***
Мандрагора...
Камень Реувена, первенца Яакова, — ;дем (красный) — это рубин. Рубин символизирует колено Реувена, неся в себе определенные качества. На иврите слова ;дем и адам (человек) имеют одно и то же написание. Предназначение рубина — сохранять и оберегать жизнь (считается, что рубин защищает женщину от выкидыша). То же предназначение и у Реувена. В наделе, принадлежащем ему, появился первый город-убежище (в котором мог спрятаться нечаянно убивший и, тем самым, избежать расправы со стороны кровного мстителя — сохранить себе жизнь).
Именно Реувен принес своей матери цветок мандрагоры, чтобы она зачала. Слово «мандрагоры» (на иврите дудаим) похоже на слова одем и адам, оно содержит те же буквы. Знак колена Реувена — фигура человека. На флаге колена был изображен человек (или схожий с ним корень мандрагоры), что соответствовало предназначению Реувена — защитника жизни, предотвращающего кровопролитие. Он полностью противоположен Эйсаву (также имеющему имя Эдом). Символ Эйсава — как раз кровопролитие. Выше мы уже говорили о том, что Рамбан, анализируя особенности колена Реувена, проводит параллель между ним и понятием тшувы — раскаянием. Раскаивающегося человека заливает краска стыда. Камень Реувена — красного цвета.
.......
корень его находится в Бине. Поэтому он обязан связаться с Биной, где ... «Мандрагоры сына моего» означает – мандрагоры, несущие сыновей. И она ...
.......
«И пошел Реувен в дни жатвы пшеницы, и нашел он мандрагоры в поле» . Первым заговорил рабби Ицхак, провозгласив: «Как многочисленны дела Твои, Творец, все их в мудрости Ты сотворил» . Это изречение истолковывается во многих местах. Но кто может исчислить дела Творца – ведь сколько же есть воинств и станов, относящихся к ступеням и ангелам, отличающихся друг от друга, которым нет числа? То есть, сказанное: «Как многочисленны дела Твои, Творец», указывающее на то, что нет им числа, – это мохин де-хасадим. А слова: «Все их в мудрости Ты сотворил» указывают на мохин «числа», и это Хохма. И хотя они отличаются друг от друга, все они вышли одновременно, сразу. Как молот, ударяющий по камню или раскаленному железу, высекает искры, разлетающиеся сразу во все стороны, так и Творец извлекает друг из друга многочисленные виды и различные станы, причем все сразу.
«Речью и духом вместе», и это ЗОН, «создан мир». Как сказано: «Словом Творца сотворены небеса, и духом, исходящим из уст Его, – всё воинство их!» «Словом Творца» – это речь, Нуква, которая светит свойством Хохмы. «И духом (руах), исходящим из уст Его» – это руах, Зеир Анпин, который светит свойством хасадим. И одно не действует без другого. И они включились друг в друга, и вышло из них множество воинств к воинствам и станов к станам, отличающихся друг от друга в своем свечении, одни светят Хохмой, а другие – хасадим, причем все одновременно.
Еще распространялся этот высший свет, а Создатель уже создал свет, который не светит» – т.е. распространилась Бина в своей левой линии, и это свет, который не светит, являясь свойством Хохмы, без хасадим, «и создал нижний мир» – и создал он тогда нижний мир, Нукву.
«И с помощью нижней связи» – т.е. экрана де-хирик, находящегося в нижнем мире, «он связывается, чтобы светить высшей связью» – связывается левая линия, чтобы светить связью Бины наверху, так как благодаря экрану де-хирик, имеющемуся в Нукве, выводящему среднюю линию, связывается левая линия Бины с ее правой линией и светит.
И сказала Рахель Лее: «Дай же мне от мандрагоров сына твоего» – это не означает, что мандрагоры позволили Рахели родить, но Творец устроил так посредством мандрагоров, чтобы родился Исасхар, который придерживался Торы больше, чем остальные колена, потому что Рахель удерживала Яакова, не давая ему уйти к Лее, как сказано: «Мало тебе, что забрала ты мужа моего?!» [] И сказано: «За это пусть ляжет с тобой в эту ночь за мандрагоры сына твоего.
