естества...
И страстью высших откровений,
И миражами сновидений,
Вселяет сладости родства...
*
Идеальный четырёхстопный ямб, два катрена, 2 терцета – прекрасная, мелодичная структура стиха. Рифма в норме, хотя не поражает необычностью. Но это даже хорошо, ибо поиск необычной рифмы часто приводит к чрезмерной витиеватости текста. Нарастающее крещендо великой музыки удалось передать! Не знаю, какую мелодию слышал Автор, когда создавал этот сонет. Я слышу увертюру к 5-й Симфонии Людвига ван Бетховена….
6
Эстелла Уилбур. Музыка дождя
Дождь накрапывал по лужам,
шел уныло, не спеша.
Я курил и дождик слушал,
как он листьями шуршал
Вдруг скомандовал быстрее
поднебесный дирижер.
Дождь вперед рванул хмелея,
побежал, а не пошел.
Зазвучал оркестр громче,
ветер трубами завыл.
Я прислушался как жестче,
по асфальту он дробил.
Музицировал мне дождь,
Петь хотелось, невтерпёж…
*
Интересный текст… Хороший четырёхстопный хорей. Написано мелодично, но есть ряд замечаний от меня, как от Читателя: Автор, видимо, полагает, что отчетливое гладкое мажорное звучание компенсирует отсутствие смысловых переходов в третьем катрене. Мне так и не удалось смириться с 3 и 4 строками оного. «Я прислушался как жёстче По асфальту он дробил» – не принимаю эту фразу, деревянно звучит.
И концовка залихватская, но не читаемая на русском… «хотелось невтерпёж»? Читатель в моём лице загрустил и опечалился, несмотря на весёлый и энергичный ритм, хороший образный ряд. Автор пишет легко и складно, я думаю, ему легко превратить этот стих в шедевр, потратив минут десять своего драгоценного времени.
Но весёлый дождь смоет все огрехи! Музыкальный аналог – «Маленькая ночная серенада» Моцарта.
7
Екатерина Чаусова. Музыка
Между жизнью и смертью нет ничего, кроме музыки.
(Мстислав Ростропович)
Какая музыка во мне звучала?
Не вспомню, но была она, была.
Как будто я – не я. Поёт юла.
Но нет ни слов, ни звуков. Есть… начало?
Немыслимо круженье. Мне бы сдаться
На милость заколдованному танцу:
Нестись – легко, воздушно, беспечально…
Играть хвостами мыслей ли, комет?
Я вихрь, волна? Себя не изучала.
Была ручная? Вроде – одичала.
Причала нет. Момента тоже нет.
Безвременье. Симфония вселенной.
Без нот и партитуры тяжеленной:
Божественная музыка… и Свет.
*
Стихотворение написано свободным размером, ближе к пятистопному ямбу, но ритм сбивается почти в каждой строчке. Мне кажется, от неровного ритма стихотворение проигрывает. Рифма предсказуема, но лично мне это не мешает. В стихотворении Автор пытается передать тонкое духовное переживание – всё во Вселенной связует Музыка, и Автор – часть этого вечного потока. Тема безвременья и божественного света — это достаточно амбициозная идея, но её реализация оставляет желать лучшего.
Не все метафоры удачны… «Играть хвостами мыслей ли, комет?», «юла поёт» — вызвало недоумение у меня, как у Читателя. Однако тема, поднятая Автором – это грандиозно, это интересно и ярко. Поток сознания человека как нота в симфонии Творения… Для меня это было похоже на сбивающее с толку, дезинтегрирующее, но запоминающееся навсегда Echoes, Pink Floyd.
8
Найля Рахманкулова. Музыка бессмертна, как Любовь!
Музыка дождя осенним днём
Монотонная в своей печали.
Радости земные, что познали,
Дымкой исчезают за окном.
Капли по стеклу сбегают быстро,
Оставляя рваный след пунктиром.
Скорбь взошла и царствует над миром.
Словно прямо в сердце грянул выстрел.
Жалобно-надрывно плачет скрипка,
И пульсирует по венам кровь.
Музыка бессмертна, как Любовь!
Жизнь, увы, быстра и зыбка.
