Императрица Екатерина - Белая Тара

Екатерина Императрица - Белая Тара.
Имя Екатерина произошло от древнегреческого слова , что означает «вечно чистая», «непорочная»
По другой гипотезе, этимология имени восходит к имени Гекаты , — древнегреческой богини лунного света и покровительницы ...

Истина-это чистота правды. Истина-это чистота понятия,очищенного от своей противоположности. Чистота мудрости,очищенной от глупости-это тоже ...

.................
Более двух с половиной столетий назад учение Будды получило документально подтвержденную «прописку» в Российской империи наряду с господствовавшим в стране православием. Таким образом, у российской короны появились новые подданные — не в напудренных париках, как при столичном дворе, и не в мужицких кафтанах, как по всей необъятной России, а в диковинных ламских одеждах желтого и красного цветов. Прежде чем империя признала их «своими», эти люди, населявшие преимущественно сибирские окраины, обращали свои молитвы и прошения к далекому и загадочному Тибету, в заоблачную Лхасу. Со второй половины XVIII века у них появился новый центр притяжения, которому они безоговорочно присягнули на верность — Санкт-Петербург.

В 1764 году царствующая императрица Екатерина II издала Указ, возводивший на престол первого Пандито Хамбо Ламы (главы ламайской церкви Восточной Сибири и Забайкалья) Дамба Даржу Заяева. Этот указ стал официальнм признанием буддизма — «ламайской» церкви — в Российской империи. Для народов Забайкалья и Восточной Сибири покровительство далёкой, но могущественной власти означало, что государство поддерживает Дхарму и стремится к утверждению жизни праведной. Интересно, что признание ислама на государственном уровне произошло несколькими годами позже. Таким образом, Указ 1764 года стал первым шагом к формированию многоконфессиональности в России.

В 1766 году, два года спустя, в благодарность за покровительство и в память об этих событиях сибирские буддисты по инициативе Заяева официально провозгласили двух императриц, Елизавету Петровну и Екатерину Великую, эманацией (воплощением) одного из наиболее почитаемых буддийских божеств — Белой Тары. Белая Тара в буддизме — божество долгой спокойной и полноценной жизни, по-матерински заботливое и могущественное.

Однако предваряло эти события путешествие Дамба Даржи Заяев в далёкий Санкт-Петербург в сопровождении нескольких лам и видных бурятских деятелей. Необычная история того, как Екатерина II преподнесла изображавший её скульптурнйый бюст, и того, почему изваяние попало именно в Анинский дацан, подробно описана в разделе, посвященном истории Сангхи России.

По решению Его Святейшества XXIV Хамбо ламы Дамбы Бадмаевича Аюшеева разработан детальный сценарий реконструкции событий.

20 августа в Санкт-Петербург прибыли гости из республики Бурятия: настоятель Анинского дацана «Гандан Шаддублинг» ширээтэ-лама Легцог Дарижапов, представители Буддийской Традиционной Сангхи России, а также современные потомки 11 хори-бурятских родов, принимавших участие в событиях более чем двухсотлетней давности.



В августе 2019 г. в Государственном Эрмитаже состоялась торжественная церемония передачи бронзового бюста российской императрицы Екатерины II настоятелю Анинского дацана Легсоку Дарижапову. По словам пресс-секретаря крупнейшей буддийской организации Российской Федерации «Буддийская традиционная сангха России» (далее — БТСР) Аллы Намсараевой, оригинальный мраморный бюст был передан самой императрицей бурятским депутатам в 1764 г., однако в 1930-е гг., в период гонений на религию в СССР, бюст, более полутораста лет хранившийся и почитавшийся как святыня в Анинском дацане, был уничтожен [Возвращение Екатерины 2020] 1 .
Во время церемонии вручения современной реплики реликвии в самом дацане глава Республики Бурятия Александр Цыденов сказал: Я поздравляю всех с таким значимым событием — возвращением бюста императрицы, которая утвердила Институт Пандито Хамбо лам и сделала независимой буддийскую религию в Российской Федерации. Бюст из Санкт-Петербурга проделал большую дорогу, прошел по России таким же наземным путем, как и в исторические времена и сейчас возвращается на историческую родину [В Бурятии прошло 2019].