«И пошел Реувен и нашел мандрагоры в поле, и принес их Лее, матери своей» , потому что «мандрагоры» – это свечение левой, «свет, который не светит», и называется он «мандрагоры (додаим)», так как является корнем любви между близкими людьми (додим) . И говорит Писание, что сын Леи нашел их и принес матери своей, чтобы показать нам, что корень этого света находится в Лее, Бине, а не в Рахели. А Рахель получает его от Леи. И это то, что она сказала Лее: «Дай же мне от мандрагоров сына твоего» – т.е. желала удостоиться этого света.
А Лея сказала ей: «Мало тебе, что забрала ты мужа моего?» – потому что Зеир Анпин, обладающий экраном де-хирик, который своим согласованием восполняет свечение мандрагоров (додаим), постоянно находится с экраном в Рахели, так как она является носителем экрана де-хирик в то время, когда Зеир Анпин находится у нее. И это является претензией Леи к Рахели: «Ты хочешь двух вещей: удерживать экран де-хирик, который нужен мне для образования средней линии, да к тому же и мои мандрагоры (додаим), которые без Яакова, средней линии, не светят даже у меня». И потому ответила ей Рахель: «За это пусть ляжет с тобой в эту ночь» . «В эту» – указывает на экран де-хирик в нем, чтобы от этого зивуга протянулась ступень средней линии, объединяющая две линии в Лее, и тогда мандрагоры (додаим) восполняются в ней, и затем она дает их также и Рахели, в свойстве «трое выходят благодаря одному, один находится в трех».
Они привели к тому, что Исасхар вышел в мир для того, чтобы благоухание Торы поднялось к Творцу, как сказано: «Мандрагоры источают ароматы» . Ибо Исасхар придерживался Торы больше всех остальных колен.
Сказано: «И лег с нею ночью он» Высший мир называется «он», так как он скрыт и не проявлен. И поскольку Тора вышла из высшего мира, который скрыт и недоступен, в зивуге, совершенном благодаря Исасхару, содержится намек на это: «И лег с нею ночью он» – потому что Исасхар является строением (меркава) для Торы.
Разве не эти мандрагоры отверзли утробу Рахели? Нет. Ведь сказано: «И услышал ее Всесильный, и отверз утробу ее» – то есть отверз ее утробу Творец, и ничто иное. И хотя есть в этих мандрагорах сила воздействовать на высшее, всё же не дана им сила приносить сыновей, так как сыновья зависят от «мазаль (удачи)», Дикны Арих Анпина, и ни от чего иного .
Но разве мандрагоры созданы зря, и ни на что не воздействуют? Нет, это не так. Есть у них особое действие, и даже с сыновьями они помогают тем, кто не может забеременеть, хотя и не бесплодны. Но родить с их помощью можно только при содействии «мазаль (удачи)». Иначе говоря, если им уже суждено родить с помощью «мазаль», но всё же не могут по какой-либо причине, тогда могут помочь мандрагоры.
«Чаша благословения» – т.е. Нуква, когда в ней есть свечение Хохмы, и она светит в свойстве «вино, радующее Творца и людей», «благословляется лишь в правой стороне» – хасадим, так как Хохма без хасадим является тьмой. «И поэтому, пока не пробудится правая, чтобы наполнить чашу благословения» – Нукву, «левая не может поддерживать там, так как правая нашла причину в чаше, чтобы ради нее пробудиться к высшему миру» – и это хасадим, укрытые от Хохмы.
Объяснение. Нуква, когда она находится в свойстве левой линии, т.е. Хохмы без хасадим, называется чашей, и тогда она не светит и нуждается в благословении – т.е. в притяжении хасадим из правой линии, которое называется «благословение». И сказано: «И поэтому, пока не пробудится правая, чтобы наполнить чашу благословения, левая не может поддерживать там» – т.е. в то время, когда правая дает ей хасадим, прекращается полностью свечение левой, Хохмы. «Так как правая нашла причину в чаше, чтобы ради нее пробудиться к высшему миру».