В душу проникает Баха фуга,
Скорбно провожая в Вечность Друга…
*
Выбран интересный размер – пятистопный хорей. В целом размер выдержан, если не придираться к мелочам. Тема в высшей степени достойна сонета, написанного этим драматичным размером. Однако воплощение не конгруэнтно замыслу. Используются знакомые и предсказуемые рифмы, множество клише, таких, как «музыка бессмертна, музыка дождя, плачет скрипка». Но и простые рифмы, и клише были бы уместны, если бы автор добился логических связок в катренах и в результате пришел бы к заряженному, сильному финальному двустрочию. А получился набор отдельных трагических фраз... Но я понимаю, что уход из жизни друга – это хаос, скорбь, отдельные мысли о грустном и тяжелом, и музыка поддерживает это смятение ума и сердца… Лакримоза, Реквием, Моцарт…
9
Ольга Волхонская. Музыка разлуки
Над сценой гаснет свет, и льются звуки.
Терзает струны трепетный смычок.
Играет скрипка жизнь, любовь, разлуку,
Тоскует, плачет, в прошлое влечёт.
Туда, где счастье нам казалось вечным,
Твой голос нежной музыкой звучал.
Мы жгли огонь бездумно и беспечно,
Горела ярко тонкая свеча.
Погасла слишком быстро, незаметно.
Спустился белый ангел за тобой.
Вы с ним исчезли в дымке предрассветной,
Оставив мне мучительную боль.
Ушёл скрипач. Затих последний звук,
И слышен стал негромкий сердца стук.
*
Уверенный ямб – пентаметр, идеально подходящий для льющейся печальной музыки сонета. Прекрасная тема и хорошее исполнение. Но мне немного не хватило эмоционального накала, интриги, сложного переживания, идеально раскрытого и высказанного словами, как это предполагает жанр сонета. Текст выглядит привычным, предсказуемым, как многократно звучащая любимая мелодия. Хотя… это ведь совсем не плохо, особенно если звучит раз за разом «Адажио» Томазо Альбинони….
10
Колючее Чудо. Нас вновь чарует музыка зимы…
Нас вновь чарует музыка зимы,
Снежинок лёгких вальс под песни вьюги!
Как здорово, что есть на свете мы
С любовью нежной в душах друг у друга!
Мороз узор рисует на стекле,
И ветер выдувает фуги страстно!
И мир вокруг, как будто стал светлей!
В нём каждое мгновение прекрасно!
В нём предвкушенье праздника живёт
И ожиданье чуда непременно!
Пусть сказка постучится в Новый год
И к лучшему подарит перемены!
Звучат повсюду ноты волшебства!
Виват зиме и музыке виват!!!
*
Уверенный пятистопный ямб, размер соблюден, рифмы точные. Хорошее, лёгкое стихотворение, подходящее для новогоднего настроения, но излишне предсказуемое и пафосное. Автору стоит поработать над поиском более уникальных образов и избегать частотных выражений. Но настроение волшебного праздника в середине зимы, которого мы все ждём (и в старости – как в детстве!), определённо есть! Так что пусть звучат Jingle bells!
11
Трунова Вероника. Пастораль
О, как поёт весенний звонкий хор!
Разноголосьем полон, разнотрельем.
Новорождённый май так акварелен,
Так по-Чайковски бел и соль мажор!
Пастушек юных неокрепший вздор
Невинен, будто жемчуг в ожерелье,
Но умолкает тотчас, лишь свирели
Коснётся Лель — сердец девичьих вор.
О, пташки милые! Покуда голос свеж,
Покуда грудь полна предчувствий и надежд
Воспойте мир прекрасный и манящий!
Под звуки дудочки, дождя ли, а капелла
Вливайтесь в хор весенний радостно и смело –
Живите солнцем, небом, настоящим!
*
Пятистопный ямб выдержан, рифма точна и интересна. Тема классическая, вечная и тем прекрасная: весна и радость жизни в природе и в сердце. Хотелось бы, чтобы у всех людей было такое настроение будущей весной! Даже у пастушек, чей «неокрепший вздор» меня слегка шокировал )) Текст пасторальный, игривый, напоминает поэзию 19 века. Но почему бы и нет? Тема-то вечная. Как и музыка Эдварда Грига «Утро в лесу»…
12
Фунтики. ***
Остались в прошлом буйства майских гроз,
Жужжанье пчёл под всполохи заката,
Полёт в лугах чарующий стрекоз,
На веточке малина в три карата.
На лес смотрю, дыханье затая,
Брожу, любуюсь жёлтым листопадом,
И слушаю мелодию дождя,
Бальзам на сердце тихая прохлада.
Поймаю осени лукавый взгляд.
Красавица в изысканных нарядах.
Вся в золоте от головы до пят
И ярким комплиментам очень рада.
Кичливость, щегольство не для меня.