Императрица была первой, кто утвердил в России институт собственных духовных лидеров буддизма, хамбо-лам, таким образом объявив буддизм разрешенной в империи религией. За это благодарные верующие в 1766 году провозгласили ее воплощением богини Белой Тары – одной из восьми священных бодхисаттв (достигших просветления). Традиция почитания правителей России как реинкарнации Белой Тары продолжалась до 1917 года .


Екатерина вторая.

До его разрушения в одном из алтарей располагался бюст императрицы, и почитали ее, как Цагаан Дара Эхэ – воплощение Белой Тары.
Белая Тара – это иконографический образ Тары с белой кожей и семью глазами – помимо пары обычных, у нее есть глаз на лбу и по одному на каждой ...

Кто такая Белая Тара Согласно буддийским религиозным воззрениям, Тара – одна из восьми бодхисаттв. Так в санскритских источниках называются души, достигшие просветления, но отказавшиеся уйти в нирвану ради спасения других заложников сансары. Согласно каноническим текстам, Тара появилась, когда бодхисаттва Авалокитешвара стал оплакивать страдания живых существ. В том месте, куда упала одна из его слез, пророс лотос, из которого вышла Тара. Она стала постоянной спутницей Авалокитешвары. Белая Тара – это иконографический образ Тары с белой кожей и семью глазами – помимо пары обычных, у нее есть глаз на лбу и по одному на каждой руке и ноге. Буддисты в царской России В XVIII веке на территории Российской империи проживали два народа, традиционно исповедующие буддизм. С бурятами русские первопроходцы в Восточной Сибири впервые столкнулись в XVII веке к западу от озера Байкал. К этому времени там насчитывалось около 50 тысяч представителей этого народа. Калмыки же, пришедшие в те же годы в русские степи из Туркестана, стали первым и единственным буддистским народом, компактно проживающим в Европе. В 1655 году они поклялись в верности московскому царю, но фактически оставались независимы и даже нападали на русских до XVIII века. Калмыцкое ханство окончательно было упразднено в 1803 году.

Признание Согласно одной из версий, в 1741 году императрица Елизавета Петровна издала именной указ, в соответствии с которым утвердила буддизм в качестве разрешенной в России религии. Буддисты признали этот политический жест признаком мудрости, присущей Белой Таре, и объявили Елизавету воплощением этой богини на земле. На аудиенцию к императрице попал хамбо-лама Дамба-Доржо Заяев – первый лама из Бурятии, получивший религиозное образование в Тибете и приобретший ученую степень. После утверждения штата лам именно императрице Елизавете возносились первые хуралы-молебствия как «перерожденице буддийской богини Сагаан Дара Эхе». Стала объектом восточного культа и Екатерина II. В 1764 году тот же Заяев упал ей в ноги. Очевидно, императрица осталась довольна такими почестями, и Заяев вплоть до 1776 года был официальным главой буддистов Восточной Сибири. Императрица также подарила ему свой портрет.


По мнению доктора исторических наук тибетолога Александра Андреева, мнение об особом покровительстве буддизму со стороны Елизаветы и Екатерины – это миф, созданный бурятским ламой Агваном Доржиевым в начале ХХ века. Объявив Россию «Северной Шамбалой», он рассчитывал добиться у России покровительства Тибету – отколовшейся после революции 1911 года провинции китайской империи Цин. Никаких документов об «утверждении» буддизма за подписью императриц в архивах нет, несмотря на то, что в 1991 году буддийская сангха с размахом отметила 250-летие буддизма в России, а существование императорского указа утверждается в книгах бурятских исследователей с учеными степенями.

. В Восточную Сибирь направлялись духовные миссии Русской православной церкви, а при архиепископе Парфении каждый новокрещеный бурят получал денежный подарок. При императоре Александре I христианизацию Бурятии вели и английские миссионеры, распространявшие здесь переводы Библии на туземные языки.


Рецензии