«Так как правая нашла причину в чаше» – т.е. отчего та померкла и не светит, и по этой причине оставила свечение Хохмы, исходящее от левой, и пробудилась к притяжению хасадим от высшего мира, Леи, которая находится в хасадим, укрытых от Хохмы. И если будет при этом хоть какая-то поддержка от левой, правая не сможет слиться с высшим миром, укрытым от Хохмы, и притягивать оттуда хасадим, так как слияние означает совпадение по свойствам.
«"И пошел Реувен" – это южная сторона» – т.е. правая линия, хасадим, «и поэтому его знамя находится на юге – источнике и начале двенадцати границ». Так как двенадцать границ – это четыре стороны Хесед-Гвура-Тиферет-Малхут, в каждой из которых три линии , а Хесед – это начало двенадцати границ и стремление южной стороны отыскать причину и дары для Нуквы, чтобы благословить ее.
«"И нашел мандрагоры в поле" – пошел искать во всех богатствах его» – т.е. Нуквы, «и нашел в этом поле» – Нукве, «мандрагоры. И о них сказано: "Мандрагоры источают аромат" . И это два херувима – его исправление» – Нуквы, «для того чтобы подняться в пробуждении наверх» – к Бине, «так как во всех исправлениях этого поля нет иного исправления подъема в пробуждении наверх, к Бине, кроме херувимов».
«Когда пробуждается к ней южная сторона» – Хесед, «чтобы отыскать причину для ее благословения?» – привлечения к ней хасадим. «"В дни жатвы пшеницы" [285] – в то время, когда делит добычу воинствам ее» – т.е. ангелам, как сказано: «Встает она еще ночью, раздает пищу в доме своем» [302], «и всем жнецам поля» – тем душам, которые удостаиваются получить плоды Нуквы, называемой полем. «Сразу же: "И принес их Лее, матери своей" [285] – вознес их аромат и пробуждение к высшему миру, который укрыт» – к Лее, «для того, чтобы передать благословение нижнему миру» – Рахели.
205) «А когда благословлены мандрагоры» – т.е. облачились в хасадим, «берут их и передают во все миры, как сказано: "Мандрагоры источают аромат" [294]. Когда они источают аромат» – т.е. когда светят в свойстве Хохмы снизу вверх, «это благоухание получает южная сторона» – Хесед, «чтобы пробудить ее к высшему миру» – чтобы она светила снизу вверх, «сразу: "У входов наших всякие яства"» – и мир не лишается всех благ.
«Нижний мир пробуждается к высшему миру» – чтобы получить от него мохин, «только когда мандрагоры передают благоухание правой. Когда они передают благоухание правой, правая пробуждается к высшему миру – сразу же пробуждается нижний мир, чтобыпросить о том, в чем нуждается. И говорится об этом: «И сказала Рахель Лее: "Дай же мне от мандрагоров сына твоего" – дай мне благословения от этого пробуждения мандрагоров, которые пробудились, чтобы включиться в правую сторону» – облачиться в хасадим, содержащиеся в правой.
«Тогда высший мир отвечает ей с радостью и удовольствием, говоря: "Мало тебе, что забрала ты мужа моего" – как мать, котораяс радостью обращается к дочери, а не с возмущением. Отсюда мы видим, что муж высшего мира, Бины, – это Яаков» – ведь о Яакове она сказала: «Мало тебе, что забрала ты мужа моего»
В любви своей он назвал ее дочерью. Но этого ему было мало, и тогда он назвал ее сестрой. И этого ему было мало, и назвал ее матерью, в честь матери своей. Но и этого ему было мало, и назвал ее именем своим. И это о ней сказано: "А мудрость (хохма) где найдешь ты?" [303] – мудростью он называл ее, разумеется». Объяснение. Он передал ей свойства от четырех букв АВАЯ (;;;;): вначале от нижней «хэй ;», называемой «дочь»; затем от «вав ;» де-АВАЯ, называемой «брат», и Нуква по отношению к нему называется «сестра»; затем от первой «хэй ;» де-АВАЯ, называемой «мать (има)»; затем от «йуд ;» де-АВАЯ, называемой «мудрость (хохма)».