Душе милей мелодия дождя…
*
Прозрачное, ясное стихотворение, выдержан пятистопный ямб, рифма точна за исключением «затая – дождя», но лично мне это не мешает стихом любоваться. «Мелодия дождя» – эта фраза повторена дважды, но восприятие осени это не портит – «у природы нет плохой погоды», как известно. Любование простым фактом осеннего бесконечного дождя, а не роскошью осенних нарядов – это хорошая мысль. Часто в жизни мы увлекаемся мишурой, а настоящая красота, она в созерцании и принятии жизни. Хотя… с этим можно и поспорить. Двустрочие заключительное вполне адекватно – фокус на особенности восприятия мира ЛГ. Но всё же последние строки звучат слабовато и слишком просто по сравнению с остальной частью текста. Концовка могла бы быть более выразительной и эмоциональной, подводящей итог всему стихотворению.
Я надеюсь, Автор согласится, что сонет напоминает Clair de Lune Клода Дебюсси — эта мелодия звучит тихо и нежно, ассоциируется с дождём и умиротворением, что прекрасно подходит к настроению стихотворения.
13
Колючее Чудо. Сонет для ангела
Он музыкой звучит в моей душе,
Хоть романтизм давно остался в прошлом,
На самом трудном жизни вираже
Мне, как подарок, мысли о хорошем…
То скрипкой – грусть, а то гитарой вдруг
Аккорды счастья вспыхнут в тьме кромешной…
Я рада, что среди житейских вьюг
Меня оберегает Ангел Грешный…
Он – чудом, дивом посланный судьбой,
В ком нота с нотой, нет ни капли фальши…
Звучи и дальше, Добрый Ангел мой,
Мне душу согревая грустью даже…
К судьбе одна лишь просьба у меня –
Пусть не стихает музыка Твоя…
*
Плавно, гармонично льётся безукоризненный пятистопный ямб, рифмы точны, хоть и просты. Творческая удача – Ангел Грешный. Этот образ создаёт интересную двойственность, усложняет эмоциональные переживания Читателя. Это как раз то, чем отличается жанр сонета – тонкая передача сложных неоднозначных чувств. Небольшие недочёты в тексте: 1. Заключительная рифма «меня – Твоя» немного разрушает очарование. 2. Строка «На самом трудном жизни вираже» читается трудно. Если бы их устранить – живая классика была бы )) Ассоциирую этот сонет с вечно живой классической мелодией Камиля Сен-Санса «Умирающий лебедь».
14
Наталья Радуль. Рокер
Он петь умел возвышенно и резко,
Он ноты брал, взлетая напролом,
И голос вдохновенный и чудесный
Вас обволакивал надеждой и теплом.
Он гимны пел, взрывая лжи довесок,
Пронзая сердце смыслом главных слов.
Он нежен был, суров и может, резок,
Он счастье пел, и радость, и любовь!
Гитара, как огонь, в руках его горела,
Душа, как феникс, вечно молода:
Чудила, возносилась, круто пела
Во все оставшиеся для судьбы года.
Когда же смолкла жизни страстной лира,
Лишились мы прекрасного кумира!
*
Пятистопный ямб почти выдержан (последняя строчка третьего катрена выбилась, первая из двух заключительных строк… читается с трудом). Рифма предсказуема, но точна. Тема – огонь! И она в целом раскрыта )) Немного совсем поработать над стилем и «читкостью» текста – и будет достойно Высоцкого, его «Вершины». Или «Группы крови» Виктора Цоя…
15
Оксана Муралёва. Дыхание муз
Под музыку мы женимся и пляшем,
Под музыку идём в последний путь.
Наверное, есть что-то в сердце нашем,
Что позволяет музыку вдохнуть.
Мы дышим ей в минуты вдохновенья,
Отчаяния, отдыха, труда.
От звуков поднебесных песнопений
Быстрей журчит прозрачная вода.
Но есть предел всевластию аккорда,
Когда закроет ноты музыкант,
И над землёй решительно и гордо
Вдруг поплывёт трагический набат.
Когда умолкнет трепетная лира,
Душа попросит нежности и мира.
*
Сонет написан уверенным пятистопным ямбом, рифмы в основном точны (хотя «музыкант – набат» немного выбивается из общей плавной композиции). Стихотворение мелодичное, философское, с интересными образами и плавным ритмом. Хороший лирический текст о том, что музыка пронизывает и наполняет всю нашу жизнь высоким смыслом. Мне кажется, что текст стоило бы немного усилить за счёт более оригинальных метафор и более сильного и органичного финала.