«И потому сказала ей, т.е. высший мир» – Бина, Има: «"Мало тебе, что забрала ты мужа моего" » – Хохму, Абу, «ведь вся его любовь нисходит к тебе». Поэтому с радостью и любовью сказала это мать дочери.
Но если она сказала без возмущения: «Мало тебе, что забрала ты мужа моего» почему ответила Рахель: «За это пусть ляжет он с тобой этой ночью» ? Дело в том, что слова «за это» везде употребляются при произнесении клятвы. Объяснение. «За это» она сказала не в ответ на слова: «Мало тебе, что забрала ты мужа моего», но это означает – клятва и твердое решение, ибо тем самым сказала ей: «Если дашь мне мандрагоры, он, несомненно, будет обязан лечь с тобой этой ночью».
Что означает «ляжет»? «Лечь» означает везде – исправление нуквы у захара, чтобы он ввел в нее образ всех букв.
«И вышла Лея навстречу ему» высшая Има, Бина, вышла к единственному сыну, Зеир Анпину. «И сказала: "Ко мне войди" – под мои крылья, чтобы благословить тебя и напоить высшими усладой и блаженством. Теперь настало время желания и наслаждения, чтобы дать тебе отраду высшего духа» – хасадим от свойства «чистый воздух», «для этого поля» – Нуквы, «прежде чем сгорит оно из-за силы суда Ицхака» – левой линии, которая светит тогда без хасадим правой, став палящим огнем.
После того, как она приняла Яакова под свои крылья, т.е. он поднялся к ней в МАН, тогда: «И лег с ней ночью он». Не сказано: «Ночью той», а сказано: «Он», что указывает на скрытого, на того, от которого исходят все благословения и все освящения, т.е. на высшего Абу. Не сказано: «И лег Яаков», а «он», что указывает на того, кто должен соединиться с ней, на высшего Абу, который наполняет Бину.
И поэтому мандрагоры пробуждают всё – ведь благодаря им поднялся Яаков к Бине в МАН, чтобы облачить их в хасадим, а затем передал их Рахели. И всё это – как высшая тайна, т.е. все отрывки здесь, как уже выяснилось, повествуют о высшей тайне.
Что значит Реувен? Иными словами, кто дал ему это имя и сказал о нем: «Смотрите – сын (реу-бен)»? Творец дает имена на земле, т.е. Творец нарек ему имя Реувен []. Как сказано: «Идите, зрите дела Творца, который произвел имена на земле» [].
«И пошел Реувен» – Хесед, «и нашел мандрагоры в поле» – т.е. облачил эти мандрагоры, «свет, который не светит», в свет хесед, и тогда они начали светить. И засчитывается ему это, словно он нашел их – то есть раскрыл их свечение.
«И принес их Лее, матери своей» – то есть поднял их свечение к Бине, Лее. И там они скрываются, а место их раскрытия только в Рахели, Нукве, находящейся от хазе и ниже Зеир Анпина. Поэтому: «И сказала Рахель Лее: "Дай же мне от мандрагоров сына твоего"» [285] – потому что место их свечения находится только у меня. «И сказала ей: "Мало тебе, что забрала ты мужа моего?"» – то есть сказала это, испытывая радость: «Мало тебе, что вся любовь мужа моего, свойства Хохмы, только лишь к тебе, и построил он тебя в ХУБ ТУМ, т.е. передал свойства "дочь-сестра-Има-Хохма
«Ибо внаем наняла я тебя, за мандрагоры сына моего» . Иными словами, сказала ему: «Я дала мандрагоры Рахели, и в ней образовалась тьма, поэтому ты обязан подняться ко мне в МАН и притянуть для нее хасадим, чтобы не сгореть ей из-за судов левой линии». И считается, что наняла его. «И лег с нею ночью он» – т.е. она произвела зивуг с высшим Аба, называемым «он», от которого нисходят к ней все освящения и благословения, и передала его Яакову. А Яаков наполнил ими Рахель.
И свечение левой, Хохму без хасадим, Нуква получает от самой Бины наравне с Зеир Анпином. И поэтому находится она тогда на одном уровне с Зеир Анпином, и ступени их равны. Но свечение правой, т.е. хасадим, облачающие Хохму, она обязана получать от Зеир Анпина, мужа своего . И также здесь, Рахель получила мандрагоры от самой Бины, от Леи, однако свечение хасадим получила от Яакова, после того, как он поднялся в МАН к Бине и привел к зивугу Хохмы и Бины, как сказано: «И лег с ней ночью он».
«И вышла Лея навстречу ему и сказала: "Ко мне войди"» «Ко мне войди» – разве это не дерзость? Как раз наоборот, отсюда мы видим скромность Леи, что ничего не сказала перед своей сестрой, а поспешила встретить его на пути, шепотом сказав ему и известив его, так как он находится в распоряжении Рахели. Как сказано: «Ибо внаем наняла я тебя» – у Рахели, т.е. получила разрешение, и чтобы это не было злом в глазах Рахели, сказала ему снаружи, а не дома.
И к тому же, вход в шатер Леи находился снаружи, и она провела Яакова через вход, который находился снаружи, прежде чем тот вошел в шатер Рахели. Но зачем? Чтобы не говорить это перед Рахелью и не выказывать дерзость перед сестрой. И кроме того, еще сказала Лея: «Если войдет Яаков в шатер Рахели, увести его оттуда будет нечестно». Поэтому поспешила встретить его снаружи.
.......
Сыновья Высшего, высшие праведники! Благословенные мира, удостоившиеся сердцевины ореха, соберитесь, чтобы узнать от том, что птица спускается каждый день, пробуждается в саду, огненное пламя в крыльях ее. В руке ее три лопатки, т.е. совки, острые как меч, ключи от сокровищ в ее правой руке.
Зоар призывает только людей, удостоившихся тех ступеней, которые перечислены, и это Хохма и Бина, Тиферет и Малхут (ХУБ ТУМ): «сыновья высшего» – это Бина, «высшие святые» – Хохма, «благословенные мира» – Тиферет, «сердцевина ореха» – Малхут. И говорит им: «"Соберитесь, чтобы узнать" и постичь призыв птицы, который она произносит каждый день в Эденском саду» – ибо они достойны понять эти вещи, а не другие, пока еще не удостоившиеся этих ступеней.
«Птица» – это Нуква Зеир Анпина. «Сад» – это Эденский сад, место Нуквы, которая достигла свойства Имы, а ее собственное свойство неразличимо вовсе [265]. И поэтому сказано здесь, что «птица спускается каждый день» – т.е. птица, Нуква, спускается из места Имы, после того как обрела свое собственное свойство, «пробуждается в саду» – и она пробуждается каждый день в Эденском саду, чтобы призывать оттуда, потому что там она полностью подобна Име. И ее уподобление по свойствам Име происходит в трех видах:
Катнут, свойство ВАК, называемое «крылья», т.е. она должна быть подобной «крыльям» Имы.
Свечение Хохмы, которая пока еще закрыта, и место ее – в левой руке, и это ГАР де-ВАК.
Хасадим, облачающие Хохму и раскрывающие ее для свечения во всем совершенстве, и называемые поэтому «ключи от сокровищ», ведь без них все сокровища Хохмы остаются закрытыми.