Кроме того, Читатель в моём лице немного запутался в смыслах… Торжественный набат, скорбь, печаль перед лицом смерти – звучит как «Rex» из реквиема Моцарта, а в заключительном двустрочии – совсем другая тема, и связь мне не очевидна. «Душа попросит нежности и мира» звучит несколько обобщённо и оторванно от трагической темы предыдущего катрена. Однако я признаю, что смена тональности и эмоционального фона – это дело автора. И это необычно и сильно, когда после первых аккордов «Rex» вдруг пронзительно и печально вступает «Песня Сольвейг» Эдварда Грига…
16
Братислава. Мелодия тишины
Прими меня в небесный Питер,
Апостол с грустью на лице,
Пришёл к финалу тур из литер
С косыми рифмами в конце.
Замах на реквием банален,
Но разум строчками богат,
Птицебыки бегут из спален
И голосят про плагиат.
А я, небесных музык слыша,
С корявой лжой и простотой
Уже прошу: откиньте крышу,
Верните город золотой.
В шкатулке музыкальной мне
Так непривычно в тишине.
*
Интересный мажорный размер – четырёхстопный ямб – отлично подходит к динамичному стилю Автора. Хотя для написания сонета – выбор неожиданный. Но возможный, как видно из этого текста )) По форме стих хорош, яркие необычные рифмы, размер выдержан идеально (скачущий ритм сложно удержать), но абсурдистская аллюзия относительно птицебыков поставила меня в тупик. Хтойто? Возможно, это про синего быка и золотого орла, которые… а почему Читатель должен докапываться до? Произведение похоже на экспромт, имеющий смысл в контексте переписки. Но, тем не менее, не могу не отметить мастерской кисти. Подтекстов масса (это интересно) – и намеренное искажение текста «А я, небесных музык слыша» создает приятную атмосферу свободы в загробном мире родной литературы )) Включайте музыку там, в шкатулке, и будет не так скучно! «Dead Can Dance» вполне подойдёт и весьма порадует ))
17
Элефант Энд Леон. ***
Среди берёз разлапистых, дубов
По сказочным тропинкам каждый вечер,
Внимая музыку густых лесов,
Прогуливается беспечно ветер.
С седых небес луна бросает взор
На бренный мир рассветов и закатов,
Внимая музыку равнин и гор,
И восхищаясь, как Земля богата.
И даже время замедляет бег,
Красой любуясь девственной природы,
Внимая музыку озёр и рек -
Волшебный, благолепный звук мелодий.
А я внимаю музыку стихов,
Себя очищу в них от всех грехов…
*
Извините, начну с явной ошибки в русском «Внимая музыкЕ». Ошибка звучит в тексте четыре раза. Пожалуйста, исправьте. В тексте у вас это выражение в деепричастном обороте, так что исправление ошибки (или опечатки?) на текст не повлияет. Хотя четырёхразовый повтор – это уже штамп… Размер пятистопный ямб выдержан, рифмы формально точные, но не будят воображение. Замысел вполне достоин того, чтобы был написан сонет о красоте природы и музыке слов, воспевающей это чудо. Но, в данном случае, текст не доработан. Образы в стихотворении шаблонны, что создаёт ощущение поверхностности и пафоса. «Музыка лесов», «свет луны», «замедленный бег времени»... Эти выражения не создают новых образов и не вызывают эмоционального отклика. Но не сдавайтесь! И создайте текст, достойный Вашей прекрасной темы! Это, возможно, будет звучать, как у Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае»…
18
Жанна Лебедева. у рояля
Ты играла рапсодии Листа,
Презирая ноктюрны Шопена.
Извиваясь, ткань юбки дрожала,
Ниспадая с твоих коленей.
Молоточки гасились о демпфер,
Звук опутывал лентой запястья,
Я хотел с непокорных твоих колен
К ногам тканью упасть.
Учащенным биением сердца,
Пульсом в висках и нелепостью
Взмокших ладоней
Я любил тебя не в будуаре,
На сверкающей крышке рояля,
В новостройке стекла и бетона.
*
До комментариев скажу – это танго Por una Cabeza Карлоса Гарделя! С определением размера затрудняюсь – турбулентный верлибр? Или разношёрстный (разностопный) анапест? Что бы это ни было, его удалось обуздать, размер выдержан.
Принадлежность стихотворения к жанру сонета под вопросом, но оно мне весьма понравилось, хотя не все аллюзии мне близки и понятны )) Интересный, ритмичный, выражающий высокий градус страсти стих. Если бы это не был конкурс сонетов, я бы поставила 9 из 10.
19
Наталья Радуль. Квартет
Что лучше: флейта, скрипка, мандолина?
Когда плывут их звуки, словно сон.