Нуква опустилась в Эденский сад из Имы и получила от нее «огненное пламя в крыльях ее», т.е. она опустила вместе с собой из Имы суды, называемые огненным пламенем, и место их называется «крылья», то есть она достигла свойства катнут от Имы. И вместе с собой она также опустила «в руке ее три лопатки, острые как меч» – в левой руке ее она опустила свечение Хохмы, и хотя она всё еще закрыта, тем не менее она изгоняет все клипот, которые являются грязью и скверной, перекрывающими каналы изобилия от свечения нижним. И поэтому она называется лопаткой, острой как меч, которая вычищает всю грязь настолько, что становится невидным место ее. И поскольку произошло взаимное включение в двенадцати свойствах, т.е. имеется три части в каждом из свойств Хесед и Гвура, Нецах и Ход, называемых «руки» и «ноги», поэтому и здесь упоминаются три лопатки в левой руке ее, соответствующие трем частям руки. И это второе свойство, которое она получила от Имы.
«Ключи от сокровищ в ее правой руке» – это третье свойство, которое она опустила вместе с собой в Эденский сад от Имы, свет хасадим, место которых в правой руке, и они облачают Хохму и называются «ключи от сокровищ», поскольку открывают сокровища Хохмы. А без них все сокровища Хохмы остаются закрытыми, как на замке и на засове.
Громко призывает она, обращаясь к праведникам в Эденском саду: «Тот из вас, чей лик светел, тот, кто удостоился мудрости, как сказано: "Мудрость человека просветляет лик его" , тот, кто вошел и вышел и укрепился в Древе жизни…» То есть, он удостоился трех линий: «вошел» – в свойство правой линии, «вышел» – в свойство левой линии, «и укрепился в Древе жизни» – в свойстве средней линии. «Дошел до его ветвей» – сфирот ХАГАТ НЕХИ, включенных в Зеир Анпин, который называется Древом жизни, а они – ветвями его. «И соединился с его корнем» – т.е. с ГАР Зеир Анпина, «вкушает от плодов его, которые слаще меда» – это свечение Хохмы в Нукве Зеир Анпина, которая является его плодом, и он сладок, как сказано: «Как сладок этот свет очам моим», а эйнаим (глаза) относятся к свойству Хохмы. «Несущих жизнь душе и исцеление ему самому» – т.е. его телу (гуф).
Однако если он притягивает свечение левой линии сверху вниз, и наносит ущерб средней линии, считается, что он «не удостоился и оно становится злом». И тотчас раскрывается над ним точка собственного свойства Нуквы, и света жизни тут же улетучиваются и покидают его.
И для того чтобы «не удостоиться» не требуется само действие, чтобы совершить притяжение сверху вниз, а всего лишь согрешить в мысли, и хотя он еще не согрешил на деле, уже считается, что он «не удостоился» и оно стало злом, и света святости уходят от него, а дух глупости, являющийся смертью и злом, облачается в него, чтобы он согрешил на деле, как сказано: «Не совершит человек прегрешения, если не вселится в него дух глупости.
И это смысл сказанного: «Тот, кто бережет себя от дурных мыслей» – т.е. удостаивается высших светов лишь тот, кто уберегся от дурной мысли, мысли согрешить и притянуть свечение левой линии сверху вниз. «Мыслей, несущих ложь Древу жизни» – потому что Древо жизни это средняя линия, окончательно определяющая, что только правая линия будет светить сверху вниз, а левая линия – только снизу вверх. И поскольку человек думал, как притянуть сверху вниз, выходит, что он лжет и вредит исправлению Древа жизни. «Мыслей, оскверняющих реку и ручей, исток Исраэля» – и мало того, он еще и оскверняет реку, свойство Имы, и ручей, Есод Имы, которая является источником Зеир Анпина, называемого Исраэль.
«Мыслей, несущих смерть душе и разбиение ему самому» – ведь после того как света уходят из Нуквы, уходит также и свет человека, называемый «душа» (нефеш), и его кли, называемое «гуф» (тело), разбивается, «лишая его всей жизни» – ему не от кого получать света жизни, поэтому оно разбивается и умирает.
179) «Мысли, которые осквернили источник его» – т.е. Древа жизни, Зеир Анпина, из-за того, что он поднял ущерб Нуквы в Иму, «создают Древо лжи» – потому что ущерб и разрушение светов источника Древа жизни постепенно образуют Древо лжи ситры ахра, как сказано: «Цор отстраивается не иначе, как на разрушении Йерушалаима» . «Ибо эти мысли поднимаются и подменяют одну душу другой» – душу, исходящую от светов святости, подменяют душой от светов ситры ахры, так как из-за этих мыслей «Древо жизни уходит, а Древо смерти соединяется с человеком – ведь от него он притягивает душу».
Горе ему, ведь из-за этих мыслей он стал оторван от Древа жизни и соединился с Древом смерти, у которого нет ветвей» – т.е. свет его прекратился и не распространяется, и соединившийся с ним «не увидит добра вовеки». «Сухо оно, нет в нем никакой влаги» – света, «плоды его горьки, как полынь. И о нем сказано: "Будет он как можжевельник посреди степи, и не увидит наступления благоденствия.
Горечь- есть желание наслаждения без отдачи- эгоизм.
Нет воды- Милосердие,радость,свет Торы...
Нет добра . Плоды- это праведности- сыны- желание наполнения ради отдачи...
Сладость это Бина- отдача.
Бина- Карамель.
Мы уже выяснили, какой большой вред наносит тот, кто соединен со святостью, Древом жизни, а думает как притянуть левую линию сверху вниз, ведь вместе с его дурными мыслями света жизни и всё благо тут же уходят от него, и святая душа подменяется у него нечистой душой, как сказано: «А если не удостоился, то становится злом». И это сравнивается с тем, кто соединяется со своей женой и думает о другой, ибо совершающие зивуг в святости являются строением для высших Зеир Анпина и Нуквы, но думая о другой, он тем самым пробуждает Нукву ситры ахра, жену-блудницу, противостоящую Нукве Зеир Анпина, и приводит к тому, что свечение левой линии от Нуквы притягивается сверху вниз в клипот. И тогда она считается Древом познания добра и зла, о котором сказано: «А если не удостоился, то становится злом», потому что раскрывается над ней точка первого сокращения, и уходят все света святости, а вместо них приходят света ситры ахра. И получается, что совершающие зивуг становятся тогда строением для ЗОН клипот. И поэтому сын, родившийся от этого зивуга, происходит от ситры ахра и становится подменой. Иначе говоря, в нем находится дурная душа от ситры ахра, от сил первого сокращения, и он более не способен получать свет жизни святости.
И это означает сказанное: «И если он излил семя с этими мыслями, то этим подменил высшие ступени наверху, т.е. ступень святости он подменил ступенью скверны», и об этом сказано: «А если не удостоился, то становится злом» – т.е. раскрылась над ней точка первого сокращения, и света жизни подменились светами Древа смерти.
«Так же как мысли его производят подмену внизу, когда он подменяет свою жену другой, так же он производит и подмену наверху» – так же как зло раскрылось внизу, в Нукве, вместо добра, которое было у него, так же произошла подмена наверху, в Име, т.е. изъян поднялся так же и в ЗАТ де-Има, ведь из-за того, что они были соединены друг с другом во время исправления, причиняется также и вред друг от друга во время нанесения вреда .
И поэтому «так же как тело сына, которого он породил, называется подменой, так же и относительно его души это называется подменой, поскольку этими мыслями он не притягивал святость, и душа его сменилась другой ступенью, т.е. ситры ахра». Тело происходит от Нуквы, а душа происходит от светов Имы. И поскольку Име тоже был нанесен вред, получается, что не только телу был причинен вред, но и душе от Имы тоже был причинен вред, и считается подменой, т.е. она изменилась и стала нечистой душой.