Свеча горит, выводит смысл терцина,
Трепещет сердце, бьётся в унисон.
Квартет колдует в полутемном зале,
И кружится вокруг весь шар земной.
Забыв невзгоды и свои печали,
Квартет играет танец заводной.
И звуки скачут тенями, как ветер,
Но замер зритель в креслах,
уронив,
Платочек кружевной, не машет веер,
И дамы сдерживают свой порыв.
Вот вот, чуть не пустились сразу в пляску,
Но фижмы жмут, тугая опояска!
*
Размер пятистопный ямб в целом выдержан, но некоторые строки читаются тяжело из-за перегруженности и нарушений ритма. Третий катрен тому пример. Последнее двустрочие действительно ударное, но акцент неожиданно для Читателя смещается от нежной лирики и музыкальной задумчивости вечера странной музыки в бравурность и даже в прозаичность неудобного дамского нижнего белья. Но, возможно, так и задумано, если квартет играет Витторио Монти, «Чардаш»! ))
20
Небритое Чудо. ***
Я слышу джаз в жужжании пчелы,
А в шорохе листвы я слышу регги,
Как будто рок-н-ролл полёт стрелы,
Суровый хэви-метал скрип телеги.
Я слышу с приближением волны
Неповторимый, чудный хор песчинок.
Я словно нерв натянутой струны
Ловлю мелодию дождей-слезинок.
Звон туфельки на тонком каблуке,
Дыханье синих звёзд перед рассветом,
Порханье бабочки на лепестке –
Всё это музыка фисташкового лета.
И вот я в парке у пруда кружусь
С листвою жёлтой под осенний блюз.
*
Пятистопный ямб выдержан, рифмы точны, хотя предсказуемы. Сонет оставляет позитивное и лёгкое впечатление. Оно передаёт ощущение гармонии природы и музыки, связывая звуки окружающего мира с различными музыкальными жанрами. Однако образные сравнения меня немного разочаровали, особенно «мелодия дождей-слезинок». Хотя «фисташковое лето» – прелестно, легко и запоминается. Тем и сложен и одновременно интересен жанр сонета, что заключительные две строки должны вместить в себя нечто очень важное, должны дать смысловое разрешение некой всемирной проблемы или вызвать эмоциональное переживание высокого градуса. Здесь этого не случилось… Очень стоит помедитировать на последние две строки )) и, может быть, сонет зазвучит как Summertime Гершвина…
ВК1
Арнаутова Мария. Когда часы замрут на трудном «до»
Когда часы замрут на трудном «до»,
Продолжит скрипка о прекрасном «после».
В мелодию вольется новый вдох,
Не будет сердца остановки вовсе,
Заменится диастола иным:
Стихов метеоритные потоки
Любовью, осознанием вины,
Единством безнадежно одиноких,
Достигнут вновь земного бытия,
И музыка послышится с экранов...
Минорная кантата ноября –
Небытия скупая телеграмма.
Теория струны весь мир итожит,
И новый мир из старых нот – возможен.
*
Текст неплохой, но хотелось бы, чтобы Автор следовал классическим заветам и не переносил смысл с конца одного катрена на начало следующего. Текст немного перегружен в ущерб ясности смыслов. Можно будет вернуться к тексту и доделать )) «Остров Мёртвых» Рахманинова чудовищен, но прекрасен….
ВК2
Лена Оливвла. Чистая вода
Не с лица — со звучанья напиться,
Не воды, а души чистоты.
(Надия Медведовская)
Застыли звуки скрипки над селом.
Откуда ты, скрипач? И где твой дом?
Хотел пожить в глуши хотя бы месяц? –
Тогда себе жилище выбирай.
В заброшенной избе повсюду плесень,
И стены «Белизной» помыть пора.
Играй, пока для нас готовлю ужин,
У Золушки карет в кладовке – впрок...
В меню сегодня тыквенный пирог
(В сто раз вкуснее, чем, к примеру, суши).
Не хуже сцены маленький чердак...
Мелодия – целебная вода,
Живая, как ручьи, в безмолвных скалах.
Тебя зовут Ноябрь, угадала?
*
Прекрасный сонет, Автору спасибо! Шутливый, трепетный, живой, как горный ручей! Тема «Весёлый ручей» из «Весны» Антонио Вивальди.
М.А.
10 ноября 2024
Свидетельство о публикации №124111006510
Заменится диастола иным:
Стихов метеоритные потоки - чем заменится? Стихов метеоритными потоками.. Или я не пОняла замысел автора? 🙃
Наталья Радуль 19.11.2024 05:33 Заявить о нарушении