Яаков совершенен, и раскрыто перед Творцом, что все пути Яакова были в истине, и мысли его были истинны всегда, о чем бы он не думал. В ту ночь, когда он соединился с женой своей, Леей, мысли его были о Рахели. Он соединялся с Леей, а думал о Рахели, и его источник следовал за его мыслями.
И мы уже знаем, что Лея – это Бина, а Рахель – Малхут, т.е. Нуква, расположенная от хазе Зеир Анпина и ниже. И мы также знаем, что Нуква в отношении своего собственного свойства не может получать свет, поскольку находится в состоянии первого сокращения, но сначала она притягивает келим Имы, становясь Малхут, подслащенной свойством милосердия, и тогда она способна принимать света . И выходит, что в свое свойство Рахель не способна принять никакой свет, но только после того, как получит келим от Леи, т.е. от Имы.
И получается, что когда он вошел к Лее, а думал о Рахели, т.е. думал притянуть света к Рахели, не зная, что это Лея, в этот момент он собирался притянуть света в еще не подслащенные келим первого сокращения, которые и называются злом, как сказано: «А если не удостоился, то стало злом». Ведь прежде, чем он взял в жены Лею, он не мог притянуть исправленные келим для Рахели. И потому раздался голос и сказал: «Яаков, написано: "От мира и до мира"» – поэтому келим Леи поменялись у него на свойство келим Рахели, т.е. сила сокращения, которая была в Рахели, соединилась с келим Леи, и он не мог притянуть в своем зивуге больше, чем ВАК без рош.
186) И он поступил так, не зная, что это Лея. Поэтому Реувен не был бы назван этим именем, ведь у него был только ВАК без рош, а «имя» означает постижение. Однако Творец, который знал, что это Лея, т.е. Бина, и она не должна нести ущерб из-за сокращения Рахели, указал на него, т.е. дал ему рош и ГАР, и сказал: «Смотрите – сын (Ре;у – бен), который родился миру». И об этом сказано: «Если человек будет находиться в скрытии, разве Я не увижу его? – сказал Творец, – ведь и небо и земля полны Мною» [281], и вместо «увижу его (эрену ;;;;;;;;;;)» надо читать «укажу на него (эрану ;;;;;;;;;;)». И поскольку открыто Творцу, что это было неизвестно Яакову и истинно думал он в желании своем, Реувен не был исключен из святых колен, т.е. не считался подменой, ведь в противном случае он был бы исключен.
187) И поскольку мысль является главным и она производит действие, Творец, знавший место, с которым была соединена эта мысль во время выделения первой капли семени, сохранил для нее это место, т.е. первородство, как сказано: «Ибо первенец он, но когда осквернил он ложе отца своего, отдано было первенство его …Йосефу»
ибо куда ушла и прилепилась мысль во время зачатия, туда же прилепилось и было отдано первородство. И первородство было забрано у Реувена и было отдано тому месту, к которому прилепилась мысль. О Рахели думал он, и к ней прилепилось его желание. Поэтому к Рахели прилепилось первородство, и всё последовало за этой мыслью и размышлением.
Мысль и размышление производят действие, и совершается притягивание от всего, к чему человек тайно прилепился. Как сказано: «Не выйдет жена умершего замуж на сторону» . И здесь мысли и желание должны прилепиться к душе его умершего брата, и в этом желании и мыслях он совершает притягивание и производит необходимое действие, и имя умершего не исчезнет из мира.
И это смысл сказанного: «Если человек обратит сердце свое к Творцу, то дух его и душу (руах и нешама) присоединит Он к Себе» – поскольку именно желание и мысли совершают притягивание и производят действие во всём необходимом. И поэтому в молитве нужно направить на это желание и мысль. И так же во всякой работе Творца, мысль и размышление производят действие и совершают притягивание всего необходимого.
Понятия "ветвь" – следствие и "корень" – причина: Эрец Исраэль является ветвью сфиры малхут. Малхут называется "сосуд", который создан Творцом для получения света.
Сосуд- сердце- желание...
Свидетельство о публикации №124102101892